"Лет через 15 российские дороги будут как в Европе": интервью первого заместителя начальника ФГУ "Сибуправтодор"

Новосибирск, 9 Апреля 2008, 15:28 — REGNUM  

В последнее время новосибирские власти все больше внимания уделяют состоянию дорожной отрасли. Новосибирск в 2008 году снова получит 1 млрд рублей из федерального бюджета на строительство и реконструкцию дорог. Кроме того, озвучиваются наполеоновские планы о появлении в городе ряда важных развязок, в частности, на пересечении нескольких главных городских магистралей. В течение пары-тройки лет должно отремонтироваться Советское шоссе, которое неимоверно разбито, а ездят по нему только очень мужественные люди. К тому же Новосибирску, как воздух, нужен третий мост, и над этой проблемой сегодня тоже вроде бы работают. Однако до сих пор наши дороги оставляют желать лучшего. Ждать ли перемен? За ответами корреспондент ИА REGNUM обратился к первому заместителю ФГУ "Сибуправтодор" Сергею Титову.

ИА REGNUM: У нас в России две беды, и одна из них - дороги. Начнет ли ситуация когда-нибудь меняться в лучшую сторону?

Сейчас так уже нельзя говорить. Три года назад - было можно, а сейчас многое изменилось - как в России в целом, так и в сибирском регионе. Сегодня федеральные дороги, и так должно быть, это самые главные направления. И сеть федеральных автодорог сегодня гораздо лучше финансируется. Мы уже к 2010-2011 году выйдем на стопроцентное нормативное содержание трасс, которые находятся в нашем подчинении, а вот региональные трассы немного отстают.

Самое главное, что сегодня изменилось в дорожной отрасли, так это качество выполнения работ. В отношениях заказчика и подрядчика появилось понятие "гарантийные обязательства", мы даже судимся с теми, кто плохо или не вовремя выполняет свою работу. Пять-шесть лет назад это бы воспринималось как утопия. Раньше, когда финансирование шло тяжело, подрядные предприятия руководствовались одним - быстрее подписать госконтракт и получить деньги, чтобы хотя бы как-то выжить. Причем, если бы деньги можно было получить без контракта, то обходились бы этим способом. Сегодня финансирование не то что раньше, а некоторые подрядчики до сих пор пытаются жить прошлым и полагают, что требования к качеству работ можно оставить на прежнем уровне. Но времена, я подчеркиваю, изменились. Мы размещаем заказ, в конкурсе участвуют подрядные предприятия, затем заключается договор - в нем теперь прописано все. Начало выполнения работ, линейный календарь и график. Каждый их шаг прописан. И если будет шаг влево или шаг вправо, то подрядчиков ожидает...

ИА REGNUM: Расстрел?

Штраф. Штраф за каждый день просрочки, за применение некачественных материалов, за неправильное ограждение места работ и многое другое.

ИА REGNUM: Когда произошли такие перемены?

Последние два-три года мы последовательно работаем в этом направлении. А вот еще каких-то четыре-пять лет финансирование велось от случая к случаю, было непостоянным. Подрядчики иногда могли по три-четыре месяца не получать деньги за свои работы. Они, по сути, кредитовали их выполнение. Но плюс в нашей сегодняшней работе в том, что мы хотя и ставим жесткие требования, но зато сразу платим деньги. И это нашло отражение в работе подрядчиков - теперь они стараются укладываться в срок, делать работу более качественно. Кстати, в 2007 году только по объектам капремонта и ремонта мы оштрафовали подрядчиков на 19 млн рублей. В 2005 году эта цифра была порядка 7 млн.

ИА REGNUM: Увеличение суммы штрафов свидетельствует о том, что вы жестче стали спрашивать или просто увеличивается финансирование?

Вы правы, наряду с ужесточением требований у нас каждый год увеличивается финансирование, появляется больше объектов.

ИА REGNUM: С вас как-то тоже серьезнее спрашивают?

Да, с нас более серьезно стали спрашивать за качество выполняемых работ. Поэтому мы более серьезно спрашиваем с подрядных организаций, поскольку должны выполнять требования, которые перед нами ставит "Росавтодор".

ИА REGNUM: Вы говорите, "появились требования", "раньше штрафные санкции не были прописаны". А чья это заслуга? В первую очередь, это политика правительства. Ведь плохие дороги наносят урон нашей экономике. Да и по-другому нельзя уже было работать. Соответственно, мы не скрываем, с нашей стороны приходится иногда принимать неординарные меры. Если не принять их сегодня, завтра с подрядными организациями будет работать трудно. Мы, как заказчик, уже не идем на поводу у подрядных организаций.

ИА REGNUM: Раньше много воровали. Деньги не доходили до места назначения. Как с этим сейчас?

Нельзя сказать, что это было повсеместно. Случаев было много, потому что возможностей было много. Сегодня деньги приходят к нам и находятся на расчетном счете в казначействе. Я не случайно говорю: не проведя торги, не подведя итоги этих торгов, не заключив контракт с прописанным авансом - казначейство не заплатит ни копейки. К нам приходят деньги, мы уже четко видим, на какие объекты они распределены. И казначейство это четко контролирует - ни больше, ни меньше этих денег по контракту или объекту не будет оплачено.

Мы подвергаемся проверке и органами финансового надзора. У нас есть ведомственный контроль "Росавтодора" в лице "Росдортехнологии", которая раз в год производит полную проверку производственно-финансовой деятельности нашего ФГУ. Это тоже накладывает определенный отпечаток. Ведь раньше что было? Главный бич - на дорожную отрасль не обращали внимания. А еще в 2002 году были ликвидированы территориальные дорожные фонды, вследствие чего случился провал в финансировании, особенно в субъектах Федерации.

ИА REGNUM: На одной из встреч с подрядчиками, вы говорили о сложностях с проектными организациями, в частности, у крупнейшего новосибирского подрядчика - компании "Новосибирск-Автодор". Это частная проблема или нехватка кадров у всех?

Сегодня это болезнь многих. Вообще в дорожно-строительные предприятия очень сложно найти руководителя, главного инженера, таких специалистов, которые действительно могли отдаваться работе. А проектировщики - это интеллигенция дорожной отрасли. Они на голову должны быть выше, чтобы сразу заложить разумные технические решения в тот или иной проект. Их, к сожалению, нет.

ИА REGNUM: А куда эти люди делись? Их не учат?

Во-первых, автомобильно-дорожных вузов очень мало. Их и раньше-то было небольшое количество (московский автомобильно-дорожный, киевский, харьковский, сибирский, омский, ташкентский, потом появился строительно-дорожный в Усть-Каменогорске). Понятно, что и специалистов тоже мало. Во-вторых, эта специальность не была престижной. В дорожной отрасли самое ужасное время - время застоя - было с середины девяностых годов до, пожалуй, 2005 года. Каждый знал, что сегодня можно отработать месяц, а зарплату за этот месяц получить через три-четыре месяца. Конечно, человек старался и выбирал другое место работы, чтобы прожить самому и прокормить семью.

ИА REGNUM: Ну, как вам видится, проблема нехватки кадров будет решена?

Проектные предприятия и в Новосибирской области, и в других городах раньше были очень мощные, имели свои здания, эти здания были большие, а потом, когда начались плохие времена, были сданы в аренду или проданы. Сегодня некоторые проектные предприятия начали перерождаться и создаваться с нуля. Я считаю, должны вернуться вузы. Дополнительно на уровне государства должно вестись распределение. Это очень важно. И "Новосибирск-Автодор" и "Сибмост", хотя и были тяжелые времена, на свои средства обучали специалистов, оплачивали их обучение в СГУПСе (Сибирский госуниверситет путей сообщения, ранее НИИЖД, - прим. ИА REGNUM), выплачивали стипендии, но потом мало кто после института возвращался. Раньше, если студент не доехал до места распределения, его разыскивали через прокуратуру, могли даже диплома лишить. Сегодня к этому нужно вернуться.

ИА REGNUM: Через сколько лет наши дороги станут такими как в Европе? Произойдет ли это вообще?

Я думаю, произойдет. Жизнь заставит сделать это. По срокам трудно сказать, ведь многое зависит еще от субъекта Федерации, его руководства. А по федеральной сети в целом в ближайшие 10-15 лет мы достигнем определенного уровня. Наши дороги никто не будет называть "направления", это будут хорошие дороги с качественным покрытием, по которым можно будет хорошо ездить.

Справка ИА REGNUM:

Сергей Титов родился в 1961 году в Казахстане. После школы, в 1978 году, поступил в Сибирский автомобильно-дорожный институт, который окончил в 1983 г. Затем работал в дорожной системе, был выдвинут на комсомольскую работу (1985-1990 гг.), руководил более 15 лет дорожно-строительной фирмой, затем назначен в Новосибирске генеральным директором завода дорожных машин. В 2004 году пришел в ФГУ "Сибуправтодор" на должность заместителя начальника (начальник учреждения - сын кемеровского губернатора Дмитрий Тулеев), с февраля 2005 стал уже первым заместителем.

ФГУ "Сибуправтодор" - представитель Федерального дорожного агентства в Западно-Сибирском регионе. В оперативном управлении "Сибуправтодора" - федеральные автомобильные дороги М-51 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск до Новосибирска, М-53 "Байкал" от Новосибирска через Кемерово, Красноярск до Иркутска с подъездом к Томску, М-52 "Чуйский тракт" от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией, М-38 от Омска через Черлак до границы с Казахстаном, 1Р 402 от Тюмени через Ялуторовск, Ишим до Омска в границах четырех субъектов Федерации: Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей. Всего на балансе ФГУ "Сибуправтодор" состоит 2014,8 км федеральных автомобильных дорог и 84 автодорожных мостовых сооружения общей протяженностью 5 835 погонных метров. К выполнению работ по содержанию федеральных автомобильных дорог привлечено 12 подрядных организаций. Работы по содержанию мостовых сооружений выполняют две специализированные мостовые организации (Омская и Новосибирская области) и четыре дорожные организации в Кемеровской и Томской областях.

В 2008 году на объектах ремонта и капитального ремонта планируется освоить 1 154,8 млн рублей: будут отремонтированы более 280 км участков автотрасс региона, капитально отремонтированы 70,56 км. В Омской области будет отремонтирован путепровод через железную дорогу на автотрассе М-51. Финансирование строительства северного обхода Новосибирска предусмотрено в размере 2 млрд рублей. Это позволит ввести мост через Обь, четыре пусковых комплекса, завершив в целом первый этап первой очереди строительства.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
08.12.16
Убийство и самоубийство: Как развалили нашу страну
NB!
08.12.16
Константинопольские следы белой русской разведки. Очерк IV
NB!
08.12.16
«Серые банкиры» обналичили в Крыму 2,6 млрд рублей
NB!
08.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 8 декабря
NB!
08.12.16
Кадыров опроверг сообщения СМИ: «В Чечне нет батальонов «Восток» и «Запад»»
NB!
08.12.16
Путин: Волосы дыбом встают от несуразиц в правоохранительной сфере
NB!
08.12.16
Владимир Путин поручил защитить детей от тюремной субкультуры
NB!
08.12.16
Севастополь продаст госсобственность, чтобы выровнять доходы бюджета
NB!
08.12.16
Известен потенциальный оператор миллиардного «мусорного» рынка Ленобласти
NB!
08.12.16
ГД регулирует применение спецсредств в отношении осужденных — изменения
NB!
08.12.16
Госдума не намерена запрещать госслужащим владеть недвижимостью за рубежом
NB!
08.12.16
«Приватизация «Роснефти» — личный триумф Путина» — Financial Times
NB!
08.12.16
Реакция на ледяной коллапс: наказание виновных и покупка спецмашин
NB!
08.12.16
Хитрая приватизация «Роснефти»: что задумал Сечин?
NB!
08.12.16
Сделка по продаже пакета акций «Роснефти» законна: ФАС
NB!
08.12.16
Украинские политики при помощи Белоруссии распродают леса Украины
NB!
08.12.16
Ростовская область: в Новочеркасске могут исчезнуть трамваи
NB!
08.12.16
Памфилова назвала сроки проведения президентских выборов в РФ
NB!
08.12.16
Котлеты или мандат: «Мы просто прогоняем быстрее законы»
NB!
08.12.16
Капремонт домов в Саратове, или Стихийное бедствие
NB!
08.12.16
Расследование ДТП в Югре: искали крайних для отчета Бастрыкину?
NB!
08.12.16
EAF: Визит Путина станет разочарованием для Токио