10 апреля Верховный суд Чувашии рассмотрел кассационную жалобу 18-летнего Сергея Дубинина на приговор начальнику уголовного розыска Мариинско-Посадского РОВД Вениамину Прокопьеву, тяжело ранившему подростка в спину выстрелом из табельного оружия. Вступивший с этого дня в законную силу приговор суда установил, что Прокопьев совершил преступление против личности с причинением тяжкого вреда здоровью несовершеннолетнему. Милиционер заплатит штраф в 50 тыс. рублей и больше не будет работать в правоохранительных органах, сообщили ИА REGNUM в чувашской правозащитной организации "Щит и Меч".

Первоначально Мариинско-Посадский суд приговорил милиционера к 10 месяцам условного лишения свободы с испытательным сроком в два года и лишением права занимать должности, связанные с использованием оружия. Защита Прокопьева была согласна с приговором и не просила смягчить наказание. А представители потерпевшего - отец подростка Александр Дубинин, руководитель чувашской правозащитной организации "Щит и Меч" Алексей Глухов и адвокат Рамиль Ахметгалиев обжаловали его. Верховный суд же изменил приговор в сторону смягчения, исключив из обвинения признак "при исполнении профессиональных обязанностей".

По мнению правового аналитика межрегиональной правозащитной ассоциации "АГОРА" адвоката Рамиля Ахметгалиева, Верховный суд Чувашии дал сомнительную уголовно-правовую квалификацию этому деянию, правильность которой по инициативе правозащитников еще подлежит проверить и председателю Верховного суда Чувашии, и членам Верховного суда России.

"Если Верховный суд республики при изменении вида наказания с условного на штраф пытался смягчить Прокопьеву меру наказания, то вышло с точностью до наоборот, - говорит адвокат. - Как показывает практика, сотрудники милиции, осужденные по должностным преступлениям к лишению свободы условно, фактически остаются безнаказанными, ведь это не влечет для них никаких обременительных последствий, кроме увольнения со службы. Компенсация морального и материального вреда в таких случаях взыскивается с Минфина России, то есть опять же сотрудник милиции не несет материальной ответственности. В нашем случае Прокопьев, во-первых, обязан будет выплатить штраф в полном объеме, иначе он лишится свободы. Во-вторых, исковые требования о компенсации морального и материального ущерба мы предъявим непосредственно к Прокопьеву. А после - проконтролируем, чтобы судебные приставы обеспечили полное исполнение Прокопьевым всех имущественных требований".

Напомним, 1 мая 2007 года во время драки на дискотеке около Дома культуры Прокопьев выстрелил в спину 11-классника местной гимназии Сергея Дубинина. Пуля прошла сквозь тело парня, задев правое легкое. Школьнику пришлось перенести две операции. В прошлом году из-за пулевого ранения Ярославская высшая военная финансовая академия отказала зачислять медалиста по состоянию здоровья. Тем самым выстрел милиционера поставил крест на военной карьере юноши.

Дело раненного милиционером школьника вызвало широкий общественный резонанс в республике и столкнуло позиции прокуратуры, МВД и Верховного суда Чувашии. Процесс по делу Дубинина начинался два раза. В первый раз представители школьника попросили суд вернуть дело в прокуратуру из-за ошибок в обвинительном заключении. Однако Верховный суд Чувашии посчитал, что потерпевший не вправе вмешиваться в вопросы квалификации обвинения и заявлять ходатайства о его отягчении.

Верховный суд Чувашии однажды уже принимал по этому делу неоднозначное решение, ушемляющее права потерпевшего от милицейского преступления. Правозащитники отмечают, что это свое решение Верховный суд включил в обзор судебной практики за IV-й квартал 2007 года. Таким образом, впредь в случае конфликта позиций прокуратуры и потерпевших в части предъявленного объема обвинения суды Чувашии будут вынуждены руководствоваться этим решением Верховного суда республики. Между тем, по мнению правозащитников, это постановление ущемляет права потерпевших на эффективную правовую защиту.

Чувашская правозащитная организация "Щит и Меч" работает с мая 2004 г. Организация оказывает правовую и информационную поддержку по защите и восстановлению прав, нарушенных неправомерными действиями должностных лиц государственных органов.