Прошло полгода, как у заводоуправления ВАКЗ был расстрелян из автоматов Александр Пархоменко, генеральный директор этого предприятия. Нападение произошло 2 октября 2002 года, примерно в 19 часов 20 минут, когда Пархоменко на служебном автомобиле собирался уехать домой. Киллеры открыли по директору шквальный огонь. Он был ранен в грудь, живот, плечи и ноги. Однако через некоторое время стали поговаривать о том, что почти все раны, которые получил Пархоменко, не были опасными для жизни.

Кто "добил" директора?

После того как преступники скрылись с места покушения, Пархоменко сам поднялся на второй этаж в свой кабинет. Там ему оказали первую помощь и вызвали "скорую". Ожидание медиков затянулось на 40 минут. В это время ему на мобильный телефон позвонила жена. С ней поговорил водитель и сказал, что Александр Иванович задержится на работе. Пархоменко был в сознании, вокруг него суетились люди, и, возможно, он кому-то рассказал о том, кто, вероятнее всего, мог нанять киллеров, а также о том, кого он ждал в тот вечер. Именно эта информация и стала основной версией покушения. Затем раненого отвезли в одну из больниц Волжского, где ему сделали операцию. По словам врачей, ни одна из ран не была смертельной. После операции врачи заверили родственников и коллег по работе, которые в ту ночь собрались в больнице, что жизни директора ничего не угрожает. Примерно в 3 часа ночи ободренные заверениями медиков люди разъехались по домам. Говорят, даже работники Волжской прокуратуры перенесли беседу с Пархоменко на утро.

Примечательно, что в тот вечер во всем поселке, где расположен коттедж Пархоменко, отключили свет, и телефоны у многих не работали. Но на это внимания тогда не обратили... Утром 3 октября, в 6 часов утра 54-летний Александр Пархоменко от полученных ран скончался в больнице.

Исполнители

В это время работники следственной бригады прокуратуры и ГУВД области уже провели осмотр места происшествия, опросили свидетелей и начали проверку ряда версий, среди которых доминировало предположение о переделе собственности в химической отрасли города и области. Второй версией покушения стала профессиональная деятельность Пархоменко на посту генерального директора ВАКЗ. Однако прокуратура не исключала и бытовой конфликт, хотя трудно поверить в то, что кто-то из обиженных близких стал бы нанимать автоматчиков и грохотать на всю Россию, привлекая внимание правоохранительных органов.

Но даже спустя полгода следственные органы не делают никаких заявлений по поводу перспективности раскрытия этого преступления, хотя расследованием занимается один из самых опытных следователей прокуратуры. Также хранят молчание милиция и спецслужбы. Очевидно, что, несмотря на обилие оперативной информации, закреплять ее документально будет довольно трудно.

Проанализировав информацию о событиях той трагической ночи, можно сделать вывод, что стреляли в гендиректора, скорее всего, дилетанты. Посудите сами: стрелять в стоящую на месте машину с расстояния не более 30 метров из автомата Калашникова и ни разу не попасть - это надо суметь. По некоторым оценкам, по машине было выпущено более 20 пуль! Все ранения Пархоменко получил, когда выскочил из автомобиля и побежал в заводоуправление. Мы не станем пользоваться слухами о том, чья преступная группировка стала исполнительницей "заказа". Однако, вероятно, "посредников" было так много, что исполнителей наняли из отморозков-наркоманов, которые в момент стрельбы могли быть обколоты зельем. Как еще объяснить столь отвратительное исполнение "работы"? Вполне возможно, этих наркоманов могли отправить вслед за жертвой.

Примечательно и то, что преступники открыто уехали на своей машине, которую заметили свидетели, как будто не боялись быть узнанными. А вскоре "ВАЗ-21011" белого цвета был обнаружен в гаражно-строительном кооперативе "Сатурн". Все номера на агрегатах автомобиля были стерты. Очевидно, машину заранее подготовили для выполнения заказного убийства. Преступники даже хотели поджечь автомобиль. На месте происшествия, кроме стреляных гильз, нашлись и перчатки одного из гангстеров.

Время - деньги

Стоит отметить, что некоторые версии убийства получили огласку и среди предпринимателей Волжского, которые очень хорошо знали Пархоменко и его окружение и примерно представляют, из-за чего Александра Ивановича могли отправить на тот свет.

Всем, например, известно о том, как на Пархоменко уже оказывалось прямое давление. Ночью 21 июня 2001 года неизвестные произвели взрыв напротив здания заводоуправления ВАКЗ. Взрывное устройство мощностью, эквивалентной 120 граммам тротила, привязали к дереву напротив заводоуправления. В здании вылетели все окна, но по счастливой случайности никто не пострадал.

Тогда были выдвинуты версии о том, что в Волжском начался очередной передел собственности. На слуху еще было убийство руководителя ОАО "Волтайр" Марии Антоновой и битва за одно из крупнейших предприятий отрасли - ОАО "Волжское Химволокно". Но в 2001 году все основные химпредприятия Волжского перешли под контроль "Сибура", дочернего предприятия "Газпрома", и в городе наступило некоторое затишье. Волжский азотно-кислородный завод также вошел в их число, контрольный пакет более чем в 50 процентов акций стал принадлежать "Сибуру". У Пархоменко в то время было примерно 15 процентов акций предприятия, но он не противился появлению "Сибура" и сосредоточил свое внимание на урегулировании взаимоотношений с мэрией Волжского и коммунальщиками. Одним из самых доходных видов деятельности завода была и остается очистка промышленных и сточных вод. ВАКЗ, собственно, для того и создавался в 1965 году - чтобы обеспечивать работу очистных сооружений города-спутника. Но мэрия посчитала, что ВАКЗу сподручнее очищать воду предприятий, а очистку воды городская власть поручила волжскому "Водоканалу", что очень не понравилось Пархоменко.

Не последнюю роль в укреплении позиций Пархоменко сыграл влиятельный промышленник Михаил Старовойтов, обладающий из всех волгоградских бизнесменов, пожалуй, самыми обширными связями в столице. Старовойтов, в свое время рекомендовавший Пархоменко на должность генерального директора ВАКЗ, долгое время был председателем совета директоров азотно-кислородного завода и фактически курировал менеджмент "Сибура" в Волжском.

Однако Старовойтову вряд ли были известны планы Пархоменко и его собственные экономические проекты. Примечательно, но Пархоменко действительно стал строить далеко идущие планы и высказывать свои соображения в узком кругу доверенных лиц после ареста Якова Голдовского и других высших руководителей "Сибура" 8 января 2002 года в Москве. Напомним, что их обвиняли в присвоении чужого имущества. Естественно, что все руководители предприятий "Сибура" на тот момент испытали состояние, подобное шоку. Их незыблемое положение пошатнулось. Тем более, что Генеральная прокуратура арестовала активы предприятий для обеспечения возврата якобы похищенных Голдовским и Ко 400 миллионов рублей.

Так вот именно тогда менеджеры "Сибура" в регионах стали подумывать о своей дальнейшей судьбе. У Пархоменко были очень неплохие перспективы обеспечить свою работу и даже организовать собственный бизнес. Для этого нужно было немного -выкупить часть контрольного пакета акций ВАКЗ у "Сибура". Деньги не представляли особой проблемы, так как "под Пархоменко" многие готовы были дать нужную сумму. Тем более, сам пакет ВАКЗ оценивался в сумму более 9 миллионов долларов, но в период кризисной ситуации мог стоить и гораздо меньше.

Биржа смерти

Говорят, что в отличие от многих крупных предпринимателей Пархоменко не имел врагов. То есть, конечно же, завистники и недоброжелатели были. Но они есть у каждого человека. Александр Иванович, несмотря на свое положение в Волжском, никогда не управлял большими денежными потоками. По сути, ВАКЗ - это несколько цехов, разбросанных по всему Волжскому, предприятие с оборотом порядка 20 миллионов рублей в месяц. Причем предприятие очень энергоемкое, требующее значительных затрат на содержание оборудования и штата сотрудников, коих на ВАКЗе числилось до 800 человек.

То есть для "быстрых" денег ВАКЗ не подходил: слишком много головной боли. В долги Пархоменко не залезал, и сам старался не давать в долг, чтобы не было проблем с возвратом. Хотя коллегам и тем, кто обращался к нему за помощью, всегда помогал. Известно, например, как ВАКЗ помогал экипироваться сводному отряду милиции для командировки в Чечню.

По некоторым сведениям, летом 2002 года с Пархоменко встретился один авторитетный волгоградский чиновник, имеющий хорошие связи в "Газпроме" и правоохранительных органах, и предложил выкупить 25-процентный пакет акций ВАКЗа. Вопросы снятия ареста с пакета акций чиновник обещал решить сам.

В принципе, Пархоменко понимал, что ВАКЗ так или иначе будет перекуплен у "Сибура", - в этом его убеждала поступающая из Москвы информация. И тогда ему уже не предложат директорской должности на заводе. Он не поставил Старовойтова в известность о своих намерениях и "подписался" под предложениями других влиятельных людей. Вскоре он начал спешно собирать искомую сумму. По некоторым сведениям, ему нужно было приготовить 30 миллионов, чтобы "закрыть вопрос". Он занимал деньги у знакомых, продал личный автомобиль, взял кредит.

Вообще, сделка была для него очень выгодной, ведь весь пакет акций ВАКЗ оценивался в 9 миллионов долларов, а Пархоменко предложили половину всего за миллион "зеленых"! Ему организовали ряд встреч с влиятельными и весьма высокопоставленными чиновниками. Фактически эти чиновники должны были стать гарантами сделки. А Пархоменко при всем своем прагматизме слишком доверял представителям власти. Тут-то его могли и "развести" на липовую сделку, целью которой было выудить у Пархоменко миллион долларов.

Каким-то образом информация о возможной сделке стала известной в среде предпринимателей Волжского и ушла в Москву. Говорят, что накануне покушения кто-то кинул в районе коттеджа Пархоменко бутылку с зажигательной смесью, но официальных данных об этом нет. Однако Пархоменко было уже поздно останавливаться, и он, собрав нужную сумму, передал ее посредникам. Не вняв столь недвусмысленному намеку.

Очевидно, что секретность этой сделки, а влиятельный посредник настаивал на полной конфиденциальности, сыграла на руку заказчикам и киллерам. Ведь вполне возможно, что в тот злополучный вечер Александр Иванович ждал "человека из Москвы" с договором купли-продажи 25-процентного пакета акций, которые он купил и оплатил. В тот вечер он мог стать полновластным хозяином предприятия. Как требовала "конспирация", он позаботился убрать из заводоуправления всех посторонних людей.

Ждал он человека очень долго. Лил сильный дождь, который впоследствии смоет следы на территории предприятия. Странно, но, не дождавшись нужного человека, он не позвонил супруге. А может, и звонил, но, как мы знаем, в поселке не было света, и телефоны не работали. Опять же, вероятнее всего, Пархоменко позвонили и перенесли встречу "на завтра". Когда же служебный автомобиль повез его домой, прогремели выстрелы.

В машине Пархоменко никаких договоров о сделках с ценными бумагами не обнаружили. Также осталась неизвестной судьба отданных денег.

Послесловие

Конечно же, изложенная версия нуждается в тщательной проверке. И, возможно, следствие оставит ее без внимания как бесперспективную. Трудно проверить чьи-то доводы, особенно если источник информации не хочет "светиться" и остается анонимным. Вероятнее всего, в прессе еще появится не одна версия громкого заказного убийства Александра Пархоменко. Но все они не должны остаться без внимания. Тем более, что заказные убийства руководителей властных структур и директоров крупных предприятий наталкивают на мысль о том, сколь жестко криминал решает вопросы с неугодными людьми. И чаще всего на кону стоят крупные суммы денег.