В России может быть создано государственно-частное партнерство по развитию региональных транспортно-логистических систем. Об этом, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, говорилось 25 апреля в Совете Федерации в ходе круглого стола по теме "Проблемы и тенденции развития региональных транспортно-логистических систем России". Как сказал заместитель председателя комитета Совфеда по естественным монополиям Виктор Глухих, по территории России проходят оптимальные маршруты между Европой и Азией с использованием международных транспортных коридоров. Вместе с тем транспортный потенциал российской системы практически не используется.

В настоящее время торговый оборот между Европой и Азией составляет 600 млрд долларов в год, из которых менее 1% обеспечивается транспортной инфраструктурой России. По словам Глухих, российские железные дороги испытывают острое конкурентное давление в области международного транзита грузов между Европой и Азией не только со стороны морских перевозчиков, но и тех сухопутных маршрутов, которые формируются в обход России.

По словам Глухих, главными проектами, определяющими ход развития России на ближайшие полвека, являются строительство и формирование транспортно-промышленных поясов и транспортно-промышленных узлов, управление которыми должно осуществляться посредством региональных транспортно-логистических центров, интегрированных в международные транспортные системы. Особое значение приобретают вопросы формирования в регионах транспортно-логистических узлов, обеспечивающих комплексное решение задач планирования, контроля, управления, транспортировки и других вопросов, связанных с операциями, совершаемыми в процессе доставки готовой продукции потребителю.

Заместитель генерального директора Федерального государственного учреждения "Ространсмодернизация" Александр Козырев отметил, что создание региональных транспортно-логистических систем, которые включат в себя развитие транспортных узлов и мультимодальных логистических центров, позволит состыковать российские коммуникации с системами международных транспортных коридоров, а также оптимизировать взаимодействие различных видов транспорта по трем основным осям грузопотоков внешнеторговых и транзитных перевозок. Они концентрируются по направления Запад - Восток, Север - Юг, а также между Европой и Западным Китаем и совпадают с главными направлениями перевозок в межрегиональном сообщении внутри России, где сосредоточено свыше 80% населения и промышленного потенциала страны.

По словам Козырева, для развития региональных транспортно-логистических систем необходимо создание в России единого органа по вопросам государственно-частного партнерства, которое будет координировать усилия госорганов в этой области и накапливать опыт реализации проектов. Площадкой по созданию и реализации крупных инфраструктурных проектов в транспортной области предлагается ФГУ "Ространсмодернизация".

Для развития транспортно-логистической системы в России Козырев особо отметил потенциал Свердловской, Самарской и Мурманской областей, которые наиболее готовы к созданию таких систем. В частности, он назвал четыре проекта, которые уже рассматривает "Ространсмодернизация". Это проект по созданию в Мурманской области глубоководного, морского, действующего круглогодично хаба - центра по переработке контейнерных, нефтеналивных грузов, перевалки угля и минеральных удобрений. Он будет интегрирован в международный транспортный коридор Север - Юг.

В этот же транспортный корридор, а также коридор Транссиб будет интегрирован и другой проект по развитию Новороссийского транспортного узла, в нем же будет создан новый транспортный кластер для обеспечения стабильной работы промышленных предприятий по развитию транспортной системы на юге России. В работе этого проекта будет задействована инфраструктура Новороссийского порта.

Следующей проект - Свияжский межрегиональный мультимодальный логистичиеский центр по расширению торгово-транспортных связей внутри субъектов России.

Четвертый проект связан с комплексным развитием инфраструктурного потенциала Екатеринбуржского транспортного узла на базе строительства складских и транспортно-логистических объектов. Он включает в себя реконструкцию и строительство новых грузовых дворов и контейнерных терминалов, а также складского комплекса, строительство новой железнодорожной станции "Свердловск - Товарный" и автомобильной развязки на Серовском тракте.

Участники круглого стола рекомендуют правительству РФ рассмотреть возможность формирования в регионах транспортно-логистических узлов в рамках подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг". Кроме того, предлагается рассмотреть возможность создания на территории Свердловской области портовой особой экономической зоны "Уральский трансконтинент" по реализации проекта создания интермодального транспортно-логистического узла. Участники заседания рекомендуют также рассмотреть возможность включения проекта "Создание транспортного консолидирующего центра по обработке грузов и контейнеров на территории Самарской области" в федеральные целевые программы по модернизации и развитию транспортной системы России, а также рассмотреть возможность включения в одну из этих программ строительство моста через реку Волгу в пределах Самарской области с выходом на федеральную автомагистраль М-5.