17 апреля 93 голосами "за", 8 - "против", 8 - "воздержалось" Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла резолюцию под номером 1609 "Деятельность демократических институтов в Армении".

Приводим текст резолюции полностью:

РЕЗОЛЮЦИЯ N1609 (2008)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ В АРМЕНИИ

1. 19 февраля 2008 года в Армении состоялись выборы президента. Несмотря на то, что они были проведены, в основном, в соответствии с нормами Совета Европы, временная комиссия по мониторингу выборов отметила ряд нарушений и недостатков, важнейшими из которых были: неравные условия для осуществления предвыборной агитации, недостаточная прозрачность избирательного администрирования, необеспечение эффективной правовой защиты истцам в процессе расследования жалоб и протестов. Кроме того, зарегистрировано осуществление ряда фальсификаций.

2. Парламентская ассамблея с сожалением отмечает, что замеченные нарушения и недостатки не способствовали повышению и без того нарушенного уровня доверия общества к избирательным процессам, и, одновременно, вызвали у части населения недоверие в отношении результатов выборов. Недостаток общественного доверия стал основанием для последовавших за объявлением предварительных результатов, хоть и без официального уведомления, мирных митингов, к которым власти в течение 10 дней относились терпимо.

3. Ассамблея скорбит в связи со столкновениями между полицией и демонстрантами и в связи с обострением насилия 1 марта 2008 года, вследствие которого 10 человек погибли и около 200 получили телесные повреждения. Вопросы истинных причин трагических событий 1 марта, реакция властей на них, в том числе введение в Ереване с 1 по 20 марта чрезвычайного положения и предположительно неадекватного применения силы со стороны полиции вызывают серьезные разногласия и должны быть подвергнуты надежному и независимому расследованию.

4. Ассамблея осуждает аресты многочисленных лиц, в том числе более ста сторонников оппозиции и трех депутатов парламента, а также продолжающиеся задержания на основании таких обвинений, большая часть которых со всей очевидностью искусственна и обусловлена политическими мотивами. Это означает фактическое преследование властями оппозиции.

5. Положительным процессом является то, что 4 из представленных в парламенте 5-ти партий по инициативе новоизбранного президента г-на Сержа Саркисяна 21 марта 2008 года подписали соглашение о создании политической коалиции, целью которой является решение возникших политических задач. Вместе с тем, для преодоления возникшего в Армении кризиса, необходимо установить диалог коалиции с партией "Наследие", а также с внепарламентскими партиями.

6. Несмотря на то, что взрыв общественного возмущения, вылившийся в трагические события 1 марта, был неожиданностью, Ассамблея считает, что основной и глубинной причиной кризиса стала неспособность ключевых государственных институтов придерживаться в своей деятельности принципов демократических норм, доминанты права и защиты прав человека. В частности 6.1. Национальное собрание Республики Армения по сей день не может выполнять свою основную роль - служить трибуной для политических дискуссий различных политических сил и формирования компромиссов. Существующая политическая система, основываясь на принципе "победителю достается все", по сути, исключает какое-либо участие оппозиции в процессе принятия решений и управлении страной. В результате этого значительный политический спектр Армении не представлен в Национальном собрании текущего созыва. 6.2. Недостаток общественного доверия в отношении избирательных процессов в целом, принижает также доверие части армянского общества к результатам выборов. Проблема усугубляется отсутствием беспристрастного избирательного администрирования, неэффективным расследованием избирательных жалоб и протестов и недостаточной прозрачностью процедур подсчета бюллетеней и протоколирования результатов. 6.3. Несмотря на успешное реформирование законов, суды не имеют пока необходимого уровня независимости, чтобы внушить общественности доверие к себе, как к беспристрастным судебным органам, в том числе и в избирательных процессах. Этим и объясняется малочисленность представленных им, связанных с выборами жалоб. Свидетельством недостаточной независимости судов является также тот факт, что суды, фактически, не ставят под сомнение необходимость содержания лиц под предварительным арестом и, как правило, удовлетворяют соответствующее ходатайство прокуратуры, не расследуя надлежащим образом представленные основания, как того требует 3-й пункт 5-й статьи Европейской конвенции по правам человека. 6.4. В условиях отсутствия адекватного судебного контроля, задержания и продолжающиеся аресты по очевидно искусственным обвинениям, после того, как они оспаривали справедливость президентских выборов или участвовали в поствыборных митингах, показывает, что эти действия обусловлены политическими мотивами. В странах-членах Совета Европы это неприемлемо и Ассамблея не может это терпеть. 6.5. Несмотря на существование плюралистических и независимых печатных СМИ, существующий уровень осуществляемого властями контроля над электронными СМИ и регулирующим их деятельность органом, а также отсутствие действительно независимого и обеспечивающего плюрализм общественного вещателя препятствуют формированию плюрализма в СМИ и углубляют существующее в общественности недоверие к политической системе.

7. За несколько дней до завершения режима чрезвычайного положения, 17 марта 2008 года, Национальное собрание на созванном по предложению правительства чрезвычайном заседании приняло ряд поправок к закону "О проведении собраний, шествий и демонстраций", которые существенно ограничивают право на свободу собраний и дают властям широкие полномочия запрещать по своему усмотрению политические собрания и демонстрации. Следовательно, они противоречат европейским нормам, которые указаны в 11-й статье Европейской конвенции по правам человека, а также идут вразрез с обязательствами, взятыми на себя Республикой Армения как страны-члена Совета Европы. Европейская комиссия Демократия через право Совета Европы (Венецианская комиссия) и ОБСЕ/БДИПЧ в проекте своего совместного заключения также отметили, что эти изменения неприемлемы. Ассамблея приветствует прозвучавшее в инаугурационной речи новоизбранного президента РА намерение привести закон о "О проведении собраний, шествий и демонстраций" в полное соответствие с европейскими стандартами и поощрять дальнейшее сотрудничество в этом вопросе с Венецианской комиссией.

8. Учитывая вышеуказанное, Ассамблея, напоминая о своей резолюции 1532 (2007) о выполнении Арменией обязательств, вновь призывает власти Армении немедленно осуществить следующие реформы: 8.1. Политическая система должна обеспечить достойное место и достойные права оппозиции. 8.2. Необходимо полностью реформировать избирательный процесс с целью обеспечить, в частности: независимость органов, ответственных за организацию и проведение выборов и их свободу от контроля со стороны какой-либо политической силы; полная прозрачность администрирования избирательного процесса, в особенности, в части процессов подсчета бюллетеней и протоколирования результатов; такую систему обжалования и предъявления претензий, в которой участники избирательного процесса могли бы получить по - возможности полноценную правовую защиту в случае предполагаемых избирательных нарушений, а также в действительности обеспечить равные возможности всем политическим силам как в ходе официальной агиткампании, так и в предшествующий ей период. 8.3. Необходимо гарантировать независимость Национальной комиссии по теле - и радиовещанию, а также Совета общественного теле- и радиовещания от политических интересов. Кроме того, необходимо пересмотреть порядок формирования указанных органов с тем, чтобы гарантировать в них действительную представленность армянской общественности. В этой сфере должны быть, в конце концов, учтены предложения экспертов Венецианской комиссии и Совета Европы. Ассамблея повторяет, что кроме реформирования законов власти должны предпринять шаги, направленные на обеспечение независимости и плюрализма в каждодневной работе Общественного телевидения и радио. Кроме того, необходимо прекратить давление, оказываемое налоговыми органами на оппозиционные электронные и печатные СМИ. 8.4. Свободу собраний необходимо гарантировать как по закону, так и на деле - в соответствии со статьей 11 Европейской конвенции по правам человека. В связи с этим необходимо, чтобы, в соответствии с предложениями Венецианской комиссии, были бы немедленно аннулированы последние изменения в законе "О проведении собраний, шествий и демонстраций". 8.5. Власти должны с новой силой взяться за обеспечение реальной независимости судебной системы и повышение уровня общественного доверия к судам. 8.6. Необходимо исключить произвольные аресты и задержания, а также бесчеловечное обращение с арестантами во время их нахождения в полиции. Как в законе, так и на практике необходимо гарантировать эффективный контроль над полицией со стороны общественности.

9. Оппозиционные силы, в свою очередь, должны признать решение Конституционного суда, которым были подтверждены результаты выборов, объявленные ЦИК. Это не следует понимать, как обязательство согласиться с сутью решения суда. Все участники избирательного процесса имеют право обжаловать это решение всеми доступными им правовыми средствами, в том числе в находящемся в Страсбурге Европейском суде по правам человека.

10. Ассамблея считает, что единственным путем осуществления вышеуказанных безотлагательных реформ и выхода Армении из тупика является инициирование открытого и конструктивного диалога политических сил армянского общества. Более чем год назад Ассамблея, в своей резолюции 1532 (2007) уже подчеркивала необходимость такого диалога с целью создания предпосылки для эффективного осуществления конституционных реформ.

11. Учитывая, что определенная часть политического поля Армении не представлена в Национальном собрании, в этом диалоге должны принимать участие как парламентские, так и внепарламентские политические силы. Ассамблея готова выступить в качестве посредника между разными политическими силами и обеспечить вовлечение в этот процесс экспертных органов Совета Европы, в частности, Венецианской комиссии.

12. Вместе с тем, Ассамблея считает, что для начала и удачного хода такого диалога необходимо, в первую очередь, обеспечить ряд условий, которые будут способствовать укреплению доверия к оппозиции и докажут, что властное большинство всерьез готово к осуществлению реформ. 12.1. Необходимо безотлагательно осуществить независимое, прозрачное и вызывающее доверие расследование событий 1 марта и их причин, включая предположительно неадекватное применение со стороны полиции силы и примененные демонстрантами случаи насилия. Международная общественность должна быть готова подвергнуть мониторингу и способствовать проведению подобного расследования. 12.2. Лица, которые были арестованы по откровенно искусственным и имеющим политическую подоплеку обвинениям или те, кто лично не совершали каких-либо насильственных действий или связанных с этим серьезных преступлений, должны быть немедленно освобождены. 12.3. В соответствии с предложениями Венецианской комиссии, изменения и дополнения, внесенные Национальным собранием в закон РА "О проведении собраний, шествий и демонстраций", должны быть немедленно упразднены.

13. Если вышеуказанные условия не будут выполнены, и, если между политическими силами Армении всерьез не развернется открытая дискуссия по отмеченным в пункте 8 реформам, то надежность Армении, как страны-члена Совета Европы, окажется под сомнением. Следовательно, Ассамблея, во время открытия июньской сессии 2008 года должна будет рассмотреть возможность лишения права голосования Армении в ПАСЕ, если до этого в выполнении вышеуказанных требований не будет достигнуто серьезного прогресса.

14. Ассамблея, на основании данных, предоставляемых Мониторинговой комиссией, продолжит внимательно следить за ситуацией в Армении, в особенности, в части прогресса в деле удовлетворения вышеуказанных требований.