"Есть ли лоббизм в Белоруссии": Тезисы доклада Юрия Шевцова на круглом столе в пресс-центре ИА REGNUM

Минск, 9 апреля 2008, 16:02 — REGNUM  8 апреля в пресс-центре ИА REGNUM директор Центра по проблемам европейской интеграции (Минск) Юрий Шевцов представил на круглом столе свой доклад "Есть ли лоббизм в Белоруссии". ИА REGNUM публикует тезисы доклада.

1. Текущая ситуация в Белоруссии

Переход на мировые цены на углеводороды стимулировал рост белорусской экономики и ее структурные трансформации. В последние несколько лет валовый национальный продукт Белоруссии стабильно растет на 9-11%, промышленность - на 14-18% в год. Начались ранее законсервированные рыночные реформы. На селе и в малых городах созданы льготные условия для развития предпринимательства. Крупные предприятия быстро акционируются. Даже отменен институт "золотой акции". Свободные экономические зоны дают около четверти экспорта в областях. Широко привлекается иностранный капитал. Созданы собственные товаропроводящие сети вне Белоруссии у основных крупных предприятий. Растет сектор услуг, поглощающий скрытую безработицу. Часть потенциальных безработных выехала на работу за границу. Происходит выход на новые рынки сбыта и сырья в странах третьего мира. Развиваются энергосберегающие технологии, изменяется структура энергетики. Заложена основа для новых отраслей промышленности: атомной промышленности, космической и т.д. Резко выросли золотовалютные резервы. Начался рост внешнего долга.

Произошел переход от авторитарной мобилизации общества перед угрозой коллапса 90-х годов к модели авторитарной модернизации общества в индустриальной стадии развития. Политическая система Белоруссии устойчива как никогда. Последние политические кампании дают стабильные 80-90% поддержки предлагаемых властью решений. Нет ни одной крупной социальной или культурной группы, которая противостоит власти. Прозападная оппозиция, которая включает в себя около 3 тысяч активистов, локализована на своем обычном уровне активности уже много лет. Перехода чиновников в ряды оппозиции уже несколько лет практически нет. Оппозиция раздробилась, перестала быть единой. Поддержка оппозиции со стороны Запада заметно сократилась. ЕС и особенно страны Восточной Европы, как правило, молчаливо противостоят политике США относительно Белоруссии. Произошло очень резкое увеличение товарооборота со странами-соседями.

Борьба между группами влияния в Белоруссии ведется в основном вокруг экономических вопросов. Борьбы за смену существующей системы власти нет. Ни одна группа влияния не заинтересована в свержении Александра Лукашенко или существенном изменении проводимой им политики. Все группы влияния имеют возможность роста за счет открывшихся возможностей в экономике. Внутри групп влияния происходит смена поколений, вызванная в основном появлением новых целей и задач, к решению которых прежние поколения не готовы. Силовики переориентируются на работу в странах третьего мира и рост ВПК. Промышленники - на работу с внешними инвесторами и на рынках крупных незнакомых стран. Идеологический сектор и сама Администрация президента заняты созданием новой структуры власти, частью которой будут и внешние крупные инвесторы, и политические партнеры. Прежней установки на тотальный контроль всех процессов в обществе нет. Значение групп влияния, связанных с бизнес-проектами, резко выросло.

Фактически уже началась "большая приватизация". В ближайшее время этот процесс будет только усиливаться.

2. Особенности белорусской "большой приватизации"

Усиливается значение финансовых институтов управления экономикой. Приватизация связана с модернизацией и ростом производства в обозначенных государством направлениях. Приватизация идет в рамках разработанных государством программ модернизации и развития по отраслям. В основе этих программ энергетическая безопасность (структурная перестройка энергетики, строительство АЭС, выход на новые рынки углеводородов, добыча нефти и газа в третьих странах, энергосбережение), инновационное развитие (технологическая модернизация крупнейших предприятий, развитие новых отраслей промышленности), модернизация экономической инфраструктуры, закрепление на новых рынках, особенно в странах третьего мира и Европы, прежде всего, Восточной Европы.

Все приватизационные проекты являются частью крупных политических инициатив белорусского государства и зависят от успеха этих инициатив. Раньше такая инициатива была, по сути дела, одна - союзное строительство с Россией. Сегодня к ним добавились еще две: налаживание отношений со странами - соседями по Восточной Европе и реформа Движения неприсоединения. В рамках Восточной Европы Белоруссия сделала ставку прежде всего на рост сотрудничества с Украиной. В стратегическом отношении региональное сотрудничество уже имеет для Белоруссии не меньшее значение, чем отношения с Россией. Восточно-европейские страны блокируют резкие действия ЕС против Белоруссии, способствуют решению основных энергетических проблем РБ, дают возможность наращивать присутствие Белоруссии в третьем мире посредством их портов. Неизбежен переход Белоруссии к гораздо более глубокой региональной кооперации.

В третьем мире Белоруссия ориентируется на КНР, Иран, Венесуэлу, некоторые арабские страны региона Персидского залива. В рамках доктрины реформирования ДН Белоруссия выстроила реально союзные отношения с Китаем, Венесуэлой, Ираном, близкие - с некоторыми иными странами. За счет этих союзов решаются стратегические проблемы данных стран. В частности, Белоруссия получила крупнейшие кредитные линии КНР в свой хай-тэк, энергетику, строительную индустрию. В Венесуэле Белоруссия начала добычу нефти и создает фактически собственный второй индустриальный комплекс, по мощи, возможно, со временем равный имеющемуся на территории самой РБ. В Иране Белоруссия получила возможность добывать нефть и кредитные ресурсы. Начатые планы должны привести к резкому росту индустриального потенциала Белоруссии. Ее основная индустрия постепенно будет размещена вне национальной территории.

Происходящая транснационализация белорусского индустриального потенциала сопровождается изменением его структуры и изменением структуры власти в Белоруссии. Неотъемлемой частью возникающей структуры власти являются крупный бизнес и влиятельные политики стран и регионов, где Белоруссия наращивает свое присутствие. В том числе - российские корпорации, которые получили возможность сотрудничать с Белоруссией не только в рамках общего экономического пространства Союзного государства и в странах третьего мира. Новые группы влияния в Белоруссии формируются ныне вокруг, прежде всего, новых направлений внешнеэкономической активности. И состоят сегодня не только из белорусских граждан и влиятельных политиков и бизнесменов России, как было совсем недавно, но включают в свой состав корпорации и политиков иных стран. Влияние на белорусскую политику этих небелорусских и нерусских групп нарастает. Для сохранения управления этим процессом в Белоруссии одновременно растет политическое значение непосредственного окружения Александра Лукашенко и национального уровня принятия решений в целом.

Между высшим уровнем власти как группой влияния и институтом и остальными расположенными на территории Белоруссии группами влияния нарастает разрыв потенциалов. Значение Лукашенко, несмотря на уменьшение степени тотальности контроля над положением в стране, усилилось. Формирование альтернативных Лукашенко клановых групп или просто групп влияния сведено почти к нулю. Все дела в рамках большой приватизации в конечном счете необходимо решать непосредственно с Лукашенко в рамках его политических задач. Рост значения высшего уровня власти в РБ и лично Лукашенко как политика будет нарастать. Белоруссия включилась в процесс глобализации на стороне, противной американскому глобальному проекту. Это обеспечивает консолидацию вокруг Лукашенко силовых структур, промышленников и аппарата власти в целом. Снижение степени тотальности контроля в стране обеспечивает лояльность растущего среднего класса. Группы влияния по-прежнему не успевают сформироваться в кланы, ибо не поспевают за темпами трансформаций, происходящих в политике и экономике.

Наиболее проблемным, тормозящим принятие решений в Белоруссии уровнем власти является уровень министерств и ведомств. Ведомства не успевают адаптироваться к новым возможностям и требованиям, постоянно спускаемым им "сверху". И потому тормозят инициируемые через них проекты. Ведомства часто не являются точками входа в Белоруссию, но достаточно дисциплинированно исполняют спущенные решения и компетентно инициируют новые программы. Вероятно, в скором времени произойдет падение значения ведомств в пользу непосредственного сотрудничества высшего уровня власти с крупными корпорациями. Точками входа в Белоруссию для крупного бизнеса обычно не являются регионы. Регионы не имеют отношения к большой белорусской политике. Обычно в Белоруссии проваливаются любые формы вхождения через внешнее или внутреннее давление. Внутри Белоруссии потенциала давить на власть нет ни у одной силы. Игра с оппозицией - путь к 100%-ной неудаче. Давление на Белоруссию извне, в том числе через Россию, также редко бывает эффективным. Как правило, эффективны те предложения, которые направлены высшему уровню власти РБ и являются частью политики той группы, которая выступает партнером политики Белоруссии в данной стране или регионе.

Участие в большой приватизации в Белоруссии прямо связано с поддержкой политических проектов высшего белорусского руководства.

3. Россия и Белоруссия

Потенциал развития в рамках традиционных двусторонних связей близок к истощению. По мере выравнивания цен на сырье для Белоруссии и внутренних российских цен на газ происходит падение возможностей России влиять на ситуацию в Белоруссии. Происходит рост значения для Белоруссии инвесторов и партнеров из иных стран.

Но усиление присутствия Белоруссии в странах Третьего мира и в Восточной Европе создает новое поле для российско-белорусских проектов во всех областях. Российские корпорации и государство могут наращивать взаимодействие с Белоруссией и участвовать в большой белорусской приватизации теперь исходя из интересов еще и в третьих странах. Есть очень успешные примеры такого взаимодействия. Более того, именно такие предложения по совместной деятельности в третьих странах и реальная совместная деятельность являются ныне наиболее важными для высшего уровня белорусской политики.

За счет такого географического и тематического расширения взаимного сотрудничества появились реальные возможности для наращивания белорусско-российского сотрудничества и к перехода к новой, более глубокой форме интеграции двух стран при опоре на новые формы интеграции. А имеющиеся ныне между странами проблемы, такие как более широкое поле взаимодействия, дают увидеть по-новому, в качестве достаточно легко разрешимых проблем. Например, если крупные российские корпорации совместно с новыми белорусскими возможностями в той же Венесуэле проведут индустриализацию этой достаточно крупной страны, то разве будет иметь существенное значение, по какой цене нефтедобывающая и проч. Белоруссия закупает нефть для своих расположенных в Европе заводов? Или газ? Участие в большой приватизации в Белоруссии - это участие в новом по своей структуре политическом классе Белоруссии. Российские компании, прежде всего корпорации, вполне могут войти в состав этого класса. Собственно, в этом и состоит тот тип взаимной интеграции России и Белоруссии, который постепенно приходит на место в основном межгосударственном сотрудничестве прошлых лет.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail