ИА REGNUM направило 1 апреля 2008 года запрос в адрес Верховного совета Приднестровской Молдавской Республики о предоставлении информации о перспективах принятия законодательства ПМР о взаимоотношениях государства и церкви в рамках работы по гармонизации законодательства ПМР с законодательством Российской Федерации, которую проводит ВС ПМР. 25 апреля 2008 года в редакцию ИА REGNUM поступил ответ Верховного совета ПМР, подписанный председателем комитета ВС ПМР по вопросам общественных объединений, молодежной политики, спорта и СМИ Вячеславом Тобухом и председателем ВС ПМР Евгением Шевчуком. ИА REGNUM публикует ответ Верховного совета Приднестровья полностью:

"В настоящее время в Приднестровской Молдавской Республике действует закон "О свободе совести и религиозных организациях", регулирующий правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. В соответствии с действующей редакцией закона о свободе совести и религиозных организациях, решение о государственной регистрации религиозных организаций (приобретения религиозной организацией статуса юридического лица) принимает орган по делам религий. В соответствии с указом президента ПМР от 9 января 2002 года №19 "Об уполномоченном президента ПМР по делам религий и культов" с изменениями, внесенными указом президента ПМР 31 августа 2007 года №573 "О внесении изменений в указ президента ПМР от 9 января 2002 года №19 "Об уполномоченном президента ПМР по делам религий и культов" (САЗ 07-36) орган по делам религий осуществляет основные задачи и функции государственного органа Приднестровья и входит в структуру администрации президента ПМР.

Нормами статьи 29 действующей редакции закона "О свободе совести и религиозных организациях" определены полномочия органа по делам религий, в соответствии с которыми орган по делам религий:

а) принимает решения о государственной регистрации религиозных организаций, изменений, вносимых в их уставы, регистрационном учете филиалов и представительств религиозных организаций;

б) ведет учет сведений о религиозных организациях, не связанных с изменением их уставов;

в) осуществляет аккредитации руководителей религиозных организаций;

г) дает заключение и согласовывает учебные планы и программы духовных учебных заведений по их соответствию уставной деятельности;

д) осуществляет контакты и координационные связи с соответствующими органами в других государствах;

е) способствует участию религиозных организаций в международных религиозных движениях, форумах, деловых контактах с международными религиозными центрами и зарубежными религиозными организациями;

ж) обеспечивает религиоведческую экспертизу при участии представителей религиозных организаций и соответствующих специалистов;

з) осуществляет контроль за соблюдением законодательства ПМР о свободе совести и религиозных организациях;

и) осуществляет аккредитацию руководителей религиозных организаций, зарегистрированных на территории Приднестровской Молдавской Республики.

В Российской Федерации подобного государственного органа, наделенного столь широкими полномочиями в отношении религиозных организаций, не существует. С тем, чтобы закрепить конституционную норму о свободе совести и исповедания в Приднестровской Молдавской Республике, учитывая взятый курс на гармонизацию законодательства ПМР с законодательством Российской Федерации, депутатами комитета Верховного Совета ПМР по вопросам общественных объединений, молодежной политики, спорта и СМИ был внесен проект закона "О свободе совести и религиозных объединений", аналогом которому, послужил закон Российской Федерации "О свободе совести и религиозных объединениях".

Проект закона ПМР "О свободе совести и религиозных объединений" принят Верховным Советом ПМР в первом чтении и на одном из ближайших пленарных заседаний Верховного Совета будет рассмотрен во втором чтении.

Законопроект определяет иной порядок регистрации религиозных организаций. Принятие решения о регистрации религиозной организации предлагается возложить на Министерство юстиции Приднестровья. В случае если данное министерство не имеет возможности самостоятельно определить, является ли обратившаяся по поводу регистрации организация - религиозной, как её практика связана с практикой других, в том числе действующих за рубежом религиозных организаций, и нет ли оснований для отказа в регистрации, Министерство юстиции ПМР вправе обратиться за религиоведческой экспертизой к экспертному совету из специалистов-религиоведов и представителей компетентных государственных органов.

Экспертный совет при Министерстве юстиции Российской Федерации работает на общественных началах. Ввиду того, что с принятием новой редакции закона "О свободе совести и религиозных объединениях" будет упразднен вышеупомянутый орган по делам религии, контроль за соблюдением законодательства Приднестровской Молдавской Республики о свободе совести и религиозных организациях будут осуществлять в рамках своих полномочий прокуратура ПМР и регистрирующий орган (Министерство юстиции ПМР)".