Обзор СМИ Забайкальского края за 7-14 апреля

"Аргументы и факты" в номере за 9 апреля рассказывают подробности назначения прокурора Забайкальского края, которым стал Владимир Фалилеев, ранее занимавший должность прокурора Читинской области: "По словам заместителя Генпрокурора РФ по Сибирскому федеральному округу Ивана Семчишина, у прокуратуры Забайкальского края достаточно высокий рейтинг, а все основные задачи она выполняет надлежащим образом".

Тайное голосование законодателей подтвердило эту оценку: "Подавляющее большинство избранников согласились с тем, чтобы Владимир Фалилеев возглавил краевую прокуратуру. Общаясь с журналистами, Владимир Александрович сообщил, что накануне утверждения он встретился и с областными, и с окружными депутатами. Первые, как и три года назад, были озабочены проблемами лесопользования и безнаказанностью расхитителей цветных металлов в регионе, говорили о торговле спиртом и спаивании населения. Вторых интересовала совместимость законов, действующих в области и в округе. И тем, и другим был обещан неусыпный контроль во всех направлениях".

"Эффект" в номере за 9 апреля рассказывает о работе отдела по выявлению правонарушений и преступлений в лесной отрасли УВД по Читинской области: "За I квартал 2008 года сотрудниками отдела проведено 180 рейдов, в результате которых выявлено 113 фактов нарушений лесного законодательства - незаконной порубки и перевозки древесины, возбуждено 68 уголовных дел, ущерб от такой деятельности составил около 4 млн рублей. Кроме того, заведено 20 административных дел, составлено 64 административных протокола. При выявлении незаконных порубок досмотрено и помещено на штрафплощадку 47 автомобилей, четыре мотоцикла, 18 тракторов, изъято 3 168 различных пород деревьев общей кубатуры 1 584 и 82 бензопилы, на местах задержан 161 человек".

Начальник отдела, полковник милиции Кравцов считает, что на цифры опираться нельзя, потому что они малопонятны обывателям: "Ну, например, что означают 3 тыс. кубометров незаконно вырубленной древесины только за три месяца текущего года? Оказывается, это два эшелона леса. А ещё за всем этим - огромный, сопряжённый с риском и бытовыми неудобствами труд сотрудников отдела по борьбе с правонарушениями и преступлениями в лесной отрасли, который нынче в июне отметит год со дня создания".

Кравцов рассказывает о некоторых особенностях своей работы и сравнивает условия в Забайкалье с условиями других регионов России: "К примеру, в соседней Бурятии оперативники, занимающиеся аналогичной деятельностью, оснащены спутниковой связью - хорошо бы и читинцам такой обзавестись. В Красноярске личный состав подразделений по борьбе с правонарушениями и преступлениями в лесной сфере состоит из многих структурных подразделений: следственного, оперативного, поискового. Уголовные дела там возбуждаются сразу на месте незаконных порубок, то есть работают коллеги более эффективно. А в Хабаровске в составе спецподразделений есть даже свой ботаник".

"Вечорка" в номере за 9 апреля рассказывает о строительстве автомобильной трассы Чита - Хабаровск: "Этот проект называют вторым БАМом - стройкой века. Финасовые вливания, количество рабочей силы - всё говорит о масштабности работ при возведении трассы "Амур". Строить трассу начали ещё в прошлом веке. В этом году исполнится ровно 30 лет легендарному проекту, и он всё-то не закончен. С этой трассой связано много невыполненных обещаний высокопоставленных чиновников и даже уголовных преследований. Но сейчас речь о другом. Срок сдачи трассы - 2011 год. Нынешний президент в одном из интервью обмолвился, что сократит время на асфальтирование дороги на два года. Слова стали громким заявлением - очень многие ждут, когда можно будет не брать с собой в дорогу несколько комплектов покрышек. Будет ли выполнено это обещание?"

Как считает журналист издания, одна из главных проблем, которые мешают нормальному строительству трассы, - отсутствие подрядчиков: "Дорогу местами не строит никто. Это не говорит о том, что нет желающих. С нами пообщался человек, работающий в государственной компании и пожелавший в силу причин, которые станут ясны в следующих абзацах, остаться неизвестным. По его словам, все дело в бюрократических проволочках. Вовремя не были проведены тендеры на постройку - это процедура долгая и хлопотная. Конкурс между компаниями на строительство двух многокилометровых кусков "Амура" не проведен до сих пор. Это значит только одно - пока проведут торги, пока согласуют все документы, пока... Закончить к 2009, и даже к 2011 не смогут точно".

А пока основной подрядчик строительства на забайкальском участке трассы - иркутское ЗАО "Труд". "Именно работники этой компании будут покрывать асфальтом дорогу от Читы до Могочи и дальше. Фирма солидная. Уже сейчас вдоль дороги можно видеть грейдеры, катки, грузовики и тягачи с их фирменным логотипом. На каждом участке - свои оборудованные базы с жильём и баней. Работников собирают со всей страны и даже из СНГ. Так, на "дробилках" - установках для измельчения гравия - работают узбеки. Довольно дешевая рабочая сила", - говорится в статье.

Журналист считает, что строительство дороги тормозит слишком сложный федеральный закон "О недрах": "Строителям на отсыпку дорожного полотна требуется грунт. Очень много грунта - гравия, щебня. Добывают его в карьерах рядом с дорогой, благо забайкальская земля - почти везде сплошной скальник. Но дело в том, что по закону даже этот скальник является полезным ископаемым. Чтобы его добывать, нужна лицензия, оформление которой занимает не один месяц. Только одна заявка на такой документ - 60 листков бумаги. Если собрать все документы с процедуры оформления лицензии на один карьер (а карьеров - несколько сотен), то получится средний по размеру шкаф для книг".

Издание приводит комментарий начальника чернышевского дорожно-эксплуатационного управления Виталия Соловьева: "На дорогах появились "пролежни". Под землёй много участков вечной мерзлоты. Асфальт - над ним. Летом жаркое солнце нагревает черную поверхность, тепло растапливает вековой лед, зимой дикие морозы сковывают его снова. В итоге дорогу ведёт. В холода появляются трещины шириной до 15 см. На скоростной асфальтированной трассе это как минимум конец ходовой части автомобиля и сломанные шаровые, как максимум - ДТП с человеческими жертвами. Работники ДЭУ видят здесь только один выход - класть под асфальт специальную металлическую сетку. Она не позволит дорожному полотну порваться. Но это технология новая, ГОСТом не предусмотренная и безумно дорогая. Но без неё федеральную трассу придется кардинально ремонтировать уже через 10 лет".

"Вечорка" рассказывает о "реальном положении дел в забайкальской глубинке": "Как показывает практика, наши статьи сильно отличаются от докладов местных чиновников наверх. В этом номере объектом нашего пристального наблюдения стал бывший совхоз "Целинный", ныне одноименное ООО, расположенное в Краснокаменском районе. Краснокаменск и район известны всему миру. Во второй половине прошлого столетия там построили уранодобывающее предприятие - Приаргунское производственное горно-химическое объединение. В первой половине века нынешнего туда сослали олигарха Ходорковского".

2 марта жители Краснокаменска и Краснокаменского района избирали не только президента РФ, в этот день они отдавали голоса также и за главу своего муниципального района: "Победа Дмитрия Медведева сюрпризом для краснокаменцев не стала. А вот победа действующего главы района Германа Колова, который предыдущие четыре года находился у власти, до сих пор рождает в народе всякие кривотолки. Инициативная группа подготовила и отправила соответствующее письмо в адрес руководства страны с просьбой пересмотреть результаты местных выборов не в пользу Колова, конечно".

Издание приводит слова руководителя ООО "Целинный" Виктора Колесникова: "Крестьяне "Целинного" произвели в прошлом, неурожайном году 10 тысяч тонн зерновых. Это притом, что все (241) хозяйства области намололи всего 159 тысяч тонн. Но почему-то глава района всячески не поддерживает или просто мешает развитию этого предприятия. Например, не разрешает открыть фирменный магазин в Краснокаменске. Крестьяне этого бывшего совхоза уже сегодня готовы обеспечить собственной продукцией - колбасой, макаронами, пельменями, хлебом и так далее не только свой район. Однако господин Колов, видимо, отдает предпочтение всему завозному".

Несмотря на производственные успехи, с 24 января 2008 года по решению Арбитражного суда Читинской области в "Целинном" введено конкурсное производство: "Такое стало возможным, прежде всего, благодаря проводимой аграрной политике в нашем государстве. Краснокаменский район был ведущим в области после Приаргунского. А сегодня наши хозяйства влачат жалкое существование. Обанкрочены сельскохозяйственные артели "Капцагайтуй", "Кайластуй", племзавод имени Карла Маркса, ЗАО "Целинный". Власти района не воспользовались правительственным постановлением "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Несмотря на то, что с ЗАО "Целинный" списано более 38 млн рублей задолженности, более 22 млн рублей реструктурировано до 2010 года с рассрочкой платежа до 2015 года, хозяйство было подведено к банкротству".

"Вечорка" рассказывает о том, что два самолета "Ил-76", которые применялись в прошлом году для тушения лесов Забайкалья, серьезно подорвали бюджет региона и оказались бесполезными в борьбе с огненной стихией. "Об этом заявил 4 апреля начальник управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Читинской области Сергей Фесюк. Он также отметил, что для работы этих самолётов, предназначенных для тушения лесных пожаров, пришлось израсходовать более 300 тонн керосина, - пишет газета. - Край понес немалые затраты. Причём практически напрасно. Поэтому в этом году эта техника использоваться в Забайкалье не будет. Что касается вертолета "Ми-26" с подвесным устройством для точечного сброса воды, то он, в отличие от "Ил-76", показал себя вполне достойно. И применение его в этом году не исключается".

По словам начальника Управления лесами Читинской области Вячеслава Ланцева, на сегодняшний день заключены договоры об аренде двух вертолётов "Ми-8" ("Бурятские авиалинии"), четырёх "Ми-2" (РОСТО, г. Куртамыш) и четырёх самолётов "Ан-2" (РОСТО, г. Чита): "Общая стоимость контракта составляет около 98 млн рублей. Распоряжением, губернатора Забайкальского края Равиля Гениатулина для читинской авиабазы охраны лесов на осуществление патрулирования, транспортировки грузов и людей выделено 146 тонн авиационного топлива. Добавим, что один лётный час воздушных судов "Ми-2" и "Ан-2" стоит около 29 тыс. рублей. "Ми-8" же обходится в 50 тыс. рублей за такое же время".

"Экстра" в номере за 9 апреля рассказывает о том, как и почему читинцы скупают недвижимость за границей: "Несмотря на массовое строительство многоквартирных домов, не каждая читинская семья может позволить себе стать собственником жилья в новостройке. Да и на вторичном рынке цены на квартиры весьма кусачие. Тем не менее, некоторые жители краевого центра стали обладателями недвижимости... за границей. Оказывается, купить жильё в другой стране едва ли не проще, чем на родине".

В качестве примера издание приводит Кипр: "Цены на недвижимость на этом красивом греческом острове даже меньше, чем в Чите. Например, 1 кв. м в новостройке у нас стоит порядка 50 тыс. рублей, на Кипре цена за 1 кв.м. составляет 40 тыс. рублей. На вторичном рынке жилья на Кипре продают квартиры прямо с мебелью, со встроенной бытовой техникой, кондиционерами".

"Кредитные условия греческих банков мало отличаются от российских, - рассказала корреспонденту "Экстры" владелица одного из читинских агентств недвижимости, предлагающих жильё на Кипре, Лиана Шиллер. - Хотя годовая процентная ставка составляет всего 3%. Она зафиксирована в законе, и поднять её - значит, преступить его. Для сравнения - в Чите процентная ставка в некоторых банках доходит до 24%. Кредит можно оформить на срок от пяти до 20 лет при наличии 30% от стоимости жилья. В месяц платёж будет составлять примерно от 500 до 1 000 евро".

Более реальный вариант - приобретение жилья в китайском города Маньчжурия, который расположен на границе с Забайкальским краем. "Деньги и загранпаспорт - всё, что нужно для покупки квартиры в КНР. Многие россияне живут здесь годами. Причём потребность в сотрудниках-россиянах появляется и у китайских предпринимателей: в последнее время на рынках, в кафе, в гостиницах можно часто встретить русских. Для серьёзных китайских бизнесменов, имеющих общий бизнес с Россией, переводчик - необходимость. Забайкальцы, в основном, предпочитают приобретать недвижимость в Маньчжурии. Туда и добраться проще, и цены на жильё не такие уж высокие. Например, 1 кв. м в новостройке с ремонтом стоит от 18 тыс. руб. Метраж квартиры зависит от вашего желания и платёжеспособности - от 30 до 120 кв. м и выше. На вторичном рынке покупать квартиру опасно - она может оказаться с историей. Многие читинцы имеют в Маньчжурии бизнес, поэтому охотно покупают коммерческие площади - магазины, отделы, офисы", - рассказывает издание.

Но не только бизнесменов привлекает Китай: "Многие читинские чиновники уже давно вложили деньги в китайскую недвижимость. На самом деле, купить недвижимость в Китае только на первый взгляд просто. Если покупатель оформляет сделку и платит деньги в национальный китайский банк, покупателя тут же начинает проверять служба госбезопасности. Коммунизм, одним словом... Для того, чтобы "понравиться" сотрудникам госбезопасности, покупателю необходимо указать реальные цели приобретения недвижимости в их стране. Это может быть бизнес, как самостоятельный, так и совместный, либо учёба и изучение языка. После жесткой ревизии правительство решает - быть вам собственником недвижимости или не быть. Если вам откажут - деньги, поступившие на счёт в банке, вам вряд ли вернут".