Теракт? Что недосказано о катастрофе в Ростове-на–Дону

Военный эксперт о причинах падения Боингов

Алексей Леонков, 23 марта 2016, 11:30 — REGNUM  

Командир «Боинга 737−800» авиакомпании Fly Dubai при посадке в аэропорту Ростова-на-Дону пытался уйти на очередной посадочный круг, но не смог, сообщали 20 марта СМИ. Так начался самый тяжелый день в истории ростовского аэропорта. Вся страна от такой новости испытала шок. Новостные каналы в течение дня сообщали подробности, показывали эксклюзивные кадры и приводили мнения опытных пилотов и экспертов. Президент России Владимир Путин произнёс слова соболезнования семьям погибших, после него и глава авиакомпании Fly Dubai Гайт Аль Гайт принес свои соболезнования. Вскоре обнаружили «черный ящик» погибшего самолёта, появились расшифровки переговоров экипажа с диспетчерами аэропорта и первые данные с самописцев.

«Судя по имеющимся сведениям о крушении, самолет поднялся до высоты в почти 1000 метров, после чего пошел на вторую попытку посадки. Но при снижении что-то спровоцировало резкий толчок вниз. Самолет начал падать, как будто бы в свободном падении», — выяснили журналисты.

Одной из вероятных причин крушения самолёта стала версия отказа руля высоты, который по необъяснимым причинам — отказал, замёрз…

Странная версия и странное поведение самолёта перед посадкой. Резкий набор высоты с последующим резким пике и взрывом. Такое уже было, совсем недавно — 17 ноября 2013 года, в Казани. «Не сумев посадить самолёт с первой попытки, КВС Рустем Салихов при уходе на второй круг отключил автопилот и допустил срыв самолёта в пике», — так гласило заявление комиссии МАК.

В расследовании казанского крушения участвовали представители американской корпорации и пилоты-испытатели, которые констатировали, что экипаж допустил ошибку чуть ли не со взлёта самолёта, отклонившись на 5 км от курсо-глиссадного луча. Пилоты заметили эту ошибку при первом заходе, данные с приборов в кабине самолёта были неверными, поэтому они и ушли на второй круг, пытаясь посадить самолёт в ручном режиме.

Далее при заходе самолёта на посадку нос «Боинга-737» задрался до критических отметок угла, при этом скорость снизилась ниже минимально допустимых значений, и самолёт сорвался в пике. Фактор плохой погоды, как и с ростовским самолётом, тоже присутствовал.

Двойное совпадение? Нет, не двойное, а тройное. Был еще один случай с самолётом «Боинг 737−500» в городе Пермь 14 сентября 2009 года. Общее с ростовским и казанским «Боингами» был резкий набор высоты до 900 метров, сваливание в пике же произошло через крен с выполнением фигуры «бочка». Второй общей чертой является уход на второй круг и крушение при заходе на посадку. Третьей общей чертой — это отсутствие сообщений от экипажей о неисправностях на борту самолётов.

Странно, что никто не реагировал на это. Такое утверждение так же не верно. Реагировали и проводили обследования обломков, делали выводы и заявления. В прошлом году в ноябре МАК неожиданно для всех приостановил сертификацию самолетов «Боинг-737» в России до получения уведомления от авиавластей РФ и США о лётной годности самолетов. Согласно опубликованного 5 ноября 2015 года на сайте МАК документа (который МАК вскоре сняла с публикации), речь шла о необходимости доработок для обеспечения отказобезопасности системы управления рулем высоты самолетов типа «Boeing 737». В декабре 2015 года у МАК отобрали право сертифицировать самолёты и двигатели.

Инициатива МАК вызвало бурную реакцию со стороны российских авикомпаний, в ангарах которых «Боинг-737» занимал доминирующее положение. По данным Росавиации, сертификаты летной годности и, соответственно, право осуществлять пассажирские перевозки в РФ имеют 194 самолета семейства Boeing 737. Из них только шесть сертификатов выданы самой Росавиацией — на самолеты с регистрацией в РФ, остальные самолеты зарегистрированы на Бермудах (147 самолетов) и в Ирландии (41 самолет).

Это означает, что самолеты, зарегистрированные вне территории РФ, могут ремонтироваться по месту регистрации, то есть за рубежом.

Теперь вернёмся к трём погибшим «Боингам» — двум принадлежавшим российским авиакомпаниям и одному, который был на все 100% иностранного подданства. С высокой вероятностью российские «Боинги» были сертифицированы за рубежом и как их арабский собрат прошили все регламенты ТО под бдительным наблюдением иностранных специалистов.

В декабре 2013 года Александр Проханов в интервью радио «Эхо Москвы» сказал следующее: «Поэтому мне приходит в голову такая мысль, что это мог бы быть теракт. И я могу предположить — каким образом этот теракт мог быть реализован. Ведь мы покупаем «Боинги» наполненные электронным оборудованием, созданным в Америке. Всё чаще наши военные специалисты говорят, что мы тем самым нарушаем безопасность наших систем — наших самолетов, наших ракет. В этих «Боингах» — чужая электроника, чужие чипы с так называемыми закладками, которые позволяют дистанционно приводить в негодность эти системы. То есть можно было без ракет и взрывчатки этот самолет уничтожить, создать внутри него аварийную ситуацию. А ведь самолет погиб очень странно: он в какой-то момент вошел в пике и ударился о землю носом. Поэтому я бы не сбрасывал со счетов такую версию, как террористический акт. Повторяю, я бы вписал эту версию в очень жестокий опасный контекст, который сейчас происходит в Татарстане. А также еще раз исследовал бы вот эту далеко не фантастическую версию о том, что самолет мог быть на расстоянии дистанционно направлен в пике».

Действительно после событий 11 сентября 2001 года, проходила такая информация, что в интересах безопасности допускалась возможность дистанционного управления самолётом без участия экипажа, который может быть захвачен или убит террористами. Когда гражданские самолёты с ювелирной точностью попали в Башни-Близнецы — эта вероятность стала техническим фактом. Потому что не всякий пилот сможет низколетящий на скорости 350 км/час гражданский самолёт направить точно в центр небоскрёба. Автоматика может. Это доказали мы, русские, когда посадили «Буран» в 1988 году, это стало штатным для современного высокоточного оружия.

По поводу закладок многое могут рассказать представители спецслужб. Интересны факты в закупке компьютеров для государевых нужд. Если компьютер покупается для дома и семьи — это просто компьютер. Но стоит объявить о покупке для министерства и ведомства, то к «бабке не ходи» — закладок в каждом изделии вы найдёте много.

Системы управления современных самолётов уже давно оснащаются бортовыми вычислительными машинами. Понятие «автопилот» уже давно вышло за рамки своего первоначального назначения — автоматической стабилизации параметров движения летательного аппарата. Теперь это сложный программно-аппаратный комплекс решающий множество задач по заданным алгоритмам. Программы либо принимают решение сами, либо выдают рекомендации экипажу в зависимости от поступающей информации от датчиков, возмущающих факторов полёта самолёта, действий экипажа, климат-контроля и обмена телеметрических данных с диспетчерскими пунктами сопровождения, а также видео и аудио регистрации обстановки на борту, предоставления и контролирования интернет трафика пассажирам, контроля исправного состояния кухни и туалетов и многих, многих мелочей. Всё это отдали автоматике, экипаж благодаря этому сократился до двух пилотов.

Любой хакер вам скажет, что программу можно взломать и перепрограммировать в своих интересах. Так ломают банковские программы и уводят на подложные счета миллионы долларов.

Пятый схожий фактор в катастрофе трёх «Боингов» — это проблемы с программно-аппаратным комплексом управления самолётом, который журналисты так легко называют «автопилот». После крушения доказать этот фактор невозможно — взрыв и пожар, уничтожают все улики. В пожаре гибнут платы, микросхемы, модули памяти и записанные в них программы. Самописцы не регистрируют отказы программ и неверные показания на приборных панелях пилотов, так как их назначение только в фиксации основных параметров полета, работы узлов и агрегатов.

Мне пришлось поработать с автоматикой. Проверялось АСУ ТП химического предприятия на возможность перехвата и управления. «Диверсант» в этом эксперименте вошёл в программу управления технологией производства химического удобрения на основе аммиака. При этом оператор, контролирующий технологический процесс не смог отследить это вмешательство — все датчики и приборы на его мониторе были исправны и находились в «зелёной» зоне. Когда же «диверсант» сделал своё дело, «взорвал все резервуары с аммиаком», аварийная сигнализация среагировала на взрыв спустя 5 минут. Любая экспертная комиссия, приехавшая на «разбор полётов» — установила бы причиной взрыва вероятность неисправности задвижек.

«Чистое убийство» — мечта любой спецслужбы. 185 летающих бомб замедленного действия под российским флагом. Это всего лишь версия.

Если «Боинги» невозможно оставить на земле, по причине остановки всего авиасообщения в России и последующего коллапса для наших авиакомпаний, то проверить на закладки ведь можно? Здесь в России, чтоб Росавиация выдала сертификат — «Проверено, закладок нет».

К тому же программы импортзамещения и подъёма с колен отечественной авиапромышленности никто не отменял.

«Предупреждён — значит спасён!» Верю только в лучшее.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
25.05.17
«Испанские танки впервые после Второй мировой вплотную подойдут к России»
NB!
25.05.17
«Испания считает, что русских можно напугать численностью войск»
NB!
25.05.17
Приднестровье: Додон — враг
NB!
25.05.17
Венесуэльское противостояние: каждый занят своим делом
NB!
25.05.17
Знали ли японцы о планах Германии напасть на СССР?
NB!
25.05.17
Страны ОПЕК+ намерены продлить соглашение: чего ждать?
NB!
24.05.17
Военный Донбасс: ЛНР проводит учения для детей, ВСУ подтягивают наемников
NB!
24.05.17
Керри порекомендовал американцам учить русский язык
NB!
24.05.17
Ответ на победу Рухани: США, Саудовская Аравия и Израиль против Ирана
NB!
24.05.17
Режим ЧС введён на Ставрополье: вода наступает на новые города
NB!
24.05.17
Широко шагает Азербайджан (Л. И. Брежнев)
NB!
24.05.17
В Петербурге предлагают через референдум забрать мандаты у шести депутатов
NB!
24.05.17
«Бизнес без инфаркта»? Предприниматели Кургана ждут помощи Путина
NB!
24.05.17
Путин: Надо повысить зарплаты бюджетникам, не попавшим в «майские указы»
NB!
24.05.17
Госдума призвала ПА ОБСЕ осудить запрет интернет-ресурсов РФ на Украине
NB!
24.05.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 24 мая
NB!
24.05.17
В Красноярском крае от огня пострадало уже порядка 70 домов
NB!
24.05.17
Памятник ЮНЕСКО под Владимиром украсили клозетом
NB!
24.05.17
МВД РФ не может сказать, чем Навальный лучше других граждан РФ
NB!
24.05.17
Владельцев земель, используемых не по назначению, не будут карать дважды
NB!
24.05.17
Мэрия Москвы молчит о том, кто признал пятиэтажки аварийными
NB!
24.05.17
«Федерация Додона»: Молдавия не готова, Приднестровье не готово