Промышленный районный суд Ставрополя начал оглашение приговора по делу участников преступной группы, в которую входил бывший глава ставропольского филиала банка "МЕНАТЕП СПб" Игорь Бабенко, получивший политическое убежище в Литве.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM 29 апреля в районном суде, оглашение приговора троим участникам преступной группы - Олегу Лиеву, Алексею Семенюте и Владимиру Ерину, которые предстали перед судом год назад, было начато на заседании 28 апреля и с учетом большого объема материалов уголовного дела продлится несколько дней. Как ожидается, суд вынесет приговор по делу на заседании 4 мая.

Четвертому участнику преступной группы - управляющему ставропольским филиалом банка "МЕНАТЕП" Игорю Бабенко - удалось скрыться от уголовного преследования: он получил политическое убежище в Литве. Уголовное дело в отношении Бабенко выделено в отдельное производство.

Сославшись на материалы уголовного дела, представитель суда сообщил, что в результате преступной деятельности участников группы ставропольскому филиалу банка "МЕНАТЕП СПб" (ныне - национальный банк "Траст") и хозяйствующим субъектам региона был причинен ущерб на сумму свыше 600 млн рублей (ущерб филиал банка "МЕНАТЕП СПб" составил примерно на 129 млн, ООО "Кавказтрансгаз" (дочернее предприятие Газпрома) - около 20 млн рублей, ОАО "Ставрополькрайгаз" - около 495,5 млн рублей).

Подсудимым предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество), ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) и ч. 4 ст. 174-1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления).

Ранее ИА REGNUM со ссылкой на пресс-службу управления ФСБ России по Ставропольскому краю сообщало, что объем уголовного дела составил 253 тома.

Житель Невинномысска (Ставропольский край) Олег Лиев, являющийся директором ООО "Архыз", планировал приобрести акции крупных предприятий Ставропольского края: ОАО "Невинномысский комбинат хлебопродуктов", ОАО "Кочубеевский комбинат хлебопродуктов", ЗАО "Невинномысский шерстяной комбинат", ООО "Протос", ООО "Капма". Их общая стоимость, по оценкам специалистов, составила около 10 млн долларов США.

Проверка показала, что "Архыз" фактически не вел финансово-экономическую деятельность, однако Лиев довольно свободно распоряжался деньгами, зачастую значительно переплачивал за приобретаемый новый бизнес и объекты недвижимости, решения он принимал самостоятельно. В 2002 году Лиев выступил в качестве соучредителя ООО "Русский газ". Общество с ограниченной ответственностью было зарегистрировано по вымышленному адресу и состояло из двух человек - Лиева и Семенюты. Приблизительно через три месяца после организации ООО "Русский газ" Лиев вышел из состава учредителей, продав свою долю генеральному директору Семенюте. Несмотря на то, что весь штат работников ООО "Русский газ" состоял из одного человека - самого Семенюты, годовой оборот фирмы составлял около 1 млрд рублей.

ООО "Русский газ" являлось контрагентом ОАО "Ставрополькрайгаз" и занималось истребованием кредиторской задолженности за поставленный природный газ с таких крупных потребителей, как ОАО "Ставропольская ГРЭС" и ОАО "Невинномысская ГРЭС", а также с других предприятий. Проверка показала, что Семенюта должен как минимум 50% поступающих денежных средств выводить из легального оборота фирмы.

В деятельности Лиева активное участие принимал управляющий филиалом банка "МЕНАТЕП СПб" в городе Ставрополе Игорь Бабенко, который отвечал за легализацию похищенных средств. ООО "Русский газ" до 60% взысканных денег не направляло в ОАО "Ставрополькрайгаз", а через 17 коммерческих структур обналичивало и выводило из официального оборота.

Проверка всех учредителей и директоров указанных фирм выявила одну закономерность - все они напрямую были связаны с Владимиром Ериным. Сам Ерин работал водителем у Лиева и у Семенюты. Также были вскрыты факты участия Лиева и Бабенко в хищении средств ОАО "Менатеп СПб" на сумму в 119 млн рублей. Ерин открыл в филиале банка два счета и с 2004 года на них и зачислялись крупные денежные суммы. Документальным основанием для зачисления таких средств на личный счет Ерина служили подписанные им приходные кассовые ордера, по которым он якобы сдавал соответствующие суммы наличными в кассу банка. Однако фактически деньги в кассу не поступали. Кассовые работники филиала были вынуждены принимать их к учету и проводке по письменным указаниям Бабенко. Безналичные деньги переводились со счета Ерина на счета подконтрольных ему юридических лиц. В результате оприходования не поступавших наличных денежных средств стремительно рос уровень недостачи в кассе филиала банка.

Все участники группы скрылись от органов дознания и попытались скрыть бухгалтерскую документацию ООО "Русский газ". В результате Лиев, Семенюта, Бабенко и Ерин были объявлены в федеральный розыск. Впоследствии Ерин добровольно явился в орган дознания, также было установлено местонахождение Бабенко - Литовская Республика. Семенюта был задержан в городе Невинномысске, Лиев - в Москве. В отношении Лиева и Семенюты избрана мера пресечения в виде заключение под стражу. Ерин находится под подпиской о невыезде.

Бабенко находится в Литве, в городе Вильнюсе, где ему предоставлено политическое убежище. Бабенко удалось выдать себя за соратника экс-главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского. Литовская сторона вынесла решение о предоставлении Бабенко политубежища, несмотря на то, что руководство банка "МЕНАТЕП СПб" неоднократно официально заявляло, что дело в отношении Бабенко носит исключительно уголовный характер. Банк, который действительно входил в структуру "ЮКОСа" и контролировался Ходорковским, признан по уголовному делу пострадавшим.

Служба безопасности банка оказывала содействие следствию. В ходе допроса по уголовному делу Ходорковский заявил, что Бабенко в силу занимаемой должности в структурах "ЮКОСа" не мог быть ни его соратником, ни его знакомым.