Перспективное развитие и градостроительство

"Московские власти уверены, что строительная политика города найдет понимание у нового президента. Глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин увидел в Дмитрии Медведеве, заявившем вчера о необходимости создания из неэффективно используемых земель госпредприятий и ведомств фонда содействия жилищному строительству, союзника мэрии, который поддержит на федеральном уровне ряд последних городских земельных инициатив", сообщает "Время новостей" в номере от 3 апреля, цитируя главу столичного стройкомплекса: "Дмитрий Анатольевич очень правильное принял решение. В Москве есть много земель, принадлежащих федеральным ведомствам и не используемых должным образом. И если их направить на жилищное строительство, то Москва получит, грубо говоря, не менее одного миллиона квадратных метров жилья". "В первую очередь, по его словам, это касается полигонов и других заброшенных территорий Минобороны... Впрочем, городские власти, по словам г-на Ресина, уже самостоятельно предусмотрели некоторые варианты изыскания земельных участков под новое строительство в тесных условиях столицы... Власти города, по словам Владимира Ресина, планируют наряду с резервированием под нужды стройкомплекса промышленных зон пустить под застройку и земли федеральных госпредприятий. В частности, в этом году на основе соглашения с ОАО "РЖД" должна начаться реновация крупных участков московских товарных станций российской железной дороги. И, как утверждает глава стройкомплекса, первой под жилищную застройку пойдет Рижская товарная станция... Кроме того, под нужды столичного стройкомплекса со временем пойдут территории Белорусского, Савеловского и Казанского вокзалов", пишет газета. "Главный же принцип, которым будут руководствоваться московские строители, это "шаговая доступность" социальных, культурных, а теперь еще и культовых объектов. Как заметил глава Москомархитектуры Александр Кузьмин... поскольку москвичи в большинстве своем живут на периферии, "где есть только деревенские церквушки", солидные храмы теперь будут строиться в спальных микрорайонах и ближе к метро. "Теперь вместо домов культуры, которые в советское время обязательно строили в спальных районах, мы будем строить храмы: церкви, мечети, синагоги", - заключил Владимир Ресин".

"Москва и все ее нынешние пригороды к 2025 году станут единым мегаполисом. В нем появятся общие автотранспортные коридоры. Ездить в область и из области можно будет на метро. А новые жилые районы за МКАД станут не менее престижными, чем ныне - запад столицы", сообщает "Московской Комсомолец" в номере от 3 апреля, ссылаясь на проект Генплана развития столицы России, который власти должны принять летом. "Люберцы станут неотделимы от столичных районов Жулебино и Новокосино. А людской поток из тех, кто захочет жить в более просторных квартирах и дышать менее грязным воздухом, выплеснется за пределы МКАД по всему периметру... Разрастется Москва и за счет реконструкции шести десятков деревень и дачных поселков вокруг МКАД... Да и в пределах МКАД предполагается совершенно сумасшедшее строительство. "Жилплощадь" города увеличится к 2025 году почти в полтора раза - намечено снести 18 млн. кв. м, реконструировать 8,6 млн. кв. м и построить 95 млн. кв. м новых домов. Активно будет застраиваться внутренняя сторона МКАД... Что касается дорожного строительства, то Москва в свое время зарезервировала много территорий под развитие улично-дорожной сети, и сейчас для города это большое подспорье. Но очень многие дома находятся в пределах т.н. "красных линий" - то есть на месте будущих магистралей. Поэтому вопрос об их сносе рано или поздно встанет", пишет газета, приводя далее перечень новых магистралей, которые город планирует построить в ближайшие годы. Генплан будет рассмотрен Мосгордумой уже летом. "После того как депутаты дадут "добро", Генплан-2025 будет сформирован как закон города. Закон, фактически признающий, что Москва выходит из своих нынешних берегов и становится настоящим мегаполисом".

Строительство нежилых объектов

"Венгерский девелопер TriGranit Development Corporation проинвестирует строительство торгово-развлекательного комплекса "Мозаика" рядом с метро "Автозаводская"", сообщают "Ведомости" в номере от 3 апреля. "Представители двух консалтинговых компаний утверждают, что TriGranit выкупает 50% проекта: по их словам, именно столько "ОСТ-групп" ранее предлагала девелоперам. Изначально компания договорилась развивать проект на паритетных условиях с американской Simon Property Group. Но последняя из проекта вышла. О покупке половины проекта говорится и в отчете канадской компании Ivanhoe Cambridge, которая также от проекта отказалась", пишет газета. ""Мозаика" строится на 7-й Кожуховской улице. Ее общая площадь - 134 000 кв. м, из которых 64 000 кв. м сдается в аренду. Объект будет введен в эксплуатацию в конце 2009 г.".

Параллельно со строительство офисных центров активно развивается в столице и храмовое строительство. "Собор Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского женского монастыря планируется построить к 2010 году", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 1 апреля. "Правительство столицы разрешило монастырю осуществить в 2008-2010 годах проектирование и воссоздание собора Рождества Пресвятой Богородицы на земельном участке по адресу: 2-й Зачатьевский переулок, вл. 2, стр. 21. Храм будет построен на том месте, где раньше стояли соборы Зачатьевского монастыря. В настоящее время этот монастырь единственный в Москве, который не имеет собора. После строительства собор перейдет в собственность монастыря. В подземной части храма предполагается создать музейную экспозицию архитектурно-археологических фрагментов соборов 16-19 веков, обнаруженных во время раскопок котлована. Также в экспозиции будут представлены археологические артефакты и реликвии монастыря", пишет "Вечерка".

"Центры известных мастеров культуры и имени известных мастеров культуры растут в Москве как грибы. Обычно в том же здании располагается гостиница или офис. Так ли выгодна культура девелоперу?", задают вопрос "Ведомости" в номере от 28 марта. "Деятели культуры давно научились привлекать инвесторов для строительства собственных театров, школ и центров. Одним из первых таких проектов стал Центр им. Мейерхольда (11 000 кв. м) на Новослободской, который помимо самого центра включил в себя офис и гостиницу. Этот проект осуществила компания Falcondale Development... Набив руку на этом проекте, Falcondale Development позже поучаствовала еще в нескольких - Центр оперного пения Галины Вишневской на Остоженке и здание Союза театральных деятелей на Страстном бульваре. Сейчас таких проектов стало много. Журналист Владимир Познер привлек "Крост" для строительства собственной Школы телевизионного мастерства на Малой Дмитровке, "Открытые инвестиции" строят Центр искусств, культуры и досуга им. Аркадия Райкина, Midland Development - Театр Надежды Бабкиной, Horus Capital - Фабрику Станиславского", пишет газета. "Чиновник правительства Москвы рассказал, что раньше было нормальной практикой, когда тот или иной деятель искусства добивался от столичного правительства выделения участка для строительства центра, школы, а затем искал инвестора. Отсутствие необходимости поиска участка - фактически единственная выгода инвестора. В остальном все происходит исключительно на рыночных условиях, говорит генеральный директор концерна "Крост" Алексей Добашин... Сейчас практика раздачи участков прекращена, все участки выделяются на конкурсе, утверждает чиновник правительства Москвы. Но каждый столичный объект имеет долю города (30-50% площадей), которую инвестор передает по инвестконтракту московским властям... Сегодня инициатива культурных проектов исходит от города или городских структур... К примеру, разместить Театр Надежды Бабкиной на площадях, причитающихся городу в многофункциональном центре Midland, компании предложили московский государственный музыкальный театр фольклора "Русская песня" и Комплекс социальной сферы города Москвы", отмечает газета. При этом, ссылается газета на мнение эксперта, "единственная выгода для девелопера состоит в том, что культурные герои неплохо защищают от различных проблем с властями: одно дело предъявить претензии офисному комплексу, а другое - театру имени уважаемого человека..."

На этой неделе в фокус внимания прессы вновь попал затяжной конфликт между компаниями "СТ девелопмент", принадлежащей Шалве Чигиринскому, и "Монаб" (входит в структуру "Еврофинанс-Моснарбанка"). "Девятый арбитражный апелляционный суд признал незаконными договоры между правительством Москвы и "СТ девелопмент" на "реконструкцию отеля"", сообщают "Ведомости" в номере от 2 апреля. "Летом прошлого года принадлежащая Чигиринскому компания "Советский лимитед" приобрела отель "Советский" на Ленинградском проспекте за 1,6 млрд руб. Главный арендатор гостиницы - ООО "Отель "Советский" - оспорил итоги торгов, мотивируя это тем, что договор аренды подразумевает право выкупа. Представитель "Советский лимитед" говорит, что компания выиграла все суды и вопрос с арендатором снят. Получить комментарии ООО не удалось. 25 февраля 2005 г. "Монаб" оспорила результаты конкурса в Арбитражном суде Москвы, но иск отклонили. Отказ подтвердили Девятый арбитражный суд и Федеральный арбитражный суд Московского округа. Но в октябре 2006 г. Высший арбитражный суд (ВАС) итоги конкурса отменил: мэрия Москвы якобы не учла интересы других собственников гостиницы, и земельный участок после сноса должен быть выставлен на торги. Вопрос о договорах (аренды и инвестконтракта) мэрии с "СТ девелопмент" ВАС вернул на новое рассмотрение. В августе 2007 г. Арбитражный суд Москвы не признал их незаконность, но Девятый арбитражный апелляционный суд это решение отменил, а вчера признал договоры незаконными", напоминает историю газета. Руководство "СТ девелопмент" намерено подавать кассацию.

"Постановление суда, впрочем, не обязывает столичные власти провести новый конкурс", продолжает тему "Коммерсантъ" в номере от 2 апреля. "Еще 7 декабря 2006 года после первого постановления президиума ВАС тогдашний заместитель мэра Москвы Иосиф Орджоникидзе заявил, что новый конкурс проводиться не будет. Чиновник, правда, ссылался на инвестконтракт, который на тот момент еще не был оспорен. Сейчас, по мнению Александра Ермоленко [руководитель корпоративной практики консалтинговой компании "ФБК-Право" - ИА REGNUM], недействительность договора аренды земельного участка и инвестконтракта лишает "СТ Девелопмент" права вести строительные работы. "А поскольку привлечь другого девелопера-инвестора без конкурса нельзя, то необходимо проводить новый конкурс",- уверен юрист. Адвокат Константин Скловский, впрочем, отмечает, что суд вообще не решил вопрос о последствиях недействительности договоров. "Это означает, что спор не закончен и его ход трудно даже предположить"", - приводит газета слова адвоката. "Впрочем, юристы считают, что демонтаж гостиницы "Россия" сделал участок незастроенным, что не позволяет столичным структурам найти варианты реконструкции в обход конкурса".

"Известия" в номере от 28 марта публикуют интервью с Чигиринским. Речь в материале идет о самх громикх девелоперских проектах предпринимателя - проекте застройки на месте гостиницы "Россия", вовезендии башни "Россия" в "Москва-Сити", сооружении в Нагатинской пойме самого большого в мире культурно-делового центра "Хрустальный остров". "Разборка гостиницы до конца еще не завершена. Да и в судебных тяжбах точка не поставлена... В контракте записано, что срок завершения строительства определяется после получения ордера на строительство. А ордер мы еще не получили. Надо понимать, что объект сверхсложный по проектированию и реализации, в нем огромное количество подводных камней", так прокомментировал ситуацию с гостиницей Чигиринский.

Интервью с еще одним видным деятелем в сфере девелопмента публикует "Коммерсантъ" в номере от 3 апреля. Председатель совета директоров Mos City Group Павел Фукс высказывает свое мнение о столичном строительном бизнесе. "На всех начальных стадиях девелопмента компания использует собственные средства. У нас никогда кредиты не занимают больше 10% от стоимости компании. Многие проекты мы финансируем, получая деньги с продаж. Если этих средств недостаточно, мы привлекаем кредиты. Неделю назад я был в Америке, общался с крупнейшими инвестфондами и банками, и хотя у них, как вы говорите, кризис, высококачественные объекты как стоили дорого, так и стоят. И цены падают только на здания среднего класса. На московском рынке ситуация повторяется: еще в прошлом году рынок купли-продажи проектов очень сильно приостановил темпы роста - покупают уже выборочно, не хватая первое попавшееся. В связи с перестройкой рынка большие проблемы возникнут у маленьких компаний: их шансы получить кредит постепенно сводятся к нулю, об IPO и вовсе говорить не приходится. Наступает время слияний и поглощений. Мы также планируем покупать. Первой сделкой станет покупка управляющей компании. Назвать ее имя пока не могу", так, в частности, ответил Фукс на вопрос о финансировании строительных проектов при существующей сегодня высокой стоимости кредитов для крупных заемщиков. Также в интервью идет речь о частных проектах MCG - застройке участков в комплексе "Москва-Сити", о приобретении гостиницы "Аэростар", о проекте на площади Павелецкого вокзала и т.д.

Гаражное строительство

"К 2010 году Москва должна быть обеспечена машино-местами на 60 процентов (сейчас лишь на 47). Для этого необходимо построить 400 000 новых парковочных мест. Такая цель поставлена в городской целевой программе строительства гаражей на 2008-2010 годы", сообщает "Российская газета" в номере от 1 апреля. "Представляя ее на брифинге журналистам, первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константин Королевский подчеркнул: "Утверждая программу, Юрий Лужков подчеркнул, что проблему обеспечения гаражами по важности для города и москвичей можно сравнить со строительством нового жилья, детских садов, школ и поликлиник"... По официальной статистике столичной ГИБДД, в распоряжении москвичей сейчас имеется более 2 миллионов 500 машин. Добавим к этому транзитный транспорт, который также активно перемещается по городу и паркуется... А поскольку паркингов не хватает, автовладельцы часто бросают своих "железных коней" где попало... Многие и рады бы купить гараж, да цены на него кусаются - в центре метр гаражной площади сопоставим с ценой квадрата жилья. Поэтому капитальные многоярусовые паркинги и подземные стоянки рассчитаны в основном на состоятельных людей, которым по карману заплатить 20-50 тысяч долларов за машино-место. Для того же, чтобы придать гаражной программе массовый характер, сейчас предлагается сделать основной упор на возведении модульных типовых гаражей из легких конструкций на месте нынешних плоскостных стоянок (это открытые, как правило, охраняемые паркинги). Уже разработаны четыре варианта таких гаражей. Планируется делать их двухэтажными. Таким образом, столичные власти надеются реанимировать программу "Народный гараж", надежду на которую большинство москвичей уже похоронили ввиду ее несостоятельности", констатирует газета. По словам Королевского, согласно программе "Народный гараж" жители, выступают инвесторами строительства гаражей. Общая площадь такого паркинга может быть до 5 тысяч квадратных метров. "По словам Королевского, правительство Москвы поддержало предложение стройкомплекса города о передаче префектурам права самим принимать решения о строительстве таких объектов... Предполагается, что стоимость одного машиноместа в быстровозводимом двухэтажном паркинге будет в пределах 200 тысяч рублей, то есть фактически по себестоимости. В 58 столичных управах до конца года должны быть разработаны и утверждены схемы гаражного строительства", пишет газета.

Конфликты в сфере недвижимости

"На Новом Арбате в центре Москвы вырыт огромный котлован. Им могут любоваться из своих окон чиновники столичной мэрии, здание которой расположено буквально через дом от стройки. Однако даже такой высокий "надзор" не пугает рабочих. Жители окрестных домов жалуются, что оказались прямо посреди круглосуточной стройки, а инвестор игнорирует их интересы", сообщает "Газета" в номере от 1 апреля. "На месте котлована раньше было здание Института курортологии. Затем оно обветшало и утратило статус выявленного объекта историко-культурного наследия. Но 19 января 2005 года под № 24-РП появилось распоряжение правительства Москвы "О проектировании и строительстве Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Министерства здравоохранения Российской Федерации и многофункционального коммерческого комплекса по адресу: ул. Новый Арбат, вл. 32 (Центральный административный округ города Москвы)"... Тут-то и нашелся инвестор - Балтийская строительная компания (БСК). В упомянутом уже распоряжении правительства Москвы проект нового здания Центра курортологии назван социально значимым, и по этой причине Москомархитектуре даже поручили откорректировать границы природного комплекса № 632. Другими словами, разрешили вырубить парк. Однако за пафосными словами о социальной значимости скрываются любопытные цифры. Общая площадь будущего здания составит 93,6 тысячи квадратных метров, и лишь 25% из них отойдут Центру курортологии. Все остальное достанется инвестору, который разместит на своих площадях апартаменты, офисы, магазины, кафе и рестораны, а также трехуровневый подземный паркинг на 750 машино-мест", пишет газета. "Для таких масштабных планов застройщикам понадобилось много места: ограда вокруг котлована заняла большую площадь, чем территория бывшего Института курортологии. "Они залезли на тротуар, отгородили часть нашего двора, - возмущается жительница соседнего дома Анна. - Теперь к подъезду люди идут по газону". Кроме того, именно со стороны жилого дома, от которого отрезали часть двора, строители сделали подъезд на стройку. Теперь прямо под окнами гремят грузовики и бетономешалки. И не только днем. По свидетельству местных жителей, работа особенно активизируется ночью..." Штрафы инвесторов не пугают, констатирует "Газета". "Сколько еще жителям окрестных домов любоваться на стройку, пока непонятно. В действующем распоряжении правительства Москвы определена дата окончания работ: 2008 год. Однако очевидно, что в этом году дело не закончится... Жители опасаются, что после всех согласований проект изменится. Он и сейчас, мягко говоря, им не нравится: вместо 6-этажного здания у их домов появится 12-этажное. Это сразу ухудшит инсоляцию (освещенность) жилых домов. Да еще значительная часть будущего здания пойдет под офисы и магазины. А это дополнительные транспортные проблемы в районе, который и без того неблагополучен в этом смысле. Обычная история: о точных планах застройщиков и властей столичные жители зачастую узнают уже тогда, когда стройка завершилась".

На этой неделе обострился вялотекущий конфликт вокруг здания Московского планетария, в котором вот уже много лет никак не завершится ремонт. "Столичные власти пошли на радикальные меры, чтобы наконец решить судьбу Московского планетария. Они сместили прежнее руководство, назначив в качестве антикризисного управляющего компанию "Покровские ворота". Некоторые СМИ их тут же обвинили в силовом захвате", сообщает "Российская газета" в номере от 31 марта. Ситуацию газете прокомментировал заместитель руководителя департамента имущества Москвы Игорь Игнатов. "Силовой захват - это когда группа вооруженных людей, круша все на своем пути, врывается на предприятие и захватывает его. В данном случае ничего подобного не было. Произошла просто смена менеджмента, которую решили произвести на собрании акционеров. Правительство Москвы, кстати, один из них - ему принадлежит 61 процент акций... Представьте себе: вы строите дом и все время вкладываете в него деньги. Сначала вам говорят, что эта стройка обойдется вам в сто рублей, потом - в тысячу, потом - в пять тысяч... У нас происходило примерно то же самое. Москва потратила миллиард семьсот миллионов рублей. Деньги, за которые планетарий можно было заново отстроить. Тем не менее реконструкция не завершена. К тому же до сих пор не оформлены имущественные права города. потраченные из бюджета деньги ни во что не материализовались. Ни в недвижимость, ни в пакет акций. У города до реконструкции был пакет в 61 процент акций. Но после инвестирования почти двух миллиардов рублей доля города почему-то осталась той же... К тому же возникла угроза банкротства. Мы получили от третьих лиц уведомление о наличии долга в размере 8 миллионов рублей. Это стало еще одним подтверждением, что не все хорошо в финансово-хозяйственном управлении деятельностью планетария", отмечает Игнатов. Что касается сроков, то, по его словам, "к концу года реально завершить все работы, ведь во многих помещениях уже идет чистовая отделка. Вместе с остальными акционерами в ближайшее время будем решать, где взять для этого деньги".

Каково теперь будущее планетария? Как сообщает "Труд" в номере от 1 апреля, ссылаясь на слова гендиректора управляющей компании "Покровские ворота" Андрея Бордунова, "будет проведена строительная экспертиза, которая оценит объем вложений и сделанных работ. Уже сейчас понятно, что научная часть, включая покупку оборудования, не выполнена, хотя финансировалась. В частности, не закуплен телескоп стоимостью 5 миллионов долларов. Когда планетарий откроют, можно будет сказать только после экспертизы".

Между тем, "Московский Комсомолец" в номере от 1 апреля рисует мрачную картину. "По данным источника "МК" в мэрии, один из самых известных столичных долгостроев - Московский планетарий - вскоре откроется после 13-летней реконструкции. Но хотя он и сохранит прежнее название, под его крышей расположится крупнейшее в России игорное заведение. Именно этим обстоятельством и были вызваны быстрые и жесткие действия Департамента имущества города в конфликте с нынешним гендиректором планетария Игорем Микитасовым. Московские власти фактически осуществили силовой захват здания... Известно, что здание Московского планетария подняли на 6 метров. Полезная площадь строения увеличилась с 3 до 14 тыс. кв. м. Но полезной она окажется не для всех. Вместо планетария в новом здании откроют крупнейшее в стране казино, которое официально будет именоваться образовательно-развлекательным центром. В главном игровом зале сохранится знаменитый звездный купол, замененный, правда, на более современную конструкцию. На него по-прежнему будет проецироваться изображение Вселенной. Планируется, что в этом зале также будут проводиться соревнования по боксу и финалы российских и мировых конкурсов красоты. Появление новых помещений позволит открыть в планетарии несколько ресторанов и ночной клуб. Проект также предусматривает создание четырехэтажной подземной автостоянки для гостей развлекательного комплекса, изюминкой которого, естественно, будут азартные игры. В игорном зале разместится около 400 игровых автоматов, 20 покерных столов и 27 столов для блэк-джека", пишет газета. "Справедливости ради надо сказать, что о детях московские власти тоже не забыли. Один из залов игрового мегакомплекса сохранят и оборудуют под прежние задачи. Там будет детское кафе и помещение, где днем школьники смогут прослушать лекцию о тайнах Вселенной. При этом площадь, отводимая в обновленном планетарии для образовательных программ, сохранится на прежнем уровне - 3 тысячи кв. метров". Остается надеяться, что информация "МК" все же является первоапрельской шуткой, хотя в том, что касается стройкомплекса, москвичи чаще настроены пессимистично.

Реставрация и реконструкция памятников архитектуры

"Реконструкция Большого театра - одна из горячих тем этих дней. Совсем недавно глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой объявил о серьезном подорожании работ и затяжке их окончания. Что происходит за глухим забором стройки в самом центре Москвы?", задает вопрос "Труд" в номере от 2 апреля. Свои комментарии по поводу процесса реконструкции дали архитекторы, чиновники, артисты. "Поскольку театр - аварийное сооружение, то единственный метод, который позволяет сделать минимальной осадку здания, - это задавливание свай. Процедура такая: под историческими стенами устраиваются железобетонные ростверки (горизонтальная часть фундамента, в которую упираются снизу сваи. - "Труд"), под них задавливаются сваи, которые встают на скальное известняковое основание. Далее производится поэтапная выемка грунта до минус шестого уровня с монтажом временной распорной системы. В самом низу формируется бетонная фундаментная плита, и уже в обратном направлении, снизу вверх, строятся окончательные железобетонные стены, которые подводятся под существующие исторические. Когда работы закончатся, гарантирую вам, что 150 лет здание простоит безо всяких проблем", заявил, в частности, научный руководитель Академического научно-технического центра Российской академии архитектуры и строительных наук Вячеслав Ильичев. "Под особым контролем находится гидрогеологическая ситуация. По ней сделали математическое моделирование к востоку до речки Неглинки и к западу до Манежной площади. Было установлено, что сезонный подъем воды весной ожидается небольшой, до метра, с ним вполне справятся дренажные системы", добавляет генеральный директор Академического научно-технического центра Российской академии архитектуры и строительных наук Наталия Алмазова. "Я каждый день вижу стройку из окна репетиционного зала. Привыкнуть к этому невозможно: там, где стоял мой гримировальный стол, теперь ездит бульдозер. Зрелище не самое приятное. И вы всерьез думаете, что я на новую сцену выйду? А я боюсь, что не доживу как действующий танцовщик. В марте 2008-го нам театр уже открыли, да? Я опасаюсь, что так же откроют и в октябре 2009-го... А потом, глядишь, на 2015-й, 2020-й отложат...", - скептически настроен солист балета Большого театра Николай Цискаридзе.

"Общественность, историки, краеведы, архитекторы обеспокоены сегодня тем, что в столице исчезают площади, составляющие гордость такого исторического города, как Москва", отмечает "Московская правда" в номере от 2 апреля. Свое видение ситуации газете прокомментировал архитектор Владимир Резвин. "Площадь у Курского вокзала многострадальная. Она была привокзальной еще в конце XIX века, но вокзал тогда был хоть и очень красивый, но маленький. В 30-х годах прошлого века его существенно реконструировали, а в 1972-м построили тот, который существует по сей день... я довольно часто слышу высказывания о том, что архитекторы, строя новое стеклянное здание, не пожалели старое. Это неверно, потому что они его сохранили, спрятав внутри нового сооружения. И сама реконструкция в 1970-х годах была вызвана функциональной необходимостью: вокзал обслуживал пассажиров очень интенсивной железной дороги и буквально задыхался. А вот строительство современного торгового центра "Атриум" на привокзальной площади спиной к вокзалу я ничем объяснить не могу", цитирует газета слова Ревзина. "Очень пострадала площадь Киевского вокзала... Строительство этого вокзала в Москве стало событием. Архитектор Иван Рерберг, построивший его в неоклассике, сделал огромное здание с башней и часами видным отовсюду. Сейчас его закрыл современный торговый центр. Мы все с тревогой ждем, что будет с площадью Белорусского вокзала, потому что проект ее реконструкции не получил широкого обсуждения общественности. Я читал, например, что под угрозой сегодня находится виадук - памятник модерна. С ним явно что-то будут делать, потому что он не справится с большим потоком машин после реконструкции Ленинградки. Всегда немножко пустоватой была площадь Павелецкого вокзала. Но сегодня буквально все пространство занято новым строительством... сейчас на Павелецкой площади происходит то же, что и на площади Курского вокзала: прямо перед носом возводится торговый центр. Это абсолютно неправильное решение, даже если архитекторы построят здесь что-то выдающееся", считает эксперт. В материале идет речь и о других площадях, кроме привокзальных - среди них Таганская, Арбатская, Пушкинская, площадь Маяковского... Осталась ли в столице хоть одна площадь, не пострадавшая от интенсивной городской застройки? "Пожалуй, я назову в качестве примера площадь в конце Яузского бульвара. Очень красивая площадь, откуда расходятся Николоямская и Верхняя Радищевская улицы. Открывается вид на высотный дом, на церковь Николы в Серебряниках, памятник московского барокко. Нельзя сказать, что площадь совсем не изменилась, но она сохранила свое функциональное значение, она красива, она дает обзор... Так что с натяжкой, но именно площадь в конце Яузского бульвара по-прежнему радует, ее не коснулось офисно-торговое строительство", считает архитектор.

Вероника Шарова