В настоящее время о заказчиках и исполнителях теракта в минском метрополитене могут дать точную информацию только сами организаторы и исполнители теракта. Такое мнение высказал 12 апреля в интервью корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Сергей Шиптенко.

"О произошедшем известно следующее: 11 апреля в минском метрополитене, на станции метро "Октябрьская" было приведено в действие взрывное устройство. По сведениям МВД, его мощность в тротиловом эквиваленте составляет 5-7 кг., оно было начинено поражающим элементом - обнаружены металлические шарики типа тех, которые используются в подшипниках. Судя по всему, это был не штатный армейский боеприпас, а самодельное устройство. Во всяком случае пока нет оснований говорить об устройстве, состоящем на вооружении стран НАТО или бывшей Советской армии. Стоит принять во внимание тротиловый эквивалент и сильное задымление, образовавшееся после взрыва", - отметил политолог.

"Произошедшее 11 апреля - не первая попытка теракта в Белоруссии. Ранее были попытки осуществления терактов с помощью взрывных устройств в Витебске, Гродно, Минске. Наиболее известный белорусский теракт произошел в ночь на 4 июля в Минске у стелы "Минск - город-герой" во время праздничного концерта по случаю Дня независимости Белоруссии, который отмечается 3 июля. Тогда сработало самодельное взрывное устройство, начиненное поражающим элементом из болтов и гаек, еще одно не сработало и было обнаружено позже. В результате взрыва пострадали около 50 человек - в том числе граждане России и Украины. Однако, в отличие от 11 апреля, летальных исходов не было", - напомнил Шиптенко. - "Отличие теракта 11 апреля 2011 года еще и в том, что он квалифицирован именно как теракт, и по этой статье сразу же возбуждено уголовное дело, вскоре началось информирование граждан через спецвыпуски новостей на гостелеканалах. А взрыв 3-4 июля, напомню, был квалифицирован как "хулиганство", о происшествии гостелеканалы упоминали вскользь 4 июля и лишь позже начали более-менее прилично освещать событие. Кстати, предыдущий теракт так и не расследовали, не установили ни заказчика, ни исполнителя. В 2008 году также привлекались эксперты из России, министр внутренних дел Владимир Наумов обещал не спать, пока расследование не завершится, но оно не завершено до сих пор", - сказал Шиптенко.

"Сегодня белорусскими политологами рассматриваются три версии произошедшего. "Кому это выгодно?", - этим вопросом задаются и представители органов власти, и оппозиция. Буквально сразу же после теракта Александр Лукашенко озвучил предположение о "подарке" из-за границы. Это одна из версий", - отметил политолог. - "Вторая версия: это выгодно, в первую очередь, властям. Представители оппозиции заявили о том, что власти используют факт теракта для усиления политических репрессий и введения если не формального, то фактического чрезвычайного положения, учитывая также внутри- и внешнеэкономическую ситуацию.

Действительно, ситуация в экономике непростая, но не критическая, она не столь безнадежна, чтобы отвлекать внимание граждан терактами. Серьезные проблемы на финансовом рынке и международная изоляция, получившая явное выражение в непризнании итогов президентской кампании 2010 года и визовых санкциях ЕС и США - эти обстоятельства тоже стоит принять во внимание. За несколько часов до теракта 11 апреля власти ограничили доступ к двум наиболее популярным оппозиционных интернет-ресурсам, на 12 апреля назначено рассмотрение политической ситуации в Белоруссии в ПАСЕ и Советом министров иностранных дел ЕС. Речь пойдет об экономических санкциях против Белоруссии. Если таковое решение будет принято именно сейчас, то евроструктуры продемонстрируют исключительный цинизм. Едва ли это не учитывают организаторы теракта", - сказал Шиптенко. Он также напомнил, что, по мнению ряда белорусских политологов, власти давно намеревались ввести чрезвычайное положение на фоне усугубляющихся проблем во всех сферах жизни белорусского общества.

"Третья версия относительно заказчиков теракта сводится к поиску радикальных элементов в среде белорусской оппозиции. На протяжении многих лет белорусская оппозиция не демонстрировала склонности к насилию, что подтвердил мирный характер митингов и шествий 19 декабря 2010 года. Возможно, кому-то надоели обыски и облавы, аресты, увольнения, унижения и тотальные запреты. Появление такой экстремистской группы было ожидаемым", - отметил политолог. - "11 апреля в Минске произошел политический теракт. Об этом говорит и место происшествия, и его характер. В отличие от Ирландии, Индии или России, в Белоруссии нет столь радикальных межнациональных и межконфессиональных противоречий, хотя проблемы эти есть, как и в любом современном обществе. Наиболее вероятна версия о политическом теракте".

Как сообщало ИА REGNUM, основной версией, выдвигаемой по поводу причин взрыва в Минском метрополитене 11 апреля, является террористический акт. Об этом 11 апреля заявили представители МВД и Генпрокуратуры Белоруссии. По состоянию на утро 12 апреля скончались от полученных ранений 12 человек, около 160 обратились за медицинской помощью. Трое граждан России находятся в 3-й и 5-й городских клинических больницах.