"Президент Румынии Траян Бэсеску в глазах представителей Европейского союза является крайне одиозным человеком", - заявил 21 апреля российский политолог, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Фёдор Лукьянов, комментируя в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявления румынского президента.

Как сообщало ИА REGNUM, президент Румынии Траян Бэсеску заявил 17 апреля, что Бухарест не усматривает необходимости в подписании Договора о границе с Молдавией. "Этот договор не является для нас приоритетом. Сразу же после распада Советского Союза мы признали бывшие границы. И мы не видим необходимости в договоре о румынско-молдавской государственной границе", - отметил Бэсеску. По его словам, "нет необходимости укреплять по собственной нашей воле последствия акта времен Второй Мировой войны (имеется в виду Пакт Молотова - Риббентропа - прим. ИА REGNUM), который никто из нас не считает действующим и законным". Траян Бэсеску также заявил, что "если в Киеве строят планы по присоединению Приднестровья к Украине, там должны учитывать и необходимость возврата Молдавии территорий Южной Бессарабии и Северной Буковины". "На Украине есть достаточно тех, кто, хоть и не на официальном уровне, говорит о возврате Приднестровья в состав Украины, но они забывают сказать о юге Украины, который должен вернуться в состав Молдавии", - отметил глава румынского государства. Бэсеску напомнил, что эти территории бывшая Украинская ССР получила после Второй мировой войны "из рук Сталина".

"Румынский президент по европейским канонам является весьма своеобразным лидером, - продолжил эксперт. - То, что говорится им в связи с Украиной и Приднестровьем, представляется вполне естественным, потому что это очень конфликтный кусок географической карты, о чём, кстати, президент Путин проинформировал участников саммита НАТО, что вызвало весьма бурную реакцию на Украине. Президент России сказал, что Украина в её нынешних границах - это продукт деятельности советских генсеков. Траян Бэсеску присутствовал на этих обсуждениях, и, естественно, поскольку часть нынешней Украины в прежние времена относилась к Румынии (территории Бессарабии и Украины, входившие в состав сначала Российской империи, а потом СССР, никогда не относились к Румынии, а были оккупированы ею с 1918 по 1940, и с 1941 по 1944 год. По решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие ранее в состав Российской империи, были переданы княжеству Молдова, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. За Румынией, независимость которой была признана Великобританией, Германией и Францией в 1880 году, по решению того же конгресса было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная. Княжества Молдова и Валахия, объединившиеся в 1859 году, составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году - прим. ИА REGNUM), я не исключаю, что его недавние заявления навеяны именно той темой, которую поднял Путин в Бухаресте".

Политолог считает крайне маловероятным то, что заявления румынского президента могут быть поддержаны партнёрами Бухареста как в Европе, так и в США. "Рассчитывать на это Бэсеску не должен - территориальные претензии Румынии не поддержит никто. Другое дело, что с момента вступления Румынии в Евросоюз вопрос Приднестровья из достаточно периферийного для ЕС стал более важным: всё-таки одна из стран-членов постоянно поднимает эту проблему, и поэтому европейские государства больше не могут её игнорировать. Так что на переговорах с Бэсеску в Москве вопрос приднестровского урегулирования будет ключевым", - считает Лукьянов.

"Насколько Бэсеску является правильным собеседником для того, чтобы обсуждать эту проблему? Здесь возникают сомнения, поскольку репутация румынского президента на Западе, в частности в Европейском союзе, весьма своеобразна. Бэсеску - очень одиозный для европейцев человек. Его обычно приводят в пример как лидера страны, которая как бы удовлетворяет критериям членства в ЕС, но по её лидеру отчётливо видно, что это не так и что европейскую политическую культуру Румыния не переняла, и внутрь Евросоюза она несёт те проблемы, которые вроде бы должны были остаться вовне. Тем не менее в обход Румынии приднестровский вопрос вряд ли можно решить, поскольку Румыния в позитивном плане не может способствовать разрешению конфликта, зато в негативном плане она может делать это очень эффективно. Но, в конечном итоге, решать будет не Румыния. Я думаю, что если Россия сможет договориться с ключевыми западными странами, то рычагов воздействия на Румынию есть очень много", - подвёл итог Фёдор Лукьянов.