Борьба с коррупцией в Кабардино-Балкарии: говорится много, делается мало: мнение

Нальчик, 4 Апреля 2008, 19:57 — REGNUM  Борьба с коррупцией была названа одним из приоритетов в программной речи президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова вскоре после вступления его в должность осенью 2005 года. Его заявления были встречены в республике с особыми надеждами, т.к. коррупция давно проникла в Кабардино-Балкарии во все структуры общества.

В июне 2006 года Арсен Каноков, выступая на X Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, предложил создать единую национальную антикоррупционную систему и систему "прозрачности". Президент рассказал о проводимой в Кабардино-Балкарской Республике (КБР) административной реформе, реализация которой намечена на 2006 - 2010 годы, о механизмах противодействия коррупции. Важнейшим направлением борьбы с коррупцией он назвал повсеместное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в работу государственных органов.

В декабрь 2006 года меры противодействия мздоимству, взяточничеству, злоупотреблениям в органах государственной власти и местного самоуправления обсуждены на оперативном совещании в МВД по КБР.

Говоря об эффективности работы по противодействию коррупции, министр внутренних дел по КБР Юрий Томчак назвал её "недостаточной": выявляемые коррупционные преступления носят малозначительный характер и не затрагивают в достаточной степени коррумпированных должностных лиц. Он отметил, что близость к бюджетным поступлениям до недавнего времени рассматривалась как гарантия личного процветания. Их разбазаривание и разворовывание считалось "нецелевым использованием" бюджетных средств. Профилактика коррупции и минимизация последствий её проявлений, улучшение качества расследования дел данной категории, доведение их до суда, подчеркнул он, - первоочередная задача. На сегодняшний день, заявил министр, практически все сферы общественной жизни в той или иной степени включая сотрудников правоохранительных органов, имеют отношение к коррупции. До тех пор, пока граждане, подчеркнул Томчак, будут сомневаться в целесообразности обращения в органы правопорядка в случаях вымогательства взяток, пока люди будут слепо верить во всемогущество чиновника, а иногда и просто бояться его, ситуацию коренным образом изменить не удастся.

Касаясь взаимоотношений милиции с бизнесом, Томчак указал на необходимость обеспечения защиты предпринимательства республики от произвола чиновников и представителей контролирующих органов.

В апрель 2007 года парламент Кабардино-Балкарии принял закон "О профилактике коррупции в КБР". Среди основных мер по реализации антикоррупционной направленности названы: разработка и реализация антикоррупционных программ, антикоррупционная экспертиза правовых актов, мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов, антикоррупционное образование и пропаганда, оказание государственной поддержки по формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях профилактики коррупции и т. д.

В ходе обсуждения законопроекта в первом чтении депутаты высказывали сомнения, следует ли принимать республиканский закон о противодействии коррупции на фоне подготовки подобного федерального документа, но потом пришли к мнению, что он не будет лишним.

Руководитель Контрольно-Счетной палаты КБР Борис Рахаев поинтересовался, что подтолкнуло прокурора республики выступить с законодательной инициативой по принятию данного закона - недостаточное количество законов в этой сфере или слабая правоприменительная практика, но не получил на этот вопрос ответа.

В декабре 2007 года правительство Кабардино-Балкарии одобрило проект республиканской целевой программы "Профилактика коррупции в КБР на 2008 - 2010 годы". В рамках программы предусматривается, прежде всего, совершенствование нормативной правовой базы, а также реализация антикоррупционной политики. Будет проводиться антикоррупционная экспертиза в отношении тех нормативных правовых актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия госслужащих, а также совершенствоваться деятельность исполнительных органов госвласти по размещению госзаказа. В частности, планируется установление и использование максимального числа процедур, расширяющих свободную конкуренцию среди поставщиков продукции для государственных нужд, устранение случаев участия на стороне поставщиков продукции для государственных нужд близких родственников, а также лиц, которые могут оказать прямое влияние на процессы формирования, размещения и контроля над проведением госзакупок.

В целях противодействия коррупции также будет развиваться система подбора и расстановки кадров, в том числе мониторинг конкурсного замещения вакантных должностей, ротации. В рамках программы будет создан и внедрен курс этического образования госслужащих. Планируется организовать постоянно действующие семинары по вопросам этики госслужбы, включающие в себя элементы правового образования. Для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов госвласти будет принят закон КБР, регламентирующий порядок предоставления ее гражданам.

На проведение мероприятий по профилактике коррупции предполагается израсходовать 2,8 млн руб. Программа будет рассмотрена в первом чтении в парламенте 24 апреля текущего года.

В феврале 2008 года прокурор Кабардино-Балкарии Олег Жариков сообщил на пресс-конференции, что в республиканской прокуратуре создан специализированный отдел по надзору за исполнением законодательства по противодействию коррупции. В него вошли четыре оперативных работника, которые будут предметно заниматься этим вопросом.

"Статус этого отдела достаточно высок, всего его сотрудники в целях обеспечения гарантии независимости назначены непосредственно генеральным прокурором России. Этот отдел входит в состав вертикальной антикоррупционной структуры. Я думаю, что такие организационные изменения в аппарате позволят нам работать более системно в этом направлении, более активно взаимодействовать с другими правоохранительными органами. Надеюсь, в 2008 году мы получим более реальные, значимые результаты в борьбе с коррупцией", - сказал Жариков.

Он подчеркнул, что пока говорить об эффективной борьбе с коррупцией в Кабардино-Балкарии нельзя. "Она остро стоит и сейчас находится в повестке 2008 года в числе одного из приоритетов", - подчеркнул Жариков.

По данным официальной статистики, которые привел прокурор, в прошлом году правоохранительными органами Кабардино-Балкарии выявлено 16 фактов взяточничества (15 - в 2006 г.). Число преступлений против государственной власти, интересов госслужбы сократилось на 26,9%. "Однако такое заметное снижение числа выявленных преступлений, к сожалению, не является свидетельством столь же заметной декриминализации среди чиновников различного ранга", - заметил Жариков.

В середине марта 2008 года назначен начальник антикоррупционного отдела прокуратуры Кабардино-Балкарии. Им стал советник юстиции Виктор Танифа, ранее исполнявший обязанности прокурора города Прохладного КБР.

Деятельность нового отдела направлена на укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства посредством мер, обеспечивающих эффективное противодействие коррупции и ее проявлениям, представляющим повышенную общественную опасность.

В этих целях отдел выполняет задачи по обеспечению: организации и осуществления эффективного прокурорского надзора в системе прокуратуры КБР за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а также за оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельностью, направленной на выявление, пресечение и расследование коррупционных преступлений, представляющих повышенную общественную опасность; привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности; защиты и восстановления нарушенных в результате коррупционных проявлений прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов Российской Федерации, Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образований в уголовном, гражданском и арбитражном процессах в пределах полномочий, предоставленных законодательством, а также возмещения причиненного вреда; своевременного предупреждения средствами прокурорского надзора коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин и условий.

К полномочиям отдела, в том числе, отнесены: надзор за исполнением органами исполнительной власти КБР, подразделениями федеральных органов исполнительной власти в КБР, их должностными лицами законодательства о государственной и муниципальной службе в части установленных запретов и ограничений, представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, противодействии коррупции; надзор за законностью издаваемых органами исполнительной власти КБР, подразделениями федеральных органов исполнительной власти в КБР, их должностными лицами правовых актов, касающихся противодействия коррупции, прохождения государственной и муниципальной службы; надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью по делам коррупционной направленности, а также обеспечивают поддержание государственного обвинения в суде по этим делам.

Однако, отмечает большинство экспертов, дальше разговоров о борьбе с коррупцией в Кабардино-Балкарии дело не идет.

Например, дело в отношение бывшего министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарии Марата Ахохова, после года расследования, развалилось в июне 2007 г. Экс-министру и еще нескольким фигурантам инкриминировалось нецелевое расходования бюджетных средств, которые исчислялись несколькими миллионами евро. В конце июля 2007 г. дело в отношении Ахохова, которое многие в республики называли первым антикоррупционным делом, было закрыто. Ему предоставлено право на реабилитацию в связи с уголовным преследованием. В то же время прокуратура Нальчика заявила о намерена довести до суда уголовное преследование других фигурантов этого дела, не имевших такого высокого ранга. Но скоро и об этом замолчали.

В октябре 2007 г. президент Кабардино-Балкарии, выступая на республиканском гражданском форуме, заявил: "Я не хочу ни потрясений, ни революций в республике". Он заметил, что больше всего усилий нынешней власти ушло "на зачистку завалов от прошлого".

"В республике на самом деле был очень высокий уровень коррупции. Институты гражданского общества не работали. Были огромные проблемы в экономике. И в первую очередь мы эти завалы стали чистить", - сказал Каноков.

В то же время он подчеркнул, что не хотел бы сегодня негативно оценивать власть, которая была до этого. "Это наше прошлое, и мудрость будут заключаться в том, чтобы не унижать тех людей, которые работали в трудные 90-е годы. Да, у них были ошибки (наверное, и нас осудит история). Может, кому-то из них надо покаяться, но я с уважением относился к бывшему президенту и не хотел бы делить Кабардино-Балкарию на прошлых, сегодняшних и завтрашних руководителей", - заявил Каноков.

Он признал, что в республике существует серьезная кадровая проблема. "Когда я начинаю подбирать людей на те или иные должности, для меня разницы нет, когда он пришел во власть. Если он готов добросовестно трудиться, на него никто не будет вешать ярлыка приверженца прежнего режима. У нас и так немного кадров, на кого можно опереться", - отметил Каноков.

Президент КБР предостерег от огульной критики действующей власти. "За 28 лет жизни в Москве я не получал в свой адрес столько компромата, грязи, сколько за два года президентства в Кабардино-Балкарии. Пусть это будет на совести занимающихся этим людей", - заявил он.

"В каких только московских кабинетах я не видел эти письма, написанные практически под копирку! Я надеюсь, что отношение президента России ко мне и других руководителей федерального уровня из-за этого не изменится. К сожалению, политический жанр современного времени в Кабардино-Балкарии таков, что только через компромат люди хотят решить свои проблемы", - сказал Каноков.

По мнению президента, его дискредитацией занимаются люди, которые не реализовали себя в политике и пытаются таким образом вернуться в нее. "Мы знаем, какие активы поступали в Кабардино-Балкарию по федеральным программам. Мы знаем этих людей. Но я не сторонник крови. Можно на них было и уголовные дела завести, можно было и посадить. К чему это приведет, вы знаете. Пусть эти люди просто будут подальше от власти. Надо подождать. Если же придет время проявить жесткость, мы сможем это сделать", - подчеркнул Каноков.

Он заметил, что отвечает за тех людей, которых привел в свою команду. "Если они будут вести неправильную финансовую политику, я готов нести за них ответственность. Но не надо говорить, что я чуть ли не организованную преступную группу в Кабардино-Балкарии создал, чтобы прикрывать свои интересы", - заявил Каноков.

Возможно, исходя их этой позиции главы Кабардино-Балкарии, в республике не было громких отставок чиновников высокого ранга. Да, некоторые из тех, кого народ давно записал в коррупционеры, ушли со своих государственных должностей. Но их благополучное существование после этого не прекратилось. Они лишь перестали мелькать на экранах телевизоров и говорить речи на различных официальных мероприятиях.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
18.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 18 января
NB!
18.01.17
Протесты в Москве: «Диалог — вопрос стабильности самой социальной системы»
NB!
18.01.17
Протестная активность в Москве: «Собянин спасает рейтинг Путина»
NB!
18.01.17
«Без радикальных мер транспортные проблемы Москвы было не решить»
NB!
18.01.17
В Госдуме придумали, как увеличить число мужчин-учителей
NB!
18.01.17
«Нападение на Литву – не теоретическая угроза»
NB!
18.01.17
Россия готова отменить «закон Димы Яковлева» — Матвиенко
NB!
18.01.17
Что московские власти будут делать без рейтинга Путина?
NB!
18.01.17
Коста-Рика: как живут индейцы в самой счастливой стране мира
NB!
18.01.17
65% граждан считают Россию передовой и развитой страной: опрос
NB!
18.01.17
Государственная машина Казахстана по производству смыслов
NB!
18.01.17
В России выплачено 22,9 млрд рублей долгов по зарплате
NB!
18.01.17
Обама выпустил на свободу борца за независимость Пуэрто-Рико
NB!
18.01.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 18 января
NB!
18.01.17
ЕС почему-то ведёт себя «не совсем умно»: обзор «евроинтеграции» Украины
NB!
18.01.17
2017 год. Будет ли положен предел экспансии Турции на Ближнем Востоке?
NB!
18.01.17
Армянский предвыборный пазл
NB!
18.01.17
Сколько раз проходил крещение Господь Христос
NB!
18.01.17
За свадьбы со стрельбой следует конфисковывать автомобиль – Жириновский
NB!
18.01.17
100 лет революции: Не можем вернуть все храмы РПЦ — Жириновский
NB!
18.01.17
Юридический ребус Лаврова для Алиева и Мамедъярова
NB!
18.01.17
«Нефть поддержали»