Газета "Молодежная смена" ("МС") публикует статью, посвященную теме восстановления Грозного. Журналисты газеты побеседовали с главным архитектором города Джалалом Кадиевым. По их признанию, повод пригласить Кадиева в гостиную "МС" оказался более чем подходящий: накануне читатели буквально засыпали редакцию вопросами в связи с началом демонтажных работ на проспекте Победы. Недоуменные вопросы авторов писем вполне уместны, говорится в статье, так как проспект в Грозном восстановлен совсем недавно и, кажется, горожане еще не успели в полной мере насладиться его красотой и удобством, а тут все разбирается: выкорчевывают елки, снимают тротуарную плитку... Мол, погуляли, и хватит. Проспект Победы по распоряжению президента Чечни Рамзана Кадырова был восстановлен в немыслимо краткие сроки и сдан в эксплуатацию к новому 2006 году, напоминает издание. И теперь главному архитектору города предстояло держать ответ перед читателями газеты и детально рассказать о том, какие изменения ожидают грозненцев на их любимом проспекте (и не только на нем). Зачем надо было так спешно ремонтировать проспект, чтобы потом, спустя всего два года, снова его перестраивать. Отвечая на этот вопрос, Джалал Кадиев вовсе не выглядел прагматиком, что было бы логично для человека его ранга, отмечает "Молодежная смена". Он больше говорил об эмоциональной стороне: "Для полного восстановления нашего разрушенного войной жилья на тот период не было средств и приходилось ограничиваться легким ремонтом дома. У меня у самого примерно такой же случай. Но как только такая возможность появляется, мы тут же ее используем. Вот так и в случае с Грозным, в частности с проспектом Победы. Мы не стали тогда начинать полный объем работ, потому что восстановительные работы затянулись бы надолго, и, может быть, на своих возможностях мы и задохнулись бы".
Главный архитектор Грозного, продолжая эту мысль, добавил: "Как вы, наверное, заметили, не все здания на этом проспекте отремонтированы, мы просто придали вид фасадной стороне. Но зато как это подняло настроение людям, меньше стало отрицательных эмоций, у людей появилось желание жить, созидать. Помню, первое время мне очень тяжело было смотреть на разрушенный город, каждый раз, когда я видел эти руины, на глаза наворачивались слезы. Уверен, так было со многими нашими жителями". Далее журналисты узнали о том, что из 11 секторов, на которые по генеральному плану разбит Грозный, для проведения первоочередных работ по реконструкции были выбраны три (улица Первомайская, проспект Кадырова, Минутка и историческое ядро города - набережная реки Сунжи и проспект Победы).
Главный архитектор города Грозного поделился и своими задумками, которые он вынашивает давно. Например, качественно улучшить транспортную схему г. Грозного: где-то расширить дороги, сделать развязки в наиболее сложных местах пересечения магистралей и т.д. Другая заветная мечта Джалала Кадиева - построить в городе пешеходное кольцо (парк Кирова, набережная Сунжи, площадь Кадырова, площадь перед бывшим цирком и т.д.) с детскими площадками и парками отдыха, чтобы в любом месте под зонтами можно было выпить чай, кофе, посидеть с детьми. Как пишет издание, Кадиев также мечтает построить в районе проспекта Кадырова микрорайон Старый Грозный. Вся прелесть этого уголка будет в том, что все в нем - от зданий, торговых точек, мест отдыха и до одежды обслуживающего персонала - будет сделано под старину с элементами национального колорита. ("Молодежная смена", № 24 от 29 марта 2008 года).

Темы восстановления города Грозного в беседе с корреспондентом "Молодежной смены" коснулся и Руслан Хасбулатов, бывший в свое время председателем Верховного Совета России: "У меня у самого были большие сомнения, когда я с тоской смотрел на эти бесконечные развалины. Ведь Грозный был хуже Сталинграда 45-го года, здесь фактически не было уцелевших домов. Конечно, все это вызывало депрессию, неверие. Неслучайно тогдашний руководитель администрации Чечни Николай Кошман и его приближенные выдвинули идею о том, что Грозный не подлежит восстановлению. Помню, я тогда еще разговаривал с покойным Ахмадом-хаджи Кадыровым [первый президент Чечни, отец нынешнего. - прим. ИА REGNUM] и сказал ему: "Ты не поддерживай эти идеи, они идут вразрез с интересами народа. Город обязательно нужно восстановить". И Ахмад-хаджи подтвердил, что именно эти его инициативы не находят понимания у Кошмана, что у него по этому поводу состоялась встреча с Путиным, на которой каждый высказался за восстановление Грозного".
Хасбулатов также подчеркнул: "Но слабое звено - это промышленный сектор. В свое время грозненская промышленность была даже мощнее ростовской. Если в СССР 6% ВВП приходилось на Грозненский промышленный центр, то на Ростовский - всего 4%. Там были десятки заводов, а в последнее время осваивались новые направления (биотехнологии и т.д.); имелся самый высокий уровень переработки нефти, насчитывавший около 60 фракций".
На вопрос о том, почему за Чеченской Республикой сохраняется ярлык "дотационного региона", Руслан Хасбулатов ответил: "Когда перечисляют некоторые так называемые дотационные регионы и в их числе упоминают Чеченскую Республику, я прихожу в откровенную ярость. 10 лет бомбили, громили, разрушали, и вдруг - дотационная! С какой стати дотационная?! Здесь термин должен быть совершенно другой. Есть в международной практике соответствующие понятия - "постконфликтный регион", "восстановительный период" и др. Учитывая прошедшие здесь две страшные войны, федеральная власть обязана была объявить всю территорию Чеченской Республики особой экономической зоной, освободить ее от федеральных налогов. Какие налоги можно брать с этой несчастной республики, вогнанной в каменный век?!"
Была затронута и болезненная тема - о грозненской нефти, вернее, о правах на нее. Здесь Хасбулатов был категоричен: "На мой взгляд, здесь вообще не должно быть никаких дискуссий. Все 100% остатков чеченской нефти должны оставаться в ведении Чеченской Республики. Только бессовестные люди могут обосновывать попытки компаний претендовать на эту несчастную нефть. Из-за этой нефти, которая добывалась все это время хищнически, и война была развязана, и из-за нее она шла. В свое время царскую Россию питала грозненская нефть, Советский Союз выкачивал ее. Ну, теперь хватит! Сейчас, когда республика находится в сложном положении, дайте ей возможность за счет этой нефти развиваться. Для этого необходимо полностью восстановить Грознефтъ и передать ее в собственность Чеченской Республики. Какие тут могут быть дискуссии? Вообще, я уверен, если бы это дело дошло до Владимира Путина, он дал бы на это разрешение. Вот тогда республиканские власти имели бы возможность для осуществления и развития своих мощностей. Ну, что для России 3-4 миллиона тонн нефти? Недостойно для федеральных властей даже дискутировать на эту тему. Если бы там были настоящие государственные деятели, они постыдились бы претендовать на эту несчастную грозненскую нефть, из-за которой пролилось столько крови". ("Молодежная смена", № 24 от 29 марта 2008 года).

Жаркую дискуссию на страницах газет вызвало сообщение о строительстве нефтеперерабатывающего завода на территории Кабардино-Балкарии, где будет перерабатываться в том числе и нефть, добываемая на территории Чеченской Республики (ЧР). Во время недавней встречи председателя правительства ЧР Одеса Байсултанова с президентом нефтяной компании "Роснефть" Сергеем Богданчиковым был затронут вопрос о целесообразности строительства нефтеперерабатывающего завода на территории Чеченской Республики. По словам Байсултанова, прогнозируемые запасы нефти в Чеченской Республике на ближайшие 10 лет достигают 20 млн тонн, в то время как в Кабардино-Балкарии - лишь 7 млн тонн. Известно также, что в начале апреля текущего года запланирована очередная встреча руководства ЧР с руководством "Роснефти", на которой планируется подписание акционерного соглашения, что позволит в дальнейшем принимать совместные решения по проблемным вопросам. "Это позволит принимать решения более справедливо, так как в нынешний состав директоров Грознефтегаза входили пять представителей от Роснефти и четыре представителя правительства ЧР", - подчеркнул Байсултанов. ("Вести республики", № 23 от 21 марта 2008 года).

Стремительное распространение туберкулеза в республике специалисты объясняют некоторыми поведенческими особенностями населения, отмечает журналист Аминат Абумуслимова в своей статье "Болезнь излечима, больной - не всегда". Автор подчеркивает, что Чеченская Республика всегда была в числе регионов, где население особенно подвержено заболеванию туберкулезом. Возможно, в силу своего географического расположения, возможно, в силу некоторых национальных особенностей чеченцев. (По существующей практике, в большинстве чеченских семей не принято изолировать больного от здоровых членов семьи, боясь задеть его чувства, а это - прямой путь к заражению). У специалистов на этот счет пока еще нет четких выводов, хотя есть достаточно серьезные аргументы в пользу обоих предположений. Бесспорно лишь то, что эпидемическая ситуация по туберкулезу в республике по-прежнему остается напряженной, пишет журналист. К примеру, по последним данным, коэффициент заболеваемости составил 345,5 человека на 100 тысяч населения. И это данные только по выявленным в результате обращения больных случаям. Полномасштабный охват населения профосмотрами, для проведения которых в республике все еще нет соответствующих условий, мог бы, считают специалисты, в разы увеличить число выявленных случаев заболевания туберкулезом. Низкий показатель смертности - 14,1 человека на 100 тысяч населения - не соответствующий другим эпидемическим показателям. Это также лишнее доказательство того, что регистрируются не все случаи смерти от туберкулеза, подчеркивает Абумуслимов. ("Грозненский рабочий", № 10 от 21 марта 2008 года).

В минувшем году на дорогах республики каждые два дня погибал человек, утверждает автор статьи "Автомобиль не роскошь, а роскошное орудие убийства". Сегодня работники Госавтоинспекции рапортуют о снижении этого показателя почти в семь раз. И все благодаря тому, что о такой необходимости впервые заговорили на самом высоком республиканском уровне, пишет автор. Президент Чечни Рамзан Кадыров стал лично принимать участие в ежемесячных совещаниях управления ГИБДД и интересоваться тем, что необходимо для того, чтобы сделать его работу более продуктивной. По мнению президента, главным виновником дорожно-транспортных происшествий является пьяный водитель и именно с пьянством за рулем нужно бороться Госавтоинспекции всеми имеющимися силами. Кстати сказать, на одной из встреч с журналистами он сравнил пьяного водителя с террористом, подчеркнув, что разница между ними лишь в том, что один идет на преступление осознанно, а другой совершает его по воле обстоятельств, в создании которых сам же и повинен.
Между тем, по основным показателям работы УГИБДД МВД по ЧР уже несколько лет подряд твердо держится в тройке лучших по ЮФО. Так, по состоянию на март 2008 года сотрудниками данного ведомства раскрыто 117 преступлений. Выявлено 96 и принято участие в раскрытии еще 112 преступлений. Задержано 156 транспортных средств, находившихся в розыске, причем 131 из них были угнаны в других регионах РФ. Задержаны восемь объявленных в розыск лиц и один преступник, перевозивший наркотические средства. ("Грозненский рабочий", № 11 от 27 марта 2008 года).