В Чувашии на уровне правительства региона разбирались, почему в ряде исправительных учреждений системы УФСИН комнаты ожидания и приёма передач находятся в "запущенном состоянии". Этот вопрос был рассмотрен на очередном координационном совещании по обеспечению правопорядка при главе Чувашии Михаиле Игнатьеве. При этом руководитель региона призвал местного омбудсмена Юрия Кручинина и руководство регионального ФСИН по Чувашии прекратить медиавойну, "заняться делом и конкретно решать вопросы", передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Рассмотрение вопроса инициировал уполномоченный по правам человека Юрий Кручинин, который ранее озаботился содержанием арестантов в следственных изоляторах Чувашии, высказав критику в связи с переполненностью мест принудительного содержания. На этот раз прицелом для критики стали комнаты ожидания и приёма передач в исправительных учреждениях - колониях и следственных изоляторах.

Омбудсмен отметил, что комнаты ожидания в наиболее "массово посещаемых" исправительных колониях "в целом, если честно говорить, находились в запущенном состоянии". В частности, в колонии в Лапсарах (№1), Новочебоксарске (№3) и СИЗО в Чебоксарах использовались "старые, малоприспособленные помещения, требующие капитального ремонта, либо здания типа строительных вагончиков". "В журналах отзывов и предложений были отражены многочисленные жалобы на неудовлетворительную работу по предоставлению свиданий, нарушения режима работы комнат ожидания, грубое и черствое отношение персонала, излишне долгое ожидание, холод в помещениях - сам убедился, антисанитарию и прочее", - перечислял Кручинин список выявленных недостатков. По словам омбудсмена, по результатам проверок прокуратурой в адрес начальников исправительных учреждений №3 (Новочебоксарск) и №4 (Чебоксары) в феврале были внесены представления об устранении нарушений.

Заместитель руководителя управления ФСИН по Чувашии Александр Дмитриев заметил, что санитарное состояние комнат ожидания "во многом зависит от культуры самих посетителей, которая зачастую оставляет желать лучшего". А "в журналах отзывов и предложений содержатся различные записи - от благодарностей за хорошую работу до гневных обращений", которые, с его слов, "зачастую не обоснованы": "В основном посетители жалуются на длительность оформления разрешения для предоставления свиданий. Но это режимные объекты, проверяется как достоверность документов, так и личность лиц, прибывших на свидание", - объяснил Дмитриев, заверив, что "пытаемся оптимизировать время в разумных пределах". Однако лимиты этих пределов озвучивать не стал.

Юрий Кручинин жёстко ответил, что, со слов одной из пожилых посетительниц, она прождала свидания, находясь "в вагончике", практически полдня: "То есть опять - ожидание, превышающее всяческий разумный предел, бездушное отношение со стороны сотрудников".

Александр Дмитриев отметил, что все исправительные учреждения были построены довольно давно, а чебоксарское СИЗО вообще является старейшим в России. В связи с этим, на них не распространяются принятые в 90-х годах ведомственные нормативные документы в части соответствующего оборудования комнат ожидания. Юрий Кручинин парировал, что "существующие нормативно-организационные неувязки не могут служить основанием для неуважительного отношения к лицам, посещающим подведомственные учреждения".

Несмотря на эти неувязки, в целях устранения замечаний были переоборудованы ряд комнат ожидания, "исходя из возможностей учреждения". Со слов Дмитриева, в Лапсарах она перенесена из вагончика в административное здание (помещение магазина), в Новочебоксарске разработан проект по переоборудованию комнаты ожидания, в колонии №4 (Чебоксары) под эти цели теперь используется здание бывшей столовой для личного состава. А вот в чебоксарском СИЗО территория ограничена, поэтому "расширение комнаты ожидания не представляется возможным".

Юрии Кручинин, ссылаясь на "информацию заместителя прокурора", сообщил, что в лапсарской комнате ожидания "ничего не изменилось: "Тот же самый вагончик, тот же самый туалет в отдалении, к которому даже тропка не протоптана".

"В целом в работе исправительных учреждений не чувствуется оперативности реагирования на рекомендации по вопросам обеспечения прав человека, высказанные уполномоченным по правам человека", - говорил Юрий Кручинин о себе в третьем лице, при этом казалось, что в голосе звучала то ли обида, то ли досада. По словам чувашского омбудсмена, "по обсуждаемому вопросу с самого начала со стороны УФСИН была занята неконструктивная позиция, идущая вразрез заключенному соглашению о взаимодействии". "В ответе на моё письмо начальник УФСИН сообщил, что замечания в работе комнат ожидания и приёма передач не соответствуют действительности и носят необъективный характер. Что примечательно - далее по тексту письма он сам же проинформировал о мероприятиях по устранению отмеченных недостатков", - акцентировал внимание омбудсмен.

В ходе обсуждения слово взял главный прокурор Чувашии Владимир Метелин, подчеркнув, что управлением ФСИН "в последнее время принимались и принимаются меры по исправлению ситуации": "Есть определённый результат. Но, к сожалению, есть ещё проблемы, которые здесь прозвучали, их просто надо решать.

Обстановку разрядил глава Чувашии Михаил Игнатьев, поинтересовавшись у властей Чебоксар и Новочебоксарска, "бывают ли в этих местах". В зале послышался смех. "Александр Валерьевич?", - обратился он к сити-менеджеру Новочебоксарска Александру Сироткину. Последовал утвердительный ответ: "В прошлом году был в колонии №6. С моей точки зрения, там нормальная ситуация с комнатами приёма. Практикуем совместную работу с исправительными колониями".

Михаил Игнатьев частично поддержал позицию УФСИН: "Понимаю, что есть дефицит финансирования из федерального бюджета, но он был и будет. Понятно, что объекты режимные, но определённые человеческие условия должны быть созданы. В современной России, в современной Чувашии люди этого просто не поймут". "Руководителю (главе УФСИН по Чувашии, ИА REGNUM) передайте: через медиапространство войну я прошу прекратить, заняться делом и конкретно разрешить все эти вопросы", - обратился глава Чувашии к Дмитриеву.

В протокольном решении на устранение выявленных недостатков установлен срок до 1 декабря 2014 года.

Согласно опубликованным на сайте УФСИН по Чувашии сведениям, в структуре ведомства входят девять колоний и два следственных изолятора.