Департамент по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Самарской области (руководитель - Александр Латкин) провел семинар "Зимнее содержание автомобильных дорог Самарской области". Участие в нем приняли специалисты автодорожного хозяйства из более чем 30 российских регионов: Кировской, Тамбовской, Ульяновской, Воронежской, Липецкой, Оренбургской, Саратовской областей, республик Мордовия, Марий Эл, Краснодарского края, Коми-Пермяцкого АО и других. На открытии семинара заместитель руководителя Департамента эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Борис Баваров рассказал об основных подходах к разработке стратегии развития дорожной отрасли региона в сфере ремонта и содержания автодорог. Руководитель департамента по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Самарской области Александр Латкин представил программу и опыт по совершенствованию системы зимнего содержания автодорог Самарской области.

За последние десять лет в Самарской области полностью сформирован дорожно-транспортный каркас, построено более 2,5 тысяч километров автомобильных дорог, из 1333 населенных пунктов области 1086 соединены дорогами с твердым покрытием. В условиях небольшой интенсивности движения строительство дорог с твердым покрытием в полным профиль к малым поселениям экономически неоправданно. Для обеспечения их транспортной доступности разработан новый тип дорог - с облегченным покрытием. Эти дороги более дешевые в эксплуатации. Для правового и нормативного обоснования строительства таких дорог в области ведется работа по созданию территориальных строительных норм. В 2001 году область приступила к реализации новой программы, приоритет которой - создание комплексной системы содержания и эксплуатации автомобильных дорог на уровне мировых стандартов. В ее рамках реформируется система дорожного хозяйства. За поддержание и повышение технического уровня и эксплуатационного состояния дорог в соответствии с нормативными требованиями и международными стандартами отвечают дорожно-эксплуатационные управления (ДЭУ), специально образованные для этого в каждом районе. ДЭУ включены в состав департамента по строительству и выполняют функции органов управления по содержанию автодорог и сооружений на них, осуществляют технический надзор за ремонтно-строительными работами и приемку завершенных. Одним из итогов такой реорганизации и технического перевооружения дорожной отрасли в области стало сокращение почти на четверть расходов на содержание автодорожной сети.

В ухоженности самарских дорог в самый проблемный зимне-весенний период участники семинара убедились воочию, проехав по области не одну сотню километров. Они также обследовали участки автодорог, отремонтированные методом холодной регенерации, поверхностной обработки, "запечатывания" кромок покрытия, ознакомились с технологией укрепления обочин методом пропитки битумной эмульсией. Посетили они и базовый производственный комплекс по выпуску современных материалов для содержания и ремонта дорог - кубовидного щебня мелких фракций и битумных эмульсий. По отзывам иностранных экспертов, эта модель производства и качество получаемой продукции по ряду параметров являются лучшими в Европе. В одном из районных дорожно-эксплуатационных управлений были продемонстрированы многофункциональные дорожные машины "Тарзан", "Лотас", навесное и прицепное уборочное оборудование, которые производятся на предприятиях области в рамках губернаторской программы создания высокотехнологичной дорожной техники для зимнего и летнего содержания дорог. В этом году эксплуатируется более 220 универсальных транспортных средств (УТС), созданных на базе модернизированного автомобиля ВАЗ-210934 "Тарзан" с быстросъемным навесным уборочным оборудованием. Полный комплект оборудования позволяет использовать УТС круглый год, в отличие от аналогов, сезонно простаивающих из-за узкой специализации. Выпуск оборудования (снегового отвала и пескосолеразбрасывателя) по лицензии фирмы "Марсель Бошунг АГ" налажен в 2002 году на предприятиях области. В 2003 году планируется производство еще не менее 300 таких автомобилей. В 2002 г. начато производство-сборка грузовой уборочной машины среднего класса "Лотас". В конце этого года первые машины для дорог с высокой интенсивностью движения, созданные на базе "МАНа", поступят в ДЭУ. К 2004 году весь дорожно-эксплуатационный комплекс области будет полностью укомплектован легкой, средней и тяжелой техникой. Это одно из направлений в реализации концепции сохранения действующей сети дорог и приведения ее к 2008 году в соответствие с мировыми стандартами. Участники семинара побывали на предприятиях, где выпускается техника.

В программу семинара было включено посещение мостовых монолитных переходов через реки Сок и Кондурча и одного из самых значимых в последнее время объектов - строительства транспортной развязки автомагистрали "Центральная". Магистраль берет свое начало в центре города Самара, доходит до границ с Оренбургской областью и вливается в состав транспортного коридора "Центр -Поволжье - Урал". Завершился семинар круглым столом, где прошло обсуждение путей взаимодействия регионов по распространению передового опыта в дорожном хозяйстве, обучению новым технологиям.