Приднестровское урегулирование: "Молдавия не примет ни единого решения по приднестровской проблеме без веского слова России". Политика: "Не имея общих границ с Россией, в случае присоединения Молдавии к Румынии, Приднестровье предпочтет вернуться в объятия няньки Украины". Общество: "В Приднестровье происходит грубейшее нарушение интересов общественности".

Приднестровское урегулирование: "Молдавия не примет ни единого решения по приднестровской проблеме без веского слова России"

"В вопросе урегулирования молдавско-приднестровского конфликта позиция Российской Федерации такова, что она, прежде всего, выступает за равноправный диалог Кишинёва и Тирасполя, - пишет "Новая газета". - Можно выделить несколько основных принципов сегодняшнего курса ПМР. Первое: молдавско-приднестровские отношения могут строиться как исключительно диалог между двумя самостоятельными государствами. Сам президент ПМР Игорь Смирнов готов разговаривать с любым деятелем, способным принести пользу народам Молдавии и Приднестровья. При этом требуется признать равноправие сторон, не отступая от ранее достигнутых договорённостей. Но ПМР, так или иначе, строит независимое государство, самостоятельно выбирая свои приоритеты, среди которых главный - это отношения с Россией. Второе: Приднестровье будет развивать сотрудничество с регионами РФ, оказывающими помощь республике. Надо продолжать работу над реализацией протокола "Жуков-Смирнов". (23 мая 2006 года в Москве по итогам рабочей встречи заместителя председателя правительства Российской Федерации Александра Жукова с президентом Приднестровья Игорем Смирновым был подписан протокол. Подписание данного комплексного документа, предусматривает установление прямых связей между Россией и Приднестровьем в различных областях. Основой протокола "Смирнов - Жуков" являются ключевые принципы и положения Меморандума "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем" от 8 мая 1997 года - прим. ИА REGNUM). Третье: косовский прецедент дал новый импульс борьбе Приднестровья за независимость. Четвертое: ПМР готова сотрудничать с международным сообществом, причём сам президент республики относится с уважением ко всем. Пятое: как отмечает сам президент ПМР, "сегодняшние проблемы нельзя решить, просто договорившись с Владимиром Путиным или Бушем".

"Что касается непосредственно переговорного процесса, то формат "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ - посредники, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) означает консультативное совещание, - отмечает "Новая газета". - Предложений у членов формата никаких нет, а вот Кишинёв постарался принять решение без участия самих приднестровцев. Речь, в частности, идёт о Законе 2005 года (22 июля 2005 года на пленарном заседании парламента Молдавии был принят закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению". - прим. ИА REGNUM)".

"Так что Москва сейчас ведет разговоры о нормализации отношений с Молдавией, но при этом больше говорится об образовательных и иных проблемах. Необходимо признать, что в разные времена у разных стран существовали разные интересы, но в данном случае Россия поддержит тех, кто сумеет договориться между собой", - резюмирует издание.

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "У Молдавии есть своя концепция развития страны до 2011 года. Концепция имеет силу закона, и была опубликована в официальном издании "Мониторул офичиал". Приднестровью и его интеграции посвящена целая глава. Первостепенная и главная задача молдавского правительства и парламента - возвращение в бывшую семью молодого приднестровского государства - именно эту проблему сейчас пытается решить всеми возможными способами официальный Кишинев. Принятая стратегия национального развития на четыре года содержит некую информацию, которая должна была заинтересовать европейское сообщество. Но как говорят политологи, рецептов счастья для молдавского правительства в статье о Приднестровском регионе все-таки не обнаружится. К сожалению, молдавские политические лидеры сегодня не отличаются энергетикой и творчеством политического мышления, они для себя смоделировали какую-то позицию, и не воспринимают больше никаких других предложений - они закоренелые сторонники только одной идеи. Молдавские лидеры всегда отличались тем, что слышали только свою точку зрения, а может и не хотели слушать другие мнения, даже если они были авторитетными и более правильными".

"Сегодня же, как бы ни ориентировалась Молдавия на ЕС, она не примет ни единого решения по приднестровской проблеме без веского слова России. Таким образом, говорить о новых инициативах Молдавии скорее приятно самой же Молдавии. А многие ведь могут и подумать, что власти Молдавии стараются разрешить конфликт. Хотя переговорный процесс уже два года никак не выходит из состояния замороженности, внешнеэкономическая деятельность предприятий не разблокирована и равноправный диалог не обеспечен. (28 февраля 2006 года в Тирасполе в здании офиса миссии ОБСЕ проходил второй этап четвертого раунда переговоров по приднестровскому урегулированию в формате "5+2". Переговоры проходили за закрытыми дверями. Более чем через четыре часа после начала совещания представители молдавской делегации во главе с министром реинтеграции Республики Молдова Василием Шовой покинули зал заседаний. Шову пытались остановить сначала глава миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл, потом - представитель делегации от Приднестровья Александр Порожан. Однако Василий Шова от своего намерения не отказался и без комментариев покинул переговоры - прим. ИА REGNUM). В реальности, с мертвой точки, поставленной несколько лет назад, обстоятельства не сдвинулись. Поэтому принятая концепция развития страны может просто пополнить архивы и никакой реакции со стороны России, ЕС или ПМР не будет. Слишком много уже было беспочвенных и бесполезных инициатив и документов, на которые обращали много внимания", - отмечает Первый республиканский телеканал Приднестровья.

Политика: "Не имея общих границ с Россией, в случае присоединения Молдавии к Румынии, Приднестровье предпочтет вернуться в объятия няньки Украины"

Газета "Приднестровье" пишет: "Не будет большим преувеличением предположить, что с парламентскими слушаниями по вопросам непризнанных государств СНГ - Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья многие жители этих многострадальных республик связывали особые надежды. В итоговом заявлении Госдумы РФ говорится, что для Абхазии с Южной Осетией при определенных условиях предполагается процедура признания Российской Федерацией их суверенитета от Грузии, а для Приднестровья такая мера пока не предусматривается. Объясняется деление непризнанных республик СНГ на тех, кому дарована надежда, и на тех, кому в ней отказано (по крайней мере, пока), тем, что руководство Грузии не только декларировало о своем намерении привести страну в НАТО, но и фактически приступило к реализации этого проекта. Ну а президент Молдавии Воронин в очередной раз, словно флюгер, развернулся в сторону Москвы и сделал ряд заявлений, в основном для печати, которые, однако, были приняты в Кремле за смену политического курса молдавского руководства. Очевидно, в Кремле в очередной раз (правда, непонятно на каком основании) решили поверить президенту Молдавии и предпринять еще одну попытку решить приднестровскую проблему путем урегулирования конфликта в рамках единой Молдавии".

"Заявление Государственной думы РФ пестрит выражениями, предполагающими бесконечно долгий процесс перехода от теории к практическим действиям: "рассмотреть вопрос", "изучить возможность", "активизировать усилия", - отмечает газета. - Даже выделенные приоритетом Абхазия и Южная Осетия, согласно заявлению, могут рассчитывать на определенную помощь со стороны РФ только "в случае возможного вооруженного нападения Грузии на Абхазию и Южную Осетию или шагов по форсированному продвижению Грузии в НАТО". Но и в этом случае предлагается лишь "рассмотреть возможность ускорения объективного процесса суверенизации Абхазии и Южной Осетии". "Как подсказывает предыдущий опыт, процесс "рассмотрения" может длиться бесконечно долго, и не факт, что он завершится непременно принятием конкретного решения", - подчеркивает издание.

"Еще сложнее выглядит ситуация, складывающаяся вокруг Приднестровья. Узкая полоска приднестровской земли зажата между стремящейся в НАТО Украиной и практически обреченной стать территорией Румынии Молдавией, - пишет газета "Приднестровье". - Воронину осталось править последний год. Кто бы ни пришел ему на смену (скорее всего, это будет не представитель компартии), он без сомнения поведет страну в Европу. А поскольку нынешнюю Молдавию там никто не ждет, для продвижения в евронаправлении ей просто необходимо будет объединиться с Румынией. Прорумынские силы в Молдавии крепнут день ото дня - и это ни для кого не секрет, кроме московских политиков. Поэтому долгосрочные союзнические отношения с Молдавией, на которые сейчас надеется Россия и делает ставку в своей внешней политике, жертвуя Приднестровьем, представляются весьма призрачными".

"В кругах российской правящей элиты и среди значительного числа думцев бытует мнение, что не стоит торопиться с признанием даже Абхазии с Южной Осетией, не говоря уже о Приднестровье, - отмечает издание. - И при этом никто не пытается хоть на минуту представить себе состояние людей, народов, населяющих эти республики. Каково им жить десятилетия практически в нищете, поддерживая огонек жизни, как выясняется, весьма призрачной надеждой? Каково ощущать себя лишь наживкой на "крючке", на который высокопоставленные политические "рыбаки" пытаются поймать "рыбу" с названием Грузия или Молдавия?"

"А ведь люди ни в чем не виноваты, - пишет газета. - Они не виноваты в том, что, разрушая их общий дом, у них не спросили согласия, они не виноваты в том, что кровью своей заплатили за право остаться в родной стране, когда национал-сепаратисты рванули из Союза куда глаза глядят. И, словно в награду за преданность, их сегодня выталкивают из родного дома в объятия тех, кто этот дом разрушил. Помнит ли история человечества примеры такого глумления над преданностью в угоду предателям?". "А ведь нынешний статус-кво бесконечно долго продолжаться не может", - подчеркивает издание.

"Бухарестский саммит НАТО может завертеть события с калейдоскопической сменой ситуации, - отмечает газета "Приднестровье". - И тогда у России, возможно, не останется времени на "рассмотрение вопроса" и "изучение возможностей".

"Приднестровье, как известно, не имеет общих границ с Российской Федерацией, а это означает, что при вполне вероятном присоединении Молдавии к Румынии Приднестровье, в стремлении любыми путями остаться в славянском поле, предпочтет вернуться в объятия няньки Украины", - подводит итог издание.

"Новая газета" пишет: "В итогах рассмотрения проблем непризнанных стран в российской Думе нет ничего удивительного, так как Думу прошлого и нынешнего созыва полностью контролирует Кремль. Ещё намного ранее депутаты официально переложили груз ответственности за конкретные внешнеполитические шаги на плечи президента РФ. Более того, Приднестровье как отдельно взятую, самостоятельную проблему в игре и торговле сверхдержав не рассматривают. Дело всего лишь в том, что президенту РФ нужно поле для манёвра на саммите НАТО в Бухаресте. Там рассматривается проблема расширения Альянса и, в частности, подключения к нему полностью или частично Грузии и Украины. Но от Молдавии, ослабленной винными санкциями, Россия надеется вырвать железные гарантии нейтралитета и невступления в НАТО. Поэтому Приднестровье без излишних церемоний было отделено от остальных и отодвинуто в сторону".

"Сегодня в официальных СМИ поднялись рыдания и стоны: как же так, ведь "мы же россияне по духу", "у нас российский менталитет", "мы - форпост России на Балканском направлении", "без нас вокруг России замкнут геополитическую дугу, - отмечает газета. - Короче, этот подхалимаж, направленный на получение политических дивидендов, "халявных" газа и денег, не сработал. Использовав нас, то есть Приднестровье, отложили в сторону: отдохните, пока клиент снова наберётся сил". "Обо всём этом приднестровская оппозиция предупреждала уже давным-давно", - подчеркивает издание. - Так, газета "Правда Приднестровья" писала ещё летом 2007 года: "Для нынешней российской власти Приднестровье, равно как и Абхазия с Южной Осетией, необходимо лишь как инструмент политического шантажа. Шантажа в целях утверждения геополитического господства на постсоветском пространстве. И стоит только руководству Молдавии заявить о переходе в зону влияния России, как ПМР для официальной власти РФ перестанет существовать", - пишет "Навоя газета".

"Таким образом, очевидно, что Приднестровью надо было не загонять себя в угол, уходя от переговоров, а брать инициативу в свои руки, предложив собственный, приднестровский план урегулирования. Конечно, нынешняя власть на это просто неспособна. Но народу от этого не легче. Граждане ПМР изображали из себя непримиримых в расчёте на то, что это усердие заметят и оценят. А людьми в очередной раз попользовались. Интересно, в последний ли?" - резюмирует издание.

Общество: "В Приднестровье происходит грубейшее нарушение интересов общественности"

Газета "Приднестровье" пишет: "На рассмотрении в Верховном Совете ПМР находится законопроект "Об общественных объединениях", в связи с чем активизировалось внимание к нему и самих общественных организаций и объединений. По их просьбе решением сессии перенесено принятие законопроекта во втором чтении, чтобы представители общественности получили дополнительное время для более детального изучения данной разработки, представления в Верховный Совет своих замечаний и предложений. В развитии гражданского общества в республике и обеспечении благоприятного режима для функционирования общественных формирований заинтересованы все: и лидеры общественности, и сами депутаты".

"Представители общественных организаций и политических партий даже получили возможность высказать свое мнение на заседании профильного комитета Верховного Совета по вопросам общественных объединений, молодежной политики, спорта и СМИ, - отмечает издание. - Как пояснил председатель профильного комитета Вячеслав Тобух, в таблицы поправок к подготовленному к рассмотрению во втором чтении законопроекту включены, в основном, предложения, направленные ранее президентом ПМР. Конкретных же поправок от общественных организаций в ответственный комитет до настоящего дня не поступало".

"Говоря о проделанной общественными объединениями работе над законопроектом, представитель руководства Патриотической партии Приднестровья (ППП) Игорь Иваненко подчеркнул, что в итоге по ряду положений возникло новое видение, появились концептуально важные предложения, - пишет газета. - В частности, предлагается ввести в закон некоторые новые понятия, такие, как "социально значимые общественные объединения", ввести новую статью о государственной поддержке общественных объединений. В качестве мер по созданию благоприятного режима для функционирования общественных объединений назывались целевое финансирование со стороны государства отдельных социально значимых программ, наделение объединений определенными льготами, освобождение от уплаты налогов, безвозмездное пользование помещениями для офисов и т.д. Предлагалось немало других поправок, для обсуждения которых, по мнению ППП, при ответственном комитете необходимо создать совместную рабочую группу. Предложение о создании рабочей группы, необходимости конструктивного подхода в дальнейшей совместной работе над законопроектом поддержали и другие представители общественных формирований - партия "Республика", партия "Народная воля Приднестровья", ЛДПР, общественное объединение "Боевое братство Приднестровья".

"Следуя необходимости гармонизации законодательства ПМР с российским, нужно, с одной стороны, не упускать важные нормы, прописанные в российском законе об общественных объединениях, с другой - учитывать уникальные особенности развития приднестровского общества, - отмечает издание. - В этом плане предлагалось установить, в частности, что общественное объединение должно создаваться по инициативе не менее десяти физических лиц (законопроектом предлагается не менее трех), исключить запрет быть учредителями должностным лицам исполнительных органов госвласти как противоречащий Конституции, интересам развития гражданского общества. Также исключить необходимость перерегистрации общественных объединений в связи с принятием нового законопроекта".

"В итоге при наличии разных мнений и предложений задача всех представляется общей - конструктивно и вдумчиво проработать законопроект, чтобы совместный труд пошел на пользу обществу, строительству современных общественных отношений", - резюмирует газета.

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "То, что законопроект "Об общественных объединениях" не был согласован с институтами гражданского общества республики, является самым первым нарушением интересов общественности. То есть сейчас в Приднестровье происходит грубейшее нарушение интересов общественности. Если ПМР является демократическим государством и если эти принципы гражданского общества в этом государстве являются приоритетными, то естественно, что такой фундаментальный законодательный акт, как закон об общественных объединениях, должен быть в той или иной степени обсужден и принят. В первую очередь, прежде чем повышать уровень административного контроля над общественными объединениями, необходимо предоставить систему мер по государственной поддержке этих организаций. Должны быть меры, направленные на создание системы социального заказа для общественных объединений. Должна быть создана государственная грантовая программа, как есть во всем мире в настоящее время. Должна быть создана определенная система государственных преференций для социально значимых общественных организаций".

"Также возмущает представителей общественных объединений и требование законодателей провести перерегистрацию общественных объединений и запрет на участие в работе организаций всем должностным лицам исполнительных органов государственной власти. За собой же законодатели сохранили это право. Это ужесточение положений Конституции, что недопустимо. По словам заместителя начальника управления по работе с общественными организациями администрации президента ПМР Григория Брязу, "если будут предложения от политических партий и общественных организаций, мы сделаем все возможное для того, чтобы максимально учитывать их мнение, и уже с учетом мнений общественных организаций и политических партий подготовить единый документ, который будет предоставлен президенту для того, чтобы он рассмотрел и принял решение: вынести в качестве законодательной инициативы перед Верховным Советом данное предложение, либо подготовить другие предложения для внесения изменений в указ или закон", - отмечает Первый республиканский телеканал Приднестровья.