"Красноярский "кулак" против министерских крепостей".

(Независимая газета, 24.03.03г Юрий Чувашев.).

Краевые власти концентрируют усилия для решения бюджетных проблем На прошедшем недавно совещании по бюджету в Законодательном собрании Красноярского края чиновники краевой администрации и депутаты бурно обсуждали проблему поиска денег для региона.

Заместитель губернатора, начальник Главного управления развития экономики и промышленности Эдхам Акбулатов напомнил, что по основным показателям, характеризующим объем производства, край занимает ведущие позиции в Сибирском федеральном округе. Тем не менее налоговый потенциал края за последние годы значительно сократился. Среди причин достаточно было бы назвать только "налоговую лихорадку", бесконечные и внезапные изменения, вносимые в Налоговый кодекс. Несовершенство законодательства приводит, например, к тому, что крупные нефтяные компании, используя вполне легальные схемы, платят сейчас акцизы на ГСМ не в крае, а в других регионах. На этом край ежемесячно теряет по 180-200 млн. руб.

Кроме того, необходимо бороться за максимальное представительство края в федеральных целевых программах, выбивать инвестиции. В этом году регион направил в столицу заявки на участие в 63 федеральных инвестиционных программах, общий портфель которых составляет 9, 3 млрд. руб.

Пора уже задуматься о бюджете 2004 года. До конца марта предстоит сформировать краевую заявку на участие в федеральных инвестиционных программах будущего года, чтобы иметь шанс попасть в бюджет. Чтобы вписаться в федеральный бюджетный процесс, краевая администрация решила ежемесячно оперативно направлять всю актуальную информацию по интересующим регион федеральным инвестиционным программам в красноярское представительство в Москве и всем думцам и сенаторам от региона.

Окончательно же свел дебет с кредитом начальник Главного финансового управления Александр Новак. Неблагоприятные для края изменения налогового законодательства последних трех лет, пояснил он, обернулись потерей 7, 5 млрд. руб. для бюджета региона. Серьезные нарекания вызывает расчетная методика федерального Минфина, которая не учитывает местные проблемы. Например, Минфин убежден, что край должен собрать 43 млрд. руб. налогов, а по силам ему только 37 млрд. И при этом регион все еще именуется в правительственных коридорах донорской территорией со всеми вытекающими неприятными финансовыми последствиями.

Поэтому вполне понятна была жесткость губернатора Александра Хлопонина, когда он настаивал на том, чтобы как можно быстрее разработать и запустить новый механизм взаимодействия краевой власти с красноярскими думцами и сенаторами. Разговоры о том, что нужно собрать все красноярские силы в Госдуме в один кулак и проламывать им стены министерских крепостей, давно уже в зубах навязли. Губернатор "продавил" на совещании решение не дожидаться осенних предвыборных отчетов депутатов Госдумы, а немедленно создать объединенную рабочую группу, которая должна сформулировать условия игры на федеральном бюджетном поле. В состав группы Хлопонин предложил включить Эдхама Акбулатова, депутата ЗС Алексея Клешко, депутата Госдумы Александра Клюкина ( ему, кстати, Законодательное собрание поручило координировать работу всех красноярских думцев), члена Совета Федерации от Таймыра Леонида Биндера и руководителя красноярского представительства в Москве Сергея Воронова.

Позицию края по принципиальным вопросам, считает глава региона, на федеральном уровне можно значительно усилить, если красноярские депутаты Госдумы будут скоординированно выступать в единстве с думцами из других регионов ассоциации "Сибирское соглашение" - а это уже 40 мандатов вкупе. Кроме того, заявил губернатор, край должен извлечь максимум пользы из визитов разномастных партийных и фракционных делегаций, что будут неизбежно учащаться по мере приближения выборов в Госдуму. Торговля честная: за голосами приехали - докажите свою полезность региону. Сразу после совещания по бюджету Александр Хлопонин подписал указ о создании губернаторского совета - совещательного органа, призванного улучшить взаимодействие между органами краевой власти и местного самоуправления. Совет должен повысить обоюдную способность к пониманию и решению проблем, возникающих во взаимоотношениях двух уровней власти в крае.

"Упал, вырос - к этому нельзя относиться серьезно".

(Коммерсантъ-Власть, 24.03.03г.).

Член генсовета "Единой России", участник рабочей группы по подготовке съезда, глава фракции "Единство" в Госдуме Владимир Пехтин рассказал корреспонденту "Власти" Ирине Нагорных о предвыборных перспективах партии.

- Сильно повредили "Единой России" перестановки в руководстве, падение рейтинга в январе до 14%, проигрыш на выборах магаданского губернатора? - Никак не повредили. К скачкам рейтинга по опросам ВЦИОМ нельзя относиться серьезно. В течение месяца он вдруг вдвое упал, а потом неожиданно вдвое вырос! Это проблема не партии, а социологов. Кадровые перестановки - это естественно в такой молодой партии, как наша. Прошел первый год организационного становления, изменились задачи, а под задачи - и люди. Несколько человек покинули центральный исполнительный комитет, высший совет. Вот, например, покойный губернатор Магаданской области Валентин Цветков был в составе высшего совета. Председатель ген-совета Александр Беспалов получил назначение руководителем департамента в "Газпроме". Юлия Крижанская уволилась по собственному желанию... Но перемены не носят стратегического характера. Вы же видите - в высшем органе партии, высшем совете, остались те же люди, авторитетные и популярные.

- В высший совет будут включены новые люди?

- Рассматривается, например, кандидатура красноярского губернатора Александра Хлопонина, есть и другие кандидаты. По уставу количественный состав высшего совета не ограничен никакими квотами. Съезд вправе включить в него столько членов, сколько сочтет нужным.

- Есть информация, что из высшего совета уйдет губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев.

- Сейчас он член высшего совета. А останется ли он в этом качестве, решит съезд.

- Будет ли затрагиваться на съезде тема формирования партийных списков? - В повестке ее нет. Она может возникнуть в качестве информационного материала.

Откровенно говоря, по спискам мы ничего не формировали. Распределили одномандатные округа между думцами, кто сегодня является депутатом и членом "Единой России", входит во фракции "Единство", "Отечество" и "Регионы России".

"Народный депутат" просил 51 одномандатный округ - мы, наверное, все эти округа ему отдадим. Вот таким образом мы расписали, и у нас еще 120 округов осталось. Что касается списка, мы проведем съезд и начнем эту работу.

"Олег Морозов: "Мы будем бороться за правый и левый электораты".

(Политбюро 24.03.03г.).

Член Генсовета "Единой России", депутат Госдумы Олег Морозов рассказал корреспонденту журнал а "Политбюро" Марии Никифоровой о новой партийной идеологии и о том, как "единороссы" намерены привлекать новых сторонников.

- В чем суть новой партийной идеологии?

- Сразу отмечу, что "Единая Россия" не вписывается в какие-то классические схемы. Наша идеология - это идеология гражданской солидарности, суть которой в собирании всех здоровых сил общества. "Единая Россия" претендует на то, чтобы объединить интересы разных социальных групп. Если все же рассматривать партийную идеологию в традиционных терминах, то, с одной стороны, это скорее умеренный консерватизм, включающий в себя значительный реформаторский заряд, поскольку нельзя обеспечить сохранение наших базовых ценностей, не проводя решительное реформирование общества. Такой вот идеологический синтез. Другими словами, мы хотим быть партией, которая развивает рыночную, либеральную экономику, но одновременно должна обеспечить высочайшие социальные стандарты в обществе. Нельзя решение этих задач в России разорвать.

- Получается, партия нацелилась на электорат своих конкурентов, как левых, так и правых...

- Да, мы будем бороться за правый и левый электораты. Российские левые ортодоксальны, они даже не являются левыми в европейском понимании. Российские правые - тоже ортодоксальны, которые оторвались от жизненных реалий России. И весь вопрос состоит в том, могут ли эти партии реализовать свои идеи и довести их до практического результата. Ответ: нет. Не могут, у них нет для этого той поддержки, которая нужна в обществе. Вся разница между нами состоит в том, что они могут декларировать свои цели, но не реализовывать. А мы можем не только правильно формулировать цели, но и добиваться их реализации. У нас, я уверен, в партии будет, условно говоря, и левый, и правый фланги. Партия, которая претендует на роль партии общенационального большинства, должна заявлять такие цели, которые в равной степени близки как представителям бизнеса, так и представителям наемного труда, и социально незащищенным слоям населения.

- Что означает появление в "Единой России" таких фигур, как Дмитрий Рогозин, Александр Хлопонин?

- Это не сенсация, а вполне закономерный процесс. Я общался с г-ном Хлопониным, когда он еще не был губернатором Красноярского края. Он уже тогда помогал становлению партии. Что касается г-на Рогозина, то этот опытный политик, вероятно, ищет партнера, с которым ему будет комфортно находиться в большой политике. Но я бы не придавал большого значения их появлению в партии. В "Единой России" очень много известных политиков отнюдь не меньшего калибра. И все разговоры о безликости наших лидеров, в связи с чем будто бы и взяли новых людей, безосновательны. Если брать наших нынешних лидеров, то вряд ли найдется партия, которая сможет с ними конкурировать.

- Сильно ли обновится центристский состав Госдумы после выборов?

- Он станет менее разнородным, чем сегодня. Мы впервые будем формировать партийный список под брэндом "Единой России", и туда попадет много новых людей, которых сейчас в Думе нет. Сегодня центристское пропрезидентское большинство - союз тех депутатских объединений, которые не были путинским большинством, когда приходили в парламент. Оно сложилось позже. Мы не шли в Думу единой командой, а шли как конкуренты. После выборов в Думе возникло четко оформленное политическое большинство. Я не исключаю, что по их результатам придется формировать некую политическую коалицию из-за того, что у "Единой России" не будет своих собственных 226 голосов. В этой коалиции могут быть и Народная партия, и Партия жизни, если они смогут провести своих кандидатов по одномандатным округам. К этому большинству примкнет какая-то часть депутатов - самовыдвиженцев. Так что мы оптимистично смотрим в будущее. "Единая Россия" намерена стать партией парламентского большинства и контролировать в будущей Думе более половины депутатских мест.

- Почему власть так стремится получить в Думе устойчивое большинство?

- Парламент может эффективно работать только тогда, когда в нем есть устойчивое большинство и меньшинство. По итогам очередных выборов это соотношение сил может меняться - те, кто был в большинстве, могут оказаться в роли парламентской оппозиции. Но если в парламенте нет устойчивых политических коалиций, если они возникают под каждый конкретный закон, то непонятна логика парламентской работы политических партий. Страна может нормально развиваться лишь тогда, когда курс президента, который формирует правительство, совпадает с тем большинством, которое есть в парламенте.

- Существует ли вероятность появления до выборов еще одной "партии власти"?

-Думаю, это невозможно. Сегодня реального политического конфликта между партиями центристского толка нет. Поэтому, если на нашем центристском политическом поле появляется еще одна партия, которая выставит на выборы свой список, то получится, что мы искусственно создаем политический конфликт, запутывая избирателя. Этого допустить нельзя.

"Правда Анатолия Быкова".

("Красноярский рабочий", 22.03.03, Виталий Пырх)

Напиши я о том, что, встретившись с Анатолием Быковым на воровской "малине", споткнулся о гору трупов на забрызганном кровью полу, редакции выстроились бы в очередь на публикацию этого материала.

А передо мною сидел человек с чуть уставшими под вечер глазами, спокойно и взвешенно рассуждающий о нашей жизни. И совсем не похожий на того Быкова, к которому мы привыкли. Может быть, потому, что, не считая отсебятины и вранья, почти во всех публикациях и телепередачах о нем было мало правды?

Почему именно этот человек стал в центре многолетнего скандала, продолжающего сотрясать страну? Чем сейчас живет "алюминиевый король", за которым по-прежнему охотится отечественная Фемида?

Вы будете первым журналистом, переступившим порог моего нового рабочего кабинета в "Соснах", - сказал мне по телефону Анатолий Петрович, и мы договорились о встрече...

- У меня и сейчас перед глазами та памятная, пятилетней давности пресс-конференция в краевой администрации, когда, выйдя к журналистам, тогдашний руководитель края обвинил вас, Анатолий Петрович, в желании подмять под себя исполнительную власть в регионе. Мол, пришли к нему "люди Быкова" и потребовали отдать всю экономику Красноярского края. Как же все это было на самом деле?

- История давняя, однако именно здесь ключ к пониманию того, что потом произошло. Вот у нас недавно в Законодательном Собрании разбирали ситуацию, сложившуюся на угольных разрезах КАТЭКа. Идет массовое высвобождение людей, предприятия не рентабельны. Почему? Да потому, что сами мы во всем виноваты. Я так и сказал депутатам: "Что же вы, господа, ждали пять лет?" А я ведь пять лет назад предложил проект, который не сам придумал, а государство.

Я когда пришел на КрАЗ, а это было еще в 1997 году, то нашел эти исторические документы - они и сейчас там хранятся, в большой такой папке метровой. Постановления Совета Министров СССР, подписанные бывшим председателем Совмина Алексеем Косыгиным, - о строительстве Красноярской ГЭС, предприятий Канско-Ачинского угольного бассейна и так далее. Все эти, как тогда говорили, народные стройки должны были замкнуться в единую технологическую цепочку - дешевое электричество, алюминий, глинозем, местные угольные разрезы. А в конце этой цепочки - Красноярский металлургический завод, на котором и должен был производиться конечный продукт, вполне конкурентоспособный на мировом рынке.

Я понимал, что экономически это очень выгодно, хотя мне как собственнику - не совсем. Ведь я должен был поделиться частью своей прибыли с остальными участниками холдинга, так как алюминий - это экспортный продукт, и деньги тогда были только на КрАЗе. Но как государственный человек, как патриот края я решил воплотить в жизнь то, для чего и строила страна все эти заводы и комбинаты.

- То есть еще тогда, когда у руля края стоял Зубов?

- Конечно. Но когда я заикнулся об этом Валерию Михайловичу, он уже сделал свой первый шаг: чтобы прикрыть дыры в бюджете, начал договариваться с финансово-промышленными группами - по углю, по Ачинскому глиноземному комбинату. Сначала это был "Альфа-банк", потом он "заложил" акции КраМЗа и не смог вернуть их обратно. Я ему говорил, что ни в коем случае нельзя отдавать в чужие руки Ачинский глиноземный комбинат, это же краю невыгодно! То же самое - угольные разрезы. Как можно отдавать фундамент экономики в регионе?

Получилось так, что идею создания на территории края мощного энергометаллургического холдинга разделяли только промышленники - местная власть была против. Причем я ведь не предлагал себя в качестве руководителя холдинга - кому бы доверили, тот пусть бы и руководил.

И тогда я сказал Зубову: "Я не буду вас поддерживать на губернаторских выборах". Вот они мне и "подсунули" Лебедя...

- Кто это - "они"?

- Те, кто рвался сюда, к предприятиям края. Они хотели превратить регион в настоящую колонию, и на сегодняшний день им все удалось. Красноярский край - это колония, и я не боюсь говорить об этом вслух. А тогда... Увидел сибирский паренек живого генерала-десантника, третьего человека в стране по итогам президентских выборов. Конечно же, я был польщен, когда ко мне зачастил такой человек, и мы садились за стол и как мужик с мужиком разговаривали. Ничего от него я не требовал, у меня все было. Это я мог ему дать и власть, которой он хотел, и результат работы, который ему был нужен, чтобы показать Федерации свои организаторские способности. Давай, говорю, договариваться.

- И судя по дальнейшим событиям, Александр Иванович согласился?

- Да. Но как только прошли в крае выборы, как только состоялась инаугурация, Лебедя как подменили. Он никому до этого не говорил, что привезет с собой в регион всю эту шпану (по-другому я о его помощниках и сказать не могу) и начнет ее менять, как перчатки. Это изначально перед ним была поставлена такая цель - растащить Красноярский край, а в большой политике на него ставку не делали. Его тоже использовали, как перчатку. Та же группа, что потом нам все это и устроила.

- Получается какая-то картина абсурда: вместо того, чтобы приумножать экономику региона, местные власти сами проматывали то, что им досталось. Зачем это было делать?

- Каждый решал лишь свою задачу. Вы посмотрите, какая ситуация сейчас: нынешние хозяева бывшей краевой собственности пытаются правдами и неправдами навязать власти свои правила игры. Налоги они платят не в Красноярске, их головные офисы за тридевять земель. Попробуй кого-нибудь проконтролировать, за кем-то уследить. Почему сейчас идут сокращения на тех же угольных разрезах? Ответ простой: собственникам нужны только производство и прибыль, ничего больше. Социальную сферу они, начиная с КрАЗа, "сбросили" на муниципалитет, налоги платят мизерные.

Скажем, в мою бытность председателем совета директоров Красноярского алюминиевого завода его налоговые поступления составляли до трети краевого бюджета. А сейчас КрАЗ "весит" в экономике края всего 5-7 процентов. Чувствуете разницу? Ведь это все легко просчитывается, легко контролируется. Но я не хочу вступать в спор с финансово-промышленными группами, которые сейчас хозяйничают в регионе,- это не мое дело. А вот федеральное правительство хочется спросить, зачем оно собственными руками душит отечественную промышленность. Зачем мы сами себя уничтожаем?

Я не экономист по образованию, поэтому объясню на пальцах: если при мне у рабочих КрАЗа в городе была вторая по величине после "Красцветмета" заработная плата, то почему она сейчас на 15-м месте? Мы содержали три команды - две в высшей лиге, хоккейный клуб "Енисей" и регбийный клуб "Красный Яр", одну в первой лиге, футбольный клуб "Металлург", да еще я возглавлял Федерацию бокса России. И все это только за счет завода. А какое участие принимал тогда КрАЗ в социальной жизни края!

- Так-то оно так, Анатолий Петрович, но сейчас нам говорят о снижении цен на алюминий на Лондонской бирже цветных металлов, об объективных трудностях в мировой экономике после теракта 11 сентября...

- Да чепуха все это! Цены падали и поднимались и при мне, на то она и биржа, и так будет всегда, покуда будет рыночная экономика. Но мы почему-то зарплату рабочим не снижали, от своего участия в жизни города и края не отказывались.

- Ну а как же тогда утверждение бывшего губернатора о том, что "мальчики Быкова" пытаются подмять под себя исполнительную власть и стать в крае настоящими хозяевами?

- Да не было этого никогда! Никто и никогда к губернатору Лебедю, царствие ему небесное, с такими предложениями не обращался. Скорее наоборот. Это его "мальчики", выскочившие из генеральской табакерки, поехали по промышленным предприятиям края и обложили всех данью. Мне стали звонить директора заводов и спрашивать: "Что нам делать? У нас ведь никогда такого не было..." А то были люди Вернера, заместителя губернатора по оперативным вопросам. Вот тогда-то я пригласил Вернера к себе, и у нас с ним состоялся очень серьезный разговор. А он сослался на Лебедя, мол, выполняю его указание. Тогда я и говорю: "Передай Александру Ивановичу, что мы таких отношений в регионе не допустим. Не было этого никогда и не будет". Так что не удивительно, что отношения наши вскоре расстроились...

- Не могу не спросить, Анатолий Петрович, вот о чем. Недавно в крае, после трагических событий апреля прошлого года, произошла очередная смена власти. Опять новые лица у краевого руля. Что вы можете сказать о команде Александра Хлопонина?

- Я действительно могу сравнить ту и эту администрацию, тем более что с Хлопониным в край тоже пришли молодые ребята, но культурные, грамотные. Они не ведут себя так, как вело себя окружение Лебедя.

Хлопонина я знаю с 1997 года. Он, еще будучи в Норильске, не раз приезжал в Красноярск, и мы с ним встречались. Я и сейчас могу сказать, глядя Александру Геннадиевичу в глаза, что он очень отважный человек. Согласиться прийти на такое пепелище... Край-то ведь огромный. Это же не Таймыр с его 44-тысячным населением, а трехмиллионный край! Чтобы узнать его как следует, понадобится, как минимум, два года. А времени на раскачку нет, надо собирать все по кусочкам, иначе - неминуемая пропасть.

Хлопонину я сразу сказал: "Мы проиграли выборы (я поддерживал Усса), но я не собираюсь уходить в оппозицию". Тем более что та программа действий, которую он озвучил на сессии Законодательного Собрания края, мне близка и понятна, как моя собственная. И еще я сказал Хлопонину, что продам акции КрАЗа и буду заниматься другим бизнесом.

- И каким этот бизнес будет?

- В свое время я хотел построить в Назарове сельскохозяйственный холдинг - начали с мельницы, закупили в Италии оборудование, около полутора миллионов долларов на это ушло. Хотим еще хлебозавод построить, чтобы получился замкнутый цикл, - посеяли зерно, убрали, переработали его, испекли хлеб и продали.

Второе в моей программе - это птицепром. Хотелось бы закупить несколько птицефабрик, переоснастить их голландским оборудованием по переработке мяса и желтка.

Мне сейчас в крае интересно - я занимаюсь строительством, финансами, полезными ископаемыми... Я вырос в маленьком городке, жил на земле и хочу попробовать, можно ли на ней зарабатывать деньги. С сегодняшними директорами колхозов и совхозов это очень трудно. Надо над ними стоять с палкой. И еще с пряником, конечно. Наше общество вообще можно заставить работать только палкой и пряником. Никто ведь не хочет трудиться - все хотят только легко и красиво жить. Чуть расслабился, чуть успокоился - и все, плакали твои денежки. А потом мужики сядут друг против друга и начнут искать крайних.

В первую очередь, конечно, нужно крестьянину сократить путь к городу. Это проблема на селе номер один. Нужно для этого снова восстановить заготконторы, и это должны сделать директора хозяйств. А не так, как сейчас, когда к частнику приезжает посредник и вымогает или заставляет его продавать произведенную продукцию по низкой цене. Надо, чтобы сама контора ее скупала и стимулировала тех, кто больше сдаст. Комбикормами, льготными кредитами - это же элементарно! Но никто на селе этим не занимается, и как результат - зарастают колхозные поля, догнивают на них ржавые трактора. Разве так должно быть?

У меня вроде бы есть все основания обидеться на свое государство, махнуть на него рукой, но это же моя Родина, и никуда отсюда уезжать не собираюсь. Я сидел в тюрьме, а сорок моих детей из приюта "Иван да Марья" ни в чем не нуждались, и я горжусь этим. Как и тем, что вовремя платил заработную плату всем, кто работал со мной, а это тоже немало, 120 человек. Все-таки есть Бог на свете. Я в это верю, и это дает мне силы. Никто не видел на моем лице выражения печали или безысходности. Я даже своих адвокатов успокаивал, что все будет хорошо. Приходят они ко мне в камеру с хмурыми лицами, а я им указываю на дверь: "Выйдите и заходите, только улыбаясь..."

- Кому же все это было нужно?

- Тем, кто и сегодня правит страной. А это в первую очередь американский капитал, который, кстати, мы же и помогаем создавать. Я написал Владимиру Путину письмо - ну что сегодня мешает России легализовать капитал, который был вывезен из страны за последнее десятилетие? Пусть даже только 20 процентов его вернется, и то будет минимум двести миллиардов долларов - это же огромные деньги! Они ведь и так "возвращаются" через мировые финансовые структуры, но уже в виде займов, кредитов, за которые будут рассчитываться с Западом наши внуки. Вот и получается, что российский капитал вдвойне работает против России, какая экономика такое выдержит!

Но президент молчит...

"Парламентарии всего края объединяются".

("Сегодняшняя газета", 22.03.03, Владимир Жилетов)

В ПЯТНИЦУ в Красноярске прошло второе заседание координационного Совета региональных парламентов, расположенных на территории нашего края. Первое совещание этого органа, в состав которого входят спикеры Думы Таймыра, Суглана Эвенкии и краевого Заксобрания, а так же пять депутатов от каждого региона, состоялось 10 октября 1999 года. Столь долгий перерыв был вызван различными причинами. Зимой 2000 года намеченная встреча депутатов в Эвенкии не состоялась из-за лютых морозов в автономном округе. После этого началась череда выборов всех уровней. Затем разразился скандал вокруг Норильского промышленного района. Исполнительная и законодательная власти Таймыра достаточно справедливо вопросили:

"Почему налоги идут в край, и почему юридически Норильск подчинен краю, если расположен город на территории автономии?" Прикинув потенциальные потери краевого бюджета, работники красноярского "'серого дома" ответили в достаточно грубой форме. И пошло-поехало... На фоне этого конфликта за никелево-платиновые деньги депутатам было не до совместной работы, хотя истины ради надо заметить, что несколько раз проводились заседания объединенных рабочих групп. Теперь же, когда делить особенно нечего, депутаты трех субъектов вновь приступили к координации собственных действий.

В минувшую пятницу представители трех парламентов обсуждали три вопроса. В первую очередь речь шла об организации деятельности координационного Совета, регламент работы которого еще не оформлен до конца. Впрочем, даже после заседания этот регламент так и не стал окончательно ясен. Решилось лишь назначение главы координационного Совета и порядок этого назначения. Первым председателем общего законодательного органа станет глава Суглана Анатолий Амосов. В связи с этим следующее заседание пройдет в июне в Эвенкийском автономном округе. Председательствовать один из спикеров будет в течении года, а после передаст свои полномочия в Совете законодателей главе другого собрания депутатов.

Уже решено, что в 2004 году координационный Совет возглавит Виктор Ситнов, глава Думы Таймыра. Позже эта роль перейдет Александру Уссу. Сколько раз в году координационный Совет будет проводить заседания, пока не решено.

Вторая обсуждаемая проблема, собственно, законодательная. Депутаты рассматривали проект закона Красноярского края "Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера" и возможности синхронизации законодательства трех субъектов федерации по этому вопросу. Кроме того, говорилось о работе Заксобрания, Думы ТАО и Суглана ЭАО над поправками в проекты федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об общих принципах организации деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". При докладах по этим вопросам депутаты откровенно заскучали и начали рассматривать фотографии, демонстрируемые на экране, расположенном в зале заседания Заксобрания. Поэтому вопросов по предлагаемым и доложенным поправкам к законам не поступило.

В конце заседания несколько слов прозвучало о комплексном природопользовании. Речь велась о проектах крупных промышленных групп, воплощение которых заденут все регионы края. Такой стройкой станет разработка Юрубчинского месторождение в Эвенкии с трубопроводом в Китай. К тому времени, как закончилось выступление докладчика, в мыслях некоторых депутатов уже начался некий разброд. Так, Василий Нечаев, попросивший слово для выступления, заявил, что на днях была сформирована региональная неформальная неполитическая фракция "Вместе", в которую вошли 5 депутатов Заксобрания. Видимо, фракция создана для лоббирования интересов ФПГ. Другого объяснения этому заявлению в момент обсуждения природопользования найти трудно.

Подводя итоги заседание координационного совета, Александр Усс назвал все происшедшее "нормальной, конструктивной работой". На фоне общей картины объединения региона спикер Заксобрания отметил, что Совет парламентариев уже трудится, а главы исполнительной власти, создающие Союз губернаторов, "пока только папочками обменялись".

"Депутатское содружество".

("Красноярский рабочий", 22.03.03)

Вчера в Красноярске состоялось заседание координационного совета с участием представителей Законодательного Собрания края, Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Законодательного Собрания (Суглана) Эвенкийского автономного округа.

Делегацию таймырской Думы возглавил В.В.Ситнов, эвенкийского Суглана - А.Е.Амосов. Депутаты представительных органов власти трех субъектов Федерации обсудили общие подходы к отстаиванию интересов регионов на федеральном уровне, а также приступили к работе по приведению к общим стандартам законодательной базы края, Эвенкии и Таймыра. Подробности о заседании координационного совета - в следующих номерах "Красноярского рабочего".