"Есть ли лоббизм в Белоруссии": Тезисы доклада Юрия Шевцова на круглом столе в пресс-центре ИА REGNUM

Минск, 9 Апреля 2008, 16:02 — REGNUM  8 апреля в пресс-центре ИА REGNUM директор Центра по проблемам европейской интеграции (Минск) Юрий Шевцов представил на круглом столе свой доклад "Есть ли лоббизм в Белоруссии". ИА REGNUM публикует тезисы доклада.

1. Текущая ситуация в Белоруссии

Переход на мировые цены на углеводороды стимулировал рост белорусской экономики и ее структурные трансформации. В последние несколько лет валовый национальный продукт Белоруссии стабильно растет на 9-11%, промышленность - на 14-18% в год. Начались ранее законсервированные рыночные реформы. На селе и в малых городах созданы льготные условия для развития предпринимательства. Крупные предприятия быстро акционируются. Даже отменен институт "золотой акции". Свободные экономические зоны дают около четверти экспорта в областях. Широко привлекается иностранный капитал. Созданы собственные товаропроводящие сети вне Белоруссии у основных крупных предприятий. Растет сектор услуг, поглощающий скрытую безработицу. Часть потенциальных безработных выехала на работу за границу. Происходит выход на новые рынки сбыта и сырья в странах третьего мира. Развиваются энергосберегающие технологии, изменяется структура энергетики. Заложена основа для новых отраслей промышленности: атомной промышленности, космической и т.д. Резко выросли золотовалютные резервы. Начался рост внешнего долга.

Произошел переход от авторитарной мобилизации общества перед угрозой коллапса 90-х годов к модели авторитарной модернизации общества в индустриальной стадии развития. Политическая система Белоруссии устойчива как никогда. Последние политические кампании дают стабильные 80-90% поддержки предлагаемых властью решений. Нет ни одной крупной социальной или культурной группы, которая противостоит власти. Прозападная оппозиция, которая включает в себя около 3 тысяч активистов, локализована на своем обычном уровне активности уже много лет. Перехода чиновников в ряды оппозиции уже несколько лет практически нет. Оппозиция раздробилась, перестала быть единой. Поддержка оппозиции со стороны Запада заметно сократилась. ЕС и особенно страны Восточной Европы, как правило, молчаливо противостоят политике США относительно Белоруссии. Произошло очень резкое увеличение товарооборота со странами-соседями.

Борьба между группами влияния в Белоруссии ведется в основном вокруг экономических вопросов. Борьбы за смену существующей системы власти нет. Ни одна группа влияния не заинтересована в свержении Александра Лукашенко или существенном изменении проводимой им политики. Все группы влияния имеют возможность роста за счет открывшихся возможностей в экономике. Внутри групп влияния происходит смена поколений, вызванная в основном появлением новых целей и задач, к решению которых прежние поколения не готовы. Силовики переориентируются на работу в странах третьего мира и рост ВПК. Промышленники - на работу с внешними инвесторами и на рынках крупных незнакомых стран. Идеологический сектор и сама Администрация президента заняты созданием новой структуры власти, частью которой будут и внешние крупные инвесторы, и политические партнеры. Прежней установки на тотальный контроль всех процессов в обществе нет. Значение групп влияния, связанных с бизнес-проектами, резко выросло.

Фактически уже началась "большая приватизация". В ближайшее время этот процесс будет только усиливаться.

2. Особенности белорусской "большой приватизации"

Усиливается значение финансовых институтов управления экономикой. Приватизация связана с модернизацией и ростом производства в обозначенных государством направлениях. Приватизация идет в рамках разработанных государством программ модернизации и развития по отраслям. В основе этих программ энергетическая безопасность (структурная перестройка энергетики, строительство АЭС, выход на новые рынки углеводородов, добыча нефти и газа в третьих странах, энергосбережение), инновационное развитие (технологическая модернизация крупнейших предприятий, развитие новых отраслей промышленности), модернизация экономической инфраструктуры, закрепление на новых рынках, особенно в странах третьего мира и Европы, прежде всего, Восточной Европы.

Все приватизационные проекты являются частью крупных политических инициатив белорусского государства и зависят от успеха этих инициатив. Раньше такая инициатива была, по сути дела, одна - союзное строительство с Россией. Сегодня к ним добавились еще две: налаживание отношений со странами - соседями по Восточной Европе и реформа Движения неприсоединения. В рамках Восточной Европы Белоруссия сделала ставку прежде всего на рост сотрудничества с Украиной. В стратегическом отношении региональное сотрудничество уже имеет для Белоруссии не меньшее значение, чем отношения с Россией. Восточно-европейские страны блокируют резкие действия ЕС против Белоруссии, способствуют решению основных энергетических проблем РБ, дают возможность наращивать присутствие Белоруссии в третьем мире посредством их портов. Неизбежен переход Белоруссии к гораздо более глубокой региональной кооперации.

В третьем мире Белоруссия ориентируется на КНР, Иран, Венесуэлу, некоторые арабские страны региона Персидского залива. В рамках доктрины реформирования ДН Белоруссия выстроила реально союзные отношения с Китаем, Венесуэлой, Ираном, близкие - с некоторыми иными странами. За счет этих союзов решаются стратегические проблемы данных стран. В частности, Белоруссия получила крупнейшие кредитные линии КНР в свой хай-тэк, энергетику, строительную индустрию. В Венесуэле Белоруссия начала добычу нефти и создает фактически собственный второй индустриальный комплекс, по мощи, возможно, со временем равный имеющемуся на территории самой РБ. В Иране Белоруссия получила возможность добывать нефть и кредитные ресурсы. Начатые планы должны привести к резкому росту индустриального потенциала Белоруссии. Ее основная индустрия постепенно будет размещена вне национальной территории.

Происходящая транснационализация белорусского индустриального потенциала сопровождается изменением его структуры и изменением структуры власти в Белоруссии. Неотъемлемой частью возникающей структуры власти являются крупный бизнес и влиятельные политики стран и регионов, где Белоруссия наращивает свое присутствие. В том числе - российские корпорации, которые получили возможность сотрудничать с Белоруссией не только в рамках общего экономического пространства Союзного государства и в странах третьего мира. Новые группы влияния в Белоруссии формируются ныне вокруг, прежде всего, новых направлений внешнеэкономической активности. И состоят сегодня не только из белорусских граждан и влиятельных политиков и бизнесменов России, как было совсем недавно, но включают в свой состав корпорации и политиков иных стран. Влияние на белорусскую политику этих небелорусских и нерусских групп нарастает. Для сохранения управления этим процессом в Белоруссии одновременно растет политическое значение непосредственного окружения Александра Лукашенко и национального уровня принятия решений в целом.

Между высшим уровнем власти как группой влияния и институтом и остальными расположенными на территории Белоруссии группами влияния нарастает разрыв потенциалов. Значение Лукашенко, несмотря на уменьшение степени тотальности контроля над положением в стране, усилилось. Формирование альтернативных Лукашенко клановых групп или просто групп влияния сведено почти к нулю. Все дела в рамках большой приватизации в конечном счете необходимо решать непосредственно с Лукашенко в рамках его политических задач. Рост значения высшего уровня власти в РБ и лично Лукашенко как политика будет нарастать. Белоруссия включилась в процесс глобализации на стороне, противной американскому глобальному проекту. Это обеспечивает консолидацию вокруг Лукашенко силовых структур, промышленников и аппарата власти в целом. Снижение степени тотальности контроля в стране обеспечивает лояльность растущего среднего класса. Группы влияния по-прежнему не успевают сформироваться в кланы, ибо не поспевают за темпами трансформаций, происходящих в политике и экономике.

Наиболее проблемным, тормозящим принятие решений в Белоруссии уровнем власти является уровень министерств и ведомств. Ведомства не успевают адаптироваться к новым возможностям и требованиям, постоянно спускаемым им "сверху". И потому тормозят инициируемые через них проекты. Ведомства часто не являются точками входа в Белоруссию, но достаточно дисциплинированно исполняют спущенные решения и компетентно инициируют новые программы. Вероятно, в скором времени произойдет падение значения ведомств в пользу непосредственного сотрудничества высшего уровня власти с крупными корпорациями. Точками входа в Белоруссию для крупного бизнеса обычно не являются регионы. Регионы не имеют отношения к большой белорусской политике. Обычно в Белоруссии проваливаются любые формы вхождения через внешнее или внутреннее давление. Внутри Белоруссии потенциала давить на власть нет ни у одной силы. Игра с оппозицией - путь к 100%-ной неудаче. Давление на Белоруссию извне, в том числе через Россию, также редко бывает эффективным. Как правило, эффективны те предложения, которые направлены высшему уровню власти РБ и являются частью политики той группы, которая выступает партнером политики Белоруссии в данной стране или регионе.

Участие в большой приватизации в Белоруссии прямо связано с поддержкой политических проектов высшего белорусского руководства.

3. Россия и Белоруссия

Потенциал развития в рамках традиционных двусторонних связей близок к истощению. По мере выравнивания цен на сырье для Белоруссии и внутренних российских цен на газ происходит падение возможностей России влиять на ситуацию в Белоруссии. Происходит рост значения для Белоруссии инвесторов и партнеров из иных стран.

Но усиление присутствия Белоруссии в странах Третьего мира и в Восточной Европе создает новое поле для российско-белорусских проектов во всех областях. Российские корпорации и государство могут наращивать взаимодействие с Белоруссией и участвовать в большой белорусской приватизации теперь исходя из интересов еще и в третьих странах. Есть очень успешные примеры такого взаимодействия. Более того, именно такие предложения по совместной деятельности в третьих странах и реальная совместная деятельность являются ныне наиболее важными для высшего уровня белорусской политики.

За счет такого географического и тематического расширения взаимного сотрудничества появились реальные возможности для наращивания белорусско-российского сотрудничества и к перехода к новой, более глубокой форме интеграции двух стран при опоре на новые формы интеграции. А имеющиеся ныне между странами проблемы, такие как более широкое поле взаимодействия, дают увидеть по-новому, в качестве достаточно легко разрешимых проблем. Например, если крупные российские корпорации совместно с новыми белорусскими возможностями в той же Венесуэле проведут индустриализацию этой достаточно крупной страны, то разве будет иметь существенное значение, по какой цене нефтедобывающая и проч. Белоруссия закупает нефть для своих расположенных в Европе заводов? Или газ? Участие в большой приватизации в Белоруссии - это участие в новом по своей структуре политическом классе Белоруссии. Российские компании, прежде всего корпорации, вполне могут войти в состав этого класса. Собственно, в этом и состоит тот тип взаимной интеграции России и Белоруссии, который постепенно приходит на место в основном межгосударственном сотрудничестве прошлых лет.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
08.12.16
Путин: Волосы дыбом встают от несуразиц в правоохранительной сфере
NB!
08.12.16
«Смысл «дела Павловца» — чтобы белорусы боялись симпатизировать России»
NB!
08.12.16
Владимир Путин поручил защитить детей от тюремной субкультуры
NB!
08.12.16
Севастополь продаст госсобственность, чтобы выровнять доходы бюджета
NB!
08.12.16
Известен потенциальный оператор миллиардного «мусорного» рынка Ленобласти
NB!
08.12.16
ГД регулирует применение спецсредств в отношении осужденных — изменения
NB!
08.12.16
«Приватизация «Роснефти» — личный триумф Путина» — Financial Times
NB!
08.12.16
Кремль о призыве к новым санкциям против РФ: «Вместо помощи — угрозы»
NB!
08.12.16
Реакция на ледяной коллапс: наказание виновных и покупка спецмашин
NB!
08.12.16
Украинские политики при помощи Белоруссии распродают леса Украины
NB!
08.12.16
Ростовская область: в Новочеркасске могут исчезнуть трамваи
NB!
08.12.16
Памфилова назвала сроки проведения президентских выборов в РФ
NB!
08.12.16
Котлеты или мандат: «Мы просто прогоняем быстрее законы»
NB!
08.12.16
Капремонт домов в Саратове, или Стихийное бедствие
NB!
08.12.16
Расследование ДТП в Югре: искали крайних для отчета Бастрыкину?
NB!
08.12.16
EAF: Визит Путина станет разочарованием для Токио
NB!
08.12.16
Минск: украинский сценарий
NB!
08.12.16
Угрозы санкций обнажили бессилие Запада — МИД РФ
NB!
08.12.16
На защиту авиабазы Хмеймим отправится чеченский спецназ — СМИ
NB!
08.12.16
Более 40% граждан никогда не читали Конституцию РФ: опрос
NB!
08.12.16
Украинские журналисты Euronews напомнили, что родились в СССР — СМИ
NB!
08.12.16
Забайкальский сценарий или победа Наговицына: что ждет Бурятию