Угрозыск Кабардино-Балкарии: Все обращения по поводу кражи невест заканчивались миром
Кабардино-Балкария, 3 апреля, 2008, 19:20 — ИА Регнум. Нет никакой необходимости вносить изменения и дополнения в статью 126 Уголовного кодекса РФ, предусматривающую уголовную ответственность за похищение человека. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал начальник Управления уголовного розыска
"Статья эта самодостаточна, хорошо комментируется. Госдума поступила совершенно правильно, отказав в этой инициативе. Законодательство должно быть для всех граждан одинаково, не зависимо, мужчина он или женщина", - считает Шукаев.
"За десять лет, которые я проработал в криминальной милиции Нальчика, помню всего пять - шесть фактов, когда в органы правопорядка обращались граждане в связи с похищением невесты. Но и по ним дела не возбуждались, т. к. все заканчивалось миром", - добавил Зубер Шукаев.
Такую же позицию в отношении изменений в 126-ю статью УК РФ занимает председатель Комитета парламента Кабардино-Балкарии по законодательству Руслан Абазов.
Обращаясь к истории обычая похищать невесту, можно процитировать книгу профессора Сараби Мафедзева: "Процедура вступления в брак у адыгов имела несколько разновидностей. Во-первых, и это надо считать главным, молодые вступали в брак по взаимному согласию и одобрению сторон жениха и невесты. Во-вторых, молодые сговаривались между собой, а затем, как бы между прочим, через друзей, ставили в известность родителей. Последние, особенно родные девушки, давали свое негласное добро, и жених уводил невесту от кого-нибудь из родственников девушки или же с какого-либо торжества. Третье - это умыкание, похищение невесты. В литературе оно расписано так старательно, со смаком, так много ему уделено внимания, что, кажется, будто авторы намеренно хотели подчеркнуть дикость и бесчеловечность, якобы свойственные горцам. Выделяют три формы умыкания: похищение без согласия девушки и вопреки воле ее родных, похищение с согласия девушки, но против воли ее родни, и фиктивное похищение по соглашению всех заинтересованных лиц и сторон".
"Насколько можно заметить, так называеемое фиктивное похищение ничем не отличается от того, когда молодые вступали в брак по взаимному согласию сторон, только форма организации свадьбы и ее порядок нарушались. Настоящим умыканием, конечно же, являлось, когда молодой человек, сговорившись с дружками, без всякого учета мнения девушки похищал ее. Существовали даже два термина: "унэидзэхьэ", когда девушку заставали где-нибудь вне дома и похищали, и "унэиуэ", когда насильственным образом ее забирали из ее же дома. И в том и в другом случае это могло произойти с беззащитной девушкой без братьев, с сиротой и т. д. Однако категорически можно утверждать, что в правила поведения это не входило. Если подобное считалось удальством, геройством для парня, то девушку оно обрекало на страшное несчастье, когда при помощи старших "регулировались" отношения сторон и девушка мирилась со своей участью, судьбой", - говорится в книги.
"Крайне неодобрительно относились адыги к тому, чтобы девушка без согласия родителей, не предупредив их через кого-то, самовольно, тайно выходила замуж (кIуэсэн). От такой дочери, бывало, отка-зывались родители и родные (хъэрэм ящIырт), не принимая никакого участия в ее свадебных торжествах и прерывая всякие дальнейшие связи. А если хоть как-то и мирились с этим, отношение к дочери всегда оставалось холодным, но зятя редко когда винили. Неприязнь еще больше усиливалась, если такая девушка выходила замуж, оставив старшую сестру, а о том, чтобы с согласия родителей выдать замуж младшую дочь раньше, чем старшую, не могло вообще идти речи", - пишет в своей книге профессор Сараби Мафедзева.
В настоящее время молодые чаще всего прибегают к имитации похищения. Как правило, по этому пути идут менее обеспеченные граждане, чтобы сократить расходы, связанные с процедурой официального сватовства. Вскоре после такого похищения родителям девушки сообщают, где она находится. На следующий день родственники девушки едут в дом "похитителя" и спрашивают, согласна ли она там остаться. Если девушка говорит, что хочет вернуться домой, то родственники ее забирают. Но на такое решаются единицы. Даже если похищение было недобровольным, редко какая девушка после возвращения из плена сможет затем выйти замуж за другого.
Следует отметить, что правоохранительные органы весьма лояльно относятся ко всем случаям, связанным с похищением девушек, расценивая их однозначно как предсвадебные мероприятия.
Один из жителей Нальчика рассказывает, что его звонок в милицию по поводу такого случая вызвал совершенно неадекватную, на его взгляд, реакцию милиционеров.
"Это было несколько лет назад. Поздно вечером я провожал свою знакомую домой. И на наших глазах в проезжающую по улице машину силой затолкали девушку, шедшую впереди. При этом было совершенно очевидно, что она не хотела подобного развития событий, девушка кричала и просила позвонить куда-то. Куда, я не расслышал, поэтому сразу позвонил по мобильному в милицию. Около часа ночи я вернулся домой. Вскоре мне позвонили на мобильный из милиции и спросили, не запомнил ли я номер машины. Я сказал, что больше ничего сообщить не могу. В четыре утра в нашу квартиру стали звонить и затем стучать изо всех сил и кричать: "Откройте милиция!". Родители насмерть перепугались, соседи тоже. Двое милиционеров стали требовать меня, говоря при этом: больше нам делать нечего, как с такими заявлениями разбираться, нам надо террористов ловить!", - рассказал житель Нальчика.
Милиционеры требовали, чтобы молодой человек проехал с ними в отделение, спрашивали, состоит ли он на учете в милиции, не пьян ли. "Разве ты не понимаешь, что это невесту воровали, зачем звонить по таким пустякам!" - кричали они.
Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM,