Политика. Голодовка журналистов. Проблема Карабаха. Недовольство деятельностью МГ ОБСЕ. Азербайджан-Россия

Политика

"В октябре 2008 года в Азербайджане пройдут очередные президентские выборы. При существующих условиях победа нынешнего президента Ильхама Алиева ни у кого не вызывает сомнений. У него нет реальных противников не только в стане властной элиты, но и среди оппозиции", - говорится в аналитическом материале ИА "Новости-Азербайджан":

"Отечественная оппозиция слаба отсутствием харизматичных лидеров. Имеющиеся в наличии лидеры заняты тем, что каждый из них тянет одеяло на себя. Оппозиция в настоящее время - менее чем за полгода до выборов президента Азербайджана продолжает оставаться раздробленной, практически без финансов и без ощутимой электоральной поддержки. Вместе с тем, основные силы оппозиции сгруппировались в двух блоках, борющихся друг с другом. Один блок - "Азадлыг", представляет собой старое объединение оппозиционных партий, созданное перед парламентскими выборами в 2005 году. За это время блок претерпел ряд изменений и в настоящее время состоит из трех партий: Народного Фронта (ПНФА), Либеральной (ЛПА) и Гражданского развития (ПГР). Все три партии достаточно устойчивы и предсказуемы. В них полностью отсутствует какая-либо угроза раскола. Первые две партии, возглавляемые Али Керимли и Лалой Шовкет-Гаджиевой, известны в Азербайджане, опытны и пользуются определенной поддержкой у некоторой части электората. Блок "Азадлыг" пока еще не принял окончательного решения об участии в президентских выборах. Если правительство не внесет демократических поправок в избирательный кодекс, то блок "Азадлыг" может бойкотировать выборы".

Другой центр притяжения оппозиционных сил Азербайджана - Совещательный центр оппозиции. Он еще не состоялся как единый блок, но силы, собранные там, внушительны. Это такие партии, как: "Мусават" (Иса Гамбар), Национальной Независимости (Этибар Мамедов), Демпартия (Сардар Джалалоглы), Общественный форум "Во имя Азербайджана" (Эльдар Намазов). Несмотря на такие внушительные силы, Совещательный центр оппозиции (СЦО) слаб, так как в нем собраны разношерстные силы и амбициозные политики. В итоге, уже сейчас известно о намерении участвовать в выборах Исы Гамбара и Сардара Джалалоглы. В дальнейшим к ним обязательно присоединятся Этибар Мамедов и Эльдар Намазов. Председатель партии "Мусават" Иса Гамбар понимает, что, принимая участие в выборах, проиграет и окончательно потеряет свое лицо, как оппозиционера - непримиримого борца с властями Азербайджана. А после выборов он уйдет с поста председателя в лидеры партии. Но если он не выдвинет своей кандидатуры, то потеряет партию. Дело в том, что в "Мусавате" имеется влиятельная и многочисленная группа во главе с Арифом Гаджиевым и Рауфом Арифоглы, которые желают зарабатывать, сотрудничая с властями, нежели прозябать в оппозиционной бедности. Эта влиятельная группа заставила Ису Гамбара принять участие в парламентских выборах и пойти заседать в парламенте. А сейчас они же заставляют И. Гамбара выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах, в противном случае угрожая выходом из "Мусават". Они неоднократно угрожали создать собственную партию - "Демократов-мусульман". Поэтому не оставляет сомнений тот факт, что перед угрозой потери партии Иса Гамбар обязательно примет участие в президентских выборах. Приняв же участие в выборах, и подыграв Ильхаму Алиеву, Иса Гамбар получает возможность хорошо на этом заработать от властей, а после спокойно уйти в отставку с поста председателя. Лидер ПННА - Этибар Мамедов хочет участвовать в выборах только ради получения поддержки со стороны властей. Но если Иса Гамбар примет участие в выборах, то Э. Мамедов не будет нужен властям и ничего не получит. Другой кандидат в президенты - Эльдар Намазов, пользуясь поддержкой части оппозиции и части властной элиты, надеется выступить единым кандидатом от оппозиции. Однако уже сейчас точно можно сказать, что единого кандидата от оппозиции и даже от СЦО не будет. Ни Иса Гамбар, ни Этибар Мамедов не уступят Эльдару Намазову..."

"Международное сообщество и азербайджанский народ не окажут серьезную поддержку оппозиции, если не будет веры в ее единство", - сказал председатель Демократической партии (ДПА), кандидат в президенты от партии Сардар Джалалоглу (ИА "Тренд"). По словам Сардара Джалалоглу, если оппозиция не может продемонстрировать единую позицию на уровне первых лиц, объединение можно осуществить, лишь став одной командой. Добавив, что с этой точки зрения ДПА проводит работы в направлении создания "теневого кабинета", Джалалоглу сказал, что после того, как будет дан официальный старт выборам, его состав будет обнародован обществу. "Наша идея может объединить оппозицию как единую команду. В нынешней ситуации это единственный выход", - сказал председатель ДПА.

Глава азербайджанской делегации в ПАСЕ Самед Сеидов выразил недовольство реакцией СЕ на события, произошедшие в Армении. "Совет Европы не выражает своего отношения в связи с грубым нарушением прав человека в Армении", - считает Сеидов (ИА "Тренд"). По его словам, СЕ по завершении президентских выборов, которые проходили ранее в России, Азербайджане, Грузии и некоторых других государствах, проводил встречи с лидерами оппозиции и представителями НПО. Однако после последних выборов в Армении оппозиционные деятели не были приглашены в Совет Европы. "К сожалению, нарушение в Армении избирательного права, свободы слова в самом грубом проявлении, арест участников демонстрации воспринимаются Советом Европы не должным образом. СЕ утверждает, что в Азербайджане имеются проблемы со свободой слова, но не видит, как закрывают органы прессы и даже Интернет в Армении. Это свидетельствует о политизированной позиции СЕ к Азербайджану", - сказал Сеидов. По его словам, Страсбург критикует мирную политику Азербайджана и в то же время покрывает немыслимые нарушения прав и закона в Армении. Азербайджан всегда выступал против таких двойных стандартов международных организаций и на апрельской сессии ПАСЕ азербайджанская делегация поднимет этот вопрос, сказал он. Вместе с тем он считает, что выпячивание вопроса политзаключенных служит созданию напряженности между Азербайджаном и Советом Европы (ИА АПА).

"К сожалению, некоторые представители Парламентской ассамблеи СЕ отмечают, что в Азербайджане существуют политзаключенные. В Армении арестовано 200 человек за участие в митингах, однако они не указывают их как политзаключенные. Пусть те, кто говорят о наличии этой проблемы в Азербайджане, не закрывают глаза на события, происходящие в других странах. В противном случае пусть признают, что поднимаемые ими вопросы служат политическим целям". По его словам, Азербайджан не может остаться равнодушным к тому, что выборы в Армении, проходившие с нарушением всех международных прав и повлекшие за собой гибель людей, не получили заслуженной оценки международных организаций (ИА "Тренд").

"Отношение официального Баку к вопросу расширения НАТО претерпело со временем значительную эволюцию, - заявил "Эхо" дипломат Расим Агаев. - Я хорошо помню как в конце прошлого века Гейдар Алиев в беседе с тогдашним генсеком НАТО Джексоном открыто заявил, что членство в НАТО является стратегической целью Азербайджана. Потом наблюдалось усиление сотрудничества, частые визиты, и т.д. Но со временем все это как-то незаметно заглохло, а с уходом Алиева-старшего этот вопрос членства вообще перестал дебатироваться в стране. Сейчас открытыми сторонниками альянса являются только откровенно прозападные партии. Я припоминаю и недавнее заявление Сафара Абиева, который сказал, что Азербайджан никогда не выражал желания стать членом НАТО. Министр лукавит. И сейчас, в связи с актуализацией темы перевода в практическую плоскость членства Украины и Грузии, с которыми Азербайджан связан в рамках ГУАМ, наша страна попадает в несколько двусмысленное положение. Она постепенно приближается к тому моменту, когда какая бы гибкая политика лавирования не практиковалась, все равно возникают ситуации, когда нужно определить свое отношение. Я думаю, что по вопросу членства в НАТО своих партнеров официальный Баку либо вовсе промолчит, либо сделает заявление нейтрального порядка, что каждая страна решает свои вопросы как желает". "Но вот с Азербайджаном у западного костяка НАТО не все так просто как с Грузией, - продолжил Агаев. - Подходы к проблеме Нагорного Карабаха у них иные. Но как только Грузия присоединится к блоку, момент "часа X" приблизится и для Азербайджана - а как быть дальше нам? Оказавшись в НАТО, Грузия сможет вывести на новый виток вопрос решения конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Наверное Азербайджан будет продолжать постепенное сближение с НАТО, одновременно не изменяя своей политике лавирования меж двух сил. Ведь в свое время однозначный позитив Гейдара Алиева к вопросу членства в НАТО наверняка был связано с его ожиданиями в отношении решения карабахской проблемы. А когда он убедился, что ничего тут не светит, он и отложил вопрос на потом. Я думаю, так оно и будет продолжаться дальше".

"Азербайджан является основным партнером США в реализации трубопроводов будущего поколения". Об этом заявил советник государственного секретаря США по вопросам Евразии Мэтью Брайза. По его словам, расчеты показывают, что запасы природного газа Азербайджана позволят обеспечить трубопровод Турция-Греция-Италия и часть трубопровода "Набукко". Брайза отметил также, что в настоящее время 25 процентов потребностей Европы на газовом рынке удовлетворяется "Газпромом" (1news.az).

Голодовка журналистов

В Баку продолжается голодовка, проводимая представителями СМИ ("Ени Мусават"). Акция проводится в помещении редакции газеты "Ени Мусават". Голодовку начал 26 марта находящийся в тюремном заключении редактор газет "Гюнделик Азербайджан" и "Реальный Азербайджан" Эйнулла Фатуллаев. На следующий день к акции присоединилась группа его коллег. Главный редактор требует справедливого и непредвзятого рассмотрения его дела, освобождения его арестованных коллег, представления Советом Европы и ОБСЕ конкретного механизма защиты в вопросе политзаключенных.

Правящая партия "Ени Азербайджан" (ПЕА) призвала группу журналистов прекратить акцию голодовки. "Для облегчения наказания лиц, осужденных по приговору суда, есть особые формы и методы. Я считаю, что привлечением к себе внимания общественности путем голодовки никто не может быть освобожден от несения своего наказания", - заявил заместитель исполнительного секретаря ПЕА, депутат Мубариз Гурбанлы (ИА "Тренд"). Гурбанлы отметил, что облегчение наказания - прерогатива лишь судебных органов. Помилование осужденных возможно лишь по решению об амнистии парламента (Милли меджлис) или президентскому указу о помиловании. По его мнению, шаги, предпринимаемые для облегчения наказания различными способами, не дадут результатов. Потому что давление каких-либо сил на Азербайджан при данных условиях нереально.

"Зеркало" пишет: "Естественно, дело журналистов не объявлять голодовку, а писать и таким образом формировать общественное мнение как внутри страны, так и за ее пределами. Однако, к сожалению, у нас, кажется, мало кто сегодня обращает внимание на общественное мнение. Иначе вряд ли удалось бы осудить на восемь с половиной лет Эйнуллу Фатуллаева за угрозу террором и разжигание межнациональной розни. Иначе редактор ведущей оппозиционной газеты Ганимат Захид вряд ли оказался бы за решеткой на четыре года по обвинению в хулиганстве. Ведь дело дошло до того, что даже правозащитники, которые, как правило, призывали журналистов прекратить голодовку, сами подключаются к этой акции. Поэтому язык не поворачивается упрекнуть коллег в том, что они пытаются добиться решения существующих проблем со свободой слова, используя не профессиональные и правовые, а чисто политические методы и средства борьбы. В данном случае не цель определяет и оправдывает применяемые нашими коллегами средства, а внутриполитическая ситуация, которая сложилась в стране в последние годы..."

Проблема Карабаха. Недовольство деятельностью МГ ОБСЕ.

С 7 марта 2008 года по 28 марта 2008 года на сайте Analitika.az был проведен опрос среди пользователей по вопросу: "Станет ли Косово прецедентом для Нагорного Карабаха?". Утвердительно на вопрос ответили 42% проголосовавших.В то же время 56% пользователей посчитали, что Косово не станет прецедентом для Нагорного Карабаха. При этом, если 41% участников опроса уверены, что это не случится в любом случае, то 15% опрошенных считают, что хотя фактор Косово и не станет прецедентом, он все же осложнит работу азербайджанских дипломатов. 2% пользователей затруднились ответить на вопрос.

Наблюдается значительная напряженность во взаимоотношениях между официальным Баку и Минской группой ОБСЕ. Все началось с принятия резолюции по Нагорному Карабаху на 62-й сессии ООН. В Баку считают, что резолюция соответствует интересам Азербайджана и объективно отображает ситуацию вокруг конфликта, - пишет "Эхо". Вместе с тем, это не помешало всем трем странам - сопредседателям: России, Франции, США проголосовать против принятия данной резолюции. Поведение сопредседателей вызвало жесткую реакцию Азербайджана, который направил запрос в ОБСЕ, в котором предлагает изложить азербайджанской стороне процедуру замены стран - сопредседателей или же самих посредников МГ ОБСЕ.

Из интервью "Эхо" политолога Ильгара Мамедова:
"На ваш взгляд, каким может быть ответ ОБСЕ на подобный запрос, когда представители международной организации решатся на него ответить? Это обращение может остаться без ответа?

Считают, что данный запрос, направленный в ОБСЕ - не самый разумный шаг азербайджанской стороны. Посредники МГ ОБСЕ работают для того, чтобы примирить стороны: Азербайджан и Армению. Если они - посредники - не пользуются поддержкой одной из сторон, то никакого смысла в том, чтобы они продолжали свою деятельность, нет, для этого нет никаких оснований. Соответственно никакого запроса в ОБСЕ направлять было не нужно. Если же была необходимость показать, что Баку не доволен работой сопредседателей, попугать их увольнением, то этого можно было сделать и без запроса.... Можно было высказаться на этот счет на официальном уровне, какие-нибудь чиновники, и не обязательно на уровне президента. Этого было бы достаточно. Посылать письмо в ОБСЕ было неразумным шагом. Азербайджан суверенное государство, а Карабах часть этой суверенной страны. И если посредники вовлечены в переговорный процесс, в результате которого должны быть решены несколько вопросов, в том числен вопрос о статусе Нагорного Карабаха, то такого рода запросы в некоторой степени могут быть использованы против Азербайджана. Мол, даже Баку сомневается в принадлежности Нагорного Карабаха Азербайджану и поэтому посылает такого рода нелепые запросы.

И все же, каким может быть ответ ОБСЕ, когда он может поступить?

Он настолько нелепый, что я не представляю себе, как и кто будет отвечать на него в ОБСЕ! Если страна-сопредседатель не устраивает сторону конфликта, то об этом сообщают данной стране, и вопрос решается очень быстро, без всяких проблем и процедурных осложнений.

Вы говорите о том, что Баку желает выразить свое недовольство и попугать сопредседателей увольнением. Ведь поводов для недовольства деятельностью сопредседателей МГ ОБСЕ было предостаточно и раньше...

Мирный процесс постепенно дискредитируется! И это больше всего понимают в Баку, так что назрела необходимость в жесткой реакции азербайджанской стороны на то, что предлагают сопредседатели. Подошло время.

В связи с последними событиями, армянская сторона все больше стала угрожать тем, что Ереван может пойти на признание сепаратистского объединения Нагорного Карабаха. Может ли это реально произойти, чем это чревато? Признание Карабаха приведет к войне. Рано или поздно, может быть очень быстро, а может не очень, но все же приведет к войне: иного варианта нет..."

Спецпредставитель президента АР на переговорах по армяно-азербайджанскому конфликту, замглавы МИД АР Араз Азимов сообщил журналистам, что Азербайджан направил письмо в секретариат ОБСЕ с целью изучения процедуры отзыва обратно или замены лично сопредседателей МГ ОБСЕ (ИА "Тренд"). "Официальный Баку интересует один момент: если в будущем Азербайджан, как один из членов Минской группы, будет недоволен какими-либо действиями, например Мэтью Брайзы, и если в данной структуре вопросы решаются на основе консенсуса, то как в таком случае должен поступить Азербайджан? Если все три сопредседателя выступают с вражескими заявлениями против Азербайджана, позорят Азербайджан, выступают с заявлениями против территориальной целостности этой страны, то сколько бы они не делали заявлений после всего этого - это должно беспокоить". Замминистра подчеркнул, что Азербайджан не является сторонником изменения формата Минской группы и назвал это выдумками Армении и посредников. Азимов отметил, что правительство Азербайджана желает проведения эффективных обсуждений в данном направлении. "С другой стороны, сопредседатели никогда не представляли полностью Минскую группу и не могут представлять. В обсуждениях, проводимых в связи с Азербайджаном и Арменией, они представляют не Минскую группу, а самих себя. И они не уполномочены делать заявления от имени Минской группы". Замминистра сообщил, что Азербайджан продолжает сотрудничество со странами-сопредседателями. Однако со стороны Азербайджана было направлено уточняющее письмо в секретариат ОБСЕ с целью изучения механизмов отзыва обратно или замены сопредседателей. "Мы просто хотим знать, сможем ли мы этого добиться в случае необходимости. Так как Азербайджан является таким же членом Минской группы, как и США, Россия и Франция".

"Эта кампания объясняется желанием руководства Азербайджана, чтобы страны-сопредседатели занимали по отношению к нам более лояльную позицию, - выразил свое мнение газете "Эхо" политолог Эльдар Исмайлов. - И это одна из форм давления. Правительствам стран-сопредседателей косвенно дается понять, что они занимают очень странную позицию. Особенно это было видно во время последнего голосования в ООН. США, Франция и Россия могли хотя бы воздержаться, и, наверное, это поняли бы все стороны. Но они проголосовали против, то есть, по существу поддержали Армению. А это уже показательно. Мы понимаем, что подбор стран в состав сопредседателей МГ ОБСЕ для Азербайджана не совсем удачный. В свое время ему не хватило сил пролоббировать соответствующие страны для этого треугольника. Мы вынуждены мириться с этим, но это вовсе не значит, что эти страны должны вести себя разнузданно. А в ООН они показали свою позицию открыто. И это вызвало досаду нашего правительства, которое инспирировало протестную кампанию. Но с этой позицией согласны очень многие наши граждане. Лично я тоже крайне раздраженно отнесся к позиции трех сопредседателей в ООН. Хотя бы немного приструнить их, конечно, надо".

Из интервью Day.Az спикера Национального собрания Армении Тиграна Торосяна:
"Удовлетворяет ли деятельность Минской группы ОБСЕ официальный Ереван? Если нет, то почему?

Однозначного ответа на такие вопросы не существует. Конечно, удовлетворяет то, что за последние 2,5-3 года сопредседатели свои предложения формулируют на основе двух принципов: территориальной целостности и самоопределения. Для реализации последнего предлагается проведение референдума в Нагорном Карабахе, в котором будут участвовать жители Нагорного Карабаха, в том числе, и те азербайджанцы, которые жили там до известных событий и будут возвращаться в Карабах. Отвечая на предыдущий вопрос, я подробно представил свое мнение о совместимости этих двух принципов в рамках международного права. Уверен, что конфликт может быть разрешен только в рамках международного права. Что касается неудовлетворенности. Один из сопредседателей, Мэтью Брайза, очень часто лукавит, когда говорит о принципах, заложенных в основу предложений сопредседателей. Я думаю, что такое поведение уже переходит не только границы мандата сопредседателей, которые закреплены соответствующим документом, но и элементарное уважение к тем, которые не знакомы с этими принципами. Например, когда он говорит для азербайджанцев, очень часто упоминает только о принципе территориальной целостности, вводя их в заблуждение, что применяется только этот принцип. Еще один пример. Хотя воинствующая риторика, углубление ненависти, нарушение трехстороннего соглашения о прекращении огня являются самыми большими препятствиями разрешения конфликта, однако заявления сопредседателей по этому поводу всегда безадресные..."

Вашингтон считает, что Азербайджан и Армения должны прийти к общему мнению по "основным принципам" урегулирования нагорно-карабахского конфликта. "Настало время продвинуться вперед в вопросе согласования "основных принципов". Об этом заявил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза (ИА "Тренд").

Между тем в Азербайджане согласны с призывом американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ, но при этом просят объяснить причины своего поведения во время голосования на Генассамблее ООН по резолюции о положении на оккупированных территориях ("Эхо"). По словам известного политолога Расима Мусабекова, выступая с призывами о необходимости достижения договоренности по основным принципам урегулирования нагорно-карабахского конфликта, Мэтью Брайза всего лишь выполняет свои обязанности в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ. "Он так и должен разговаривать", - сказал "Эхо" политолог. Однако, по мнению Мусабекова, решение проблемы, к сожалению, не сводится к призывам и добрым пожеланиям, пусть даже такого авторитетного представителя Госдепартамента США, коим является Мэтью Брайза. "Суть заключается в том, что предложения и принципы, сформулированные со стороны МГ ОБСЕ, содержат в себе положения, по которым мнение сторон не совпадает, причем речь идет о достаточно принципиальных положениях. А решить вопрос одними лишь призывами невозможно", - указал политолог. Как уверен политолог, сопредседатели не хотят занять принципиальную позицию по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и в очередной раз это показала процедура голосования на Генеральной Ассамблее ООН за резолюцию, посвященную положению на оккупированных территориях Азербайджана. "Но это еще не значит, что Азербайджан должен жертвовать своими национальными интересами, просто потому что это может понравиться или не понравиться господину Брайзе", - заключил Расим Мусабеков.

Аналогичное мнение в беседе с "Эхо" высказал депутат Милли меджлиса, заместитель председателя постоянной парламентской комиссии по обороне и безопасности, член политсовета правящей партии "Ени Азербайджан" Айдын Мирзазаде. По его словам, Азербайджан согласен и всецело поддерживает призывы сопредседателей МГ ОБСЕ, в том числе и заявление Мэтью Брайзы о необходимости согласования базовых принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта. "Действительно, время для этого уже давно пришло. Однако в такой ситуации хочется спросить у сопредседателей: учитывая то, что МГ ОБСЕ выполняет посредническую миссию уже 14 лет, почему сопредседатели до сих пор не смогли исправить положение, почему 14 лет пропали даром и только сейчас они говорят о такой необходимости?" Кроме этого парламентарию не совсем понятно, что понимать под основными принципами урегулирования конфликта. "Если за базовые принципы взять желание какого-то государства, пусть нам об этом скажут. Если же подразумеваются международные нормы и правила межгосударственных отношений, они существуют и конкретно определены решением Генассамблеи ООН - это территориальная целостность Азербайджана и вывод оккупационных войск с оккупированных территорий Азербайджана", - напомнил Айдын Мирзазаде.

"Не удастся запугать Азербайджан, делая заявления о прекращении переговоров по урегулированию нагорно- карабахского конфликта". Об этом заявил начальник пресс-службы Министерства обороны Эльдар Сабироглу, комментируя высказывание министра иностранных дел РА Вардана Осканяна, который заявил о росте вероятности разрыва переговоров между Азербайджаном и Арменией ("Медиафорум"). Говоря о росте вероятности войны при прекращении переговоров, Сабироглу подчеркнул, что заявления Армении о прекращении переговорного процесса, носящие характер шантажа, еще более усложняют ситуацию: "Война нежелательна. Она означает новые побоища, новую кровь. Оккупант Армения должна это понять. Именно по ее вине нагорно-карабахский конфликт до сих пор продолжает оставаться нерешенным и беспокоить регион. Поэтому опасность войны остается реальной, несмотря на создание той или иной ситуации, связанной с конфликтом". "Факторы, приближающие войну, у всех перед глазами. Шантажистские заявления Армении о прекращении переговоров еще более усложняют ситуацию, поэтому мирное урегулирование конфликта не должно выпускаться из поля зрения. К сожалению, страны - сопредседатели Минской группы ОБСЕ, поставив под сомнение справедливую резолюцию "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана", принятую на Генассамблее ООН, дополнительно усложнили процесс урегулирования конфликта. Они открыто выступили в качестве стороны и таким образом защитили агрессора", - сказал Сабироглу.

Азербайджан-Россия

Из интервью "Эхо" российского политолога заведующего отделом Института политического и военного анализа Сергея Маркедонова:

"Хотелось бы узнать вашу оценку относительно позиции России по принятой 14 марта 2008 года резолюции ООН Наций касательно ситуации на оккупированных территориях Азербайджана. Россия проголосовала против резолюции. Может ли в этом случае Россия как посредник МГ ОБСЕ сохранить необходимую равноудаленность от Баку и Еревана? Москва голосовала против резолюции и в результате за Армению...

Ну, за Ереван проголосовала, к примеру, и Индия. К тому же позиция всех посредников была единой. Кстати, именно в этом карабахский конфликт отличается от конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Там у нас, России, есть существенные разногласия со Штатами. Здесь же все решили не принимать однозначно азербайджанскую позицию. Не считаю, что была однозначно антиазербайджанская позиция. Скорее это была не проазербайджанская позиция. Ведь голосование в ООН можно рассматривать по-разному: можно сказать, что это победа - проголосовало "за" 39 стран, а можно сказать, это поражение на том основании, что все страны-сопредседатели МГ ОБСЕ проголосовали против принятия резолюции.

Как вы оцениваете перспективу вхождения Азербайджана в НАТО?

Не думаю, что главным вопросом в Бухаресте будут Грузия и Украина. Вопросом номер один является ситуация в Афганистане. Кроме того, речь также идет о нескольких балканских странах, которые переходят к этапу полного членства в НАТО. Так что я весьма скептически оцениваю грузинские перспективы и уж тем более мало реальным вижу вхождение Азербайджана в НАТО. Что касается региона, то Армения и Азербайджан практически в равной степени сотрудничают с НАТО, возможно, Баку чуть активнее.

Что выдумаете о сегодняшнем уровне двусторонних отношений между Азербайджаном и Россией? Как сильно на этих отношениях отражаются шаги Москвы в направлении Армении, конфликта Нагорного Карабаха?

Обратите внимание, что российская сторона не упоминает конфликт в Нагорном Карабахе вместе с абхазским, южноосетинским или приднестровским конфликтами. Полагаю, что азербайджанская дипломатия следит за этим моментом внимательно. С другой стороны, российско- азербайджанские отношения должны служить в некоторой степени примером для российско-грузинских отношений. Есть много точек соприкосновений, которые позволяют развивать отношения, отходя от тех крайностей, которые наблюдаются в отношениях между Тбилиси и Москвой. Россия будет стараться поддерживать отношения с Азербайджаном и Арменией приблизительно на одинаковом уровне. Возможно, эти отношения будут чуть более тесными с Арменией, ввиду того, что там сейчас есть российская база и иные факторы..."

Обсуждения по взаимному вещанию телерадиоканалов Азербайджана и России больше не ведутся. Об этом сообщил председатель Национального совета по телевидению и радиовещанию (НСТР) Нушираван Магеррамли (ИА АПА). По его словам можно сказать, что данная тема остановлена. Магеррамли отметил, что вопрос вынесения на конкурс частоты, на которой в свое время вещал канал "РТР-Планета", - дело будущего: "Мы не намерены открывать новый канал как только освободилась частота".