Парламентские выборы 21 мая - одна из наиболее актуальных сегодня в Грузии тем. И власти и оппозиция активно ведут свои предвыборные кампании, и те и другие рассчитывают оказаться в парламенте нового созыва в большинстве. Кто из них получит больше мандатов, выяснится по итогам выборов, однако одно уже ясно - в парламенте нового созыва оппозиция будет представлена гораздо более широко в сравнении с нынешним составом законодательного органа.

Правящая партия - "Единое национальное движение" заявляет, что намерена продолжать взятый курс, кстати, скорректированный с приходом нового правительства в пользу социальной компоненты, но, по-прежнему, направленный на построение "развитого демократического государства, объединение Грузии, на повышение благосостояния народа". Представители правящей партии подчеркивают, что окончательный вариант их избирательной программы будет согласован с населением - скорректирован по итогам проводимых с ним встреч.

Оппозиция же утверждает, что власти лишь декларируют демократические ценности. В действительности же в Грузии нет верховенства закона, независимого суда, свободы слова и самовыражения, не защищены другие права человека, правоохранительные структуры наделены политическими функциями, на СМИ оказывается давление и т.д. Оппозиция также считает, что своей необдуманной внешней политикой президент страны Михаил Саакашвили (кстати, часть оппозиции не признает его легитимность после президентских выборов 5 января) лишь усложнил проблему конфликтов на территории страны и процесс интеграции в европейские и евроатлантические структуры. Оппозиция обещает исправить ситуацию по всем вышеуказанным направлениям, отмечая, что для этого, в первую очередь, нужно отстранить от власти Саакашвили и его команду, что достижимо через свободные и справедливые парламентские выборы. Большинство оппозиционных сил выступает вообще за упразднение в Грузии института президента и переход на парламентскую республику (часть из них, в частности, партия Гиоргия Таргамадзе настаивает на установлении в стране конституционной монархии). Следует отметить, что практически весь оппозиционный политический спектр - за решение конфликтов в Абхазии и Южной Осетии мирным путем. Между тем, в ответ на призыв Саакашвили сесть за стол переговоров и вместе разработать конкретный план урегулирования конфликта, большая его часть, в том числе объединенная оппозиция, ответила категорическим отказом, заявляя, что это предложение - лишь часть предвыборной кампании правящей партии, желающей отвлечь внимание общественности от внутренних проблем. Подавляющее большинство оппозиционных сил выступает за интеграцию Грузии в НАТО и ЕС, и заявляет, что отказ Североатлантического альянса в предоставлении стране Плана действий по вступлению в НАТО (MAP) на Бухарестском саммите был обусловлен не только фактором России, но и низким уровнем демократии в Грузии. По мнению оппозиции, это стало своего рода сигналом, что Запад ждет от Саакашвили 21 мая демократических выборов.

Между тем, несмотря на схожесть позиций по главным вопросам, оппозиция не смогла объединиться и выступить на парламентских выборах единым списком - по мнению ряда экспертов, это бы способствовало ее приходу в парламент в большинстве.

Всего в парламентских выборах примут участие 3 избирательных блока и 9 политических организаций независимо. Самый крупный оппозиционный блок и он же основной конкурент правящей партии "Единое национальное движение" - "Объединенная оппозиция - Национальный совет - Новые". В его состав вошли все 8 политических сил объединенной оппозиции - политическое движение "Свобода" (лидер - Константин Гамсахурдиа), Консервативная партия (лидер - Звиад Дзидзигури), "Движение за единую Грузию" (лидер - Иракли Окруашвили), "Партия народа" (лидер - Коба Давиташвили), "Национальный форум" (лидер - Каха Шартава), "Путь Грузии" (лидер - Саломэ Зурабишвили), "Картули даси" (лидер - Джонди Багатуриа), движение "Мы сами" (лидер - Паата Давитаиа), а также партия "Новые правые" (лидер - Давид Гамкрелидзе).

Примечательно, что изначально в объединенную оппозицию ("Общенародное движение"), сформировавшуюся осенью минувшего года, входили и лейбористы, однако спустя несколько недель они ее покинули, заявив, что в нее объединены слишком отличающиеся друг от друга политические силы. Позже объединенную оппозицию покинула и Республиканская партия, решившая выступать на парламентских выборах самостоятельно (она, кстати, не разделяла требования объединенной оппозиции о проведении повторных президентских выборов, считая его нереальным). Между тем, "Новые правые", которые всегда выступали против каких бы то ни было революций (тогда как часть объединенной оппозиции принимала участие в "революции роз"), уличных акций, присоединились к акциям протеста Объединенной оппозиции, а затем - к парламентским выборам - образовали с ней избирательный блок, заявив, что только объединившись, можно сместить эту власть. Прежний партнер и союзник "Новых правых" - партия "Промышленность спасет Грузию" - вошла в союз с Национально-демократической партией и партией бывшего первого секретаря ЦК компартии Грузинской ССР Джумбера Патиашвили, что также является новой конфигурацией. В результате образовался блок - "Правый альянс: Топадзе - "Промышленники" (Единство ), который состоит из Национал - демократической партии (лидер - Бачуки Кардава), партии "Единство" (лидер - Джумбер Патиашвили) и партии "Промышленность спасет Грузию" (лидер - Гоги Топадзе). Еще один блок образовали "Традиционалисты - "Наша страна" - Женская партия", в который объединились две партии - "Союз традиционалистов" (лидер - Акаки Асатиани) и женская партия "Для справедливости и равноправия" (лидер - Гугули Маградзе). При этом в списках блока - и члены партии "Наша Грузия" (лидер - Гоча Джоджуа) из числа бывших соратников покойного Бадри Патаркацишвили. В числе политических организаций, участвующих в выборах самостоятельно - оппозиционное Христианско-демократическое движение, лидером которого является также бывший соратник Патаркацишвили Гиорги Таргамадзе, и актив которого составляют, в основном, бывшие сотрудники телекомпании "Имеди". Это также, в принципе, новое явление.

Остальные политические объединения, участвующие в выборах самостоятельно - это, помимо правящей партии "Единое национальное движение" - Республиканская партия (лидер - Давид Усупашвили), Лейбористская партия (лидер - Шалва Нателашвили), "Грузинская политика" (лидер - Гоча Пипиа), Национальная партия радикал-демократов всея Грузии (лидер - Шалва Купрашвили), "Наша страна" (лидер - Тамаз Гугунишвили), "Грузинский союз спортсменов" (лидер - Валерий Гиоргобиани) и Христианско-демократический альянс (лидер - Гиорги Кобахидзе).

В целом, грузинский оппозиционный спектр в последний период претерпел заметные структурные изменения, и теперь избирателю требуется время, чтобы во всем этом сориентироваться.

Изменения произошли и в предвыборной тактике правящей партии. Она, в частности, решила не выставлять в мажоритарных округах лидеров нынешнего парламентского большинства, в числе которых, как известно, Гиги Бокериа, Давид Киркитадзе, Майя Надирадзе и др. Вместо этого во многих округах выдвинуты крупные бизнесмены, ощутимая часть которых, кстати, совершенно аполитична и которые, как свидетельствует, пошли на этот шаг, "войдя в сделку с властями".

Еще одной новостью стал отказ от участия в парламентских выборах за месяц до их проведения председателя парламента Нино Бурджанадзе, стоявшей под номером один в партийном списке правящей партии. Причину своего отказа Нино Бурджанадзе не конкретизировала, как и свои дальнейшие планы относительно того, останется ли она в рядах правящей партии. Спикер парламента лишь указала на свое недовольство избирательным списком "Единого национального движения", отметив, впрочем, что это - "не трагедия". "Несмотря на свое решение, я считаю, что стратегически страна развивалась и развивается в правильном направлении, и я уверена, что также в правильном направлении и будет развиваться", - подчеркнула Нино Бурджанадзе, добавив, в то же время, что "тактически, естественно, многое чего нужно поменять, и что были допущены определенные ошибки". Нино Бурджанадзе категорически опровергла предположения о ее переходе в оппозицию.

Общественность и эксперты расценили решение Нино Бурджанадзе по-разному. Одни считают, что она осталась недовольна комплектованием списка, в котором ей предлагали слишком низкую квоту, другие, что - это был лишь повод для ухода из правящей команды, третьи - что она вовсе не собирается уходить из правящей партии и, возможно, займет высокопоставленный пост в исполнительной власти, четвертые - что она играет двойную игру, ожидая итогов парламентских выборов и т. д. Но, как отмечают эксперты, отказ Бурджанадзе от участия в выборах в любом случае играет на руку оппозиционным силам с точки зрения настроя электората. Этот эффект, по мнению некоторых экспертов, усиливает и слабый избирательный список "Единого национального движения". Кстати, в новом избирательном списке правящей партии, под номером первым в котором теперь - бывший министр иностранных дел Давид Бакрадзе, в сравнении с прежним, уже нет многих представителей команды Бурджанадзе.

Из событий предвыборного периода следует отметить также: подписание правящей партией и рядом оппозиционных партий разработанного Национально-демократическим институтом США (NDI) Кодекса, регулирующего поведение политических организаций в предвыборный период, отношения с оппонентами и правила ведения корректных избирательных кампаний; формирование межведомственной рабочей группы по обеспечению свободных и справедливых парламентских выборов во главе с министром юстиции Николозом Гварамиа; подписание ЦИК с крупными грузинскими НПО, которые будут наблюдателями на парламентских выборах, Меморандума по контролю над использованием административного ресурса в предвыборный период; подписание Общественным телевидением с рядом партий Меморандума о сотрудничестве, согласно которому телевидение обязуется объективно освещать выборы, а партии - придерживаться норм этики и корректного отношения к сотрудникам телеканала; прибытие в страну ряда долгосрочных наблюдателей от международных организаций.

Оппозиция заявила, что получит большинство мест в парламенте, несмотря на недостатки избирательного законодательства, если, конечно, на выборах не будет массовой фальсификации. Она обратилась к местным и международным наблюдателям с призывом тщательного контроля над процессом голосования на избирательных участках, особенно в регионах, и отметила, что практически на каждый участок направит своих наблюдателей. Оппозиция подчеркнула, что с фальсификацией парламентских выборов она ни за что не смирится и обратится к всевозможным мерам для упразднения необъективных итогов.

Что касается избирательного законодательства, которое, понятно, играет далеко не последнюю роль в том, как распределятся мандаты депутатов (всего в парламенте нового созыва будет 150 депутатов, в том числе 75 мажоритарных), то его усовершенствование являлось не только требованием оппозиции, но и рекомендацией международных наблюдателей на президентских выборах 5 января. В результате, в документ был внесен целый ряд изменений. Процесс их утверждения проходил практически без участия оппозиции, которая указала на ряд пробелов, в том числе в своем Меморандуме, однако в момент внесения поправок бойкотировала пленарные заседания парламента, отчаявшись добиться желаемого результата путем переговоров и перейдя к акциям протеста, в том числе в такой крайней форме, как голодовка. В обновленном законодательстве замечания оппозиции учтены лишь частично, и, соответственно, оно является объектом ее критики. Что касается независимых экспертов, то они реформированный Избирательный кодекс довольно неоднозначно.

Ниже приводится анализ последних поправок, внесенных в избирательное законодательство, проведенный влиятельной грузинской НПО - Ассоциацией молодых юристов Грузии и предоставленный ИА REGNUM независимым изданием newcaucasus.com.

Положительные поправки:

• Были уточнены понятия "кандидат избирательного субъекта", "предвыборная агитация", "политическая/предвыборная агитация".

• Дата регистрации граждан в избирательном списке стала доступной для общественности, тем самым граждане и наблюдатели на выборах получили возможность проверять ее.

• Были увеличены сроки публикации списка избирателей и внесенных поправок.

• Стало обязательным вывешивать на видных местах в пределах избирательного участка адреса зданий и помещений, которые относятся к соответствующей территории (участку).

• Полномочия членов участковой избирательной комиссии продлены до момента принятия итогового протокола районной избирательной комиссии.

• Избирательной комиссии предоставляются одни сутки вместо двух для составления протокола совещания.

• В течение избирательного периода политическим партиям предоставляется право назначать своих представителей в состав территориальных избирательных комиссий.

• Территориальным избирательным комиссиям была возвращена независимость в решении о действительности результатов выборов в избирательном участке.

• Был определен статус Группы финансового мониторинга выборов. Она должна быть сформирована в течение пяти дней со дня оглашения даты выборов. Были обозначены ограничения пожертвований от частных предприятий (это же касается и физических лиц).

• Книга регистрации избирателей в день выборов и прилагаемые жалобы запечатывается вместе, и отдельно пересылаются в вышестоящую избирательную комиссию.

• При подаче жалоб предусматривается срок, предоставляемый членами комиссии подателям жалобы, с целью исправить неточности, допущенные при составлении жалобы. Это служит гарантией того, что жалоба будет принята к рассмотрению.

• Закон позволяет вести видео и фотосъемку тем лицам, которые уполномочены находиться на участке.

• Местные организации-наблюдатели получили возможность предоставлять в ЦИК для регистрации общий список наблюдателей в участковых и районных комиссиях.

• Было уточнено положение о так называемом "подкупе избирателей". Согласно положению, передача (или обещание передать) каких-либо материальных ценностей не только обладателям активного избирательного права, но и гражданам Грузии вообще (безотносительно к их возрасту) является недопустимой.

• Положения Статьи 76 Избирательного кодекса были отчасти уточнены; согласно этой статье является недопустимым использование административного ресурса - как ресурсов центральной, так и ресурсов региональной власти в пользу любого политического субъекта.

• Были уточнены положения, относящиеся к обзору предвыборных диспутов, предусмотренных статьей 77, 77^1; эффективное осуществление данных норм зависит от добросовестности избирательной администрации и судебной власти в интерпретации существующих норм.

Негативные поправки:

• Положение, согласно которому исправленный протокол является недействительным, было изъято из закона, а решение по таким вопросам было передано в ведение вышестоящих избирательных организаций.

• Закон позволяет назначение в состав Центральной и районных избирательных комиссий судей, представителей Министерства внутренних дел, Министерства обороны и сотрудников Прокуратуры (при условии освобождения от служебных обязанностей через 7 дней после назначения в состав комиссии).

• Согласно положению Избирательного кодекса, государственным служащим не позволяется участвовать в предвыборной агитации, когда они напрямую исполняют свои служебные обязанности. Закон не расценивает участие государственных служащих ни как нарушение, ни как использование административного ресурса, хотя чиновники продолжают получать государственное жалование в течение этого периода. Мы полагаем, что это положение противоречит рекомендациям, опубликованным местными и международными организациями-наблюдателями после президентских выборов. Кроме того, это положение часто позволяет совмещать государственные средства с партийными средствами.

• Специальное исключение - неограниченность сроков предвыборной кампании по отношению к официальным лицам государства, которые одновременно занимают и политический пост, когда они являются зарегистрированными кандидатами (Статья 74, параграф 4). Законодатели обеспечили для официальных лиц, которые занимают также и политические посты, полную свободу проведения предвыборной кампании во время выполнения их служебных обязанностей, несмотря на то, являются ли они зарегистрированными кандидатами или нет.

• В день голосования члены комиссии, ведущие регистрацию, должны заверять передачу гражданам бюллетеня для голосования только подписью гражданина; законодатели не приняли к рассмотрению рекомендацию организаций-наблюдателей вести в списке избирателей также регистрацию удостоверения личности или паспортного номера перед тем, как избиратель получит свой бюллетень.

• Сроки внесения в суд жалоб по проведению выборов были сокращены с двух суток до одного дня, в то же время осталось обязательным внесение пошлины за рассмотрение дела в суде.

• Количество действительных бюллетеней (сумма голосов, поданных за политического субъекта) исчисляется из итогового протокола. Поэтому члены избирательной комиссии не обязаны подсчитывать количество бюллетеней с поданными голосами и сравнивать их с другими данными протокола.

• Доступ к информации, записанной специально установленным видео оборудованием, ограничен. Заинтересованным лицам позволяется просмотреть не всю запись полностью, а только 15 минут.

• Предыдущая версия Избирательного кодекса содержала требование к ЦИК отмечать наличие жалоб в отношении каждого избирательного участка одновременно с публикацией первичных результатов выборов на веб-сайте Центральной избирательной комиссии. После внесения поправок это требование стало относиться только к тем жалобам, которые были поданы в суд (такие жалобы невозможно внести в течение 24 часов после дня голосования, пока эти жалобы не рассмотрит районная комиссия). Не будут также публиковаться жалобы, поданные в Центральную избирательную комиссию.

Поправки, которые не были рассмотрены:

• Хотя определение "политическая реклама" было включено в число поправок, никак не была упомянута "скрытая политическая реклама" и последующая за нее ответственность.

• Несмотря на то, что Статья 76 (запрет на использование административного ресурса) была уточнена, не были введены никакие ограничения на использование государственной собственности или собственности, переданной государством безвозмездно частному лицу (которое не находится на содержании государства) для использования ее в пользу одного из избирательных субъектов.

• Несмотря на то, что Избирательный кодекс содержит ясное требование предоставлять информацию по предвыборному фонду и его балансу, избирательные субъекты были освобождены от обязанности предоставлять эту информацию в избирательную администрацию и, таким образом, делать ее доступной для общественности.

• В Избирательный Кодекс не было включено требование к политическим партиям публиковать источники их прямых пожертвований в Предвыборный фонд.

• Не были введены ограничения на агитацию непосредственно на избирательных участках и в радиусе 100 метров от них.

• Вопрос о признании недействительными результаты выборов на избирательном участке после учета нарушений должна ставить только участковая комиссия, но не районная избирательная комиссия, как было предложено местными организациями-наблюдателями в их рекомендациях.

• Невозможность рассмотрения жалоб районными избирательными комиссиями без присутствия заявителя.

• Ведение аудиозаписи составления протокола сессии территориальной избирательной комиссии для дальнейшего предоставления ее наблюдателям.