В Чебоксарах, в самом центре столицы, появился еще один торговый центр. Культурно-торговый комплекс "Перекресток" построен в бывшем здании школы №1, в годы Великой Отечественной войны здесь располагался эвакогоспиталь. Строители пытались сохранить архитектурный облик исторического здания, однако без современной градостроительной моды не обошлось - громоздящийся последний этаж состоит из тонированных стекол. В целом, новая конструкция мало отличается от расположенного напротив торгового центра "Дом мод", который глава Чувашии не раз называл "образчиком архитектурной безвкусицы". За комментариями о том, благо это или зло, подобное обращение с историей, корреспондент ИА REGNUM обратился к директору Государственного центра по охране культурного наследия Николаю Муратову.

вид с Западного косогора, справа Успенская церковь

В конкретном случае - благо. Здесь, главное то, что здание отреставрировано и сохранилось, а значит осталась память. Здание было признано аварийным и вообще непригодным к эксплуатации, практически все стены были покрыты сетью трещин, деревянные перекрытия сгнили абсолютно, то есть, в любой момент могло произойти обрушение. Денег на восстановление в бюджете не оказалось. Город нашел инвестора, который купил здание с условием пустить его под бульдозер. Вопрос о его судьбе поднимался на градостроительном совете дважды. На первом совете вопрос действительно стоял о сносе здания и строительстве нового. Как архитектор, я понимаю желание коллег создать на этом месте совершенно иное здание. Фасад школы, достаточно низенький и скромный, уже потерялся в окружающей среде, особенно после того, как напротив возникла доминанта "Дома мод", а справа - ротонда "Макдональдса". Здание уже не поддерживало угол сложившейся градостроительной среды. И все же я выступил категорически против, сказав, что если будет снос - а это подразумевает исключение здания из списка памятников - то этим вопросом тут же с удовольствием займется прокуратура.

ИА REGNUM: А что говорит закон?

В законе, в частности в №73 -ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ", как одна из мер сохранения объекта, предусматривается приспособление объекта культурного наследия для современного использования, "без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны". Были приложены огромные усилия, чтобы сохранить памятник истории. Автор паспорта здания памятника, архитектор Александр Исаев убедительно доказал, что является предметом охраны и что именно надо сохранять. Напомню, здание было принято под охрану в 1974 году как памятник истории, потому что в годы войны здесь размещался филиал эвакогоспиталя 30-58. В принципе, надо было сохранить историческую планировку эвакогоспиталя, где были операционные и палаты, где лежали раненые бойцы, но до нас дошла совсем другая планировка - школьная, которая сформировалась в 49 - 50 годах. От эпохи госпиталя сохранился лишь дверной козырек, смотрящий на улицу композиторов Воробьевых, когда вход был с этого угла.

В результате установили, что надо сохранить внешний облик, т.е. стены, которые имеют характерный для этого здания декор. После этого автору Надежде Рожковой дали задание переработать проект с учетом сохранения исторического облика, и этот проект был согласован и утвержден. Новое решение меня как архитектора вполне устраивает, я считаю, что сделано очень грамотно. Кстати, когда хотели срубить как ненужный дверной козырек, я им запретил: память останется. Вот теперь мы под ним и установим мемориальные доски.

ИА REGNUM: Что же охраняли с 1974 года?

Здание. Никто и не задумывался, изменялась планировка или нет. Ведь у каждого здания, обладающего богатой историей, облик менялся неоднократно. В 70-х годах не думали о "предмете охраны", такое понятие появилось лишь в 2002 году. Конечно, в результате последних реконструкционных работ памятник истории сильно изменился внешне. Подобное решение - выход из той ситуации, когда необходимо сохранить памятник. Пусть даже крайняя мера, но она в рамках закона. Кроме того, здание вновь "возникло" в городской среде. Думаю, после того, как произойдет реконструкция "Дома Мод" (а здание крайне нуждается в осовременивании фасада), офисный центр столицы будет иметь единый стиль.

ИА REGNUM: Время от времени в прокуратуру поступают жалобы по поводу реконструкции данного памятника. Это часть "войны" против застройки исторической зоны, ведущейся во многих городах?

Чебоксары, как и другие исторические населенные пункты, имеют проект зон охраны, который позволяет грамотно застраивать город, где предусмотрено все: где можно строить, где нельзя, высота и этажность. В таких проектах рассматриваются несколько типов зон - зона охраны, зона регулирования застройки, зона культурного слоя, зона особого ландшафта. Историческая часть Чебоксар, согласно ныне действующий Генплану, включает в себя Западный косогор с Введенским собором и окружающей застройкой (самый заповедный район - территория, где когда-то был Чебоксарский Кремль), территория Свято-Троицкого монастыря и небольшая часть с южной стороны залива, где находятся дома Ефремова, Национальный музей до улицы композиторов Воробьевых. Получается, этот памятник истории лежит за пределами исторической застройки.

А разбирательства в прокуратуре начались вместе со строительно-ремонтными работами этого здания. В прокуратуру пошла лавина сигналов о нарушении закона по охране объектов культурного наследия. По каждому случаю организовывалась проверка, в ходе которой никаких нарушений закона не выявлялось. Последний подобный сигнал, например, был совсем недавно - 26 февраля от Игоря Молякова, который тоже оказался беспочвенным.

Могу констатировать факт, что в Чебоксарах застройки в исторической части, искажающей исторически сложившийся облик города в основном нет. Закон и требование проекта охранных зон в основном соблюдается.

ИА REGNUM: А как же современный трехэтажный дом, выросший в самой заповедной части Чебоксар?

Строительство ведется согласно разрешению, полученному в соответствующих органах в том числе и федеральных, и только на том месте, где были строения. Например, очень много критиковали строительство резиденции возле Введенского собора, но на этом месте исторически (я поднял все старинные планы) всегда были строения. Там было порядка шести-семи строений, самых разных, вплоть до круглого. Последним был двухэтажный деревянный дом барачного типа, построенный в 1929 году. Его снесли и на этом же самом месте стали строить резиденцию. Тут все выдержано. Это называется регенерацией исторической застройки.

С этих же позиций дали разрешение на строительство дома по улице К. Иванова, 10, за первой больницей. Речпорт построил жилой дом на месте принадлежавших ему деревянных строений. Но если не строить ничего на месте снесенного в силу обветшалости строения, то образуется пустырь, криминальная зона, говоря просто, бомжатник. В таких случаях, я считаю, нужно строить. И исторически это оправдано - строения там существовали.

ИА REGNUM: Если возвратиться в недалекое прошлое, то получается, что строительство Чебоксарского залива велось в исторической, охранной зоне и были уничтожены памятники истории?

Это были 1978 - 1979 гг. Все объекты, которые были снесены, не входили в реестр памятников, в чем беда-то. Почему так случилось, не могу понять... Целые кварталы - особняк к особняку - все снесено, и все оказалось "не памятниками"... Когда сносилась историческая часть Чебоксар и готовилось ложе Чебоксарского водохранилища, шли большие дебаты о том, что сохранить и как сохранить. В итоге были выявлены основные объекты, которые представляют ценность на федеральном уровне - купеческие особняки XVIII века - Дом Кадомцева, Дом Зелейщикова и Соляная контора (Дом Игумнова). Эти строения были распилены на блоки, перенесены на улицу Сеспеля. Согласно Генплану, их подлежало восстановить на месте деревянных ветхих домов, которые пошли под снос. Блоки домов-памятников, к сожалению, сохранить не удалось - кладка расползлась в щебень. Самые лучшие кирпичи из оставшихся пустили на восстановление Соляной конторы. Силами инвестора, фирмой "Эридан", без привлечения бюджетных средств, восстановлен Дом Кадомцева.

Хранился и фрагмент стены с окном и главы Крестовоздвиженской церкви. Кстати, ее взорвали в 1989 году, в юбилей Чувашской автономии, чтобы не портила обзор окрестности - когда водохранилище залили, колокольня выступала из воды... Эту церковь тоже хотели на новом месте воссоздать - возле храма Михаила Архангела (угол К. Иванова и Бондарева), который тогда был книгохранилищем. Никто не мог предположить, что вскоре он вновь станет действующим храмом. Теперь там строить негде. Были попытки восстановить ее и рядом с прежним местом, где сейчас речной порт, - казачество заинтересовалось храмом, но вопросы размещения объекта и финансирования решить не удалось.

ИА REGNUM: Николай Иванович, на ваш взгляд, чего не хватает в исторической части города?

Особо грандиозных планов нет, да и историческая часть в этом особо не нуждается. А реконструкция и реставрация будет продолжаться. В первую очередь займемся зданием 1917 года - Института усовершенствования врачей и домом Черезова (Красная площадь, 3 и 1). После реконструкции дома купца Михаила Ефремова (Национальный музей) эти здания "пропали" в новой архитектурной среде, к тому же здание института искажено и изуродовано поздними перестройками. Уже ведется работа по реставрации и приспособлению под современное использование здания по бульвару Ефремова, 6 (Московский гуманитарно-экономический институт). Изначально тут было два хозяйственных строения Ефремова, одно из них - хлебопекарня. А потом архитектор Иван Ведянин, создатель облика центральной части Чебоксар, его перестроил. Сохранился проект реконструкции здания, который в полном объеме в 1948 году реализовать не удалось. Сейчас институт "Чувашгражданпроект" ведет разработку реконструкции здания на основе ведянинских чертежей. Такая реконструкция научно оправдана и необходима - здание уже вросло в землю, потеряло эстетический облик и стиль.

Скоро начнется реставрация фасадов здания бывшего духовного училища (угол ул. Композиторов Воробьевых и бульвара Ефремова). Буквально год назад нам удалось документально установить, что угловая часть состоящего их трех объемов дома, принадлежала купцу Щербакову. Автор проекта духовного училища - известный зодчий Федор Петонди в 1850 году осуществил реконструкцию щербаковского дома и за счет пристроя увеличил площади строения. Третья часть здания сооружена уже в 1908 и отличается своеобразием декора эпохи модерна.

Насчет застройки исторической части... Сейчас появилось весьма оригинальное предложение - на Ленинградской улице возле Чувашского академического театра построить комплекс, состоящих из двух памятников, которые снесены в ходе подготовки к затоплению. Это Дом Бонэ и Дворянское собрание. Предложение весьма сомнительное, весьма спорное, его надо изучать и с точки зрения архитектурной, и исторической - пустырик очень небольшой, да и обмеров и исторических чертежей тогда существовавших зданий не имеется...

Правда, иногда сомнительные вещи воплощаются. Музей пива, например, влез в центр. Благо, там был пустырь, да и проект в виде бочки не выделялся, не мешал исторической застройке. Сейчас сменился собственник, ведет реконструкцию в другом ключе, и у архитекторов и общественности возникают вопросы. Поэтому в ближайшее время на уровне градостроительного совета Минстроя этот вопрос рассмотрим. Надо поправлять ситуацию.

А по большому счету в исторической части Чебоксар, я считаю, крайне не хватает вертикалей. В старых Чебоксарах ими являлись колокольни ярусного типа, особенно две - колокольня храма Михаила Архангела или Параскевы Пятницы (они были комплексом) и колокольня расположенного напротив Никольского собора. Именно эти две колокольни, построенные в нарышкинском стиле (с пышным кирпичным декором) придавали своеобразие и колорит Чебоксарам. Сейчас этого нет. Возродить бы хотя бы одну из них было бы здорово и в принципе возможно: ныне действующий храм Михаила Архангела является учебным храмом духовного училища. И колокольня ему не помешала бы.

Надо сказать, Чебоксары, по сравнению с районными центрами, выглядят достойно в плане сохранения исторической среды и памятников. Историческая часть города Цивильск с богатейшей архитектурой в плане деревянного зодчества в настоящее время достаточно неприглядна, из-за ветшания. В прошлом году там был передан на баланс женскому монастырю дом Курбатова (конец XIX в.) под гостиницу для паломников. Десять лет здание пустовало, надеемся, сейчас дом будет обихожен и отремонтирован. Ведь непосредственно монастырю помогают федеральные органы, в этом году на реставрацию Тихвинского собора выделяется 9 млн рублей. Из моих жизненных наблюдений: там, где ведется работа, где возрождается памятник, там находятся люди, готовые помочь, подставить плечо, где ничего не делается - там никто и не помогает.

ИА REGNUM: Не так давно шли разговоры о возможном воссоздании Чебоксарского кремля и музея народного зодчества на территории парка 500-летия г. Чебоксары...

Идея воссоздания фрагмента кремля давно будоражит умы архитекторов и краеведов. Тем более что угол ул. К. Иванова (напротив здания тюрьмы), где когда-то находилась проезжая башня кремля, не застроен. В начале 90-х - в парке 500-летия хотели создать музей традиционной чувашской культуры. Времена были тяжелые, и этот проект не реализовался. Однако проект создания этнокомплекса на территории парка в последнее время вновь начинает прорабатываться.

Подобная идея в Чебоксарах появлялась и 20-ю годами раньше, в 70-х, когда готовился проект музея деревянного зодчества, который расположился бы на Владимирской горке. Как правило, музеи деревянного зодчества возникали, когда сносилась историческая часть городов, села и деревни. Именно так появился музей в Козьмодемьянске. В свое время Чувашии не смогла воспользоваться моментом, когда можно было создать музей за счет федеральных средств. Мы не проработали вопрос как надо, да и место для размещения комплекса оказалось утраченным - Спасо-Преображенский монастырь и церковь Ионанна Кронштадского (усыпальница Ефремовых) стали действующими.

ИА REGNUM: Какая работа еще проводится Центром по охране объектов культурного наследия?

Сейчас город разросся, выявилось еще большее количество памятников, которые надо подготовить ко включению в реестр и принять под охрану их историко-культурную ценность. В начале 2000-х гг. такой список из 37 объектов был подготовлен. Документ вынесли на рассмотрение Кабинета Министров, где решили еще раз проверить их ценность. Была создана очень представительная комиссия, которая проверила и признала, что они достойны быть памятниками и добавила еще ряд объектов. А пока весь этот процесс длился, в июне 2002 вышел новый 73 закон, где определялся совершенно другой порядок включения объектов культурного наследия в реестр. С принятием закона действие по постановке на госохрану по старой схеме остановилось, а по новой не могла быть осуществлена, поскольку отсутствовали подзаконные акты, которые отсутствуют до сих пор - нет положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия, которое должно быть принято правительством России, и нет положения о культурно-экспертной комиссии.

За эти годы, пока ждем, выявились еще 64 объекта, которые предлагается принять под охрану государства. Параллельно составляется список утраченных памятников и список памятников, историко-культурная ценность которых на сегодняшний день кажется сомнительной. Например, в противотуберкулезном санатории деревни Чуварлеи Алатырского района есть строение, в котором два раза останавливался Клим Ворошилов. Пока все еще охраняется государством как памятник истории, но сейчас уже вызывает улыбку. Такие памятники, вероятно, будем снимать с охраны.

Впрочем, возможен и другой вариант. Если до 2002 года было два вида памятников - регионального и федерального значения, то сейчас есть еще и третий - муниципального значения. Это вполне оправдано. К примеру, еще один сомнительной ценности памятник находится в деревне Сиява Порецкого района - могила комсомольца Шильникова, погибшего, спасая свой комсомольский билет. У этой могилы несколько поколений принимали в пионеры и в комсомол. Пусть район следит и ухаживает за такими объектами - ведь в первую очередь - это их история, их воспоминания.

ИА REGNUM: Что памятники могут быть утрачены, это понятно, каким же образом выявляются памятники?

Конечно, памятники не растут как грибы... Меняются какие-то моменты, в том числе и политические. Допустим, во время Хрущева порицалось украшательство зданий. Поэтому сталинская архитектура - сталинский классицизм - попала в опалу. В последнее время стали по-другому смотреть на такие здания. Поняли, что их сделали великие мастера, большие профессионалы. В частности, здание городской администрации - творение Феофана Сергеева, выдающегося чувашского архитектора. До сих пор это здание не является памятником, оно числится в списке вновь выявленных и нам пока не удалось включить его в реестр.

Или, возьмем, к примеру, конструктивизм - вроде ничего особенного: плоскости, игра объемов, лестничные площадки со сплошным застеклением... Но в последнее время этому течению 20 - 30 гг XX века уделяется пристальное внимание. Его стали считать вообще вершиной архитектурного творчества потому, что там в полной мере отражены все законы зодчества, где самым главным фактором является то, что форма здания полностью соответствует его содержанию, то есть в фасадах здания подчеркивается его внутренняя структура. К тому же, тщательно выверенные и продуманные пропорции заставляют, безусловно, признавать такие произведения памятниками зодчества. Мы не замечаем, на первый взгляд, невзрачные дома по улице композиторов Воробьевых (магазин "Ступени" - бывший Дом печати и дом на углу с улицей К. Маркса - бывший Дом красной профессуры), а специалисты сразу обращают внимание. Москвич Алексей Трунов, известный специалист и популяризатор культурного наследия России воскликнул: "Это же надо: в Чебоксарах - конструктивизм, причем жилой дом. Это же вообще супер!".

ИА REGNUM: А может случиться, что через некоторое время мы с восторгом будем о современных железобетонно-стеклянных конструкциях?

Не возражаю. Все течет, все меняется. Через 40 лет мы вернемся к этой теме. И согласно статьи 18 закону 73 ФЗ, рассмотрим историко-культурную ценность и значимость подобных объектов, и, если они достойно выдержат испытания временем, примем под охрану государства как памятник. "Большое видится на расстоянии".

По данным Государственного центра по охране культурного наследия Чувашии, на сегодняшний день в республике находятся 684 объекта культурного наследия, в том числе - 29 ансамблей. Из них - 630 объектов, в том числе 29 ансамблей - регионального значения. 54 объекта, в том числе 9 ансамблей - федерального значения. Фото - Сергея Коробко