Обзор СМИ Иркутской области за 25-31 марта

Почти десятая часть консолидированного бюджета Иркутской области - 4 млрд рублей в 2007 году оказалась использована с нарушением закона. О неутешительных итогах работы Контрольно-счетной палаты (КСП) Приангарья на фоне череды громких коррупционных скандалов в среде чиновников 28 марта рассказал еженедельник "Пятница" в материале под заголовком "Где четыре миллиарда?": "Как часто приходится слышать в высоких кабинетах: денег нет, ни на что не хватает! Но, как показывают проверки аудиторов, деньги есть - они элементарно не доходят до нас с вами. Все оседает в высоких кабинетах. В Иркутской области уже восемь лет работает КСП, аудиторы которой проверяют финансовую чистоплотность чиновников и учреждений. Так в 2007 году КСП было выявлено около 400 нарушений на общую сумму почти 4 млрд рублей".

"Практика контрольной деятельности КСП показывает, что многие нарушения бюджетно-финансового законодательства имеют повторяющийся характер, - говорит Василий Митрофанов, председатель КСП Иркутской области. - Это свидетельствует о недостаточной исполнительской и финансовой дисциплине ряда бюджетополучателей и распорядителей бюджетных средств".

"Яркий пример - Агентство имущественных отношений (раньше КУГИ) областной администрации. За последние два года руководство этого ведомства, которое занимается государственным имуществом, менялось четыре раза! Деньги исчезают в неизвестном направлении даже в ведомствах, которые курируют приоритетные национальные проекты. Например, в образовании Иркутской области в 2006 году было неэффективно использовано больше 3 млн рублей. "Неэффективно" - значит, в школы и вузы не пришли заказанное оборудование и пособия, или они пришли в искореженном виде. А почти 2 млн 360 тыс. рублей было, как считает КСП, необоснованно выплачено учителям школ области за классное руководство. Аудиторы нашли нарушения даже в научной библиотеке имени И.И.Молчанова-Сибирского - на сумму больше 3 млн рублей", - пишет издание.

"Много нарушений и в сфере строительства. В Иркутской области средняя цена квадратного метра жилья по отношению к среднедушевым доходам населения области в 2006 году возросла по сравнению с 2005 годом на 12% (с 38,1% до 50,1%). При этом в целом по России этот показатель за аналогичный период снизился на 0,8%. Остались нерешенными и давние проблемы - недостаточно развита коммунальная инфраструктура для строительства объектов, не проработан вопрос обеспечения тепловой и электроэнергией. Интересный факт: КСП выявила, что Агентство по молодежной политике администрации Иркутской области на конец года не использовало средства, выделенные для реализации программы "Молодым семьям - доступное жилье", а молодые семьи не получили субсидии на приобретение жилья. Выявленная сумма нарушений - около 3 млн рублей. Читать бесконечные списки нарушений не просто: кажется, что в любом ведомстве, которое существует на государственные деньги, занимаются лишь тем, что аккуратно эти деньги используют в личных целях. Контрольно-счетная палата подотчетна Законодательному собранию Иркутской области, но в своих проверках самостоятельна и независима. Правда, документы КСП носят рекомендательный характер - обращаться в суд напрямую аудиторы не имеют права. Потому выявленные нарушения могут так и остаться на бумаге", - говорится в статье.

Издание приводит количество случаев нарушений и недостатков, выявленных КСП в Иркутской области в 2007 году: нецелевое использование бюджетных средств - 13; неэффективное использование бюджетных средств - 88; нарушения при осуществлении государственных и муниципальных закупок - 69; неправомерное принятие и подтверждение обязательств, расходование средств сверх утвержденных показателей - 28; неправомерное и неэффективное распоряжение государственной и муниципальной собственностью - 59; нарушение порядка применения бюджетной классификации - 10; финансирование непредусмотренных расходов - 21; нарушение порядка учета и отчетности - 37; иные нарушения при расходовании бюджетных средств - 46.

О попытках двух крупнейших туристических операторов Иркутской области улучшить собственный облик и критическом отношении наблюдателей к идее, что это может увеличить число их клиентов, рассказала газета "Коммерсант. Восток России". Материал под заголовком "Иркутские туркомпании озадачились внешним видом" увидел свет 25 марта: "Два крупнейших туроператора региона, "Гранд Байкал" и холдинг "Истлэнд", озаботились своим обликом. "Истлэнд" готовит ребрэндинг принадлежащего ему "Байкал-Отеля", а "Гранд Байкал" приступил к внедрению нового логотипа, на раскрутку которого компания собирается потратить 3,5 млн рублей. Участники рынка полагают, что существенных дивидендов от обновления брэндов компании не получат, поскольку сейчас их рекламная политика ориентирована на удержание существующих клиентов".

Представитель "Гранд Байкала" рассказал, что работы над сменой облика туроператора начались в конце октября 2007 года. Прежний символ "Гранд Байкала", разработанный в 2003 году, - витиеватое начертание названия компании в круге, - был признан морально устаревшим. Для разработки нового логотипа был проведен конкурс эскизов - в нем участвовали и дизайн-студии, и дизайнеры, работающие самостоятельно. По итогам конкурса компания выбрала эскиз иркутского дизайнера Гомбо Зориктуева, который после доработки был утвержден в качестве нового логотипа компании. Новый фирменный знак представляет собой круг с вписанными в его правую часть половинами двух звезд разных размеров. Он располагается между словами, составляющими название компании "Гранд Байкал". Разработка нового логотипа обошлась компании в 100 тыс. рублей.

ООО "Гранд Байкал" принадлежат 10 крупных баз отдыха, пансионатов и санаториев в Иркутской области и Бурятии. Валовая выручка в 2007 году составила $13,5 млн, в прошлом году компания приняла около 30 тыс. туристов, притом, что в общей сложности регион посетили около 500 тыс. туристов. Компания на паритетных началах принадлежит Байкальскому банку Сбербанка РФ и "Мосотелю". Вся программа рестайлинга у "Гранд Байкала" рассчитана на два года и, включая расходы на создание символики, обойдется компании в 3,5 млн рублей. Источник в компании подчеркивает, что рекламная кампания нового логотипа будет совмещена с текущей рекламной кампанией объектов и услуг, то есть акцента на рекламу символики не будет: "Мы хотим выглядеть более современно на рекламных проспектах, в интернете".

"Изменение символики необходимо "Гранд Байкалу" для того, чтобы продемонстрировать бурную деятельность перед новым акционером - "Мосотелем", который купил 50% долю в компании у "Иркутскэнерго" в прошлом году, - г оворит один из представителей иркутского турбизнеса. - "Гранд Байкал" пытается доказать своим хозяевам, что он не советская контора, а компания с амбициями, которой нужны деньги на развитие".

Директор Green Express Вадим Копылов отмечает, что в чистом виде рестайлинг или ребрэндинг на уровне региона не дает существенных преимуществ в борьбе за клиента: "Сейчас брэнд в регионе - это скорее фактор доверия клиентов. Тот же "Гранд Байкал" просто освежает восприятие своего логотипа. Не более того".

Как продолжает издание, конкурент "Гранд Байкала" - холдинг "Истлэнд" не намерен обновлять свой логотип, но планирует, по словам представителя компании, провести ребрэндинг принадлежащего холдингу ЗАО "Байкал-Отель", объединяющего гостиницу "Иркутск" и гостиничный комплекс "Байкал" в Листвянке. Услугами ЗАО в прошлом году воспользовались 28,7 тыс. человек, в том числе 13 тыс. иностранцев. Ребрэндинг "Байкал-Отеля" начался с сайта компании, впоследствии он коснется наружной рекламы, полиграфии, где вместо названия "Байкал-Отеля" будет употребляться "Истлэнд". "Байкал-Отель" продолжит свое существование как юрлицо, но основные турпотоки постепенно будут переводиться в компанию "Истлэнд", которая и будет заниматься туристическим бизнесом. Процесс оформления соответствующих документов уже идет.

По подсчетам одного из участников рынка, затраты "Истлэнда" на раскрутку нового гостиничного брэнда могут составлять более 10 млн рублей, без учета рекламы в интернете. Председатель Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Сергей Перевозников отмечает, что фактически "Истлэнд" создает зонтичный брэнд: "Компания поступает верно. На федеральном уровне выгодно развивать одну марку, чем несколько". Существенных преимуществ "Гранд Байкал" и "Истлэнд" от смены облика не получат, полагают участники рынка. По их мнению, брэндовая политика компаний сейчас нацелена на удержание существующих клиентов в преддверии прихода на местный рынок туроператоров из Москвы, которые интересуются регионом прежде всего в связи с созданием туристской особой экономической зоны, пишет газета.

О грядущем введении так называемого высотного регламента при строительстве новых зданий в историческом центре Иркутска 29 марта рассказала газета "Конкурент" в материале "Центр тяжести". Как пишет издание, на минувшей неделе (24-28 марта - ИА REGNUM) Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и культурного наследия (Россвязьохранкультура) закончила проверку проекта зон охраны (ПЗО) Иркутска: "По оптимистичным прогнозам, в связи с окончательным принятием ПЗО ужесточится контроль строительства в центре. Однако архитекторы сомневаются, что этот документ решит проблемы сохранения исторической среды города и прекратит борьбу проектировщиков и застройщиков с градостроительными регламентами".

"Миллион трудностей при утверждении объектов в центре, - жалуется руководитель одной из компаний, ведущих там строительство. - Главная беда - ограничение по этажности". По его словам, при нынешней стоимости сотки земли в центре, которая в среднем равна 3 млн рублей, строить 3-4-этажные дома нерентабельно. "Требуется как минимум десять этажей. Наш проект сократили до восьми", - констатировал застройщик. До 60% времени реализации проекта уходит на согласования, которые могут длиться около 9 месяцев. По словам одного из собеседников, проблемы с согласованием требуют не только временных, но и денежных затрат.

Как рассказал председатель службы по охране объектов культурного наследия Вадим Шахеров, компании зачастую отклоняются от ограничения по этажности. Регулировать высоту застройки служба может только в заповедных зонах - на улицах Урицкого, Карла Маркса, Грязнова, Декабрьских событий, Богдана Хмельницкого, Подгорной, Желябова и Халтурина. Вблизи храмов проектировщики должны соблюдать "коридоры видимости", чтобы здание не закрывало памятник.

В результате, когда бизнесу, по выражению одного из руководителей СК, "не понятно, где и сколько строить", возникают здания, которые не вписываются в исторический контекст города, пишет газета. "В Иркутске до сих пор субъективный подход, при котором возможно строить согласованное 10-этажное здание рядом с мечетью - памятником культуры федерального значения", - сказал главный архитектор ОАО "Иркутскгражданпроект" Владимир Распутин. Инвесторов, зашедших в центр, пытаются сдержать проектом зон охраны (ПЗО). Согласно документу, строительство в заповедных зонах Иркутска запрещено, кроме создания поддерживающих зданий и восстановления старых построек. На этих территориях высота строений не должна превышать 10-15 метров, в зонах строгого и частичного регулирования - 20 метров. Кроме того, для декабристского комплекса по улице Декабрьских событий разрешена только деревянная застройка. "Каменные здания возникли здесь раньше, их уже не уберёшь, - сказал Вадим Шахеров. - Это возможно только через суд, но прецедентов не было".

Как отмечают журналисты, ПЗО уже принят на местном уровне и получил заключение на федеральном - в Россвязьохранкультуре. По словам Владимира Распутина, служба вернула проект разработчику - ОАО "Иркутскгражданпроект" - на доработку, после чего он должен быть утверждён губернатором. До этого момента муниципальные власти не имеют механизмов воздействия на инвестора, который решит построить многоэтажку в заповедной зоне. Архитекторы города скептически отнеслись к перспективе нового градостроительного регламента. По их словам, у застройщиков всё равно останется возможность отступить от правил - обосновать проект на общественных слушаниях, учёном совете, службе по охране ОКН.

"У нас в Иркутске забавно получается: мы можем принимать генпланы, проекты, а потом пренебрегать ими", - заключил Владимир Распутин.

"Безусловно, должны быть зоны охраны - архитектурные резервации, где заново формируется среда по аналогии со старой. Однако этот подход частичный и недостаточный", - уверен кандидат архитектуры, доктор исторических наук, профессор Международной академии архитектуры Марк Меерович. С точки зрения учёного, в Иркутске ценна именно историческая среда, которая предполагает деревянную застройку, а не только наличие памятников. "Ошибочность позиции власти в том, что она не рассматривает деревянное домостроение как самодостаточный тип жилья. А ведь не существует ничего элитнее и дороже, чем усадебное жильё в центре города", - подчеркнул Марк Меерович. Впрочем, по мнению кандидата архитектуры, заведующей кафедрой истории архитектуры и основ проектирования Иркутского государственного технического университета Аллы Корзун, "то, как будет решаться вопрос о строительстве новых зданий и сохранении исторических, - дело не только эстетики, но и политики, больших денег".

Дискуссия о перспективах религиозного просвещения в общеобразовательных школах развернулась на страницах "Комсомольской правды. Иркутск" 31 марта. Новый для 10-классников предмет "Религиоведение" появится в школах Иркутской области уже с 1 сентября 2008 года. Материал, посвященной этому нововведению, был озаглавлен "С 1 сентября в школах начнут изучать религию".

"В школьной программе новый предмет - религиоведение. Десятиклассники станут изучать его с 1 сентября. Сама по себе идея хорошая, но родители заволновались. Уже есть "Основы православия". Их преподают только по просьбам родителей. Религиоведение - это то же самое или нет?" - спрашивает издание заместителя начальника Департамента образования Иркутской области Евгения Корнева.

- "Основы православия" - это религиозный курс, он направлен на воспитание веры, а религиоведение - светский предмет, - ответил Евгений Корнев. - Кроме православия на занятиях по религиоведению детей будут знакомить с иудаизмом, мусульманством, буддизмом. О католицизме им расскажут в рамках бесед о христианстве.

"Не получится ли, что в основном дети будут знать только православие?", - задались вопросом журналисты.

"Сначала им расскажут обо всех религиях. Но потом православию придется уделять больше внимания, - продолжил Евгений Корнев. - И это справедливо. У нас мощные православные традиции. Да и ребятишек из православных семей в Иркутске больше. Кстати, наши буряты, их элита - в преимуществе крещеные".

Учитель истории школы №80 Людмила Федорова высказала следующее мнение: "Я считаю, что школы должны быть вне религии! Единственное, что можно показать детям, какие религии существуют. Только так. Кроме того, в курсе обществознания, который я веду, уже есть цикл "духовная культура". Она знакомит с религиями. Прекрасный курс, 8 уроков. Если преподавать еще религиоведение, возникают проблемы. Первая - нужен учебник, который был бы доступен детям. Тот, что разработан в ИГУ, на мой взгляд, сложен. Вторая - как выбрать время? Ведь надо искать дополнительный час для преподавания. Хотя если рассматривать религиоведение на перспективу, как знакомство с целым пластом мировой культуры, это может быть интересно".

Свое мнение по вопросу внедрения нового предмета высказала и Иркутская епархия. Секретарь Иркутской епархии отец Максимилиан сказал: "С 1 сентября 2009 года вводится новый предмет "Духовно-нравственное воспитание". И "Основы православной культуры" в регионах с преобладанием православного населения будут обязательны. Два раза в неделю, с 1-го по 11-й класс. В таких регионах, как Татарстан, на выбор предложат основы ислама. У нас, думаю, не надо - в основном дети из православных семей. Да и углубленных знаний по другим религиям детям не надо. И взрослым тоже. Тут даже я, имея хорошие богословские и исторические знания, запутаюсь. Достаточно нескольких уроков на обществоведении. Но если основную религию трудно определить - будут преподавать нерелигиозный предмет "Этика и нравственность". Решение уже принято".