Верховным Судом РФ 9 апреля 2008 года оставлено без изменения решение Саратовского областного суда от 18 декабря 2007 года по заявлению прокурора Саратовской области о признании недействующим в части Закона Саратовской области от 13 декабря 2006 года N 139-ЗСО "Об областном бюджете на 2007 год". Кассационная жалоба губернатора Саратовской области оставлена без удовлетворения, сообщили корреспонденту ИА REGNUM-ВолгаИнформ в прокуратуре Саратовской области.

Данным решением признаны незаконными ряд пунктов статьи 11 закона о бюджете и двадцати шести приложений к нему, предусматривающих распределение финансовой помощи местным бюджетам на финансирование приоритетных социально значимых расходов (например, ремонт дорог, ремонт и оснащение образовательных и медицинских учреждений, строительство объектов соцсферы и др.) на сумму более 2,8 млрд. руб. Основанием к заявленным прокуратурой области требованиям послужило нарушение норм бюджетного законодательства, определяющих порядок распределение указанных средств между муниципальными образованиями. В заявлении указывалось, что целевое назначение, условия и порядок предоставления и расходования этих средств должны были устанавливаться законами субъекта, а не правительством области.

Но главное то, что отбор муниципальных образований, которым предоставляются субсидии, и распределение указанных субсидий между муниципальными образованиями осуществляются по единой методике, также утверждаемой законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В Саратовской области данное требование закона нарушалось. Субсидии между муниципальными образованиями в большинстве случаев распределялись произвольно, по усмотрению региональных законодателей, с учетом политической расстановки сил. Методики, по которым должен осуществляться отбор муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, и распределение указанных субсидий между муниципальными образованиями законами области не утверждались. Порядок расходования субсидий и субвенций, предусмотренных оспариваемой прокуратурой области статьей закона о бюджете, устанавливается правительством области. Бюджетный кодекс РФ допускает распределение в таком порядке не более 10 процентов общего объема финансовой помощи местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации. Однако признанными недействующими положениями Закона "Об областном бюджете на 2007 год" предусматривается предоставление в форме субсидий и дотаций местным бюджетам около 45% общего объема финансовой помощи из областного бюджета.

На наличие указанных нарушений неоднократно указывалось прокуратурой еще в начале прошлого года, а судебное разбирательство по заявлению прокурора, направленному в Саратовский областной суд, длилось с 2 октября 2007 года. Тем не менее, законодателями не принималось мер к приведению региональных актов в соответствие федеральному законодательству. В результате незаконность планирования бюджетных расходов подтверждена вступившим в законную силу судебным решением. Данное решение создает прецедент, который позволит не допустить аналогичные нарушения бюджетного законодательства в текущем году.