Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 23 февраля вынес решение по жалобе, поданной правозащитниками в интересах жителя Орска Оренбургской области Александра Андреева в 2006 году. Страсбургские судьи признали факт незаконного задержания и пыток молодого человека в милиции в 2005 году, а также установили, что следственные органы не провели эффективного расследования по этому факту. В связи с этим заявителю присуждена компенсация морального вреда в размере 26 тысяч евро, однако виновные в пытках ответственности уже не понесут. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили 24 февраля в Комитете по предотвращению пыток.

В правозащитной организации отметили, что в 2006 году 17-летний орчанин был помещён в отделение нейрохирургии городской больницы с сотрясением головного мозга. За помощью в организацию обратился отец парня, который заявил, что сын подвергся незаконному задержанию и пыткам со стороны сотрудников РОВД Советского района города Орска.

В ходе общественного расследования, проведенного правозащитниками, установлено, что Василий и его несовершеннолетний сын Александр утром 15 февраля 2005-го пришли в Советский РОВД Орска. Поводом к их вызову послужило уголовное дело, в котором отец и сын проходили свидетелями. Милиционер предложил парню найти и передать информацию о лицах, совершивших кражу в магазине «Ассоль», если тот не желает, чтобы ответственность за это преступление было возложено на него. Отец вслух выразил несогласие с приглашениями сына в «стукачи». После нескольких таких возражений оперативник выгнал Андреева-старшего на улицу.

На протяжении нескольких часов Василий неоднократно, но безуспешно просил оперативного дежурного узнать, где находится Александр и когда его отпустят. Дома сын появился вечером и признался, что в милиции его пытали. Затем стал терять сознание, начались приступы рвоты. Отец вызвал скорую помощь. В больнице с диагнозом «сотрясение мозга, ушибы мягких тканей головы» парень пролежал неделю.

По словам Александра, следователь после допроса вручил повестку на 17 февраля и отпустил его. В коридоре его ждал участковый инспектор, который повел молодого человека на дактилоскопирование. Через служебную дверь участковый вывел юношу из здания, посадил в уже дожидавшийся милицейский УАЗ и отвез во 2-е отделение милиции. Перед этим постовой по просьбе участкового отметил в журнале, что Андреев вышел из РОВД.

По пути милиционер сказал Александру, что отец извещен о его местонахождении. По приезде во 2-е отделение участковый передал доставленного двум милиционерам и ушел. Сотрудники правоохранительных органов начали выбивать признания молодого человека в совершении краж из магазинов. Александру сцепили руки за спиной наручниками и приказали сесть на пол, скрестив ноги. После этого ступни ног связали веревкой, продев её конец под наручники, и принялись подтягивать руки к ногам, причиняя Андрееву невыносимую боль. Не выдержав, Саша попросил развязать ноги.

Как признался парень, чтобы избежать продолжения пытки, разбежавшись, он ударился головой о стекло книжного шкафа. Осколки стекла порезали кожу на голове в нескольких местах, по лицу потекла кровь. Однако милиционеры вновь связали Андрееву ноги, стянули ноги с руками за спиной, продели под верёвку металлический стержень и подвесили Александра между столом и спинкой стула.

В итоге, не выдержав мучений, юноша подписал признания в совершении кражи. Как подчеркнули в правозащитной организации, уголовное дело в отношении Андреева так и не было возбуждено. Следователь прокуратуры Советского района Орска Оксана Балыбина, проверявшая заявление Василия Андреева о преступлении в отношении его сына, дважды в течение двух месяцев отказывала в возбуждении уголовного дела.

Правозащитники подали жалобу в Европейский суд по правам человека в интересах Александра Андреева. Страсбургские судьи 23 февраля единогласно установили, что имели место нарушения статьи 5 Конвенции «Право на свободу и личную неприкосновенность», статьи 3 Конвенции в ее материальной части «Бесчеловечное и унижающее достоинство обращение с заявителем» и процессуальной части «Неэффективное расследование жалобы заявителя». В связи с этим заявителю присуждена компенсация морального вреда в размере 26 тыс. евро.

«Картина преступления предельно ясна. Группа сотрудников милиции, с целью получения информации и признательных показаний от подростка, грубостью и обманом отделила несовершеннолетнего Александра от отца. Затем подросток фактически был похищен и втайне от родителя перевезен в другой район города. В отделении милиции № 2 к юноше применялось насилие, причинявшее ему физические страдания и побудившее его к попытке членовредительства. Замечу, что по своим физическим данным Александр — малыш. В 2005 году он был метра полтора ростом и килограммов пятьдесят весом. Милицейские мужики избивали и пытали фактически ребёнка!» — сказал член Комитета по предотвращению пыток Вячеслав Дюндин, проводивший общественное расследование по этому делу.