О необходимости ускорения совершенствования законодательства в сфере государственного регулирования обращения с отходами говорили участники парламентских слушаний 24 апреля в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации на тему "О состоянии и проблемах правового регулирования в области обращения с отходами производства и потребления". Как передает корреспондент ИА REGNUM, первый заместитель председателя комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Николай Чуркин сообщил, что в настоящее время в стране накоплено свыше 82 млрд. тонн твердых промышленных и бытовых отходов, которые занимают огромные территории, в том числе дорогостоящие земли. Отходы отравляют подземные запасы питьевой воды и негативно влияют на ее поверхностные источники. Проблемы утилизации мусора решаются малоэффективно, а вместе с тем процесс накопления отходов продолжается.

По словам Николая Чуркина, количество отходов в стране растет в геометрической прогрессии к уровню производства, причиняя значительный ущерб всем экосистемам территорий и безопасности человека. Особого внимания заслуживает упаковочный материал, который трудно утилизируется и должен быть заменен на более экологичный.

"Все беды из-за того, что в России не запущена система ответственности и платности за отходы, - считает сенатор. - Отходы надо рассматривать как движимое имущество, и за него должен платить собственник этого имущества". По словам Николая Чуркина, зачастую при производстве товара отходов остается больше, чем производимого товара. По мнению сенатора, отвечать за отходы должен как производитель, так и потребитель. Он должен оплачивать услуги переработки отходов через систему ЖКХ.

Сенатор подчеркнул, что законодательство в этой области требует мониторинга и пересмотра. Некоторые документы принимались еще в прошлом веке. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", принятый в 1998 году, требует корректировки. Он расходится с Базельской конвенцией в вопросах контроля за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удаления, отсутствуют разграничения в регулировании обращения с отходами по отношению к здоровью человека и охране окружающей среды. В законе не закреплены нормы приоритета утилизации отходов над их размещением, принцип ответственности производителей за утилизацию испорченной и просроченной продукции, запрещение ввоза в страну продукции, которая при порче не может использоваться как вторсырье, применение наилучших технологий в области обращения с отходами и другие.

Нынешние законы, по мнению Николая Чуркина, не позволяют стимулировать физических и юридических лиц, занятых в сфере обращения с отходами, а также применять меры воздействия на загрязнителей окружающей среды, несанкционированно размещающих отходы. Отсутствует законодательное регулирование собственников отходов предприятий-банкротов. Не определены уровни опасности отходов. Необходимо пересмотреть практику отнесения всех отходов к категории опасных и разграничить их по категориям, считает сенатор. Николай Чуркин сказал о необходимости разработки механизма компенсации за негативное воздействие на окружающую среду, страхования экологических рисков.

Замглавы комитета по природным ресурсам заострил внимание на том, что российская система оказалась технологически неготовой для вторичной переработки отходов. По его мнению, необходимо отказаться от использования устаревших методов борьбы с мусором. Необходимо вкладывать средства в новые способы утилизации отходов и создать отходоперерабатывающую индустрию.

По мнению сенатора, до настоящего времени не завершен процесс разграничения предметов ведения и полномочий в области обращения с отходами между федеральными органами исполнительной власти, субъектами и органами местного самоуправления. За последние годы число выявляемых прокуратурой нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды возросло в 3,6 раза. По мнению Николая Чуркина, необходимо создать систему государственно-частного партнерства для решения этой проблемы.

По мнению сенатора, необходимо прежде всего совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере государственного регулирования обращения с отходами, а также систему контроля и надзора в этой сфере; необходимо создание системы страхования экологических рисков и системы переработки отходов. Сенатор призвал также наращивать международное сотрудничество в этой сфере с тем, чтобы перенимать законодательный опыт других стран.

По словам заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Дмитрия Тукнова, ведомство работает в настоящее время над созданием федеральной целевой программы "Совершенствование системы государственного регулирования в области обращения с отходами".

Член комиссии Государственной думы по промышленности Андрей Морозов поднял вопрос дублирования функций по контролю и надзору Ростехнадзора, Росприроднадзора и Санэпиднадзора. Он предложил упростить систему нормирования отходов, а также предложил не менять требования лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов с тем, чтобы предприятия смогли выполнить уже имеющиеся требования. С подобным предложением выступила и заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по природопользованию и экологии Лариса Ветошкина. Она также предложила каждому субъекту РФ разработать программы по государственному регулированию обращения с отходами. Участники парламентских слушаний рекомендовали законодательным органам ускорить разработку и принятие проектов федеральных законов "О плате за негатиное воздействие на окружающую среду" и "Об обязательном экологическом страховании", а также рекомендовали правительству РФ разработать новую редакцию закона "Об отходах производства и потребления", законопроект об обращении с радиоактивными отходами, законопроект по замене практики выдачи временных индивидуальных разрешений на сверхнормативные сбросы и выбросы системой технологических нормативов допустимого воздействия на окружающую среду с учетом применения наилучших технологий. Участники парламентских слушаний рекомендовали привести соответствующие поправки и изменения в Налоговый кодекс, КоАП, в закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и другие документы.