Эксперт: В Казахстане нет человека, который мог бы прогнозировать сели
Казахстан, 9 августа, 2015, 23:05 — ИА Регнум.
Сель, который стал причиной подтопления окраинных районов Алма-Аты 23 июля, вызвал волну полемики вокруг рисков, связанных с безопасностью моренных озер в горах над южной столицей Казахстана. Согласно одной из официальных версий, прорыв произошел по причине жары — она вызвала интенсивное таяние ледников и как следствие — переполнение горных водоемов. Однако по словам одного из ведущих специалистов Казахстана по вопросам селезащиты Бориса Степанова, жара не может быть основной причиной возникновения прорыва горного озера. В интервью корреспонденту ИА REGNUM он заявил, что условия для прорыва водоемов формируются годами и даже десятилетиями — и чтобы их понимать, надо проводить дорогостоящие исследования.
ИА REGNUM: Вы согласны с официальной версией, что в возникновении алма-атинского селя в ночь на 23 июля виноват прорыв одного из безымянных моренных озер?
Скорее всего, да. Это очень вероятно.
ИА REGNUM: Можно ли было предсказать этот сель?
«Казселезащита» должна опорожнять озера, а прогнозировать сели должны институт географии и «Казгидромет». Но опыт показывает, что нет человека, который смог бы прогнозировать гляциальные сели. Можно лишь говорить, что возможно селеобразование, сформированное усиленным таянием ледников. Но где и когда это произойдет — на эти вопросы вам никто не сможет ответить. Потому что для этого необходимо располагать информацией, добывать которую стоит в несколько раз дороже, чем опорожнять те же озера.
ИА REGNUM: Усиленное таяние обусловлено аномально высокой температурой?
Да. В наших условиях таяние обусловлено на 80 процентов теплом Солнца и на 20 процентов — температурой воздуха. Вот зимой солнце есть, а ничего не тает. Почему? Да потому что температура воздуха низкая. Я утрирую, конечно.
ИА REGNUM: Но в одном из последних интервью вы сказали: «Верить тому, что причиной схода селя стала аномальная жара, я не могу. За эти 42 года было множество случаев, когда жара была такой же, как сейчас, или еще хуже, но ничего связанного с жарой не происходило». А мне вы говорите, что причиной таяния является аномальная жара…
Образование каналов связи в какой-то мере связано с температурой, но не сегодняшнего и не вчерашнего дня. На подготовку к тому, чтобы произошел прорыв уходят годы, а то и десятилетия. Это можно сравнить, грубо говоря, с раковой опухолью: человек ничего не подозревает, что с ним что-то творится, пока 4-я стадия не началась. А потом все прорывается, но уже поздно что-то сделать. То же самое и с моренными озерами.
ИА REGNUM: Примерно в тех же числах, когда сошел сель в Алма-Ате, аналогичные катаклизмы произошли в Таджикистане, Туркмении. И в Киргизии селеопасная ситуация.
Для того, чтобы говорить о причинах селя там, мне нужна информация, которой нет. Причины у прорыва могут быть самые разные.
ИА REGNUM: Казахстанский сейсмолог Виктор Инюшин прогнозирует землетрясения силой до 5 баллов в августе. Не взаимосвязанные ли это вещи?
Я не думаю, что пятибалльное землетрясение может как-то повлиять на прорыв озера.
ИА REGNUM: Вы утверждали, что необходимо в срочном порядке построить еще одну плотину в районе бывшего дома отдыха «Просвещенец». «Если мы сейчас не построим эту плотину, а в ближайшие годы сойдет сель, который заполнит Медео». Я разговаривал с Ильиным, и он сообщил, что уже подготовлен пакет предложений по строительству плотин в горах Алма-Аты. Не обидно, что вас услышали только спустя 8 лет?
Я 25 лет доказываю, что нужно делать СНиПы. Пишу письма министрам — никакого результата. Министры у нас меняются чаще, чем успевают рассмотреть какие-то предложения. В конце концов я написал письмо президенту Нурсултану Назарбаеву и дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки. По крайнем мере мэрия Алма-Аты и Комитет по ЧС поддержали меня. Теперь вот будет конкурс грантов, чем он кончится — я не знаю. Потому что сначала решение о соответствии заявки требованиям гранта рассматривает комиссия, в состав которой входят два иностранца. Понимают ли они необходимость этих СНиПов или нет? Решат, что не так важно и все… У нас, как правило, деньги дают химикам да математикам из Академии наук.
ИА REGNUM: То есть Вам нужен грант на разработку СНиПов?
Да. СниПов по проектированию, строительству и эксплуатации противоселевых плотин.
ИА REGNUM: Ваш оппонент Вадим Виноходов заявлял: нас уже 10 лет пугают селем из-за моренного озера № 6 (угрожающее Алма-Ате), но все было спокойно и ближайшие 10 лет будет так же.
Если бы этого Виноходова тогда заставили дать обещание застрелиться при условии, что в последующие 10 лет сель все же случится, я бы посмотрел тогда, что бы он говорил.
ИА REGNUM: А те СНиПы, которые Вы хотите разработать, смогут дать какую-то определенность?
Они помогут определить, в каком бассейне должна быть плотина стоимостью в два миллиона долларов, а в каком — за 10 миллионов.
ИА REGNUM: Но ведь для этого понадобится некая карта потенциально опасных районов?
Естественно, она будет создана. Кроме того, СНиПы ответят на многие вопросы. К примеру, целесообразно ли строительство новых плотин или лучше перенести город.
ИА REGNUM: А кто будет их создавать?
Институт географии и КазНИИСА.
ИА REGNUM: И каковы шансы, что вы получите грант?
Не знаю, там очень много ступеней рассмотрения заявок.
ИА REGNUM: Сплошная бюрократия…
Чтобы оценить масштабы бюрократии, достаточно взглянуть на здание мэрии Алма-Аты. Раньше там был президент и совет министров и все помещались. А сейчас там все комнаты заполнены сотрудниками ведомства. Горсовет сейчас занимает здание, где раньше все главные чиновники КазССР сидели. Вот и делайте выводы.
ИА REGNUM: И тем не менее, каковы Ваши прогнозы относительно будущего Вашего проекта?
Мне сложно судить. Чем обычно руководствуются наши чиновники? Чиновник тем дольше будет сидеть на своем стуле, чем меньше будет тревожить вышестоящего. Вот и все. Мы в 2010 году сдали в министерство отчет о плотинах, потеплении, селях и т. д. Вы думаете, кто-нибудь отреагировал? Конечно же, нет. Они просто бросили его на полку и забыли.
ИА REGNUM: То есть вероятность аналогичной судьбы велика?
Она существует. Но есть надежда, что все будет иначе, так как нас поддерживает мэрия.