Накануне международного дня охраны памятников стало известно, что в Щегловской засеке на границе Тулы с Ленинским районом области завален памятный знак о первых революционных маевках тульских рабочих в конце XIX века. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил депутат Тульской городской Думы коммунист Владимир Соколов. Особенно возмутил Соколова тот факт, что памятный знак был разрушен накануне Первомая, а городские власти об этом даже не знают. Это подтвердилось и в телефонной беседе корреспондента ИА REGNUM с начальником Инспекции по охране памятников истории и культуры Тулы Ириной Картавых. Она сказала, что в ближайшее время сотрудники инспекции выедут на место и разберутся с происшествием.

Депутат Соколов также отметил как тенденцию отношение городских властей ко многим памятникам советской эпохи в целом. Так, в конце семидесятых годов прошлого столетия в Советском районе Тулы был торжественно открыт памятник советско-чехословацкой дружбы. Бульвар, окружающий монумент стал именоваться "Славянским". К слову сказать, это был период расцвета побратимских отношений Тулы и Бански Быстрицы - административного центра Среднесловацкой области ЧССР. Прекратил свое существование СССР, вслед за ним - единая Чехословакия, о побратимстве быстро забыли и в Туле, и в Банской Быстрице. За это время он потерял ведомственную принадлежность, то есть стал бесхозным. Местные власти решили демонтировать обветшавший монумент, который к тому же утратил свою политическую актуальность. А месте памятника советско-чехословацкой дружбы на время появился ракетный комплекс "2П 25 "КУБ" на гусеничном ходу, потом по протесту управления культуры города убрали и его.

Тревогу у тульских коммунистов вызывает состояние еще одного мемориального комплекса - Сквера Коммунаров. Еще в 1918 году в братской могиле там были захоронены 50 борцов за Советскую власть. К пятидесятилетию Октябрьской революции там был разбит сквер, появился памятник-стела, была заложена капсула с посланием потомкам, которую нужно было вскрыть еще в 2002 году. Последний раз сквер ремонтировали в 1996 году. Правда, "реставрационные работы" ограничились демонтажом двух барельефов на входе в сквер со стихотворными строками:

Не плачьте над трупами павших борцов,

Слезой не скверните их прах.

Под знаменем тех же идей

Идите вы в бой до конца!

Сам же монумент продолжал разрушаться, из него вывалилась плита, потом еще одна. Областное предприятие по охране памятников ограничилось тем, что оградило аварийную стелу, а сам монумент передан на баланс городским властям. Глава города ТулыВладимир Могильников на одной из своих пресс-конференций публично заявил, что реставрация сквера Коммунаров не предполагается. Год назад на заседании Совета администрации Тулы градоначальник подтвердил намерение демонтировать стелу в Сквере Коммунаров. "Он стоит как памятник мертвым", - заявил тогда Могильников и предложил организовать там кафе и детский городок, чтобы там гуляли и отдыхали люди, играли дети. На вопрос, что будет с захоронениями, он сказал, что их трогать не будут и установят вместо стелы памятный знак. Потом городские власти изменили мнение и со сносом стелы решили повременить, тем более, что сделать это не так просто: монумент числится в реестре Министерства культуры.

"В городе методично уничтожается все, что было связано с советской эпохой", - заявляет Соколов. Сначала с площади Челюскинцев убрали памятник "Красноармеец с винтовкой", а недавно сама площадь была переименована в Крестовоздвиженскую, с Тульской типографии, что напротив площади Победы, убрали слова Ленина "Значение Тулы для республики огромно". Превращаются в "каменных бомжей" и другие объекты, даже не успевшие стать культурным наследием - так называемые закладные камни на местах будущих памятников: ждут своего часа валуны, посвященные Глебу Успенскому (установлен в 1993 г.), "Доблестным предкам нашим" (1995 г.) - демонтирован в связи со строительством торгового центра, памятного креста в честь избавления от нашествия хана Девлет-Гирея (2002 г.). Городские власти, когда устанавливали эти камни, обещали вскоре заменить их памятниками, однако этого до сих пор не произошло.