На первом плане вопрос признания независимости: выступление президента Абхазии в парламенте

Гагра, 22 Апреля 2008, 12:50 — REGNUM  Сегодня, 22 апреля, в 11.00 мск президент Абхазии Сергей Багапш в соответствии с Конституцией республики представил ежегодное послание парламенту страны. ИА REGNUMпредставляет полный текст послания.

В соответствии с Конституцией обращаюсь к вам с ежегодным Посланием о деятельности исполнительной власти, о положении в стране в целом, и хочу поставить вас в известность о том, какие меры необходимо будет принять в наступившем году для успешного развития государства.

Сегодня на первом плане стоит вопрос признания независимости Республики Абхазия. С учетом политической ситуации вокруг нашей страны, других непризнанных государств, а также новых реалий в современном международном праве, я хочу подробно остановиться на внешнеполитической деятельности руководства и правительства республики.

Процесс урегулирования грузино-абхазского конфликта в прошедшем 2007 г. в очередной раз оказался под угрозой полного срыва. Причиной тому послужили целенаправленные действия Грузии, выраженные в провокациях с применением оружия. Грузинская вооруженная группа совершила нападение на пост абхазских пограничников в сентябре 2007г., в результате чего были зверски убиты двое и пленены шестеро абхазских военнослужащих. Данный факт еще раз явился подтверждением продолжающегося стремления Грузии накалить обстановку в регионе, и использовать для этого все средства, вплоть до вооруженных эксцессов. Вина грузинской стороны в данном инциденте подтверждена специально созданной под эгидой ООН комиссией.

Сорванный по вине Грузии переговорный процесс зашел в тупик после того, как Грузия ввела в верхнюю часть Кодорского ущелья свои подразделения, нарушив тем самым условия Московского Соглашения 1994 года. Несмотря на требования Резолюции Совета безопасности ООН, Грузия не только не сократила свое военное присутствие, но и предприняла ряд провокационных действий против Абхазии, а также российских миротворцев, продолжая целенаправленно игнорировать предыдущие рекомендации Генерального Секретаря ООН, в том числе относительно присутствия грузинских военно-патриотических лагерей в зоне конфликта.

Обстановка в регионе еще более ухудшилась 30 октября во время инцидента с участием миротворческих сил СНГ и сотрудников министерства внутренних дел Грузии, произошедшего неподалеку от линии прекращения огня вблизи молодежно-патриотического лагеря в Ганмухури.

Нет никакого прогресса в расследовании исчезновения сотрудника Администрации Гальского района Давида Сигуа, похищенного грузинскими спецслужбами. Тбилиси продолжает препятствовать продвижению в этом вопросе, целенаправленно не представляя основных свидетелей по делу.

Необходимо также подчеркнуть, что даже после такого сложного периода политической напряженности Грузия предпринимает действия, которые лишают Абхазию возможности участвовать в переговорном процессе. В их числе попытки сохранить режим санкций против населения республики, препятствование любым мерам социально-экономического и гуманитарного развития Абхазии, применение специальных разведывательных летательных аппаратов.

Последние заявления грузинского руководства о некой широчайшей автономии Абхазии с квотированием должностей в органах власти еще раз подтверждают полное отсутствие понимания грузинской стороной всей глубины наших межгосударственных противоречий, всей серьезности последствий войны. Грузинской политической элите до сих пор кажется, что абхазам нужны какие-то должности и бутафорская государственность.

Народ Абхазии принял вызов, вступил в войну и выиграл её с одной целью - раз и навсегда покончить с этой экспансией, положить конец грузинскому шовинистическому правлению, вернуть независимость стране, чтобы свободно развиваться в собственном демократическом государстве! Мы вынуждены это повторять из раза в раз, пока в Грузии не поймут нашу твердую позицию.

Очевидно, что все провокационные действия Грузия осуществляет с целью пересмотра формата переговоров, стремясь таким образом легализовать свое военное присутствие в верхней части Кодорского ущелья, обесценить достигнутые базовые соглашения, спровоцировать переход на другой уровень переговорного процесса, где соглашения, сдерживающие Грузию от начала военных действий против Абхазии, больше не будут существовать.

Но мы считаем, что действующий формат является единственно приемлемым, гарантирующим относительный мир и стабильность в регионе. Более того, Абхазия настаивает на отказе участников процесса урегулирования от попыток ввести в обсуждение сторонами так называемый документ Бодена, который стал одним из серьезнейших препятствий в процессе переговоров.

В контексте последних событий вокруг Абхазии должен обратить внимание на такой существенный момент, как информационная безопасность государства. Определённые международные институты используют все ресурсы, в том числе финансовые, чтобы изменить общественные ориентиры в конфликтных регионах. Активизирована информационно-пропагандистская работа в Грузии, на эти цели расходуются значительные финансовые и иные ресурсы, в том числе иностранные. Из горького опыта прошлых лет мы хорошо знаем, что следует за информационными атаками.

В этих условиях очень важно самым серьёзным образом подходить ко всякого рода, внешне вполне благородным, предложениям и проектам.

Уважаемые коллеги!

В вопросе судьбы переговорного процесса важен и тот факт, что Генеральный секретарь ООН в своих докладах приветствует исходящие от сторон предложения по урегулированию конфликта, дает возможность акцентировать внимание на предложениях абхазской стороны, которые сформулированы в документе "Ключ к будущему". Мы убеждены в том, что этот документ содержит резонные, продуктивные предложения по всеобъемлющему урегулированию грузино-абхазского конфликта.

Позиция абхазской стороны в вопросе возобновления переговорного процесса остаётся неизменной и основана на необходимости выполнения ранее подписанных соглашений, которые были грубо нарушены Грузией в результате ввода вооруженных формирований в верхнюю часть Кодорского ущелья. Абхазская сторона продолжала призывать все влиятельные международные организации оказать давление на грузинскую сторону с тем, чтобы принудить её к выполнению подписанных документов. Некоторые из наших замечаний нашли отражение в Докладах Генерального секретаря ООН и Резолюциях Совбеза ООН.

При посредничестве ООН были проведены встречи представителей Группы Друзей Генерального Секретаря высокого уровня, в которых участвовали Абхазия и Грузия, и в ходе которых были даны рекомендации по снижению уровня напряженности между сторонами, созданию предпосылок для возобновления переговорного процесса. Однако грузинская сторона, заручившись поддержкой своих союзников, принимающих участие в процессе урегулирования, продолжает открытое игнорирование многих рекомендаций Совета безопасности ООН и Группы Друзей Генерального секретаря ООН. В связи с этим мы заявили о своей готовности отказаться от участия в процессе тех посредников, чьи позиции носят ангажированный, необъективный характер.

Уважаемые депутаты!

Прошедший год для нашей страны стал одним из наиболее интенсивных на международной арене, так как развитие ситуации вокруг Косово приблизило реальность признания де-факто государств международным сообществом. В данной связи позиция Российской Федерации относительно необходимости использования тех же стандартов в вопросе признания де-факто государств на постсоветском пространстве явилась ключевым моментом в вопросе противостояния стран, поддерживающих идею Косово, и тех, кто поддерживает идею территориальной целостности Сербии. Необходимо отметить, что в течение всего года основным лейтмотивом официальных и деловых встреч, состоявшихся как в МИД Абхазии, так и с моим участием, был вопрос последствий признания Косово в международной политике и, в частности, влияния данной ситуации на положение Абхазии.

Признав Косово, мировое сообщество открыло новую страницу в истории, где должно быть место и независимому государству Абхазия.

Косово, несомненно, стало значительным историческим этапом в международной политике. Признание края завершило распад Югославии, а признание независимости Абхазии и других самоопределившихся государств юридически завершит распад СССР. Новые реалии вселяют в нас больше уверенности в том, что путь Абхазии к признанию является правильным.

Мы повторяем: как и прежде, независимо от каких либо международных процессов и различных политических точек зрения, стремление Абхазии к признанию будет неизменным. Создан прецедент, на основе которого Абхазия еще более настойчиво может заявлять о своих правах.

Понимая важность данного факта, мы призываем всё международное сообщество признать реальность и использовать эту ситуацию как положительный прецедент, дающий право де-факто государствам, соответствующим международным стандартам, на обретение независимости. Прецедент Абхазии должен стать для тех, кто добивается признания, образцом стремления к демократии и миролюбивой политике.

Только справедливое отношение к вопросу признания Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и других стран может спасти мир от угрозы хаоса и развала.

Мы твердо убеждены, что наши аргументы в пользу признания независимости Абхазии гораздо обоснованнее, они опираются на исторических, правовых и моральных аспектах.

Уважаемые присутствующие, в контексте Черноморского соседства усилилось также внимание Европейского Союза к Абхазии. Евросоюз в январе 2007 г. фактически стал прямым соседом Абхазии, что существенно изменило ситуацию в вопросе признания Абхазии.

Вступление Болгарии и Румынии в Евросоюз стало для нас значимым моментом. В прошедшем году МИДом Абхазии был предпринят ряд шагов по налаживанию сотрудничества с некоторыми странами Черноморского бассейна. Учитывая добрые и тесные исторические связи, реальной представляется возможность возродить добрососедские взаимоотношения с этими государствами.

Несомненно, важнейшую роль в развитии Абхазии играет наш главный партнер - Российская Федерация. В прошедшем году уровень нашего взаимодействия значительно повысился. Абхазии оказывается всестороння помощь в социально- экономической и культурной сферах, в подготовке квалифицированных кадров для отраслей экономики республики.

А в этом году Российская Федерация вышла из режима санкций против Абхазии, справедливо оценив наши старания и честное выполнение абхазской стороной всех международных обязательств по проблеме урегулирования конфликта. Мы надеемся, что этому примеру последуют страны СНГ, которым руководство страны направило соответствующие обращения.

Выход России из режима санкций открывает новый, совершенно иной по своему качеству и значению этап развития Абхазии. Я знаю, что именно такое решение посеяло определенные разочарования у части нашего общества - все ожидали немедленного признания независимости. Но нельзя забывать, что у наших друзей и партнеров есть свои международные обязательства, четко зафиксированная позиция по вопросам соблюдения международно-правовых норм. Вместе с тем, мы неоднократно получали подтверждения готовности России к самому активному взаимодействию, поддержке населения Абхазии и защите в случае внешних угроз.

Как известно, рекомендации Государственной Думы относительно Абхазии и Южной Осетии уже практически реализуются Правительством и Президентом России. Самыми надежными гарантиями я расцениваю недавний ответ Президента Российской Федерации В.В. Путина на обращения президентов Абхазии и Южной Осетии. В этом ответе и зафиксирована позиция Российского государства в отношении Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, к гражданам наших стран. И вы, уважаемые депутаты, знаете, что до сих пор прямого официального реагирования самого высого уровня на многочисленные обращения Абхазии не было.

Остаюсь уверенным в том, что определенные изменения в геополитической сфере существенно изменят ситуацию, и наши друзья смогут продвинуться значительно дальше в вопросе международного признания независимости республики.

Я также хочу акцентировать ваше внимание на Поручениях Главы Российского государства Правительству России, данных им в эти дни. Это означает устранение серьёзнейших ограничений на сотрудничество Абхазии и России. Теперь на вполне законных основах наша страна может рассчитывать на прямое сотрудничество со всеми российскими госструктурами по самому широкому спектру взаимодействия. И в ближайшее время мы ожидаем новых, очень важных шагов российского правительства в духе последних событий.

Мы весьма признательны Российской Федерации за активные усилия по разрешению конфликта, объективный и последовательный подход к данной проблематике и подтверждаем еще раз, что она была и остаётся основным гарантом обеспечения безопасности граждан Абхазии, ведущим посредником в процессе урегулирования.

Уважаемые депутаты!

В прошедшем году Министерством иностранных дел была проведена серьезная работа по различным направлениям.

При участии МИД республики в Абхазии состоялись многочисленные тематические конференции и семинары. Они привлекли известных экспертов в области политологии, экономики, развития языка и науки, что также повысило привлекательность Абхазии в международной экспертной среде.

В Сухуме прошло заседание Совета Директоров Организации непредставленных народов, по итогам которого была принята Декларация, адресованная странам Большой восьмерки, Совету Безопасности ООН, Еврокомиссии, ОБСЕ, УВКБ, Главе МООННГ, Членам Европейского и национальных Парламентов.

В столице страны прошла конференция, посвященная развитию информационных и высоких технологий в Абхазии, на которую были приглашены ведущие эксперты.

При поддержке МИД, Центра стратегических исследований при Президенте Абхазии и Совета исследования социологии (Международной Организации, объединяющей в себе историков и исследователей из абхазской и черкесской диаспоры), в Сухуме прошла международная конференция, посвященная исследованиям истории наших этносов, а также решению проблем репатриации.

Ряд серьезных мероприятий было проведено в рамках Содружества "За демократию и права народов", в том числе официальная встреча президентов Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, в ходе которой нами были отработаны важные документы и определены основные направления совместных действий.

Активизировалась наша работа с Организацией непредставленных народов. В настоящее время в рамках взаимодействия с ОНН развиваются более интенсивные контакты с другими непризнанными странами.

В прошедшем году Абхазию посетили делегации различных международных организаций и ряд высокопоставленных европейских дипломатов. Среди них представители Европейского Союза, Еврокомиссии, УВКБ, ЮНИСЕФ, Департамента ООН по миротворческим операциям, Оценочной миссии ООН и многих других российских и международных организаций. В течение года в республику также совершили визиты главы дипломатических миссий США, Великобритании, Франции, Германии, Швейцарии, Голландии, Ватикана, Специальный Представитель Европейского Союза по Южному Кавказу, Специальный представитель Генсека ООН и другие высокопоставленные политики и дипломаты.

Основной тематикой этих встреч было изучение политической и социально-экономической ситуации в Абхазии, а также поиск возможностей для возобновления переговорного процесса, прерванного в 2006 году. Все международные посредники отмечают важность возобновления конструктивного диалога и настаивают на исключительно мирном пути урегулирования конфликта.

В данный момент Министерством иностранных дел разрабатывается новая визовая и иммиграционная политика для иностранных граждан, въезжающих в Абхазию. Новая система станет более удобной и будет отвечать современным требованиям и нормам, а также станет ощутимым фактором снижения возможности незаконного переходя границы и нахождения на территории Абхазии граждан иностранных государств.

Абхазия станет международным туристическим центром, и мы стремимся к максимальному облегчению процедур, связанных с въездом в нашу страну. Тем не менее, учет и регистрация всех въезжающих станет более детальной и позволит осуществлять эффективный контроль в иммиграционном процессе.

Уважаемые депутаты!

С учётом международного опыта Абхазии необходимо более продуктивное сотрудничество между властными и неправительственными организациями. Отсутствие активного сотрудничества с НПО является следствием фобии. Государство и гражданское общество - это один неделимый организм. Для полноценного развития демократического государства, в том числе в контексте современных реалий, использование потенциала гражданского общества в реализации внешней политики является чрезвычайно актуальным. Общественные структуры способны эффективно поддержать абхазскую дипломатию. Речь идет о презентации Республики Абхазия, её позиций по различным вопросам на международных форумах, участии абхазского гражданского общества в деятельности международного гражданского общества, а также в неофициальной дипломатии.

Процесс утверждения и отстаивания национальных интересов должен проходить на всех уровнях, внешних и внутренних. Причём, данные процессы необходимо проводить синхронно. Реформы и наше аргументированное стремление стать равноправным членом международных и региональных процессов, в которых Абхазия будет выступать как надежный партнер, существенно изменят отношение окружающего мира к нам.

Наши интересы отвечают интересам всех соседей в регионе, но они противоречат интересам Грузии. Это историческая данность. Усилия властей направлены в первую очередь на:

- признание Абхазии де-юре;

- полную отмену режима санкций и преодоление международной изоляции Абхазии;

- обеспечение правовых и физических условий для осуществления стабильной репатриации потомков абхазов, депортированных в конце XIX века. Отсутствие международно-признанного права у потомков абхазских беженцев на возвращение также является элементом нарушения международного гуманитарного права, которое призвано защищать интересы всех пострадавших в результате войн и конфликтов;

- интеграцию в международные экономические и политические структуры;

- развитие равноправных и партнерских отношений с государствами-соседями, в частности с Российской Федерацией и расширяющимся Европейским Союзом;

- поиск стран-партнеров, которые могут иметь совпадающие интересы или являться благонадежными партнерами Республики Абхазия;

- неукоснительную защиту прав и интересов граждан Республики Абхазия, находящихся за рубежом;

- поиск и изучение международных оптимальных практик в области обеспечения безопасности, защиты окружающей среды, экономики, реформы милиции и армии, а также налогообложения, системы образования, развития языка, информационных и высоких технологий, миграционной политики;

- экономическое развитие Абхазии в соответствии с современными факторами и требованиями;

- создание благоприятной для Абхазии среды в системе экономического сотрудничества стран региона, а также периферии Евросоюза.

Приходит время взвешенной, многовекторной внешней политики, свободной от необоснованных предубеждений и краткосрочных конъюнктурных соображений. Мы исходим из того, что национальным интересам Республики Абхазия отвечает формирование нового, более справедливого международного порядка, в котором наша страна должна занять достойное место. Эта идея всецело соответствует и природе национального самосознания абхазов.

Круг друзей Абхазии с каждым годом растет, и среди наших союзников уже есть представители политических элит стран Европы и Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. Уже определены предстоящие проекты, возможная финансовая и интеллектуальная поддержка Абхазии. Использование международного опыта в экономическом развитии Абхазии и обращение к практике других государств позволит стране преодолеть значительное отставание, вывести её на такой уровень развития, когда экономическая стабильность и привлеченные международные ресурсы будут способствовать защите интересов государства.

Абхазия доказала международному сообществу свою состоятельность, четкую приверженность принципам демократического развития. А признание её независимости будет способствовать долгосрочной стабильности в регионе. Мир должен понять, что попытки вернуть Абхазию в состав Грузии будут постоянным источником угрозы для устойчивого развития всего Южного Кавказа.

Правительство предприняло беспрецедентные меры по техническому переоснащению Вооруженных сил республики. Но наряду с материально-технической поддержкой сил обороны и обеспечения безопасности государства, необходимо ускоренными темпами проводить и реформу в системе. Целым комплексом вопросов по данному направлению эффективно занимается Вице-президент страны. И есть уверенность, что существующие в армии проблемы будут сняты.

Уважаемые присутствующие!

Вопросы экономической политики всегда находятся под пристальным вниманием всего общества. Поэтому наша общая целевая задача и состоит в том, чтобы экономика Абхазии развивалась достаточно быстрыми темпами для улучшения благосостояния всех граждан. Работа государственных институтов должна быть нацелена на решение этих задач. Это и есть экономическая политика, которая должна быть понятной для людей.

Мы находимся в начале трудного пути возрождения страны. Сегодня характер экономических задач намного усложнился, и их решение требует мобилизации всего имеющегося интеллектуального и производственного потенциала.

Прошедший 2007 год показал, что экономика страны сохраняет сложившуюся за последние несколько лет положительную тенденцию экономического роста. Одними из основных показателей экономического развития являются показатели исполнения Государственного бюджета. Выполнение бюджета по доходам составило 115,1%. По сравнению с 2006 годом доходы бюджета выросли на 31,0%.

В этой связи прошу обратить ваше внимание на то, что за три года бюджет вырос в 2,5 раза. Если в 2005 году он составлял чуть больше 644-х млн. руб., то в 2008 году он составляет больше 1-го миллиарда 610 миллионов рублей.

Заработная плата работников бюджетной сферы за последние три года также увеличилось в 2,5 раза. Сегодня удельный вес заработной платы в госбюджете составляет 46,3%.

Хотел бы отметить, что на исполнение бюджета положительно повлияли инвестиции в различные отрасли экономики, что привело к расширению налогооблагаемой базы субъектов предпринимательской деятельности.

Налоговые поступления увеличились в 2007 году по сравнению с 2006 годом в 1,4 раза. В силу ряда причин не выполнены были показатели по налогу на прибыль, акцизам. Не менее напряженный план и на 2008 год. Здесь хотел бы обратить внимание Правительства на необходимость поиска резервов по налогам. Обращаюсь и к главам администраций регионов с требованием усилить работу по пополнению местных бюджетов. Мы будем строго спрашивать с вас по данным вопросам.

Говоря о внешнеэкономической деятельности, следует отметить, что в целом товарооборот в 2007 году вырос по сравнению с 2006 годом на 798,3 млн. руб., или на 20 процентов. При этом, к сожалению, доля экспорта в общем объеме товарооборота уменьшается.

Этот вопрос сложный. Нам необходимо фактически заново создавать промышленность, производящую конкурентоспособные товары. Это процесс длительный, но его необходимо начинать. Тем не менее, имеющаяся тенденция отрицательного сальдо в товарообороте будет снижаться за счет того, что в ближайшее время начнут работать ряд предприятий по переработке инертного и других строительных материалов.

Несколько слов о банковской сфере, которая является кровеносной системой экономики. Развитие банковской системы в Абхазии в 2007 году свидетельствует о тенденции к её устойчивому функционированию, об увеличении притока средств по вкладам населения и повышении их роли в формировании ресурсной базы банков, об увеличении объемов участия банковского кредита в развитии экономики страны.

О положительной тенденции свидетельствует и увеличение налично-денежного оборота, который в 2007 году вырос почти в 1,7 раза. Между тем, необходимо отметить и такой факт, что почти вся сумма денег поступает в банки г. Сухума и Гагрского района, при этом доля последнего в 3,5 раза меньше сумм, поступающих в сухумские банки. А мы все знаем, что основная масса отдыхающих находится в Гагрском районе. В этой связи считаю необходимым усилить контроль над потоками финансовых средств и банковских операций.

Уважаемое Собрание!

Позвольте остановиться на некоторых, на мой взгляд, важнейших аспектах нашего дальнейшего экономического развития.

Экономика Абхазии не может сделать резкий скачок, перейти на качественно новый уровень без привлечения внешнего капитала. В прошлогоднем Послании я уже отмечал, что инвестиции являются важнейшим фактором, способным обеспечить стабильное, рассчитанное на долгосрочную перспективу развитие экономики. Таким образом, содействие притоку инвестиций в республику остается нашей первоочередной задачей. При этом привлечение инвестиций должно планироваться. Нам необходимо определить приоритетные направления вложения средств в экономику.

Государству не стоит дожидаться выгодных предложений со стороны, а делать их самостоятельно. Это должны быть грамотно подготовленные проекты на уровне инвестиционного предложения.

Несколько слов о приватизации. Нам необходимо пересмотреть соответствующую нормативно-правовую базу. В этих целях Народным Собранием Республики Абхазия создана комиссия по подготовке нового закона "О приватизации", а проект Закона "Об оценочной деятельности" уже принят в первом чтении.

И вообще пора прекратить досужие разговоры о распродаже Абхазии. Приватизация является инструментом, дающим возможность привлечения средств в экономику и ее реструктуризации. Уязвимым моментом действующего Закона "О приватизации" является отсутствие обособления оценки земельных участков под зданиями от оценки самого здания.

В мировой оценочной практике стоимость любого объекта недвижимости рассматривается как сумма стоимости земельного участка и произведенных на нём улучшений. Учитывая государственную собственность на землю, возможно введение в законодательство такого понятия как оценка и продажа прав аренды земельных участков.

Государство должно стремиться к максимальной прозрачности во взаимоотношениях с предпринимателями. Нам необходимо ввести институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и, следовательно, принятие соответствующего закона. Кроме того, в развитие Гражданского Кодекса следует принять другие, не менее важные с точки государственного регулирования предпринимательской деятельности, законы. В частности, "О лицензировании" и "О государственном регулировании цен".

Хотел бы обратить внимание Кабинета министров на необходимость разработки ряда подзаконных актов, которые в совокупности с законами Республики Абхазия установят более четкие, однозначные правила осуществления предпринимательской деятельности в нашей стране.

Нам предстоит провести, помимо налоговой, и бюджетную реформу. То есть, речь идет о подготовке нового Закона "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Абхазия", в котором основательно должны быть прописаны межбюджетные отношения. Бюджет - это отражение нашей экономической политики, и при его формировании следует определять заданные цели и ожидаемые результаты. В законе должна быть оговорена ответственность за результаты работы.

Даже при идеальном налоговом законодательстве трудно говорить о высокой собираемости налогов в условиях неудовлетворительного первичного учета, который является основой для расчета большинства видов налогов. Следует приступить к исправлению сложившейся ситуации. И, как следствие, необходимо начать реформирование бухгалтерского учета.

Абхазия располагает природными ресурсами, которые необходимо использовать эффективно. В своем развитии страна должна научиться правильно выбирать приоритеты. Мы находимся в выгодном географическом положении, и мы обязаны с пользой реализовать свой потенциал.

Известно, что в последнее время в республике производятся значительные работы по ремонту и строительству дорог, восстанавливаются важные объекты, такие как Абхазгосфилормония, Сухумская 2-я средняя школа, Новоафонский монастырь, Сухумский роддом. В этом году начался ремонт Республиканской больницы. Серьезные средства направлены на ремонт и строительство в сельской местности - это дороги, мосты, школы, объекты торговли. Разумеется, сделанное несопоставимо с реальными потребностями. Но и значительные результаты очевидны.

Одним из стержневых вопросов нашей экономики является энергетика. Сложившиеся перекосы в электропотреблении, неплатежи со стороны населения, огромные потери в сетях не могут не беспокоить нас. Мы должны объяснить людям, что электроэнергия - это не даровой ресурс, за него надо платить. Затраты на поддержание энергохозяйства требуются колоссальные.

Правительство постоянно занимается этими вопросами. Но здесь, на мой взгляд, нужно разработать программу реанимации энергетической отрасли. Возможно, уже пора подумать и о малой энергетике.

В развитии экономики имеется определенный дисбаланс. Именно поэтому нам необходимо уделять больше внимания не только курортной сфере, но и сельскому хозяйству, и промышленности. Проблемы, связанные с сельскохозяйственным производством, остаются одними из самых болезненных вопросов. Назрела необходимость обратить более пристальное внимание на эту отрасль как на основу нашего традиционного уклада. Обладая уникальными климатическими возможностям, мы должны обеспечивать продовольственную безопасность страны.

В этих целях необходимо привлечение инвестиций в сельское хозяйство, пищевую и перерабатывающую промышленность. Определенные шаги в этом направлении уже делаются. Так, в 2007 году Правительством для нужд аграрного сектора было закуплено 56 единиц тракторов, которые были переданы вновь созданным МТС. Из Фонда приватизации для развития растениеводства и птицеводства выделен кредит в сумме почти 16 млн. руб. Кроме того, Правительство выделило для поддержания сельского хозяйства более 6 млн. руб.

Разумеется, это подобно капле в море проблем, и на развитие аграрного сектора необходимы гораздо большие средства. Представляется, что содействие сельхозпроизводителям должны оказать предприятия курортной сферы. Каким образом? Они могут и должны быть ориентированы на местную продукцию, размещать заказ на поставку овощей в абхазских предприятиях, вместо того, чтобы закупать их в других странах.

Государство помогало, и будет оказывать помощь сельскому хозяйству. Руководители районов должны направить на эту сферу экономики больше усилий.

Тяжелая ситуация сложилась в промышленности. Это связано и с войной, и с послевоенной ситуацией. Проблем здесь много, и они накапливались десятилетиями. Основные фонды физически и морально устарели. Кроме того, возникает вопрос: нужны ли нам многие из тех предприятий, которые были? Думается, нет. Нам необходимо многие из них перепрофилировать. Но здесь инициативу должны проявлять и руководители предприятий. Там, где есть инициативные, предприимчивые руководители, предприятия начинают работать. Там же, где директора ждут "манны небесной", все развалено и практически уничтожено.

И что происходит на практике? Руководители отдельных предприятий присваивают право распоряжаться активами по своему усмотрению. В этом случае они фактически не заинтересованы привлекать инвестора. Такая же ситуация и в других отраслях.

Здесь необходимо решительно начать преобразования части государственных предприятий в государственные унитарные предприятия, а другие - в акционерные общества.

Говоря об экономической политике, необходимо затронуть и вопрос об одном из главных экономических факторов - образовании. Инвестиции приходят туда, где имеется высококвалифицированный персонал.

Стержневым моментом экономических преобразований является бизнес, а точнее - предприниматели, которые его организуют. Государство существует для того, чтобы обеспечить процветание общества в целом, и одним из возможных способов достижения этой цели является поддержка предпринимательского движения.

Мы содействуем развитию малого бизнеса. Но при этом хотим сместить акцент на поддержку тех начинаний, которые связанны с производством.

Как было сказано выше, огромное значение для динамичного развития экономики Абхазии имеет решение Российской Федерации о выходе из режима экономических санкций. В первую очередь мы рассчитываем на задействование транспортной инфраструктуры. Имеется в виду морской транспорт, железная дорога, а также воздушные линии. Серьезные изменения ожидаются в коммуникационной сфере. В последнее время отдача этой отрасли в Государственный бюджет существенно увеличилась, мы наблюдаем серьезные изменения в данной сфере.

Кроме того, снятие санкций даёт определённые гарантии инвестициям, которые возрастут во много раз. Однако, тут же значительно повышается партнёрская ответственность субъектов экономической деятельности.

Определенные надежды для более быстрого экономического роста страны мы связываем со строительством олимпийских объектов в г. Сочи, для которых потребуется огромное количество строительных материалов.

Уважаемые депутаты!

Суммируя вышеизложенное, отмечу, что мы должны стремиться к принятию законов, отражающих специфику экономических отношений в республике. В то же время законы должны не только констатировать существующее положение дел, но и содержать реальные, применяемые на практике механизмы его улучшения. Достичь этих целей можно только сообща, посредством усилий различных ветвей власти, поэтому призываю повысить уровень сотрудничества между законодательной и исполнительной ветвями власти в сфере законотворчества.

Хочу подчеркнуть, что вся наша экономическая политика направлена на решение социальных задач.

Социальная сфера, определяющая уровень жизни людей, постоянно находится в центре внимания руководства страны. В прошлом году бюджетное финансирование социальной сферы почти в 2,5 раза превышало финансирование 2004 года, а в бюджете 2008 года, также социально ориентированном, оно увеличено еще в 1,3 раза.

В 2007 г. впервые в послевоенной Абхазии были начаты выплаты пособий многодетным семьям и одиноким матерям. С июля прошлого года начата выплата пособий Героям Социалистического труда.

В связи со свёртыванием программ МККК "Столовые" и "Продовольственная помощь - 100", бюджет взял на себя выплату пособий - 700 и 450 руб. соответственно, тем малоимущим, кто обслуживался по данным программам, а таковых - около 1 тыс. человек.

Есть ощутимые подвижки и в пенсионном обеспечении. В 2007 г. удалось повысить пенсии 13 категориям граждан с охватом более 10 тыс. человек. При этом некоторые пенсии выросли в 3-5 раз, а суммарная выплата пенсий за год превысила выплаты, произведенные в 2004 году, более чем в 2 раза.

В 2007 г. был принят ряд законов, позволивших не только вновь, уже в этом году, увеличить размер пенсионных выплат тем же 13 категориям, но и ввести новые категории пенсионеров: участники боевых действий в Афганистане в 1979-1989 г.г. и ликвидаторы последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Проводимая работа позволяет уверенно говорить о том, что в течение 2008 г. пенсии еще раз будут повышены - инвалидам Отечественной войны народа Абхазии, персональным пенсионерам, семьям погибших, а также пенсионерам, награжденным боевыми наградами.

Прошу обратить внимание: в настоящее время Правительство решило вопрос выплаты пенсий семьям погибших в грузино-абхазской войне добровольцев. Это очень важный для Абхазии вопрос. Мы считаем себя обязанными перед вдовами, родителями и детьми добровольцев, отдавших свои жизни за нашу с вами свободу! И решение данного вопроса я отношу к несомненному успеху Правительства.

Кабинетом министров представлен Президенту законопроект по повышению размера пенсии наиболее уязвимым слоям населения, выплату которой планируется начать с 1 июля этого года.

Уважаемое Собрание!

В стране по-прежнему остро стоит проблема образования. А ведь качественное образование - это одно из главнейших условий устойчивого, динамичного развития страны.

О некотором позитиве можно говорить лишь в материально-техническом обеспечении. В 2007 г. введены в эксплуатацию 2 интерната, оснащенных современным оборудованием, школьной мебелью, инвентарем и компьютерной техникой. После капитального ремонта и оснащения заработал Очамчырский детский сад. Осуществлены ремонтно-восстановительные работы еще в 5 дошкольных учреждениях. В целом, за счет средств республиканского бюджета осуществлены ремонтные работы объектов образования на сумму 45,4 млн. руб. - в 3 раза больше, чем в 2005 г.

В школах республики, где сегодня работают 3522 преподавателя, по-прежнему остро стоит вопрос нехватки кадров, хотя и есть некий сдвиг в этой проблеме - сегодня не хватает 380 преподавателей против 755 учителей 4 года назад. Из 380 педагогов, необходимых в школах, 70% приходится на Гудаутский и Гагрский районы, и это - результат недостаточной заработной платы и низкой престижности работы педагога.

Решение кадровой проблемы осложняется по таким специальностям, как "математика", "физика", "химия", "информатика" и др. В качестве примера - на всех курсах АГУ по специальности "химия" обучается 16 чел, а нехватка на сегодняшний день составляет 15 педагогов.

Решению проблемы может способствовать осуществление Правительством в текущем году подготовительных мероприятий по реструктуризации школ. В 20 сёлах республики функционируют по 2-3 школы с немногочисленным контингентом и большим количеством вакантных должностей преподавателей. Высвобождающиеся финансовые средства можно будет направить на оплату транспортных расходов по доставке учащихся и учителей в школу и обратно. Вместе с тем, Министерству образования необходимо продолжить курс на сохранение очагов образования в селах. К примеру, в 2007 г. была открыта начальная школа в с. Лашкиндар.

Наметилась тенденция к улучшению обеспечения школ учебно-методической литературой: в 2007 г. было издано 18 наименований учебной и учебно-методической литературы. Издан учебник "Анбан" (ранее издавался в 1999 г.) Однако, практика показывает, что пока ещё нерешенным остается вопрос бесплатного обеспечения учащихся средних школ учебниками. В этом смысле Минобразования необходимо строго контролировать процесс выдачи учащимся школьной литературы и жестко пресекать злоупотребления в этом деле.

Сегодня также необходимо определить реальную потребность государства в специалистах с высшим и средним специальным образованием. Для этого следует провести ревизию учебных заведений начального и среднего профессионального образования: каких и сколько специалистов они готовят, и нужны ли эти профессии, да и сами заведения государству?

Для решения проблемы подготовки кадров высшего звена необходимо тесное взаимодействие органов управления с Абхазским университетом в вопросах формирования программы подготовки специалистов и их дальнейшего трудоустройства. Необходим также анализ: сколько выпускников ВУЗов России, обучающихся по квотам, предоставленным Абхазии, возвращаются в страну, и сколько выпускников АГУ нашли себе применение в Абхазии по специальности?

Важно в ближайшее время завершить создание единой базы данных о том, в каких ВУЗах, какой специальности обучаются граждане страны. Наличие такой базы данных вкупе с реальным анализом обстановки позволит скорректировать потребность государства в специалистах высшего звена и сформировать государственный заказ. Созданию учетной базы способствует и ставшее традицией проведение встреч Президента страны со студентами, обучающимися за пределами Абхазии.

Уважаемые депутаты!

Сегодня как никогда остро стоит вопрос реформирования системы здравоохранения. Только так можно будет достичь главной цели - повышения доступности и высокого качества оказываемой медицинской помощи всему населению. Именно поэтому по нашему заказу головной российский Институт организации здравоохранения разрабатывает предложения по многоуровневой модели системы здравоохранения страны. Это позволит подобрать ту систему здравоохранения, которая будет соответствовать экономическому положению страны, позволит рационально использовать кадровые и финансовые ресурсы.

Помимо ремонта столичного родильного дома начаты работы в Республиканской многопрофильной больнице - головному звену в лечебной сети страны. По завершении ремонта это будет центр, способный оказывать специализированную медицинскую помощь всем пациентам.

В здравоохранении надо учитывать те проблемы, которые стали возникать в последнее время. Например, в летний курортный сезон резко возрастает нагрузка на лечебно - профилактические учреждения республики. В 2007 г. оказана медицинская помощь 7 тысячам отдыхающих - вдвое больше предыдущих лет.

Надо учесть, что с каждым годом уменьшается помощь со стороны международных гуманитарных организаций, и сейчас в стране работают только две программы в рамках их деятельности - по борьбе с туберкулезом и протезированию. Их финансирование постоянно сокращается, соответственно, всё это становится нашей прямой ответственностью.

Уважаемые коллеги!

Хочу обратить ваше внимание на такую проблему, как низкий уровень правовой культуры, правового сознания и наличие правового нигилизма в нашем обществе. От уровня правосознания и правовой культуры каждого гражданина и общества в целом в значительной мере зависит состояние правопорядка в стране, степень защищенности прав и свобод человека и гражданина.

Мало того, чтобы законы и иные правовые акты были созданы на высоком уровне правовой техники, важно их точное, неуклонное осуществление. Любой закон живёт и эффективно реализуется только тогда, когда его требования выполняются всеми и повсеместно, и в первую очередь государственными служащими.

Сегодня большое число наших граждан страдает от юридически неграмотных действий многих должностных лиц. Попрание ими правовых норм ведет к нарушению прав граждан. Особую тревогу вызывают нарушения прав граждан в жилищной сфере.

Правовой нигилизм возник в нашем обществе, в том числе, и потому, что чиновники различных рангов пренебрежительно относятся к законодательству, к своим прямым обязанностям. Это, безусловно, подрывает веру людей в закон и справедливость.

Сам факт того, что еженедельно к помощи Президента апеллируют сотни граждан со всех регионов Абхазии свидетельствует о крайне слабой работе различных государственных структур. На серьезные размышления наводят многочисленные жалобы населения на выносимые судебные решения, действия органов следствия и дознания. Изучение обращений граждан даёт основания утверждать, что в правоохранительной и судебной системах, в органах юстиции существуют серьезные проблемы. Мы можем открыто говорить, что имеют место произвол чиновников, грубое пренебрежение действующим законодательством, своевольная трактовка тех или иных правовых актов, и, к глубокому сожалению, несоответствие многих облечённых властью профессиональным требованиям, занимаемой должности. В одних случаях они проявляют неуместную ретивость, а в других слабость, нерешительность, не настойчивы.

Это касается оперативных работников, следователей, прокуроров, судей, глав местных органов власти. О качестве вашей работы можно судить по сотням жалоб и обращений за помощью рядовых граждан.

Я ещё раз должен обратить внимание руководителей правоохранительных органов всех уровней на системные проблемы в деятельности возглавляемых вами структур. Одной из серьезных болезней является отсутствие тесного межведомственного взаимодействия в борьбе с преступностью и работе по профилактике правонарушений. Мы неоднократно говорили на эту тему, но желаемый эффект так и не достигнут. Теперь мы вынуждены перейти от разговоров к реальным действиям.

Наряду с высокой текучестью кадров существуют и проблемы организационно-методического характера. В системе Министерства внутренних дел нет соответствующих учебно-методических отделов, которые должны заниматься повышением квалификации сотрудников подразделений МВД, разъяснять суть нормативных актов, приказов, вновь издаваемых и совершенствуемых законов. Негативно сказывается на качестве расследования уголовных дел игнорирование прокурорских указаний.

Следует уделить особенное внимание прокурорскому надзору за исполнением законов и нормативных актов. Органы прокуратуры наделены существенными правами и обязанностями. Это прямо подразумевает самую активную работу и сотрудников Генеральной прокуратуры, и региональных прокуроров. В вашу прямую ответственность входит надзор за неукоснительным соблюдением законности всеми без исключения - и рядовыми гражданами, и органами местного самоуправления, и хозяйствующими субъектами во всех сферах. Вы должны осуществлять делегированные вам государством права, не озираясь по сторонам.

Считаю, что для решения этой комплексной проблемы, помимо создания морально-правового климата, который гарантирует реальную свободу человека в соединении с его ответственностью перед обществом и государством, необходимо провести в масштабе страны аттестацию всех должностных лиц, отвечающих за правовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти, ротацию должностных лиц органов милиции, прокуратуры и судов. В этих структурах должны остаться только способные и готовые повысить свой квалификационный уровень, профессиональные знания, предельно ответственные служащие.

Думаю, что по итогам аттестации нам придется проститься со многими, не способными либо не желающими исполнять свои обязанности в соответствии с буквой и духом закона. Работа по старой, накатанной схеме, отсутствие новшеств в работе резко снижает профессиональный уровень государственных служащих указанных ведомств, напрямую отрицательно влияет на уровень правовой культуры, правосознания общества.

Многие наши граждане не рассчитывают на справедливое решение при обращении в судебные органы. Хождение по инстанциям, когда несложные гражданские дела годами не могут быть разрешены судом, убивают веру людей в скорое и справедливое разрешение проблем.

Квалификационной коллегии судей необходимо более решительно и ответственно подходить к выполнению возложенных на неё законом задач и избавить систему от тех, кто роняет честь и достоинство судебной власти. Мы не сможем провести эффективную судебную реформу, если в органы правосудия не придут молодые, грамотные, ответственные работники, мыслящие прогрессивно, государственными категориями.

Уважаемое собрание!

Законотворчество - одно из важнейших направлений работы Народного Собрания и государства в целом. Хочу еще раз напомнить, что в процессе реформирования государства главным является укрепление и совершенствование его нормативной, правовой базы.

Прошедший год стал первым годом действия нового Уголовного Кодекса, который в значительной мере восполняет пробелы и недостатки предыдущего Кодекса, он в большей степени отвечает задачам построения нового общества, государственного и общественного строя Республики Абхазия. Прежде всего, это выражается в изменении приоритетов уголовно-правовой охраны. На первое место в соответствии с Конституцией Республики Абхазия поставлена защита личности, законных прав, свобод и интересов граждан.

С 1 июня этого года вступает в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс Республики Абхазия.

На сегодняшний день сформирована рабочая группа по разработке закона "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Республике Абхазия". Начата работа по созданию нового закона "О приватизации в Республике Абхазия".

Однако законодательство, даже очень согласованное и профессионально подготовленное, само по себе ещё не решает всех проблем. Оно должно быть усвоено не только властными структурами, специалистами, но и всем населением. Сегодня этой задачей никто системно не занимается. Без широкой правовой пропаганды, правового воспитания всего населения невозможно говорить о повышении правовой культуры общества. Для решения этой задачи необходимо, чтобы законодательство было доступно. Предоставить возможность каждому гражданину ознакомиться с законодательством его страны, на мой взгляд, является обязанностью любого государства.

Одна из проблем законотворческого процесса в республике заключается в том, что принятие новых законов, как правило, сопровождается поручением о приведении прежних актов в соответствие с последующими, однако на деле это не всегда выполняется из-за недостаточно ответственного отношения.

Важным направлением совершенствования законотворческой деятельности должна стать необходимость упорядочения разрозненных нормативных правовых актов и последующего поддержания законодательства в действующем и систематизированном состоянии.

Уважаемые депутаты!

С удовлетворением хочу отметить плодотворное сотрудничество исполнительной ветви власти с вновь созданной Общественной палатой Республики Абхазия. В поле её зрения находятся самые значительные вопросы государственного строительства и общественной жизни страны. Для нас палата стала своеобразным аккумулятором общественного мнения, прогрессивных идей и рациональных с точки зрения строительства правового государства предложений. Я надеюсь на продолжение этого сотрудничества в таком же русле.

Также активно работает Комиссия по конституционной реформе. Работа по выработке предложений, регламентирующих статус законодательной и исполнительной властей, о которой говорилось в предыдущем послании, завершена. При этом основное внимание было направлено на создание таких конституционных механизмов, которые позволили бы сбалансировать полномочия Президента и Парламента, повысить эффективность их взаимодействия.

Предложенные изменения в Конституцию, в основном, касаются процедуры преодоления вето Президента, нового порядка назначения Премьер-министра, выражения вотума недоверия Правительству, процедуры отрешения Президента от должности и роспуска Парламента.

Данные предложения вместе с поправками к 5-ой и 7-ой главам Конституции в ближайшее время будут направлены в Народное Собрание для рассмотрения и принятия.

Еще раз хочу призвать общественность, научные круги, политические партии и общественные движения принять самое активное участие в обсуждении предлагаемых поправок к Конституции. Я вновь обращаюсь с этим предложением, поскольку прежние призывы к сотрудничеству многими остались неуслышанными.

Коллеги, в последние годы государство увеличило расходы на развитие культуры. В основном, на восстановление и развитие очагов культуры. В 2007 г. завершены и сданы в эксплуатацию два объекта - репетиционные залы Госансамбля народной песни и танца Абхазии и Госансамбля "Кавказ". Ведутся работы по капитальному ремонту здания Абхазской госфилармонии.

В целом на капитальное строительство в сфере культуры было выделено 9,5 млн. руб. - это вдвое больше чем мы изначально планировали. В настоящее время ведутся и в скором времени будут завершены все работы в Мемориале Славы защитников Отечества. Будут также установлены памятники отдельным выдающимся деятелям культуры Абхазии.

Вы согласитесь со мной в том, что настрой молодежи является важным индикатором состояния общества, положения в стране в целом. Можно смело утверждать, что молодежь, особенно студенчество, всё более включается в решение социальных, экономических, политических задач. Представителями молодого поколения организован целый ряд молодежных акций и мероприятий. Это яркое свидетельство их активной жизненной позиции.

Молодёжная акция, посвящённая 15-летию начала грузино-абхазской войны всколыхнуло всё общество, получило широкий резонанс во вне Абхазии. Мы, в свою очередь, должны сделать всё возможное для того, чтобы молодежь была интегрирована во все сферы жизнедеятельности государства.

Уважаемое собрание, в прошедшем году был принят закон "О государственном языке". Чтобы закон работал, необходимо взаимодействие всех звеньев - Министерства образования, АГУ, Государственного фонда развития абхазского языка, самого общества. А для начала нужно совсем малое - начать говорить со своими детьми на родном языке. Каждый должен сделать своё дело. Вы знаете, что в 2007 г. был осуществлен важный шаг в поддержку абхазского языка - был принят государственный заказ на издание художественной литературы, включая выплату гонораров авторам. И это - впервые за все послевоенные годы. Но кому нужна будет издаваемая литература, если способных читать её не очень много?

В развитии языка должна быть четкая взаимосвязь: семья- образовательные учреждения- общество- государство. Иначе все наши старания не приведут к должному результату.

Согласно принятому в 2005 г. Закону "О науке", государство второй год подряд выделяет более 3% республиканского бюджета на развитие науки. Делая это, мы вправе в большей степени рассчитывать на прикладную направленность науки. Ведь тесная взаимосвязь современной науки и развитие государства очевидна всем.

Не утрачивает своей актуальности и проблема возвращения наших соотечественников на Родину. Определенная работа была осуществлена Госкомитетом по репатриации. Более 400 соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья получили гражданство Абхазии. Более 300 семьям было предоставлено жильё. Завершены основные ремонтно-восстановительные работы 9-этажного жилого дома в г. Сухуме для репатриантов.

Вместе с тем, совершенно очевидно одно - нам нужно выработать новую, соответствующую реалиям времени политику по репатриации соотечественников. Сделать ее четкой и понятной.

Актуальными являются проблемы демографии. Необходима концепция демографической политики страны на период до 2020 года. Эта политика должна быть направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование миграции, сохранение и укрепление здоровья населения.

В этом направлении сделаны первые робкие шаги. С 2007 г., как уже говорилось выше, выплачиваются пособия многодетным семьям и одиноким матерям. Сейчас в стране более 2000 многодетных семей, в которых около 7 тысяч детей. Более 77% многодетных семей - абхазские.

Прорабатывается вопрос о досрочном - в возрасте 50 лет - выходе на пенсию женщин, родивших и воспитавших пять и более детей, другие меры по предоставлению пособий в связи с рождением и воспитанием нового поколения граждан страны.

Я хочу подчеркнуть, что вне зависимости от темпов экономического роста, государство, как и прежде, будет уделять социальной сфере особое внимание.

Уважаемые депутаты Народного Собрания, члены Правительства Республики Абхазия, приглашенные!

Вы знаете, что с момента моего избрания Президентом и по сей день я совершаю много поездок по республикам Северного Кавказа, другим субъектам Южного федерального округа и всей России.

После длительной изоляции, многолетних трудностях в развитии, колоссальных сложностей, которые легли на плечи наших сограждан, остро ощущалась необходимость принятия срочных мер по восстановлению связей Абхазии с внешним миром. Я обязан был, образно выражаясь, освежить в памяти тех, кто в разное время работал с нами, тему Абхазии.

Остаюсь убежденным в том, что только прямое общение, контакты на всех уровнях способны оживить деловые, культурные связи. Мир стремительно меняется, и не одна Абхазия испытывает проблемы разного рода. У всех наших друзей есть свои трудности. Но только взаимодействуя, можно ускорить их решение. Мои частые встречи, рабочие поездки предпринимаются исходя из этих соображений.

Теперь, когда внешняя ситуация коренным образом изменилась, мы должны утроить свои усилия, значительно активизировать попытки наладить контакты и сотрудничество со всеми, кто разделяет устремления народа Республики Абхазия, а особенно с теми, кто пока ещё не понимает, чего мы хотим!

И Глава государства, и всё руководство страны, государственные, коммерческие, общественные объединения, деятели науки и культуры, молодёжные организации - все должны стремиться к оживлению связей Абхазии с внешним миром. Новое время поставило перед нами новые задачи. Никто не должен сомневаться в том, что и они будут нами решены!

И в завершении - о самом главном, которое нас ожидает в этом году. 30 сентября исполняется 15 лет нашей Победе, Независимости Республики Абхазия.

Пройдя через немыслимые испытания, колоссальные для народа потери, отстаивая свое право на свободу и будущее, спасая Отечество, мы победили. К этому дню нас привели наши сыновья и дочери, внуки. Справедливость и Правое дело помогали им в тяжелейшей борьбе с врагом.

В истории, в судьбе каждой нации есть один главный для всех день. Нас ждут многие славные даты, были они и в прошлом, но для всего абхазского общества главным днём является 30 сентября!

Делается очень многое, чтобы соответствующим образом встретить 15-летие Победы и Независимости, Правительство работает над подготовкой к общенациональному празднику. Но мне думается, что обновленные улицы и скверы, восстановленные дома - это дело сугубо хозяйственное.

Самым важным для нас всех должно быть подобающее совершённому героизму состояние братских могил, памятников погибшим защитникам Абхазии и жертвам агрессии. Совершенно очевидно, что это и есть зримая память народа.

Где бы ни находясь, какие бы сложные задачи ни стояли перед нами, мы отдаём дань глубочайшего уважения всем, кто сделал этот день общенациональным, главным праздником! Без этого, не оберегая наши победы и память о наших потерях, мы не сможем продвинуться вперед, в будущее. И в этом зале, и во всей нашей стране, я уверен, нет человека, кто бы думал иначе.

Мы не остановимся в своём поступательном развитии, каких бы усилий это ни стоило!

Благодарю за внимание!

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
03.12.16
Как в России победить антироссийскую элиту? Есть верный способ!
NB!
03.12.16
Лавров отреагировал на решение США ограничить военное сотрудничество с РФ
NB!
03.12.16
ЦСКА неожиданно разгромил «Урал»
NB!
03.12.16
Российские саперы прибыли в Сирию для разминирования Восточного Алеппо
NB!
03.12.16
Лавров назвал условие для решения территориального спора вокруг Курил
NB!
03.12.16
Стали известны подробности гибели космического грузовика «Прогресс»
NB!
03.12.16
«Большой брат» уже здесь: в Британии отменили право на личную жизнь
NB!
03.12.16
Банк России опроверг сообщения о краже 2 млрд рублей с его счетов
NB!
03.12.16
Щось у лісі здохло: Порошенко озаботился национальным единством
NB!
03.12.16
Минобороны: Великобритании лучше не мешать России помогать жителям Алеппо
NB!
03.12.16
Почему президент Путин цитировал Евангелие от Матфея
NB!
03.12.16
СМИ: хакеры похитили со счетов Банка России 2 млрд рублей
NB!
03.12.16
Греф притворился инвалидом и попытался взять кредит в Сбербанке
NB!
03.12.16
Норвегия просит Трампа «занять позицию» в отношении России
NB!
03.12.16
Пушков: Воюя со своим народом, Порошенко рискует похоронить Украину
NB!
03.12.16
В столице Ливии идут уличные бои
NB!
03.12.16
Судьба Севастополя – цель Крымской войны
NB!
03.12.16
Петербургские водители не смогли опробовать ЗСД – трасса закрыта
NB!
02.12.16
Перспективы калининградского главы в свете чёрных списков АП РФ
NB!
02.12.16
Свой интерес в муниципалитетах: зачем губернатору Ставрополья ротации
NB!
02.12.16
Свой среди чужих: грозит ли отставка орловскому губернатору?
NB!
02.12.16
Цыплят по осени считают, у брянского губернатора пока — весна