Налогоплательщики бывают разные, но есть среди них численно небольшая категория, ради которой в Управлении МНС России по Волгоградской области создан специальный отдел работы с крупнейшими и проблемными налогоплательщиками, - сообщили ИА REGNUM в пресс-центре УМНС РФ по Волгоградской области. На вопросы отвечает заместитель начальника этого отдела Вячеслав Глушков.

- Какие организации попадают в категорию "крупные"? Вы отбираете их по объему выпускаемой продукции или по количеству работников?

В эту категорию включаются предприятия сразу по нескольким параметрам. Первое - объемы производства, второе - значительные размеры имущества (здания, производственные цеха, парки машин) и, наконец - уже непосредственно размеры налоговых отчислений. В конечном итоге это те организации, платежи которых способны серьезно повлиять на наполняемость не только регионального, но и федерального бюджетов, организации, существенным образом, влияющие на социальную сферу Волгоградской области.

Инспекциями области были отобраны налогоплательщики, формирующие более 60% от всех поступлений, и определен перечень основных налогоплательщиков области, который включает 157 организаций. Для сравнения - остальные 50 тысяч организаций, находящихся на налоговом учете в нашей области, дают во все уровни бюджетов менее 40 процентов налогов и сборов.

- Особые плательщики требуют, видимо и особого отношения?

- В целях организации и осуществления персонифицированной работы с налогоплательщиками, занимающими доминирующее положение по поступлениям в бюджет, а так же в целях специализации налоговых органов, ответственных за организацию налогового администрирования этой категории налогоплательщиков, создана межрайонная инспекция МНС России №2 по Волгоградской области, в которой по состоянию на 1 марта 2003 года обеспечена постановка на налоговый учет 20 крупнейших налогоплательщиков Волгоградской области. Система работы с указанной категорией налогоплательщиков, выстроенная МИ МНС России №2, с июля прошлого года является во многом определяющей для результатов работы Управления в целом.

- Насколько весом вклад в бюджет крупных налогоплательщиков?

- За 2002 год от основных налогоплательщиков поступило 15,7 миллиардов рублей, что составило 64% от всех поступлений по области. Удельный вес данной категории налогоплательщиков в объеме поступлений в федеральный бюджет за 2002 год составляет 80%. Вместе с тем, в прошедшем году мы, к сожалению, не получили ожидаемого роста налоговых поступлений от основных налогоплательщиков.

- Чем это вызвано?

- Я назову только основные причины. Во-первых - снижение начислений по налоговым платежам. Снижение начислений складывалось по причине применения налогоплательщиками налоговых вычетов, предусмотренных действующим налоговым законодательством и уменьшающих сумму налога, причитающуюся к уплате в бюджет. Так, в связи с постановкой на учет основных средств, ввезенных из-за рубежа, по которым налог на добавленную стоимость уплачен на таможне, начисления НДС в 2002 году уменьшены на сумму 138 млн. рублей. В связи с произведенными налоговыми вычетами по объектам капитального строительства бюджет недополучил еще 291 млн. рублей.

Во-вторых - снижение поступлений по налоговым платежам. В связи с отменой статьи Налогового кодекса, регулирующей уплату НДС по месту нахождения обособленных подразделений организаций, ряд предприятий перешли на централизованную уплату этого налога. В связи, с чем от Волгоградской области в федеральный бюджет недопоступило 393 миллиона рублей.

В-третьих, возросло возмещение налогов в результате экспортных поставок. Например, только один из крупных экспортеров в нашей области получил из бюджета возмещение в сумме около 800 миллионов рублей.

Беспокоит нас и рост недоимки основных налогоплательщиков, который составил в 2002 году 17 процентов относительно начала года. Причиной роста послужило невыполнение рядом предприятий условий проведения реструктуризации кредиторской задолженности (уплата текущих платежей и платежей, предусмотренных графиками проведения реструктуризации). Сумма восстановленной задолженности составила 323 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет 113 млн. рублей.

- Контроль над этими плательщиками тоже особый?

- Да, конечно. Согласно законодательству, мы должны проводить проверку крупнейших налогоплательщиков один раз в два года. И эти требования нами выполнены. При отборе для проверки конкретных организаций мы используем данные встречных проверок, сведения статистической отчетности, проводим сверку движения средств по счетам в банках с учетными данными предприятия, осматриваем производственные мощности.

Сумма дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок крупных плательщиков составила в прошлом году 370 миллионов рублей, в том числе по выездным проверкам - 127 миллионов рублей. Что интересно, почти 24 миллиона из этой суммы приходится на налог на доходы физических лиц, несвоевременно и не в полном объеме удержанный и перечисленный в бюджет со своих работников одним из известнейших наших предприятий.

- Жаль, что Вы приводите мало примеров. Употребляете, в основном, неопределенные выражения типа "одно из предприятий"...

- А что делать - есть налоговая тайна, есть коммерческая тайна. Закон требует блюсти интересы налогоплательщика, доверившего нам свою информацию. Но вот нарушения налогового законодательства тайной не являются. Поэтому могу сказать, что основную долю прироста недоимки в нашей области дали ФГУП ПО "Баррикады", ОАО "Волгоградский тракторный завод", МУП "Волгоградводоканал". А 24 миллиона недоплаченного налога на доходы физических лиц - на совести ОАО "ВСПКЗ".