26 апреля в Черкесске была учреждена общественная организация ветеранов-добровольцев Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 годов, в которую вошли комбатанты из Абхазии, Кабардино -Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи. О своем желании принять участие в организации заявили и казаки Юга России. Помимо гуманитарного блока уставных целей организации, невозможно не заметить и военную составляющую нового союза абхазских добровольцев - на фоне обострения ситуации у границ Абхазии ветераны мобилизовались и создали единый координационный центр. На вопросы о "тревожном" аспекте организации корреспонденту ИА REGNUM ответил один из инициаторов создания общекавказского союза добровольцев Абхазии - кабардинец Ибрагим Яганов

ИА REGNUM: В чем суть вашей позиции по Абхазии?

Независимо от мнения НАТО и России Союз добровольцев считает необходимым поддержать стремление народа Абхазии к независимости. Мир уже подошел к тому уровню развитию, когда Косово, Южная Осетия и Абхазия могут существовать как независимые государства. Варварская борьба за территории должна уйти в историю. Мир приходит к пониманию, что нельзя приносить в жертву имперским амбициям территориальной целостности целые народы и культуры. Если какое-нибудь животное становится на грань исчезновения - люди создают условия для сохранения его популяции. Почему целые народы имеют меньше прав, чем животные - мы уже потеряли сотни народов и культур, восстановить которые невозможно.

ИА REGNUM: Какова общая численность ветеранов абхазской войны на Северном Кавказе?

В Кабардино-Балкарии около тысячи, до трехсот в Адыгее и около ста - в Карачаево-Черкесии. Чеченцев было больше, но основная их часть погибла в чеченских войнах, и мы не имеем информации, остался ли кто-нибудь из них в живых - связь с ними потеряна. Воевало около пятисот казаков с Дона и Кубани... было подразделение из Ленинграда -15 человек.

ИА REGNUM: Не кажется ли Вам, что рассуждении о Союзе, как о боеспособной единице, способной помочь Абхазии, несколько преувеличена? Насколько вообще боеспособны ветераны, ведь прошло уже 15 лет - люди постарели?

Нам сейчас около 40 лет - это боеспособный возраст. Но не мы главное. Подросла молодежь, толковые, идейные, крепкие ребята с опытом службы в армии. Мы, имеющие боевой опыт ветераны, готовы повести их за собой. Сегодняшняя молодежь лучше готова к испытаниям, чем мы 15 лет назад. Они впереди себя видят нас - людей знающих что делать, и готовых брать на себя ответственность. Когда нам было по 20- 25 лет у нас таких людей не было.

ИА REGNUM: А вы авторитетны для молодежи?

Воевавшие люди всегда авторитетны для молодежи - будь то ветераны Великой Отечественной войны или "афганцы".

ИА REGNUM: Сейчас много разговоров о внутренних расколах и распрях в среде комбатантов. Насколько можно судить о единстве ветеранов Абхазии?

Никакого раскола не существует. Разногласия и споры, естественно есть, но они не носят принципиальный характер. Это нормальное явление в обществе свободных, думающих людей. В нужное время все разногласия будут моментально закрыты. Во многом, слухи о расколах связаны с послевоенным периодом, когда нас активно растаскивали. Каждый политик, бизнесмен или криминальный авторитет хотел заполучить в свои сторонники людей, пользующихся уважением в обществе или просто крепких обстрелянных ребят. Тем не менее, основной костяк ветеранов не пошел по этому пути. У них сейчас свои семьи, люди заняты бизнесом, карьерой, наукой, часть уехала за границу и живет теперь в Европе. Но когда надо - каждый займет свое место. Есть, конечно, и неустроенные люди. Долг Союза помочь им с работой, поддержать материально не только семьи погибших, но и живых ветеранов, оказавшихся в трудном положении.

ИА REGNUM: В принципе, с точки зрения закона, вы - ветераны НВФ. Я видел, что на учредительном съезде присутствовал офицер ФСБ, который внимательно следил за всем происходящим. Как у вас складывается отношения с властью? Вы ощущаете давление со стороны российских властей - спецслужб и т.п.?

Честно говоря, давления на себе мы не чувствуем. Интерес существует, мы его ощущаем, но не видим в этом проблемы. Держать любую силу под контролем - это нормальная реакция любого государства. Мы не выходим за рамки закона, поэтому считаем, что у государственных структур нет оснований для беспокойства. И мы не закрытый клуб ветеранов или секта, а общественная организация, открытая для контактов с властью и обществом.

Досье ИА REGNUM: Ибрагим Яганову 43 года. Образование - высшее, окончил училище МВД в Баку. Во время абхазской войны Яганов командовал кабардинским батальоном. Герой Абхазии, представитель президента Абхазии в Кабардино-Балкарии. В настоящее время Ибрагим Яганов известный за пределами России конезаводчик кабардинской породы лошадей. Скакуны из конюшни Яганова занимают достойные места в самых престижных скачках на дистанции 160 км. В 2004 году - второе место на открытом чемпионате Германии, первое и второе места на чемпионате Польши. В 2005 году - 18 место на чемпионате мира в Дубаях (пока лучший результат а России).