Цены на энергоносители в Латвии растут, как на дрожжах. Что ожидает латвийский бизнес? Не возникла ли еще такая ситуация, что часть предприятий могут запросто закрыться в виду своей неконкурентоспособности, а наиболее мобильные сменить страну прописки?

Как стало известно из латвийской прессы, правительство Иварса Годманиса высказало уверенность, что недавнее первоапрельское подорожание электроэнергии на 36-39% увеличит инфляцию в стране не более чем на 0,7%. Прогнозируется, что цены производителей на товары и услуги вырастут всего на 0,2%, а промышленные издержки увеличатся на 0,6%. При этом, как отмечает Министерство экономики, не во всех отраслях есть возможность компенсировать рост издержек - чем выше конкуренция в отрасли, тем чаще компенсация происходит за счет уменьшения прибыли.

В то же время пока никак не комментируется еще один важный момент, а именно, рост тарифов на газ для крупных потребителей на 17-21%.

Мнение крупных предпринимателей на предмет вероятности нового, более мощного, чем предполагает кабинет Годманиса, скачка инфляции, достаточно четко озвучила член правления NP Properties (крупнейший в Латвии застройщик индустриальных парков) Элита Моисея. В интервью порталу Delfi она спрогнозировала, что рост тарифов на энергоносители приведет к более значительному росту издержек и подорожанию окончательного продукта - цены на отдельные латвийские продукты могут вырасти до 20%. "Со стороны государства ничего не делается для того, чтобы облегчить работу производителей и увеличить конкурентоспособность. Все предусмотренные правительством мероприятия долгосрочны, в то время как для решения насущных проблем экономики не делается ничего", - заявила Моисея.

Президент Латвийской конфедерации малых и средних предприятий Эрик Розенцвейг также считает, что уровень инфляции будет выше того, на который надеется правительство. В интервью с корреспондентом ИА REGNUM, он назвал нынешнюю экономическую ситуацию в Латвии, когда неуклонный рост стоимости энергоресурсов накладывается на очень высокие налоги, "просто параноидальной". "Новое повышение цен на электроэнергию почти в равной мере распространяется и на товаропроизводителей, и на производителей услуг. Правда, на первых - значительно больше. Когда же наступает ситуация, при которой производить продукт становится себе дороже, то тут или сворачивай предприятие или жди момент его гибели, - сказал Розенцвейг. - Поэтому вывоз товаропроизводящих предприятий из Латвии - вопрос вполне реальный. Но для больших предприятий. Для малых ситуация наступила просто критическая. Малые предприятия Латвии сегодня сидят без денег и без реализации товара".

Как стало известно из латвийской газеты "Час", компания Lursoft совместно с Регистром предприятий провела серьезное исследование, в котором проанализированы показатели коммерческой деятельности в Латвии за первые три месяца 2008 года. Вывод, сделанный исследователями, неутешителен: бизнес в Латвии становится не выгодным, если он не связан с поставками энергоносителей. "Рентабельность латвийских предприятий критически снижается, об этом свидетельствуют обработанные данные уже поданных годовых отчетов за 2007 год", - полагает экономический обозреватель "Часа". Если в 2006 году средний показатель рентабельности был 5%, то в 2007 году он снизился до 3%. "Естественно, что в ближайшем будущем, после повышения тарифов на газ и электричество, рентабельность латвийских предприятий вряд ли вырастет. За исключением тех, кто собственно и поставляет газ и электричество", - пишет газета.

Бизнес четко реагирует на ухудшение экономической ситуации в Латвии. В первом квартале 2008 года в Латвии, по данным Lursoft, было зарегистрировано на 8,9% меньше новых коммерческих структур, чем за соответствующий период прошлого года. За это же время количество процессов неплатежеспособности выросло на 4%, с 347 за три первых месяца 2007 года до 361 за этот же период 2008 года.

В исследовании Lursoft хватает и прочего негатива. Стремительный рост расходов на рабочую силу и энергоресурсы, одни из самых высоких налогов в ЕС, связанных с рабочей силой, необоснованное повышение налога на недвижимую собственность, который в Латвии почти в 10 раз выше, чем в других странах - участницах ЕС, оттолкнули многих предпринимателей от создания новых предприятий и подтолкнули уже существующие к краху, отмечают исследователи. Эти же факторы повлияли и на охлаждение рынка кредитования. По данным Lursoft, за три месяца текущего года заключено только 4 682 договора о коммерческих залогах на общую сумму требований 2,83 миллиарда латов. Сумма требований по ним сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 18,2%. Наконец, главным экспертом в области удорожания продукции и услуг является сам латвийский потребитель.

31 марта ЦСУ Латвии сообщило, что оборот латвийских предприятий розничной торговли за два первых месяца 2008 года (то есть еще до первоапрельского повышения цен на энергоносители) по сравнению с тем же периодом 2007 года увеличился всего на 0,2% (напомним, что в 2006 году прирост розницы составлял 29,4%).

Президент Латвийской конфедерации малых и средних предприятий Эрик Розенцвейг полагает, что размер очередного витка инфляции правительством сильно занижен. "Правительство назвало цифру порядка 0,7%. Но я как-то не помню, чтобы благие намерения нашего правительства оправдывались хотя бы на 30% процентов... Так что думаю, что эта цифра минимум на треть занижена, - заявил Розенцвейг. - Не знаю, как у наших соседей, эстонцев и литовцев, но жизнь показывает, что латвийский кабинет министров во всем постоянно и четко придерживается третьего принципа большевизма, который гласит: "Мы не знаем, что мы строим, но должны построить до конца!"

Евгений Орлов, специально для ИА REGNUM.