В 2008 году на содержание заключенных в Архангельской области выделено 120,2 млн. рублей, из них на продовольственное обеспечение - 93 млн. рублей. Дополнительно на питание для заключенных УФСИН по Архангельской области требуется еще 60 млн. рублей, на вещевое обеспечение заключенных выделено около 18 млн. рублей, на приобретение медикаментов около 7 млн. рублей. На единовременные пособия по освобождению выделено около 1 млн. рублей.

После коррупционного скандала, связанного с именем начальника УФСИН по Архангельской области Игоря Болотина, который обвиняется в использовании рабского труда заключенных, был назначен новый начальник - Александр Протопопов. Корреспондент ИА REGNUM задал несколько вопросов о коррупции в управлении, о том, как изменится УФСИН в связи с его приходом на должность, и о том, какие перспективы сотрудничества между УФСИН и администрацией Архангельской области видит руководитель территориального управления.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете коррупционный скандал, случившийся с вашим предшественником?

Комментировать случившееся я не буду, суд расставит все на свои места. Когда будет вынесено решение суда, можно будет о чем-то говорить. Человека можно считать виновным только тогда, когда судом ему вынесен обвинительный приговор. Конечно, нашей системе в целом неприятна ситуация с возбуждением уголовного дела в отношении руководителя и ряда других сотрудников. Я во время этих событий вообще не был в этом регионе, я работал начальником УФСИН по Рязанской области.

ИА REGNUM: Вы собираетесь предпринимать какие-то действия по борьбе с коррупцией в УФСИН по Архангельской области?

Во-первых, я буду действовать с учетом той внутренней политики, которую сейчас определяет руководство страны. Сейчас в Госдуме принимают закон "О коррупции". Кроме того, я уделяю очень большое внимание личной чистоплотности руководителей любого ранга. Существуют нормативные документы, опираясь на которые мы работаем с коррупцией. Мы не намерены укрывать факты коррупции в управлении. Федеральный центр нас нацеливает на то, чтобы мы выявляли эти факты, занимались профилактикой. Если действия любого из сотрудников будут подпадать под понятие коррупции, то материалы по нему будут немедленно передаваться в следственный комитет при прокуратуре. В связи с тем, что в Уголовный кодекс готовится ряд изменений, мы ведем разъяснительную работу с личным составом управления. В перспективе будут введены новые статьи Уголовного кодекса. Например, будет введено понятие "контрабанда". Те лица, которые будут незаконно проносить на режимные территории те или иные запрещенные предметы, подвергнутся наказанию по новым статьям. За это сотрудников УФСИН будут уголовно наказывать. Когда раньше сотрудники проносили такие вещи в изоляторы, их просто увольняли, теперь же они будут преследоваться уголовно. Прежде всего, это касается проноса сотовых телефонов, особенно в следственные изоляторы, так как мы должны обеспечить полную изоляцию, чтобы подсудимые не могли влиять на ход судебного разбирательства. Также много вопросов возникает по поводу бюджетных средств и ассигнований, которые поступают к нам из бюджета для того, чтобы мы исполняли свои обязанности. Мы занимаемся строительством, ремонтом помещений, приобретением продуктов питания, развитием производства. Чтобы не было нарушений в этой сфере, мы четко исполняем 94-й федеральный закон ("О размещении заказов... "). Так как такие нарушения лежат тоже в плоскости коррупции, мы серьезно подходим к этим вопросам, проверяем всю конкурсную документацию, которая готовится на местах, компании которые с нами сотрудничают.

ИА REGNUM: Что нового произойдет в управлении в связи с вашим приходом на должность начальника УФСИН по Архангельской области?

Пересматривается состав комиссий, принимающих решение по поводу проведения конкурсов по выделяемым бюджетным средствам. Вообще произойдут штатные изменения в нашей структуре: именно в управлении и в его подразделениях. Мы будем усиливать отдельные направления деятельности отделов, будем создавать новые отделы в связи с теми изменениями, которые произошли в законодательстве. В частности, будем вводить новый отдел по закупкам, мониторингу и маркетингу, который будет заниматься конкурсной документацией, чтобы они могли исключать нарушения уже на уровне подготовки документов. Также произойдут изменения по ряду организационных вопросов, которые смогут в целом улучшить систему управления. Дело в том, что наши подразделения слишком разбросаны по территории Архангельской области. На сегодняшний день в регионе существует 28 подразделений, некоторые из них находятся на расстоянии 600 км от Архангельска. Поэтому надо создать такую систему управления, которая была бы мобильной и действенной. Для этого мы будем заниматься передислокацией определенных подразделений в связи с тем, что их материальная база в неудовлетворительном состоянии. Это не позволяет надлежащим образом исполнять наказание. Поэтому сейчас разрабатывается целая программа, которая позволит в будущем изменить на более качественные условия содержания заключенных и личного состава. Дело в том, что в таких же плохих условиях в отдаленных подразделениях живут и наши сотрудники. Это работа не одного дня, будет применяться комплексный подход к проблемам. Опыт по передислокации подразделений показал, что на это требуется очень много времени. Последний раз перемещение колонии с Конвейера на Лесную речку заняло 8 лет. Сейчас у нас есть возможность подготовить такой переезд в более сжатые сроки.

ИА REGNUM: Что вы ожидаете от областных властей для решения проблем УФСИН?

Проблемы УФСИН надо решать вместе с областной властью. С помощью совместно реализуемых программ. Особенно надо создавать программы по помощи бывшим заключенным: в трудоустройстве, социальной реабилитации. Если эти вопросы не будут решаться, то уровень преступности в области не снизится. Лица, которые не трудоустроены и не имеют жилья, снова совершат преступления. У меня запланирована встреча с новым губернатором, она пройдет после инаугурации нового губернатора. С председателем Архангельского областного Собрания Виталием Фортыгиным мы уже встречались и достигли с ним определенного взаимопонимания по решению проблем УФСИН. Мы должны войти в программу "Правопорядок", потому что она без УФСИН не имеет смысла, так как УВД и УФСИН связаны, и преступность может уменьшиться только при их взаимодействии. Также мы рассчитываем на помощь области в сфере борьбы с детской и подростковой преступностью, не только помощью бюджета, но и направлением на работу в УФСИН квалифицированных педагогов и психологов. В таких регионах, как Башкирия, Татарстан, уже давно работают программы по взаимодействию УФСИН и исполнительной и законодательной власти. Нам необходим реабилитационный центр для освобожденных, мы не можем сами решить эту проблему без помощи области. Если эти проблемы не будут решаться на местном уровне, то эти проблемы не решит никто.

ИА REGNUM: Как вы планируете участвовать в программе "Доступное жилье"?

Некоторые после моего заявления в прессе на эту тему увидели в нашем лице конкурентов. В Котласе, где у нас находятся 3 подразделения. Мы будем со временем перестраивать производство, там будем заниматься деревообработкой. Многие в прессе неправильно поняли меня, я не говорил о строительстве домов как таковых, а о том, что мы можем собирать дома в местах лишения свободы, то есть готовить дома не под ключ, а полуфабрикаты. Мы имеем свой лесофонд и могли бы заготавливать этот лес, изготавливать у себя на производстве дома. У нас в планах, чтобы эти дома были не большими и не громоздкими. Мы уже строим деревянные дома, которые продаем в область, дома хорошего качества. У нас есть такие технологии, что даже на свободе не везде есть такие технические возможности. Речь идет о домах площадью 50-70 кв. метров, чтобы их мог купить простой обыватель. Их цена будет составлять примерно 500-600 тысяч за деревянный дом без крыши. Причем для заказчика мы предусматриваем несколько вариантов домов разных планировок. Так что речь не идет об участии в каких-то государственных тендерах на постройку многоквартирных домов. Кроме того, в первой колонии мы имеем возможность для создания маневренного жилого фонда, по изготовлению модульных зданий для лесопромышленного комплекса, нефтяников. Эти здания мы планируем использовать для улучшения жилищных условий персонала, а также готовы поставлять эти здания области. На наши здания гарантия до 15 лет, в них можно заселять людей, которые остались без жилья в результате пожаров, или тех, кого будут отселять из ветхого и аварийного жилья на время строительства новых домов. Наши модульные дома рассчитаны на 90 человек, их стоимость - 3 млн. рублей, а чтобы построить капитальное общежитие нужно 15-20 млн. рублей. Эту идею мы тоже будем предлагать губернатору. Народ будет жить в хороших условиях. Сейчас мы ведем разработку технической документации, чтобы переходить на строительство двухэтажных модульных зданий.