"Главная нестыковка генерального плана Архангельска с реальностью лежит в отсутствии амбиций у разработчиков, в бумажном, "вторичном" характере предлагаемых идей", - сообщил ИА REGNUM глава Поморского агентства территориального развития Вадим Трескин. Так он прокомментировал проект генерального плана Архангельска, который был представлен разработчиками 17 апреля.

"Выступавшие архитекторы справедливо заметили, что проект, предложенный институтом "Нижегородгражданпроект", основан на идеях плана "Ленгипрогор" образца 1983 года, предполагавшем развитие Завокзального района. Новые разработчики лишь предложили разместить там объекты проектов, упомянутых в стратегии Архангельска до 2020 года: Полярный медицинский центр, Объединенный университет, культурный центр и ликвидировать Карпогорскую железнодорожную ветку", - сказал политолог.

При этом, по мнению Вадима Трескина, не учтен болотистый низменный характер территории, находящейся в зоне подтопления и требующей намыва гигантских объемов песка. Трескин добавил, что тогда речь должна идти о строительстве в рыночных условиях нового города, так как новый проект раза в три больше Привокзального района, а предложений по источникам финансирования для подобной всероссийской стройки предложено не было.

"Не нашли в генплане отражения идеи по развитию островов в дельте Северной Двины для элитного коттеджного строительства с видом на реку, упоминалась стрелка Соломбалы, но ничего не говорилось про стрелку Краснофлотского острова, никак не представлены рекреационные возможности Кегострова. Не рассматривался естественный сценарий движения Архангельска в сторону Северодвинска и Новодвинска и формирования агломерации с 600-тысячным населением", - считает Трескин.

"Главной претензией к разработчикам, - говорит Трескин, - является экстенсивный ресурсный подход к развитию города. Проект учитывает сохранение численности населения Архангельска, но не ставит вопрос о его качестве. Ожидать, что квалифицированные, хорошо зарабатывающие люди поедут жить в высотные каменные джунгли посреди болота не приходится. Вместе с тем, малоэтажное строительство было упомянуто лишь в связи с 400 домами, при этом районов для их развития в генплане обнаружить не удалось".

Таким образом, по мнению Трескина, Архангельску в соответствии с генпланом уготована судьба места жительства для людей, "осваивающих ресурсы", обеспечивающих нужды внешнего для Поморья глубоководного порта и Белкомура, переваливающего "чужие" грузы и не создающего прибавочной стоимости, достаточной для поддержания комфортной разносторонней, насыщенной яркими событиями и современной культурой для его жителей.