День Победы: "За преступления фашистско-румынской власти 40-х годов Румыния не кается и каяться не собирается". Приднестровское урегулирование: "На фоне наметившейся нормализации ситуации Воронин вдруг начал искать виновных в развязывании конфликта на Днестре". Политика: "Будь сегодня жив Ленин, он выступал бы против молдавской государственности". Экономика: "Инфраструктура должна быть получше, бюрократия - покачественнее, уровень коррупции - радикально ниже". Безопасность: "Шовинизм, национализм и сепаратизм" названы одними из основных угроз безопасности Молдавии. Национальный вопрос: "Полномасштабное переучреждение государства - единственный рецепт сохранения молдавской независимости".

День Победы: "За преступления фашистско-румынской власти 40-х годов Румыния не кается и каяться не собирается"

Национал-либералы Молдавии, возглавляемые артистом парламентского разговорного жанра, молдавским "Жириновским в юбке", Виталией Павличенко, постоянно делают все, чтобы подкрепить собственное реноме экзотических чудаков, которым самое место - не на политической, а на цирковой арене, пишет "Пульс". Но последнее заявление Национал-либеральной партии окончательно убеждает в том, что в этой клоунаде нет тонкой расчетливости Владимира Вольфовича, который тщательно готовит все свои, даже самые скандальные выходки. Судите сами. Пресс-служба НЛП была уполномочена заявить на весь белый свет, что девятого мая активисты и сторонники партии отмечают сразу три праздника. Во-первых, день провозглашения государственности Румынии 9 мая 1877 года, во-вторых, (дословно) победу Коалиции объединенных наций во Второй мировой войне и, в-третьих, День Европы.

Это, конечно, замечательно, что госпожа Павличенко так точно и, главное, честно указала нам реальный возраст румынского государства, продолжает "Пульс". По более ранним выступлениям представителей НЛП и других партий сходной ориентации получалось, что румыны вообще появились раньше людей. Ну, или как минимум происходят напрямую от Адама и Евы, в результате чего можно считать первой Румынией Эдем. Шутки шутками, но объединение в голове у национал-либералов таких праздников, как день Румынии, день Победы и день Европы сродни кощунству, отмечает издание. Нет - день Европы - это и есть день Победы, день окончательного освобождения Старого Света от коричневой чумы. Кстати, в самой Европе оба праздника отмечаются на день раньше, чем в бывшем Советском Союзе, 8 мая. Но приплести к этому - по сути одному и тому же празднику еще и Румынию - это слишком, пишет газета. Да, Румыния входила в антигитлеровскую коалицию, но лишь с 1944 года, предав своих бывших союзников по коалиции гитлеровской. А до этого в течение трех лет под фашистским знаменем с разной степенью успешности, но одинаково высоким остервенением истребляла мирное население на оккупированных советских территориях. Включая территорию Молдавии, где за годы фашистско-румынской власти 40-х было уничтожено более трехсот тысяч человек. Кишиневское и Дубоссарское гетто, массовые расстрелы и депортации, зверства, высоко оцененные даже Гитлером, - может быть эти "достижения" одного из членов антигитлеровской коалиции собирается отмечать госпожа Павличенко 9 мая? - задается вопросом издание.

Да, основной проигравшей страной в той войне по праву стала Германия, пишет "Пульс". Но вот уже 63 года эта страна на государственном уровне кается перед теми странами, которые оккупировала в годы Второй мировой, и народами, попавшими под страшный каток геноцида. Румыния же не кается и каяться не собирается, как будто награждение короля Михая Орденом Победы является индульгенцией. Больше того, все чаще в последние годы в государственной политике Бухареста звучат реваншистские нотки - и по отношению к Молдавии, и по отношению к некоторым областям Украины, находившимся под румынской оккупацией в военные годы. Все популярнее по ту сторону Прута становятся "герои" той войны. В ходе общенационального опроса маршал Антонеску стал одним из "великих румын", опередив гениального поэта Михая Еминеску и уступив лишь господарю Молдавии Штефану Великому, которого румыны вопреки логике и истории упрямо считают румыном.

Кстати, идейно близкие к НЛП и другим партиям столь же "европейской ориентации" издания неизменно отмечают день начала войны, 22 июня, в качестве дня "освобождения Бессарабии от советской оккупации". Они называют героями "отважных румынских летчиков", бомбивших мирную Молдавию. Они называют героем того же Антонеску, который обрек на смерть и страдания сотни тысяч ни в чем не повинных людей, напрямую причастного к Холокосту. Наверняка так же считает и сама Виталия Павличенко, пишет газета. Иначе отмечать одновременно "освобождение" Молдавии немецко-румынскими войсками и освобождение Европы от фашистских войск антигитлеровской коалицией - невозможно.

В сообщении пресс-службы НЛП о готовящейся манифестации трогательно сообщается, что митинг будут сопровождать мелодии, символизирующие национальные и европейские устремления граждан Республики Молдова, продолжает "Пульс". Можно биться об заклад, среди этих невинных мелодий будет и песня о том, как доблестные румынские батальоны переходили Карпаты. Песня эта совсем не о том, что доблестные румынские батальоны переходили Карпаты с целью освобождать Европу от фашизма. Совсем наоборот. Ясно одно: подобное мероприятие - плевок в лицо тем немногим уже ветеранам, которые все еще живы. Подобный митинг - кощунственный акт по отношению и к этим людям, и к многочисленным жертвам нацистской оккупации.

То, что госпожа Павличенко сотоварищи намеревается отмечать 9 мая аж три праздника, да еще в таком гремучем сочетании, говорит не только о политической ориентации и моральном облике этого политического формирования, пишет "Пульс". Но еще и о том, что в жизни Павличенко не хватает праздников. Календарь любезно предоставляет Национал-либеральной партии еще несколько прекрасных поводов отметить как-нибудь поэкзотичнее девятый день месяца мая. Например, в этот день в Китае отмечают праздник Небесной императрицы Мацзу. В тот же день когда-то отмечался языческий праздник Гутрота. Кто это такой, честно говоря, неизвестно, пишет газета. Также на 9 мая выпадает славянский праздник Вешнее Макошье, день Земли. Впрочем, думается, НЛП не захочет его отмечать: славянское ведь Макошье, не романское. Пусть отмечают, в конце концов, хоть начало четвертого путешествия Христофора Колумба. Это не мешает всем остальным отпраздновать достойно День Великой Победы, подводит итог издание.

Приднестровское урегулирование: "На фоне наметившейся нормализации ситуации Воронин вдруг начал искать виновных в развязывании конфликта на Днестре"

Встреча президента Владимира Воронина с Игорем Смирновым является самым важным событием апреля, которое придаст новый импульс переговорному процессу, пишет "Независимая Молдова". Такое мнение высказывают большинство кишиневских обозревателей. Так, директор Европейского института политических исследований Молдавии Виорел Чиботару отмечает, что за этим событием последовал ряд важных мероприятий в рамках переговоров по приднестровской проблеме. В частности, речь идет о неформальной встрече в Одессе участников переговоров в формате "5+2", а также о начале деятельности совместных рабочих групп Кишинев-Тирасполь. "Я очень доволен ходом переговоров и тем, как молдавские власти во главе с президентом Владимиром Ворониным и группой посредников, под руководством министра реинтеграции Василия Шовы начали процесс прямых переговоров", - сказал Чиботару. Оценив эволюцию в приднестровском урегулировании, Чиботару вместе с тем отметил, что сохраняется риск блокирования данного процесса.

Директор Института публичных политик Аркадий Барбарошие заявил: "Я скептически отношусь к сиюминутным результатам, но эта встреча создаст предпосылки для решения данной проблемы в будущем", продолжает "Независимая Молдова". Директор кишиневского бюро радио "Свободная Европа" Василий Ботнару так же считает наиболее важным событием апреля встречу Воронина со Смирновым. По его словам, "даже если переговоры будут мнимыми или зайдут в тупик, все равно событие является хорошим способом проверить дипломатические, организационные, человеческие силы и переговорные ресурсы". "Одни утверждают, что встреча Владимира Воронина с Игорем Смирновым является заслугой исключительно России. Другие говорят, что почва была подготовлена ЕС серией мероприятий, таких как EUBAM и другие", - добавил Ботнару.

Как подчеркнул директор программ Ассоциации по внешней политике, комментатор Виктор Кирилэ, "президент Владимир Воронин встретился с Игорем Смирновым несмотря на существующие разногласия с приднестровским лидером. В данном случае, считаю, что первостепенным для главы государства было начать действия по укреплению доверия между Кишиневом и Тирасполем, о которых было объявлено еще осенью 2007 года". Главный редактор приднестровской "Новой газеты" Андрей Сафонов заявил, что встреча президента Молдавии Владимира Воронина с приднестровским лидером Игорем Смирновым ускорила начало консультаций на уровне экспертов. "Речь пока не идет о возобновлении переговоров в формате "5+2", но даже официальное телевидение Тирасполя объявило, что переговоры в данном формате начнутся. Это можно считать двойным успехом - России и Молдавии",- отметил Сафонов. ("Независимая Молдова")

Возобновление прямых переговоров между Кишиневом и Тирасполем дает реальный шанс на решение затянувшегося конфликта на Днестре, пишет "Кишиневский обозреватель". Здравомыслящие люди давно понимали, что не формат "5+2", не участие посредников любого ранга, не инициативы Москвы, Киева или еще кого-то являются ключевым элементов приднестровского урегулирования, а именно прямые переговоры между сторонами. Если их нет, то все остальное - это в лучшем случае демонстрация намерений. Без надежды на конечный успех. Встреча 11 апреля Владимира Воронина с Игорем Смирновым после многолетнего перерыва дала надежду именно на конечный успех в урегулировании конфликта. Тем более что сразу за этим последовали конкретные шаги и предложения по укреплению мер доверия, начались регулярные встречи экспертов сторон. Каждая такая встреча, отмена любого существовавшего прежде запрета или барьера - это шаг навстречу друг другу, укрепление той самой надежды на объединение двух берегов Днестра.

Но далеко не всем, видимо, хочется расставаться с прижившимся уже "конфликтным синдромом", продолжает "Кишиневский обозреватель". Как только Кишинев и Тирасполь начали сближаться и реально договариваться, какие только обвинения, прогнозы и прямые провокации не посыпались со стороны тех, кто привык на приднестровском конфликте наживать политический капитал или "отрабатывать" гранты. В основе своей эти люди видят в урегулировании прямую угрозу своему будущему - кто в рамках всего лишь какого-то проекта, а кто и в статусе политического или государственного лидера. За примерами далеко ходить не надо. Конкретным результатом первой встречи Воронина и Смирнова стала договоренность об отмене ограничений для поездок лидеров Молдавии в Приднестровье. Взамен Кишинев обязался обратиться к ЕС с просьбой отменить список персон нон-грата для 17 должностных лиц Левобережья, которым запрещен въезд на территорию стран Евросоюза. Этот запрет был введен по просьбе Молдавии в феврале 2003 года. Казалось бы, все логично и естественно, отмечает издание. Раз уж стороны решили приступить к прямым переговорам, укреплять меры доверия, то должны иметь возможность свободно ездить не только друг к другу, но и в тот же Брюссель, который выступает в качестве одной из составляющих конфигурации "5+2" и активно приветствовал возобновление встреч на высшем уровне представителей двух конфликтующих сторон. Но вначале некоторые представители депутатского корпуса поставили под сомнение необходимость Кишинева выполнять свои обещания Смирнову и ходатайствовать перед Брюсселем о снятии визовых ограничений для лидеров Приднестровья. А затем и зарубежные политологи молдавского розлива начали со знанием дела убеждать, что надеяться на скорое решение проблемы в канцеляриях ЕС не приходится, так как там не предусмотрена "специальная процедура". А раз так, то и обращаться с ходатайством Кишиневу нет смысла.

Надо ли говорить, сколь опасны и непродуктивны такого рода заявления и призывы? - пишет "Кишиневский обозреватель". В подобных ситуациях все достаточно зыбко и нестабильно, над договаривающими сторонами еще слишком сильно довлеют годы недоверия и предубежденности. Потому крайне важно неосторожным движением или непродуманным маневром не оборвать тонкую ниточку, ведущую к развязыванию клубка проблем. Не направить меры доверия в противоположное русло. Не заставить стороны опять от поиска компромиссов и путей сближения перейти к взаимным обвинениям. Наконец, не прекратить прямые переговоры и консультации, вновь затаившись на разных берегах Днестра в ожидании лучших времен. Все это прекрасно понимают и авторы подобных предложений и заявлений, пишет газета. Но сознательно идут на провоцирование сторон. Чему не стоит удивляться. Приднестровское урегулирование слишком многих не устраивает по разным причинам. Если говорить о внутриполитической ситуации в Молдавии, то объединение страны коренным образом скажется на партийной палитре и весомости притязаний тех или иных формирований на присутствие в парламенте. Во внешнеполитическом аспекте с решением приднестровского конфликта немало "друзей Молдавии" теряют возможность напоминать о себе на европейской арене и обозначать свою значимость. Ведь кроме риторики ничего существенного они предложить не могут.

Надо признать, что "конфликтный синдром" в некоторой степени присущ и представителям властных структур Молдавии, продолжает "Кишиневский обозреватель". Опасным может стать желание договариваться с Приднестровьем на основе своего видения и своих принципов. Это может помешать как поддержке процесса урегулирования всем молдавским обществом (а такая поддержка необходима), так и эффективности переговоров с представителями непризнанного региона. Неудачный первый раунд переговоров по железной дороге может стать следствием именно такого подхода. Заложником этого синдрома в некоторой степени стал и глава молдавского государства Владимир Воронин, который на фоне наметившейся нормализации ситуации вдруг начал искать виновных в развязывании конфликта на Днестре. Он должен прекрасно осознавать, что подобного рода заявления дают повод противникам урегулирования перевести дискуссии в иную плоскость, благодаря чему отодвинуть сами переговоры на второй план и по возможности сорвать их.

Нормализация отношений между двумя берегами Днестра - процесс длительный, кропотливый и очень хрупкий, пишет "Кишиневский обозреватель". Здесь важно всем участникам переговоров и политическим силам набраться терпения, гражданской ответственности и государственной мудрости. Мы должны понимать, что без взаимных уступок и компромиссов эффективного решения проблем не может быть. И в то же время эти шаги навстречу должны быть поддержаны всем обществом, всеми политическими силами. А для этого мы должны знать о намерениях сторон, о сути переговоров и предложений, о природе компромиссов и их аргументации. Если уж принялись объединять страну и готовиться к жизни одной семьей, то не должно быть никаких недомолвок и недопониманий, затаенных обид и подозрений. Только тогда мы все вместе сможем преодолеть "конфликтный синдром" и действительно стать единой страной, подводит итог издание.

Политика: "Будь сегодня жив Ленин, он выступал бы против молдавской государственности"

В Молдавии начался предвыборный год, пишут "Молдавские ведомости". Как и в 2004 году, в нынешнем правоохранительные органы страны с особым усердием занялись выявлением "врагов народа", так называемых зачинщиков государственного переворота. Но в этом году практика поиска врагов государства больше напоминает охоту на собственную тень. В многочисленных интервью руководство Молдавии, в том числе и президент Владимир Воронин, неоднократно упоминало того же Владимира Ленина, который, с точки зрения юриспруденции, был самым ярым противником государства и ратовал за государственный переворот с целью изменения общественно-политической формации. Будь сегодня жив Ленин, он наверняка выступал бы против молдавской государственности. Но это не мешает лидерам ПКРМ заявлять о преемственности идей Ленина и несколько раз в год носить к памятнику своему вождю цветы.

В отличие от предвыборного периода 2005 года, к 2009-му политическая ситуация в стране значительно изменилась: "коммунисты" побратались с христиано-демократами, позиция правящей коалиции пошатнулась, на политической арене появились новые "тяжеловесы", пишут "Молдавские ведомости". Но не изменилась практика поиска врагов государства. И в 2008-м одного из самых серьезных противников правящей партии объявили зачинщиком государственного переворота. На этот раз жертвой оказался бывший глава СИБ Валерий Пасат. Именно его генпрокурор страны Валерий Гурбуля несколько месяцев назад публично обвинил в попытках дестабилизации общественно-политической ситуации в стране. По словам генпрокурора, произнесенных в интервью радиостанции "Свободная Европа", следовало, что Пасат способствовал массовому вовлечению "некоторых категорий граждан из России и Белоруссии в действия по дестабилизации ситуации в Республике Молдова, в том числе в действия с применением насилия". Среди других обвинений генпрокуратуры в адрес Пасата звучали также предположения, что "в целях дестабилизации общественно-политической ситуации в стране он планировал проведение акций протеста и убийство лидера Христианско-демократической народной партии Юрия Рошки, чтобы впоследствии возложить вину за это на президента Владимира Воронина".

Об этом уголовном преследовании по статье 339 УК РМ - "Захват государственной власти", а также по статьям 26 и 145 "Подготовка умышленного убийства в целях содействия совершению другого преступления", генпрокуратура сообщала еще когда экс-глава СИБ сидел в молдавской тюрьме, а правоохранительные органы собирали доказательства его вины в незаконной продаже самолетов МиГ американцам, продолжают "Молдавские ведомости". Как видно, эта шпионская история стала выгодна кому-то именно в предвыборный период. Ведь как еще объяснить то, что данное уголовное дело до сих пор находится в производстве? А как и чем объяснить, что вышеупомянутый "главный обвинитель государства", уподобившись не выучившему домашнее задание третьекласснику, который изворачивается и врет у классной доски, что называется, "лепит горбатого" прессе про якобы осуществленные по этому делу "мероприятия" в плане сотрудничества с генпрокуратурами других стран? - задается вопросом издание. В случае Молдавии, у президента не хватает смелости вести честную борьбу за власть. Ведь если предположить, что Пасат не является зачинщиком переворота, то его объявление как политического соперника врагом народа можно расценивать как трусость со стороны президента, которая заставляет Воронина прибегать к возбуждению уголовных дел.

"Молдавские ведомости" предложили высказаться по этому поводу всем, кто делает молдавскую политику. Опрошенным задавали следующие вопросы:

1. Что, по вашему мнению, означает государственный переворот, приведите примеры.

2. Утверждение прокуратуры, что перед парламентскими выборами 2005 года готовился переворот - основано на фактах или это сфабрикованный политический заказ.

3. существует ли угроза госпереворота перед парламентскими выборами 2009 года?

Михаил Гимпу, председатель Либеральной партии, председатель Кишиневского муниципального совета: "Госпереворот - это когда граждане незаконно свергают избранную законным путем власть. Примеры? Нет, мне неизвестны. А вообще, кому нужен переворот? Это глупая мысль. У нас есть возможность в марте 2009 года взять власть законным путем. Поэтому я убежден, что так и произойдет".

Дмитрий Брагиш, лидер Социал-демократической партии Молдавии, депутат парламента: "Это насильственное изменение строя. Утверждение прокуратуры, что перед парламентскими выборами 2005 года готовился переворот, считаю исполнением прокуратурой команды правящей партии. Госпереворот возможен всегда, когда есть люди, готовые взять на себя ответственность за это и которые к этому подготовлены. Но в Молдавии нет предпосылок для госпереворота".

Серафим Урекян, председатель альянса "Молдова ноастрэ", депутат парламента: "Это обширное понятие. Разговоры о подготовке госпереворота в 2005-м - глупый и тупой госзаказ. Перевороты были в Грузии и на Украине в ходе "революции роз" и "оранжевой революции". Я считаю, что в нашей стране угроза госпереворота существует. Ведь революция в Молдавии возможна даже по правилам марксистско-ленинской теории. Она гласит: когда народ не собирается терпеть антинациональное правительство, а верховный правитель не способен решать проблемы людей, революция возможна. А Воронин, путем вмешательства в дела столичной мэрии и районов полностью дискредитировал власть и довел до полной конфронтации правоохранительные и местные структуры власти. Из-за этого простые люди никому не верят".

Валерий Клименко, председатель общественно-политического движения "Равноправие", советник мэрии Кишинева: "Госпереворот - это захват власти неконституционным путем, к примеру, путем вооруженной ликвидации первых лиц государства. Классический пример - переворот в Чили. В ходе парламентских выборов 2005 года была существенная фальсификация результатов голосования. И если определенные силы хотели высказаться, что эти выборы незаконны и потребовать конституционного исправления правонарушений, то это надо было приветствовать. В силу того, что на тот момент отдельным лидерам политических партий Молдавии удалось договориться с американцами и европейцами, Рошка не вывел своих людей на площадь. Ведь Рошка был готов к протестным действиям, но его уговорили не делать этого. На тот момент позиции и Воронина, и Рошки совпадали. Поэтому даже в конфликте с Россией они стали союзниками. А сегодня Рошка пытается протестные действия квалифицировать как государственный переворот. Мне достоверно известно, что результатом тех выборов были недовольны многие политические партии. А "Равноправие" было единственной структурой, которая открыто заявила о фальсификации выборов в 2005 году. Да и до сих пор мы не считаем ее легитимной. В Молдавии сменить власть можно было давно и вполне относительно демократическими путями. Но нельзя было делать по одной причине: эту власть должен изгнать народ. В противном случае, Воронин мог бы предстать в глазах международной общественности жертвой политических интриг в Молдавии. А он заслуживает, чтобы его изгнали его же избиратели, которых он неоднократно обманывал. Но госпереворот в условиях Молдавии невозможен. Я не вижу той силы, которая способна стать инициатором свержения власти. Для этого необходимы финансовые ресурсы, военизированные формирования и система удержания у власти после переворота".

Дмитрий Дьяков, председатель Демократической партии, депутат парламента: "Я не знаю, что это такое. Мы не за госпереворот, а за нормальную и спокойную страну. Я не думаю, что обвинения сфабрикованы. Не знаю, может, есть придурки, которые хотели бы госпереворот. Но если бы дела в стране перед 2005 годом шли непредсказуемо, может, и дошло бы дело до дестабилизации обстановки в стране. Но для Молдавии госпереворот не выход".

Анатолий Цэрану, директор института политических и военных исследований, депутат парламента: "Это свержение существующего конституционного режима посредством насильственных неконституционных действий. Если в 2005 году кого-то подозревали в одном из тягчайших преступлений против конституционного строя РМ - подготовке государственного переворота, то правоохранительные органы имели законную обязанность направить все свои силы на раскрытие этого преступления. Однако, то обстоятельство, что компетентные органы Молдавии до сих пор не проявили особой активности в раскрытии этого дела, доказывает, что так называемое дело Пасата, а также дело об участии России в госперевороте в РМ сфабриковано. По-моему, в Молдавии в 2009 году вполне возможен госпереворот. Если в стране не работают законы, а первенствуют лишь политические интересы правящей группировки, то это означает лишь одно: в такой обстановке возможны любые незаконные действия, в том числе и удержание ускользающей власти незаконными действиями нынешним авторитарным режимом коммунистов".

Юрий Рошка, председатель ХДНП, депутат парламента: "Слушай, парень, больше не звони сюда, хорошо? И никакой я не Юрий Иванович". ("Молдавские ведомости")

Экономика: "Инфраструктура должна быть получше, бюрократия - покачественнее, уровень коррупции - радикально ниже"

Международный валютный фонд обнародовал прогноз экономического роста в Молдавии, пишет "Пульс". По мнению финансистов-международников, в 2008 году Молдавии войдет в тройку европейских лидеров, а в 2009 - возглавит список самых быстрорастущих экономик. Согласно мнению экспертов МВФ, экономический рост в странах Европы с развитой экономикой в ближайшие два года существенно замедлится - до полутора процентов в 2008 году и 1,4 процента в 2009-м. Для сравнения: в 2007 году рост в европейских развитых странах составил 2,8 процента. То есть ожидаемое снижение темпов роста в этих государствах - вдвое! Скромнее всего будет расти экономика Италии и Исландии - это чуть более и чуть менее полупроцента.

В тех странах Европы, где рыночная экономика еще продолжает формироваться рост ВВП также снизится - с 6,9 процента в прошлом году до 5,5 процента в 2008-м и 5,2 процента в 2009-м, продолжает "Пульс". На этом фоне рост молдавской экономики в ближайшие два года особенно ярок и красноречив. В нынешнем году по этому показателю нас обгонит только Белоруссия (7,1 процента) и Черногория (7,2). Однако почетное третье место за Молдавией - 6,8 процента. Еще одно сравнение: у ближайших соседей - Украины и Румынии рост ВВП составит 5,6 и 5,4 процента. На 2009 год Международный валютный фонд дает Молдавии еще более оптимистичный прогноз. Больше того, выводит в абсолютные лидеры по темпам роста экономики в Европе с недосягаемым результатом в 8 процентов. Ближе к ней будет лишь Белоруссия - 6,8.

С приходом ПКРМ к власти в 2001 году экономический рост был постоянен и стабилен, пишет "Пульс". Даже винное эмбарго и страшная засуха смогли лишь замедлить его. Выступая в программе "Час президента" Владимир Воронин признался: вообще-то власти планировали обеспечивать, как минимум, 10 процентов роста ВВП в год, чтобы достичь параметров 1991 года. За 10 лет - с 91-го по 2001-й "реформаторские правительства" умудрились растерять, а вернее - разбазарить, если угодно - разворовать около 66 процентов тех экономических показателей, которые были в Молдавии перед самым развалом СССР. Один из кишиневских политических деятелей в году эдак 99-м цинично говорил: "Это хорошо, что мы падаем. Рано или поздно достигнем дна, когда падать будет уже некуда. И тогда начнем расти". Как будто рост - это всего лишь конец падения и он возможен сам по себе, без энергичных действий власти. Так вот, идея, по словам президента, заключалась в том, чтобы за шесть лет вернуться к этому, докризисному уровню развития молдавской экономики и, уже отталкиваясь от него, начать движение к новым высотам. По 10 процентов в год - не вышло. По разным причинам - и объективным, и субъективным. Но к восьми, если верить прогнозам МВФ, - а нет оснований им не верить, - в 2009 году Молдавия уже выйдет.

Молдавский рост происходит на фоне замедления, а то и падения темпов роста ВВП в Европе, продолжает "Пульс". Это важно понять. Отечественная оппозиция и очень близкие к ней экономические эксперты, вроде представителей ИДИС "Вииторул", всегда объясняли тот экономический рост, который наблюдался в предыдущие годы правления ПКРМ исключительно положительной региональной конъюнктурой. Ну, типа: в соседних странах экономика растет, стало быть, молдавской просто деваться не куда. Однако, на этот раз данная, и без того довольно ущербная логика не работает: в регионе роста не наблюдается, а в Молдавии он продолжается. Что же вселило в экспертов МВФ такой оптимизм? Дело в целенаправленной экономической политике властей, направленной на стабильный рост ВВП и постепенное улучшение его качества. Эту политику можно разделить на два периода. С 2001 по 2005 годы - период стабилизации, с 2005-го по настоящее время - период модернизации. Модернизации не бывает без инвестиций. Власть все эти годы жестко критиковалась оппонентами за то, что инвестиционный климат в Молдавии, начиная с 2001 года, якобы, резко ухудшился. Но существует объективная статистика, убедительно опровергающая эти обвинения. Больше того - доказывающая их абсурдность. В 2005 году годовой объем инвестиций в основной капитал в четыре раза превышал объем 2000 года. А в 2007-м - всего лишь за два года проведения политики экономической модернизации годовой объем инвестиций в основной капитал увеличился еще вдвое. Это - геометрическая прогрессия.

В 2007 году в Молдавии было проинвестировано в основной капитал 15 миллиардов леев, пишет "Пульс". Это - в любой валюте - в 9 раз больше, чем в 2000-м, о котором оппозиционные эксперты до сих отзываются, как о последнем годе "рая для инвесторов". Идем дальше. Доля инвестиций в ВВП составляла в 2000 году десятую часть, в 2005-м - пятую, в 2007 - уже треть! То есть само качество структуры ВВП изменяется в лучшую сторону. Но, - признался президент Воронин в интервью на телеканале "НИТ", - власть понимает, что для ускоренной модернизации экономики, а значит - для ускоренного роста, этого мало. Ведь, несмотря на то, что инвестиций на одного жителя республики в прошлом году в 9 раз больше, чем в 2000-м, в денежном выражении это всего около четырех тысяч леев (1$ = 11,3 леев - прим. ИА REGNUM). Поэтому, для того, чтобы резко увеличить приток капиталовложений был принят пакет законов по максимальной либерализации экономики. Среди этих документов был и закон о нулевой ставке подоходного налога, что не могло не вызвать интереса инвесторов к Молдавии. Деньги ведь любят не только тишину, но и счет. И уже есть ощутимые итоги. Инвестиции - и внутренние, и внешние пошли в экономику. Причем рост - все в той же, геометрической прогрессии. В долларовом выражении в 2005 году внутренние инвестиции по сравнению с 2000 годом были вдвое выше, а в 2007-м - уже в девять раз. Та же картина и с внешними инвестициями. В 2005-м по сравнению с 2000-м их было примерно в два с половиной раза больше, в 2007-м - уже в восемь раз. Кто они, эти инвесторы? Государство в прошлом году проинвестировало в пять с половиной раз больше, чем в 2000 году, частники же - почти в 15 с половиной раз больше, а иностранцы - в 20 раз больше, чем в 2000-м!

Процесс роста капиталовложений в молдавскую экономику продолжает стремительно расти, пишет "Пульс". Кстати, не экономические агенты в 2007-м вложили в экономику в три раза больше средств, чем в "нулевом". Это значит только одно - у людей появились деньги - не на удовлетворение минимальных бытовых нужд, а на развитие бизнеса. Да и у экономических агентов средств прибавилось. По сравнению с 2000-м годом, в 2007-м они проинвестировали в восемь с половиной раз больше средств. Итак, внутренняя экономика оживает, на рынок Молдавии приходят крупные мировые игроки. Значит, местный инвестиционный климат, вопреки заклинаниям каких-нибудь горе-экспертов из того же ИДИС "Вииторул", их вполне устраивает. Никто ведь не спорит, - и об этом честно заявил Владимир Воронин в программе "Беседы с президентом", - инвестиционный климат в Молдавии все еще нуждается в улучшении, в совершенствовании. Получше должна быть инфраструктура, покачественнее бюрократия, уровень коррупции - радикально ниже. Власть не собирается закрывать на это глаза, и над решением этих проблем идет постоянная работа - законодательная, кадровая, организационная. Однако, приведенные цифры - 15-тикратный рост частных инвестиций и 20-тикратный рост инвестиций иностранных - убедительны, и говорят лишь об одном: молдавские власти действуют в русле объявленной экономической политики: от стабилизации к модернизации, подводит итог издание.

Безопасность: "Шовинизм, национализм и сепаратизм" названы одними из основных угроз безопасности Молдавии

За день до празднования Дня Победы и Дня Европы, 8 мая, парламент утвердил в первом чтении Концепцию национальной безопасности, пишет Analitique. Документ долгожданный и важный. Однако, как часто в Молдавии получается, принимали его в спешке. Оппоненты высказывали претензии к авторам, сетовали на то, что были лишены возможности серьезно подготовиться к обсуждению проекта, поскольку решение о включении в повестку дня было принято едва ли не за день до рассмотрения, говорили о многочисленных недоработках, неясностях и спорных положениях Концепции.

Как отметил представлявший документ министр иностранных дел и европейской интеграции Андрей Стратан, Концепция - это документ, отражающий общую оценку среды безопасности Молдавии - на национальном и международном уровнях, продолжает Analitique. Базовым принципом Концепции Стратан назвал статус постоянного нейтралитета. Молдавия не является членом военных блоков и не будет к ним присоединяться, не будет участвовать в военных действиях и не допустит присутствия на своей территории иностранных войск и вооружений. Военный контингент Молдавии будет ограничен сотрудниками, работающими на основе контракта. В соответствии с положениями документа, РМ намерена укреплять партнерские отношения с нейтральными государствами-членами ЕС, а также предпринимать усилия для обеспечения безоговорочного признания ее постоянного нейтрального статуса главными игроками на международной арене. Помимо нейтралитета, Концепция оговаривает ряд установок политики национальной безопасности: восстановление территориальной целостности и устранение международного военного присутствия, укрепление независимости и суверенитета; евроинтеграция; обеспечение демократического развития общества и укрепление его внутренней безопасности; прогрессирующее экономическое и социальное развитие страны; развитие человеческого потенциала как главного ресурса страны; защита интересов и прав граждан Молдавии в стране и за ее пределами; укрепление экономических, социальных, энергетических и экологических аспектов безопасности. Обозначены в документе и основные угрозы: приднестровский конфликт; социальные противоречия, в том числе, "шовинизм, национализм и сепаратизм"; международный терроризм; угрозы экономического и социального характера (наркомания, алкоголизм, распространение ВИЧ/СПИДа и так далее), угрозы в сфере информационных технологий; техногенные и природные катаклизмы; организованная преступность. Одним словом, безопасность оказывается очень емким понятием, отмечает издание.

Концепция предполагает проведение реформирования системы национальной безопасности, пишет Analitique. Документ оговаривает участие в этом процессе гражданского общества, прессы, организаций по защите прав человека и международных организаций. Реформа сектора национальной безопасности будет учитывать процесс разрешения приднестровского конфликта и необходимость повышения доверия между Кишиневом и Тирасполем.

Основной поток вопросов депутатов вызвали несколько основных положений Концепции, продолжает Analitique. Владимир Филат (Либерально-демократическая партия), заявил, что логика создания подобных документов предполагает, что базовым принципом в них могут выступать вопросы суверенитета, целостности, независимости государства, демократичности общества и соблюдение прав и свобод. Нейтралитет в этой связи может выступать скорее как средство, но не как цель. Филат отметил, что огромную опасность для страны представляют не столько внешние, сколько внутренние проблемы - демография, коррупция, массовый отток граждан. И добавил: эти вопросы требуют срочного решения.

Георгий Сусаренко (Альянс "Наша Молдова") потребовал включить в Концепцию вопросы малого трафика на границе с Румынией, однако министр ответил, что это - предмет двусторонних договоренностей, пишет Analitique. Леонид Бужор (АМН) предположил наличие у авторов документа злого умысла, направленного на лоббирование российских интересов. А вот Николай Гуцул (ПКРМ) считает, что в документе недостаточно полно прописаны моменты, касающиеся сотрудничества с Россией и слишком много внимания уделено США.

Виталию Павличенко (Национал-либеральная партия) не устроило то, что Молдавия названа полиэтническим и поликультурным государством, продолжает Analitique. "Молдавия - второе румынское государство", - подчеркнула она. Анатолий Царану (НЛП) из опасений, что на Молдавию могут напасть, попросил исключить положение о том, что республика не участвует в военных действиях, и вообще назвал документ Концепцией антинациональной безопасности. Дмитрий Брагиш (Социал-демократическая партия) попытался вернуть коллег к основному предмету разговора: "Получается, что мы с вами здесь обсуждаем не национальную безопасность, а векторы внешнеполитического развития". Однако страсти не утихли. Когда воздух в зале накалился до бела, а Юрий Рошка (Христианско-демократическая народная партия) и Ион Гуцу (АМН) перешли к взаимным обвинениям и перечислению старых грехов, председатель парламента Мариан Лупу объявил часовой перерыв. После него оставалось только проголосовать, подводит итог издание.

Национальный вопрос: "Полномасштабное переучреждение государства - единственный рецепт сохранения молдавской независимости"

Республику Молдова в последнее время все чаще называют государством-банкротом (failed state), пишет интернет-издание Ava.md. Однако если взглянуть на проблему более внимательно, то можно сказать, что обанкротилась не Молдавия как таковая, а Республика Молдова как проект "национального государства" в условиях использования неадекватного в XXI веке вульгарно-этнического подхода к формированию государственности. Республика Молдова на данный момент принципиально нежизнеспособна как "национальное государство". Это связано с отсутствием состоявшейся и дееспособной государствообразующей или "титульной" нации. Такая страна либо прекратит рано или поздно свое существование, либо в ней будет создана политическая нация.

Примитивные молдовенисты настаивают на том, что Республика Молдова является "национальным государством молдаван", продолжает Ava.md. При этом ответа на вопрос, кто такие "молдаване", похоже, не знают и сами молдовенисты. Споры с непременной пеной у рта насчет "молдавской идентичности" не стихают в первую очередь среди самих представителей "титульной нации", которым так и не удалось не только объединить молдавское общество, но и решить проблему собственной самоидентификации. Приходится признать, что никакой "молдавской нации" на данный момент в качестве Реальности не существует. Она есть как Потенция, как Возможность. Возможность, образованная сочетанием многих факторов, ключевыми из которых являются реальный русско-румынский билингвизм, еще более широкое этническое взаимодействие (включающее в себя тюркский элемент - гагаузов), а также пока еще теплящаяся формальная государственность. Ранее президент Молдавии Владимир Воронин признал, что "молдавский язык" - это тот же румынский язык, а его название - это политическое решение молдавского общества. Но точно таким же политическим решением могло бы стать (но еще не стало) и учреждение "молдавской политической нации".

До сих пор к русским в Молдавии обращались лишь с одним "заманчивым" предложением: быть "молдаванами второго сорта", пишет Ava.md. То есть насильственная ассимиляция, при которой, однако, никто им ничего не забудет и не простит. По крайней мере, до тех пор, пока они не откажутся от русского языка и не начнут ненавидеть своих братьев из Приднестровья и клеймить "проклятую имперскую Россию". Конечно, эта "гениальная" затея провалилась. Да и взаимное доверие было подпорчено основательно. В то же время, не следует передергивать. Из провала этой бездарной и бестолковой "национальной операции", можно сделать очень много полезных выводов. Но что из этого точно не следует, так это то, что русские Молдавии принципиально не согласны жить в эффективном независимом государстве, где они были бы равноправными гражданами, а не "нетитульным" вторым сортом. После признания очевидной роли нерумынской составляющей "молдавского проекта", как одного из основообразующих его факторов, русские, как представляется, будут вполне готовы признать и румынскую ее составляющую. Которая, безусловно, очень значима. Давно пора уже назвать вещи своими именами. Но только надо помнить, что любовь особенно хороша, когда она взаимна, отмечает издание.

Нетрудно заметить, что ни румыны, ни русские, ни гагаузы в Молдавии не являются "титульной нацией", продолжает Ava.md. В то же время именно все они в совокупности и при конструктивном взаимодействии способны образовать "молдавскую политическую нацию". В таком случае и румыны, и русские, и гагаузы из абстрактных и бесправных "национальных меньшинств" при несуществующей де-факто "титульной нации" превращаются в странообразующие общины. Со всеми вытекающими в плане прав. Это, безусловно, подразумевает юридическое равноправие и реальное равенство шансов для всех этнических групп быть включенными в политическую и социально-экономическую жизнь страны.

Как уже отмечалось, важнейшим фактором проекта молдавской политической нации является реальный русско-румынский билингвизм, пишет Ava.md. После фактического и юридического уравнивания румынского и русского языков, можно будет признать, что "молдавского языка" не существует. В этом "политическом решении" больше не будет надобности, поскольку его нынешнее название придает ему статус "титульности", который в Новой Молдавии будет неуместным. Два равноправных государственных языка - русский и румынский - это было бы выигрышем и для румынской (как отмечалось, это, наконец, можно будет признать), и для русской (в широком смысле) равноправных составляющих молдавской политической нации. При этом, гагаузский язык, безусловно, не только должен остаться официальным в Гагаузской автономии, но и получить от нового государства всю необходимую поддержку, коей он был лишен на протяжении всего периода молдавского этнократического эксперимента. Возможно, еще одним официальным языком на территории всей страны мог бы стать английский. Таким образом, простое признание объективного положения дел поможет не только решить "проблему молдавского языка", но и вообще закрыть не дающий покоя молдавскому обществу на протяжении многих лет языковой вопрос.

Чтобы сохраниться в качестве независимого государства Молдавии сегодня жизненно необходимо формирование нового социального контракта, продолжает Ava.md. Это подразумевает достижение согласия различных групп общества по поводу того, чего молдавские граждане хотят от собственного государства, которое в нынешних условиях собственной дисфункциональности становится для многих из них не только малоценностью, но и обузой. Необходимо снова спуститься к "фундаменту", сцементировав его согласием различных общественных групп по основным правилам взаимодействия в общей стране. Иными словами можно сказать, что речь фактически идет о полномасштабном переучреждении молдавского государства. Звучит фантастично? Что ж, зато это едва ли не единственный путь сохранения Молдавией независимости и обретения смысла своего существования. А возобновившийся процесс приднестровского урегулирования лишь предоставляет для этого дополнительные, исключительно благоприятные условия, подводит итог издание.