За последние годы в Архангельской области, по данным областного Департамента социальной защиты населения, количество детей, попадающих в трудную жизненную ситуацию, становится все меньше. Однако их количество по-прежнему велико. К примеру, 6,8 тысячи детей в области проживают в социально-неблагополучных семьях. О том, какая помощь им оказывается и с какими трудностями еще предстоит справиться, корреспонденту ИА REGNUM рассказал директор департамента Андрей Калашников.

ИА REGNUM: Андрей Владимирович, какие дети относятся к категории попавших в трудную жизненную ситуацию? И много ли таких детей сейчас в Архангельской области?

В эту категорию входят дети-инвалиды, социальные и просто сироты, безнадзорные дети и дети, проживающие в социально-неблагополучных семьях. Точное их количество неизвестно, могу сказать, что на учете департамента, к примеру, находятся свыше 2 тысяч семей, находящихся в социально опасном положении, в них проживают 4426 детей. Однако, стоит отметить, что показатели по численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в нашей области постоянно снижается. К примеру, количество безнадзорных детей за 6 лет сократилось в 4 раза и составляет сейчас 362 ребенка.

ИА REGNUM: А что влияет на положительную динамику? Какие меры для этого предпринимает департамент?

На улучшении ситуации сказывается сразу несколько факторов. Это и рост благосостояния общества в целом, и развитие системы органов, которые занимаются этими проблемами. Сегодня нашей первоочередной задачей является выстраивание структур, способных оказать необходимую помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Такими структурами являются либо социально-реабилитационные центры, либо социальные приюты. Цель таких учреждений - это содержание детей до тех пор, пока они не будут устроены в детский дом или семью. Время нахождения ребенка в таком учреждении может затянуться до года, именно столько порой уходит времени на оформление лишения прав его родителей. Причем, нашей целью является, прежде всего, возвращение ребенка в семью (если это возможно), а не определить в детский дом. В 70-75% случаев после пребывания ребенка в приюте или центре нам удается вернуть его в семью.

ИА REGNUM: Сколько таких учреждений в области в настоящее время и сколько еще предстоит открыть?

На данный момент таких заведений по области 14: 10 социально-реабилитационных центров и 4 социальных приюта. В 2008 году подобные учреждения появятся в северных районах области - Лешуконском, Пинежском и Мезенском. В идеале, если в каждом районе области будет целая сеть таких учреждений, то есть несколько таких центров в каждом районе, так как потребность в них действительно есть.

ИА REGNUM: С какими проблемами приходится сталкиваться при открытии центров? Есть ли какие-то препятствия?

Главная проблема - найти помещение для центра или приюта. К сожалению, мы не имеем возможности строить новые здания, а предложений из района пока немного, но планы на перспективу есть. Есть также и проблема с кадрами. С одной стороны, в области готовят социальных педагогов, но, к сожалению, далеко не все специалисты соглашаются ехать работать в сельскую местность.

ИА REGNUM: Как я понимаю, эти учреждения направлены на оказание оперативной помощи детям. Может, стоит направить усилия и на развитие профилактических мер по предупреждению критических ситуаций в семье?

Действительно, мы намерены уходить от оказания лишь срочной помощи детям и начать развитие профилактических центров. К примеру, в ближайшее время такой центр будет открыт в областном центре.

ИА REGNUM: Особое место в категории детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, занимают дети с ограниченными возможностями. Сколько их сейчас в области? Что является приоритетным в решении их проблем?

На учете департамента более 4 тысяч детей-инвалидов, из них более 500 проживают в спецучреждениях. Это достаточно тяжелые дети с высокой степенью умственной отсталости. По статистике, количество детей с ограниченными возможностями в Архангельской области значительно сократилось за последнее время. Однако, фактически это не означает, что дети стали рождаться преимущественно здоровыми. На "положительной" динамике сказалось, в первую очередь, ужесточение требований медэкспертизы для получения степени инвалидности. То есть те, кто раньше являлись инвалидами, теперь к ним не относятся. Так, за 4 года численность детей-инвалидов в области сократилась на 1200 человек. Не секрет, что проблем у инвалидов много. Одной из них является образование. Мы убеждены, что дети инвалиды должны иметь возможность обучаться со здоровыми детьми. И, скорее всего, спецшкол со временем станет меньше. Однако процесс этот не скорый и требует значительной подготовки, в том числе, и педагогов общеобразовательных школ.

ИА REGNUM: Для создания условий для полноценной жизни инвалидов необходимо создавать инфраструктуру. Будет ли сделано в ближайшее время что-то в этом направлении?

В последнее время, например, пандусы, есть почти у каждой новостройки. Однако, это не говорит о том, что проблема передвижения по городу инвалида на коляске решена. Даже если каждое здание будет иметь пандус, то инвалид на коляске вряд ли сможет доехать до этого пандуса. Главная проблема здесь - состояние дорог (я уж не говорю о сельской местности, где дорог почти нет). Это очень тяжелая проблема для нас и она требует больших вложений. Как скоро она будет решена, зависит не только от нас.

ИА REGNUM: Может быть, стоит создать комплексную программу по решению всех проблем детей-инвалидов сразу?

Мы пытались создать комплексную программу, но не вышло. Дело в том, что комплексная программа предполагает комплексное финансирование, ведь отдельный исполнитель - это отдельный бюджет. Это порождает ряд сложностей, поэтому в конечном итоге оказалось, что проще решать проблемы инвалидов каждому ведомству по отдельности. Стоит отметить, что и департамент здравоохранения, спорткомитет и другие ведомства также участвуют в решении определенных проблем инвалидов и предусматривают соответствующие мероприятия в своих программах. Но, безусловно, решение многих проблем еще впереди.