За последние часы "Шок и трепет" в Ираке вытеснил с первых полос украинских СМИ какие бы то ни было внутренние новости и сюжеты, а внезапно ставший знаменитым украинский батальон химзащиты заслонил собою всех привычных героев и антигероев киевского политикума. Некоторую панику вызвал явившийся накануне в Forbes так называемый "атлас зла", в котором авторы "Украинской правды" обнаружили Украину:

"Материал называется красноречиво: "Следующий Ирак". "В мире есть не один тлеющий вулкан. Перед вами - карта зла и раздора, где отмечены пункты, которые могут спровоцировать проблемы в будущем". Европа представлена в этой зоне отчуждения четырьмя территориями: Босния, Косово, Беларусь и... Украина".

Скандал обещает стать дипломатическим: украинский посол в США Константин Грищенко направил официальное письмо Forbеs с требованием объяснений. Впрочем, в "атлас зла", составленный двумя американскими журналистками, попали 15 стран, среди которых, кроме Украины, Косова и Чечни, еще... Япония и Бразилия.

"Украинская правда" взяла интервью у Дмитрия Корчинского, бывшего лидера УНСО, возглавляющего ныне "Православное братство": "братчики" в среду вышли на улицы Киева с призывами к войне в Ираке против Хусейна в пику антивоенному митингу. Корчинский сообщил корреспондентам "УП", что он за феодализм, против демократии, за войну в Ираке и "против агитации народа":

"Мы сегодня выступаем с агитацией за войну в Ираке. Нас арестовывают. Оказывается, у нас выступать в поддержку Хусейна можно, а против - нельзя. Тем более что для государственных интересов снижение цен на нефть, как следствие войны в Ираке, выгодно". Впрочем, "братчиков" Корчинского, как правило, не арестовывают, в отличие от его бывших адептов - уна-унсовцев:

"Унсовцы сидят по двум причинам: потому, что они дураки, и потому, что власть дурная. На их месте должны были быть мы. Когда мы на первых этапах "кассетного" скандала сотрудничали с оппозицией, установка была такая: давайте вы будете тюремным мясом, а мы, взрослые и умные дяди, будем делать политику. Я тогда им предложил наоборот. А вот унсовцы согласились.... Я хотел бы стать лидером всей оппозиции. Но тогда, в 2001-м, уже после первых выступлений, я сказал себе и не только: лучше быть у Кучмы гардеробщиком, чем вождем у такой оппозиции".

Характерно, что "Украинская правда" и смежные с нею оппозиционные СМИ практически игнорируют так называемый "бюджетный скандал", ставший центральным пресс-поводом прошедшей недели (пока его не сменил "Шок и трепет"). b>"Темник" сделал скандал вокруг бюджетного комитета Верховной Рады главной "темой недели", посвятив бюджетным разборкам первые десять статей ленты. Суть в будто бы имевшей место "фальсификации" бюджета-2003, проходившего через Верховную Раду. Проправительственные фракции обвиняют в этом бюджетный комитет и персонально его главу - Петра Порошенко. Оправдания членов комитета зачастую стоят обвинений. Подборку приводит "Темник".

Секретарь бюджетного комитета Верховной Рады Иосиф Винский: ""Когда исчезают миллиарды - это не скандал, когда бюджет не выполняется 7 лет подряд и целые статьи не закрываются - это не скандал. А когда депутаты урвали для себя на округ по пару миллионов - это уже скандал. Да, произошла фальсификация определенных статей бюджета. Да, в определенные округи пошло больше денег, чем в другие. Лично я выступал против нормы, по которой нужно давать по 1 миллиону на избирательный округ каждому депутату. Но так решили - наверно, хотели купить депутатам их голоса. Как выяснилось, один взял 1 миллион, другой 1 миллион 800 тысяч - и это уже трагедия, оказывается. Он же взял эти деньги не для себя, а для людей".

"Киевский телеграф" прокомментировал бюджетные разборки" как раскол оппозиции "по-галантерейному" (эпиграф из "Гаража": "Галантерейный мой, правление дискредитировало себя"):

"Нестор Шуфрич заявил, что юридическое управление ВР, изучив несколько вариантов текста госбюджета, нашло несовпадение на 47 млн. грн. Конечно, эсдеки никого не обвиняют, однако, по словам Шуфрича, при распределении местных бюджетов "закрома" Черкасс, Винницы и Винницкой области увеличились примерно на 11 млн. грн., в частности у одной только Винницы норматив вырос на 4,5 млн. грн. "Это несколько неприятно, - пожаловался Шуфрич, - поскольку по Виннице был избран руководитель бюджетного комитета". Все. Очень простая схема. В разных лагерях оказались Юлия Тимошенко (причем вместе с Шуфричем) и Виктор Ющенко (вместе с членом фракции "Наша Украина", главой Комитета ВР по вопросам бюджета Петром Порошенко)".

Настоящим нервом "бюджетного скандала" стала не столько предсказуемая позиция объединенных социал-демократов, но собственно инициатива коммунистов, давшая ему толчок и последовавший на этом фоне раскол внутри оппозиционных фракций:

"Наблюдатели отмечают, что "Наша Украина" и Компартия - союзники по оппозиции и в этой связи акцентируют внимание на роли, которую в развитии конфликта сыграл лидер КПУ Петр Симоненко. По мнению Ростислава Павленко, для г-на Симоненко острые публичные выступления - "это путь поднятия его авторитета среди избирателей и укрепления положения во фракции и в партии в целом". Политолог Виктор Небоженко, в свою очередь, рассматривает обвинения из уст лидера КПУ как реакцию на заявления, сделанные Виктором Ющенко во время оппозиционных акций 9 марта. "Своим заявлением о необходимости выдвижения единого кандидата от оппозиции на президентских выборах Ющенко фактически в ультимативной форме потребовал поддержки своей кандидатуры, - полагает эксперт. - И заявления Симоненко - своего рода упреждающий удар по позициям "Нашей Украины"".

"Краткое обозрение информационного пространства" (№22) объясняет позиции раскольников исходя из "стратегических раскладов":

"С нашей точки зрения не удивительно, что основными инициаторами скандала оказались КПУ (П.Симоненко) и СДПУ (о) (Нестор Шуфрич): и тем, и другим невыгодна возможность договориться о совместных действиях с частью пропрезидентских фракций, сохранившаяся у Виктора Ющенко. Ударом по Петру Порошенко одновременно наносится удар и по умеренному крылу "Нашей Украины", склонному к компромиссам с действующей властью. Не исключено, что и оппозиционеры, и президентское окружение были заинтересованы в некоторой радикализации "Нашей Украины", что позволяло сплотить ряды как оппозиционерам, так и лоялистам".

Вадим Денисенко из "Деловой столицы" (№11(97)) формулирует схожие, но вполне конкретные мотивы: с одной стороны, "желание определенных сил завладеть комитетом, при этом Петр Порошенко прямо указывает на эсдеков".

Однако, как справедливо указывает "ДС", "руководить бюджетным комитетом желают абсолютно все фракции, и даже если нынешний руководитель будет отстранен, парламент может в очередной раз зайти в тупик. А это невыгодно практически никому, кроме СДПУ(о), а также оппозиции в лице КПУ, БЮТ и СПУ". Далее автор "ДС" указывает еще на одного "заинтересованного" - президента Кучму, и на "косвенно пострадавших" - спикера Владимира Литвина и главу Минфина Николая Азарова.

Другая общая тема недели - уже чисто экономическая: НБУ предпринял поределенные шаги по либерализации валютного рынка Украины, что, по мнению аналитиков, неминуемо должно привести к девальвации гривни:

"В среду, 12 марта, Тигипко объявил о принятии правлением НБУ второго пакета либерализационных мер на валютном рынке. Главным пунктом пакета, безусловно, стало разрешение коммерческим банкам покупать валюту за гривни на межбанковском валютном рынке без наличия у них обязательств в этой валюте. При этом правление НБУ также решило увеличить лимит открытой валютной позиции. Таким образом, банки получили возможность свободно покупать и продавать валюту в рамках валютной позиции, то есть делать то, что было привычным до кризиса 1998 года. Это позволит банкам, с одной стороны, хеджировать валютные риски как свои собственные, так и клиентов. С другой - откроет путь к источнику дополнительного дохода за счет проведения спекулятивных операций, о чем все дилеры давно мечтали. Здравая идея состояла в том, что разрешение арбитражных операций может резко взвинтить спрос на валюту, а это, в свою очередь, могло не только уменьшить возможности НБУ по пополнению валютных резервов, но и создать излишнее девальвационное давление на курс гривни".

Наконец, ставший с известного момента постоянно актуальным сюжет кулуарной борьбы за руководящие посты в Фонде госимущества развивается все более непредсказуемо. "Контекст" комментирует "неопределенность позиции" украинского президента, так и не принявшего до сих пор отставки главы Фонда Александра Бондаря: постоянный "эксперт" агентства Кость Бондаренко связывает это "с параллельным воздействием на президента сразу нескольких групп влияния.... "Подковерные дискуссии" влиятельных лоббистских групп далеки от завершения".