В сообщениях российских СМИ об итогах визита Владимира Путина в Софию 17-18 января 2008 года согласие Болгарии участвовать в газопроводной системе "Южный поток" закономерно заслонило все прочие достигнутые договоренности. Однако пресса и общество Болгарии едва ли не с большим вниманием и интересом восприняли другой результат приезда российской делегации - подписание 18 января Контрактного соглашения между ЗАО "Атомстройэкспорт" и болгарской Национальной электрической компанией (НЭК) о строительстве двух энергоблоков АЭС "Белене" с легководными реакторами третьего поколения типа ВВЭР-1000, мощностью 1000 МВт каждый. На сегодняшний день этот проект, стоимость которого составляет 3.997 млрд. евро, является самым крупным в российско-болгарских экономических отношениях. Правительство Болгарии называет АЭС "Белене" объектом национального значения.

Напомним вкратце предысторию вопроса. Строительство первой в Болгарии АЭС "Козлодуй", расположенной на берегу Дуная в 200 км к северу от Софии, было начато советскими специалистами в 1970 году; первая очередь станции была запущена в 1974 году. К 1991 году АЭС "Козлодуй" имела шесть ядерных реакторов (четыре мощностью 440 МВт и два мощностью 1000 МВт) и обеспечивала около 46% общей потребности Болгарии в электроэнергии. Распад социалистического лагеря повлек за собой кампанию по дискредитации и вытеснению советских ядерных технологий под предлогом их устарелости и ненадежности. В 2003 году под давлением Евросоюза было принято решение о закрытии четырех реакторов АЭС "Козлодуй" мощностью 440 МВт, как несоответствующих европейским стандартам безопасности. 1-й и 2-й блоки АЭС были закрыты в 2003 году, 3-й и 4-й блоки - в начале 2007 года. Закрытие 3-го и 4-го блоков, выставленное обязательным условием принятия Болгарии в ЕС, повлекло возникновение значительного дефицита электроэнергии во всем Балканском регионе. В результате на повестке дня оказался вопрос об активизации строительства второй в Болгарии АЭС "Белене", также расположенной на берегу Дуная, в 13 км от г. Систова (Свищова).

Решение о возведении "Белене" было принято болгарским правительством еще в 1981 году, строительные работы начались в 1984 году, однако в 1990 году проект был полностью заморожен. В декабре 2002 года кабинет премьер-министра экс-царя Симеона Сакс-Кобург-Готского принял решение о возобновлении строительства АЭС "Белене". В октябре 2006 года "Атомстройэкспорт", выступавший совместно с французской компанией Areva NP и концерном Siemens, выиграл открытый тендер на строительство этой станции, преодолев сильную конкуренцию со стороны компаний Skoda Alliance (Чехия) и Westinghouse (США). Это стало бесспорным успехом отечественной ядерной энергетики, означающим начало первой русской атомной стройки на территории Евросоюза и уже провозглашенным возвращением русского атома в Европу.

Состоявшееся 18 января 2008 года подписание контрактного соглашения о строительстве АЭС "Белене", наряду с другими российско-болгарскими договорами в энергетической сфере, стало предметом активной дискуссии в СМИ Болгарии. Представители действующего руководства страны и лидеры правящей Болгарской социалистической партии (БСП), выступая в защиту соглашения с Россией по АЭС "Белене", делают акцент на неоспоримых экономических выгодах этого проекта. Газета "Дума", орган БСП, приводит слова одного из наиболее влиятельных партийных деятелей Румена Овчарова, министра экономики и энергетики в 2005-2007 гг., возглавляющего ныне столичную организацию БСП и бюджетный комитет Народного Собрания. Выступая в Новой Загоре, Овчаров заявил, что успешный запуск АЭС "Белене" сделает электроэнергию для болгарского потребителя дешевле в два раза. (Дума. 10.3.2008). В бытность свою министром Овчаров, сам энергетик-ядерщик по специальности, выступал последовательным сторонником участия России в строительстве АЭС "Белене" (напр. Дума. 03.2.2006).

Действующий министр экономики и энергетики Болгарии Петр Димитров, один из главных организаторов соглашения по "Белене", считает, что в ближайшее время развитие Балканского региона создаст благоприятные условия для реализации энергии, которая будет вырабатываться на новой АЭС. По словам Димитрова, в ближайшие годы дефицит электроэнергии на Балканах составит 50% и более, а это значит, что расширение Болгарией экспорта ее электричества позволит стране играть стабилизирующую роль в регионе. (Bulgarian Post. 15.1.2008) Говоря об энергетических амбициях своего государства, Димитров 9 января на Болгарском национальном телевидении назвал Болгарию "энергетическим хитом" ("енергиен хит") не только европейского, но и мирового масштаба. (Дума. 10.1.2008).

В то же время примечательно, что представители действующего социалистического руководства Болгарии, обвиняемые оппозицией в подчинении страны русскому энергетическому влиянию, старательно обосновывают свое решение о строительстве новой АЭС как раз необходимостью обеспечения независимости Болгарии от ввоза энергоносителей из России. Авторитетный болгарский информационный портал Mediapool приводит слова министра-председателя Сергея Станишева: "При отсутствии собственных запасов природного газа, нефти и высококалорийного угля, выбор Болгарии в пользу строительства АЭС "Белене" - это, прежде всего, выбор в пользу энергетической независимости от поставок угля, которые идут в основном из России" (Mediapool.bg. 31.10.2007). По словам замминистра экономики и энергетики Галины Тошевой, для болгарского правительства развитие ядерной энергетики не имеет альтернативы, если рассматривать обеспечение экономически эффективного производства энергии как основной инструмент борьбы с изменениями климата (поскольку атомные электростанции не производят вредных выбросов) (Радио България. 06.2.2008).

Январский визит высокой российской делегации и подписание соглашения о строительстве АЭС "Белене" совпали с оживлением в болгарской прессе дискуссии о судьбах АЭС "Козлодуй". Целый ряд экспертов-энергетиков и публицистов выступил в печати с заявлениями в пользу пересмотра решения о закрытии 3-го и 4-го энергоблоков этой станции. Исполнительный директор Козлодуйской АЭС Иван Генов заявил, что, поддерживая строительство "Белене", он считает необходимым и возобновление работы 3-го и 4-го блоков "Козлодуя". (Дневник. 26.1.2008).

"Дума" приводит слова Красимира Николова, бывшего директора АЭС "Козлодуй", о том, что 80 % населения Болгарии поддерживают развитие ядерной энергетики в стране. Николов говорит о целесообразности возобновления работы 3-го и 4-го блоков АЭС "Козлодуй", которые были значительно модернизированы и усовершенствованы для повышения безопасности. По мнению эксперта, открытие этих блоков позволило бы восполнить дефицит электроэнергии во всем регионе, образовавшийся после закрытия этих блоков. (Дума. 04.3.2008).

Представители оппозиции считают заявления правительства о возможных изменениях режима работы АЭС "Козлодуй" неприкрытым шантажом Евросоюза. К примеру, Антоанета Приматарова, бывший посланник Болгарии при ЕС, заявила, что медийная кампания за открытие 3-го и 4-го козлодуйских энергоблоков имеет целью отвлечение внимания общества и европейских структур от АЭС "Белене" и связанных с ней проблем. По мнению Приматаровой, разговоры о "Козлодуе" ведутся для того, чтобы Европа, нежелающая возобновления работы старых энергоблоков, не создавала препятствий строительству "Белене". (Дневник. 21.1.2008). Также на страницах "Дневника" приводится мнение неназванного германского эксперта о том, что кампания в пользу запуска закрытых блоков "Козлодуя" может отражать сомнения правительства Станишева в своей способности обеспечить финансирование АЭС "Белене" (Дневник. 23.1.2008).

Соглашение с "Атомстройэкспортом" о строительстве "Белене" подверглось острой критике со стороны оппозиции и праволиберальной европофильской прессы, как и все прочие договоры с российской стороной в сфере энергетики. Тема проникновения в Болгарию вместе с энергетическими контрактами "геополитического" влияния России является сквозной для всех последних выступлений Огняна Минчева, одного из наиболее авторитетных и цитируемых болгарских политологов, заведующего кафедрой политологии Софийского университета, директора Института региональных и международных исследований (IRIS) в Софии и главы болгарского отделения организации Transparency International. Кроме того, этот признанный лидер русофобского течения в болгарской политологии постоянно заявляет о коррупционной природе всех контрактов Болгарии с Россией по энергетике. К примеру, в интервью популярной газете "Труд" Минчев в резких выражениях заявил, что благодаря "атомному лобби" и "энергетической мафии" вся энергетика Болгарии находится под русским контролем. По словам политолога, теперь влияние России в данной области определяется не идеологическими, как прежде, а "финансовыми соображениями" и "культурной близостью" - "при "братушках" взятки самые большие, и с ними весело живется". (Труд. 07.2.2008) В свою очередь издание "Всеки ден" приводит слова Минчева о том, что энтузиазм болгарских официальных лиц по поводу подписания энергетических соглашений с Россией является "полностью искусственным, если у этих договоров нет двойного дна". (Всеки ден. 09.1.2008).

В ряде прежних своих выступлений Минчев неоднократно обращал внимание, что развитие русско-болгарского энергетического сотрудничества способно оказать значительное влияние на расстановку сил на внутриполитической арене Болгарии. В интервью газете "Демокрация днес" в июне 2007 года этот политолог заявил, что, по его мнению, в действующем социалистическом руководстве Болгарии происходит борьба за лидирующую роль в поддержании и развитии энергетических связей с Россией. "Без сомнения, Пырванов ведет серьезную битву за отстранение всех возможных конкурентов за роль посредника между болгарской энергетикой и русским капиталом и русским президентом, с другой стороны. Отсюда происходят его конфликты с Овчаровым, действующим правительством в целом и Станишевым в частности - из-за раздела прерогатив по посредничеству между Москвой и болгарской стороной. Първанов стремится монополизировать представительство Болгарии в Росси и превратится в единственного властелина болгаро-русских отношений", - сказал Минчев. Далее болгарский политолог высказал мысль о том, что Пырванов пока выигрывает в этом состязании и приближается к тому, чтобы "заодно с болгарскими энергетическими олигархами монополизировать связи с Россией". (Демокрация днес. 29.6.2007)

Вполне предсказуемо одним из главных направлений натиска на АЭС "Белене" стали требования защиты окружающей среды. С целым рядом публикаций на эту темы выступил авторитетный эксперт-ядерщик Георги Касчиев, сотрудник Венского университета, возглавлявший в 1997-2001 гг. Комитет по использованию атомной энергии в мирных целях. Он называет проект АЭС "Белене" необоснованным, рискованным с финансовой и экологической точки зрения. В своей статье, опубликованной Болгарской ассоциацией муниципальных экологов (АСЕКОБ), Касчиев обвиняет в "услужливости" Геофизический институт БАН, на доклад которого о сейсмической безопасности района Белене для строительства АЭС опирается правительство. Касчиев также обращает внимание на серьезные технологические дефекты, допущенные при строительстве "Атомстройэкспортом" Тяньваньской АЭС в Китае, где используется русский проект АЭС-92, выбранный и для "Белене". К числу главных слабостей болгарской атомной энергетики Касчиев относит малую прозрачность, низкую культуру безопасности производства, недостаточную независимость и компетентность контролирующих инстанций. Свой разгромный доклад Касчиев завершает словами о том, что АЭС "Белене" может стать самым большим преступлением в новейшей истории Болгарии и "угрозой существованию ее народа и развитию бизнеса". (АСЕКОБ. 01.2.2008). За экологическими и техническими доводами Касчиева отчетливо слышится и политический подтекст. Об энергетической политике России этот эксперт отзывается так: "Привнесение этих рисков в далекие, слабо развитые и недемократические страны - это новый вид ядерного колониализма. Он не был бы возможен, если бы у нас не было такого правительства, как сегодняшнее, готовое превратить страну в банановую республику нового типа - ядерного класса". (там же)

Еще один вопрос, которым задается и Касчиев, и ряд других авторов болгарских СМИ, относится к проблеме кадровых ресурсов, необходимых для строительства АЭС. Даже сторонники проекта "Белене" признают, что сейчас Болгария не имеет достаточного количества подготовленных технических кадров и трудовой силы для постройки АЭС. Очевидно, что для строительства станции потребуется несколько тысяч квалифицированных строителей, монтажников, сварщиков. Но если оптимисты подчеркивают, что возведение АЭС создаст около 5 тыс. новых постоянных рабочих мест, то скептики заявляют, что Болгария включилась в несколько крупных инфраструктурных проектов, не приняв во внимание отсутствие необходимых специалистов и рабочих. Предлагаемое некоторыми приглашение рабочих из Китая и Вьетнама, пишет Касчиев, не решит имеющихся проблем, а лишь создаст новые.

Другой темой, широко освещаемой сейчас болгарской прессой, является поиск источников финансирования и кредиторов для предстоящего строительства АЭС "Белене". Большинство болгарских СМИ считает, что предпочтительные шансы на получение 49% акций имеют германская компания RWE и бельгийская Electrabel (в собственности французской Suez group). Источники Mediapool говорят о том, что выбор в пользу этих компаний предсказуем не только из-за того, что их предложения наиболее выгодны по экономическим параметрам, но также и потому, что сотрудничество с германской и французской фирмами может облегчить болгарскому правительству попытки лоббирования перед Еврокомиссией открытия 3-го и 4-го блоков АЭС "Козлодуй". (Mediapool.bg. 03.4.2008). Напомним, что 18 января Владимир Путин сообщил болгарским партнерам, что в российском бюджете выделены 3,8 млрд. евро на строительство АЭС "Белене". Однако руководство Болгарии и, в частности, министр Петр Димитров дали понять, что кредитное предложение России их не интересует. (Mediapool.bg. 18.3.2008).

С новостями о проекте АЭС "Белене" тесно связано и обсуждаемое болгарской прессой в последнее время намерение руководства Болгарии объединить пять крупнейших энергетических компаний страны в единый Болгарский энергетический холдинг. Решение об этом было принято правящей коалицией 9-10 февраля с.г. В холдинг должны войти угледобывающее предприятие "Шахты Марица Восток", ТЭС "Марица Восток 2", АЭС "Козлодуй", Национальная электрическая компания (НЭК) и "Булгаргаз". Эти компании будут иметь равное долевое участие в холдинге, а мажоритарным собственником будет государство. Совокупный потенциал мощности нового энергетического холдинга должен составить около 6 гигаватт, что позволит обеспечить производство 27 млрд. киловатт-часов в год. После объединения суммарные активы холдинга должны составить около 4 млрд. евро; ежегодный доход компании прогнозируется в размере 1.8 млрд. евро, а чистая прибыль - 114 млн. евро. Это совсем немного по сравнению с другими энергетическими гигантами, признает министр Петр Димитров, главный сторонник и защитник проекта создания холдинга, однако в будущем прибыли компании должны возрасти. "Ожидается, что болгарский энергетический холдинг станет одной из крупнейших компаний региона и одним из серьезных действующих лиц на региональном энергетическом рынке", - приводит "Радио Болгария" слова Димитрова. (Радио България. 25.2.2008).

Сторонники проекта говорят, что образование единого холдинга необходимо для повышения эффективности управления и сохранения конкурентоспособности Болгарии на европейском и балканском энергетическом рынке. При этом Петр Димитров обещал не оказывать на руководство холдинга политического давления. (Капитал. 22.2.2008). Оппозиционные СМИ и часть деловых кругов Болгарии встретили известие о создании холдинга критически, высказывая опасения по поводу того, что возникновение нового энергетического гиганта уничтожит конкуренцию на рынке энергетики Болгарии. Влиятельный болгарский праволиберальный еженедельник "Капитал" отмечает, что "за идеей мегахолдинга, в сущности, стоит нужда кабинета обеспечить, по крайней мере, 4 млрд. евро, чтобы финансировать болгарское участие в АЭС "Белене", "Южном потоке" и нефтепроводе "Бургас - Александруполис"". По мнению экономического обозревателя "Капитала" Галины Александровой, правительство Станишева понимает, что значительные рыночные и экологические риски, связанные с этими проектами, сделают банки осторожными и затруднят финансирование этих предприятий. (Капитал. 15.2.2008). В статье "За фасадом энергетического мастодонта" влиятельный правый "Дневник" подчеркивает, что новые мероприятия правительства противоречат нынешним усилиям Евросоюза по либерализации рынка энергии. (Дневник. 19.2.2008).

***

Основное содержание дискуссии в болгарских СМИ вокруг строительства АЭС "Белене" можно резюмировать следующим образом. Защитники заключенного соглашения и сторонники сотрудничества с Россией в ядерной сфере делают главный акцент на экономической целесообразности, выгодности и фактической безальтернативности для Болгарии выбора в пользу контракта с "Атомстройэкспортом". При этом они старательно подчеркивают, что партнерство с Россией в области энергетики отнюдь не означает намерения действующего правительства Болгарии допустить преобладание русского влияния в болгарской экономике или, тем более, делать шаги к политическому сближению с Россией.

При всем этом, в публикациях представителей обоих лагерей (особенно - противников АЭС "Белене" и участия в ее строительстве России) явственно усматривается предчувствие и признание того, что в случае успешной реализации этого проекта присутствие и престиж российской энергетики в Болгарии многократно возрастут, а вместе с тем - и влияние политических сил, пользующихся репутацией "пророссийских". Как представляется, именно последнее обстоятельство определяет тот чрезвычайно резкий и эмоциональный характер, с которым ведется нынешняя дискуссия.

Чтение тех же самых материалов прессы заставляет предположить, что теперешние, порой весьма грубые нападки оппозиции на проект АЭС "Белене", покажутся лишь слабой тенью той кампании, которая может начаться, если, паче чаяния, в процессе строительства станции возникнут какие-нибудь заметные осложнения. В этом случае на авторов проекта и на сторонников русско-болгарского сотрудничества в энергетической сфере обрушится настоящий шквал критики, пропагандистская почва для которой готовится уже сейчас. Это неизбежно нанесет сильный удар по позициям левых сил; а сам вопрос, выйдя из плоскости экономики, получит значительный резонанс и на политическом поле Болгарии.