Несовпадение прогнозов добычи нефти и обязательств Казахстана вызывает вопросы: азербайджанский эксперт

Баку, 8 апреля 2008, 16:04 — REGNUM  "Насколько мне известно, правительство Казахстана прогнозировало, что к 2016 году из портов Актау и Курык будет вывозиться до 38 миллионов тонн наливных грузов", - сообщил корреспонденту ИА REGNUM азербайджанский эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса, кандидат технических наук Чингиз Велиев, комментируя планы по транспортировке нефти, озвученные на днях вице-министром энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Ляззатом Кииновым.

По словам эксперта, в прошлом году из Актау было вывезено около 9,9 млн.т нефти. Из них 40% пришлось на иранский порт Нека, около 35% было транспортировано в Махачкалу и лишь 25% - в азербайджанский терминал Дюбенди. За вычетом указанных 9,9 млн.т нефти, для транспортировки по БТД остается порядка 30 млн.т. Стоит отметить, сказал Велиев, что эти цифры казахстанская сторона приводила и подтверждала не раз. Кроме того, в Казахстане отмечали, что предполагаемая каспийская система транспортировки (КСТ) неотрывно связана с планами развития морского порта Атырау (бывший г. Шевченко) и подчеркивали, что ее рентабельность возможна при транспортировке нефти танкерами дедвейтом 60 тысяч тонн вместо используемых сейчас "12-тысячников". Строительство именно танкеров дедвейтом 60 тысяч т казахстанская сторона намерена осуществлять на своей территории.

Велиев отметил, что со своей стороны Азербайджан должен построить новый порт в Аляты для приема 60-тысячников, поскольку нынешний не готов к их приему. В настоящее время танкерами Азербайджанского Каспийского морского пароходства возможна перевозка до 20 млн. т казахстанской нефти в год.

Другой вопрос, сказал азербайджанский эксперт, насколько наращивание КСТ соответствует разработанным правительством Казахстана проектам распределения нефти по экспортным маршрутам на период 20007-2020гг. В них предусматривалось направление Атырау- Самара 16млн.т, Казахстан-Китай - 15-20 млн. т, порт Актау - 10 млн. т, КСТ - 25-38 млн. т и КТК - 50-58 млн. т нефти в год. Указанное распределение полностью охватывает всю прогнозную добычи нефти в Казахстане до 2015 года.

"Видимо, такое несовпадение реальных прогнозов и обязательств казахстанского правительства, и заставляет американцев лоббировать строительство транскаспийского подводного нефтепровода. По мнению американцев, прокладка указанного трубопровода поможет внести ясность в сегодняшнюю, мягко говоря неоднозначную позицию Астаны по вопросам диверсификации экспорта нефти",- резюмировал Велиев.

Отметим, что выступая на днях перед казахстанскими депутатами, вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Ляззат Киинов заявил, что новая транскаспийская транспортная система (КСТ), в соответствии с условиями вышеупомянутого договора между Азербайджаном и Казахстаном, "обеспечит на начальном этапе прокачку до 23 млн тонн нефти в год с последующим увеличением до 56 млн. т в год" в рамках реализации проекта предполагается создание новой нефтетранспортной инфраструктуры на казахстанском побережье Каспийского моря. Планируется строительство нефтепровода Ескене- Курык, новых мощностей и расширение морского порта Курык, откуда затем нефть в танкерах будет доставляться в систему БТД на территории Азербайджана. Ресурсной базой, как ожидается, станут месторождения Кашаган и Тенгиз.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail