В Дагестане хотят бороться с коррупцией По поводу законодательных инициатив депутатов Госдумы РФ о поправках в проект федерального закона о борьбе с коррупцией в области ужесточения наказания чиновников, первый заместитель министра юстиции Дагестана Хайбула Малачилов сказал корреспонденту ИА REGNUM, что в разработанном в Дагестане республиканском законопроекте о противодействии коррупции, который сейчас находится на рассмотрении в Народном собрании Дагестана, предусмотрено наказание за сокрытие доходов, даже предполагается его ужесточить. А вот такого положения, когда чиновникам, покидающим госслужбу, нельзя будет в течение двух-трех лет наниматься на работу в те компании, которые раньше находились в зоне их ответственности, в проекте республиканского закона пока нет. Но, по словам Малачилова, идея хорошая и вполне пригодная для внесения и в республиканский закон.

"Мы ведь приняли проект закона о противодействии коррупции в Республике Дагестан во втором чтении для того, чтобы еще иметь возможность изучить общественное мнение, тщательнее проработать отдельные статьи. Пока еще нет федерального закона, проект которого был предложен в Госдуме несколько лет назад - в 2002 году, - добавил первый заместитель министра юстиции Дагестана. - Мы готовы рассматривать любые рациональные предложения, которые могут способствовать рождению жизнеспособного, эффективного закона".

Представляя впервые законопроект депутатам дагестанского парламента, заказчиком которого и является Министерство юстиции Республики Дагестан, министр Азади Рагимов отметил, что "принятие закона о противодействии коррупции в Республике Дагестан обусловлено необходимостью усиления борьбы с таким явлением, как коррупция, сегодня являющимся одним из наиболее опасных факторов общественной жизни, деструктивно влияющих на состояние не только национальной безопасности государства в целом, но и всех его составных частей".

В республиканском законе будут обозначены правовые, образовательные, воспитательные и иные меры, направленные на противодействие коррупции. Кроме республиканской, будут разработаны ведомственные и муниципальные антикоррупционные программы. После принятия, все республиканские правовые акты, в том числе законы и постановления правительства, будут проходить специальную антикоррупционную экспертизу. Координировать антикоррупционную политику в Дагестане будет специальный орган, который будет находиться в непосредственном подчинении президента республики.

Кроме того, закон предусматривает оказание государственной поддержки в формировании и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции. Основными задачами антикоррупционной политики в Дагестане по законопроекту являются устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению, повышение риска коррупционных действий и потерь от них, увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов, вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики, формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.

При рассмотрении во втором чтении в марте текущего года парламентом были внесены ряд изменений в статьи законопроекта. Например, депутаты фракции "Патриоты России", разработавшие даже свой законопроект по борьбе с коррупцией в республике, предложили определить уполномоченным органом по антикоррупционной политике в республике Совет безопасности Республики Дагестан. По мнению "патриотов", при парламенте республики должен быть создан антикоррупционный комитет по аналогии с Госдумой РФ.

Очень жестко на последней мартовской сессии прошелся по коррупционерам и спикер парламента Магомед Сулейманов. Он с возмущением отметил, что коррупция в республике достигла таких масштабов, когда требуется консолидация усилий не только силовых структур и правительства, но и всего общества. Спикера удивляет, что, несмотря на принятый в прошлом году закон о запрете игорного бизнеса, в республике он выполняется плохо, что связано и с коррумпированностью должностных лиц в надзорных органах и администрациях муниципальных образований.

"Министерства вымогают деньги с граждан, простая справка стоит 15-20 тысяч, а хирурги не подходят к операционному столу пока рядом не окажется родственник, готовый заплатить за операцию", - эмоционально проиллюстрировал суть своего недовольства Магомед Сулейманов. "Если коррупцию в Дагестане нельзя искоренить на сто процентов, - подчеркнул он, - то надо принять более действенные меры по борьбе с ней".

По данным статистики, в Дагестане в прошлом году выявлено 39 случаев коррупции. Это и получение инспекторами ГАИ взятки в 100 рублей от водителей и более серьезные суммы, исчисляющиеся тысячами долларов. Но наиболее крупные должностные фигуры "попались" все же в 2006 году.

В феврале 2006 года президент Дагестана Муху Алиев в своем послании Народному собранию Республики Дагестан назвал главные проблемы республики, с которыми обещал усилить борьбу: коррупция и теневая экономика.

В этом же месяце за получение взятки, помеченной специальным химическим порошком, видимым только под ультрафиолетовыми лучами, был задержан заместитель министра образования Республики Дагестан Нухкади Нухкадиев (за 30 тысяч рублей чиновник пообещал устроить 38-летнюю жительницу Махачкалы на работу в среднюю школу, а в последующем поспособствовать ее назначению директором этой же школы).

8 апреля 2006 года арестован глава администрации муниципального образования "Ногайский район" Асан Мамаев. Ему предъявлено обвинение по статье 290 ч. 4 УК РФ по факту получения взятки в крупном размере. Мамаев требовал вознаграждения в сумме 600 тыс. рублей за предоставление фермеру в долгосрочную аренду земельного участка площадью 750 гектаров на территории Ногайского района. Бывший глава осужден к 8 годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии строгого режима. Суд также лишил Мамаева права в течение двух лет занимать государственные должности. Сам обвиняемый вину категорически отрицал. Пожалуй, это единственный чиновник, отправившийся в "места не столь отдаленные".

4 июля 2006 года при получении взятки в 5 тыс. долларов был задержан депутат Народного собрания Дагестана, проректор по учебной работе республиканского государственного университета Гасан Айгунов. Опять же обработанные специальным химическим составом деньги были получены Айгуновым у себя в кабинете от жительницы Махачкалы за содействие при поступлении на финансово-экономический факультет вуза. Тогда сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями передали материалы по данному факту в прокуратуру. Сейчас бывший проректор работает заведующим кафедрой в одном из филиалов этого же вуза.

1 ноября 2006 года был задержан и. о. прокурора Карабудахкентского района Бийсултан Капаров. По заявлению директора школы, прокурор района потребовал с него 150 тысяч рублей за не возбуждение дела по результатам финансово-хозяйственной проверки. В марте 2006 произошли отставки глав Кумторкалинского, Лакского районов. Пусть не за взятки, но с заведением уголовных дел с формулировками "мошенничество" и "превышение должностных полномочий", в частности, в распределении районных земель.