Чем чревато это природное явление, наглядно продемонстрировали события начала февраля, когда из-за обильных осадков вышли из берегов реки Донская Царица и Мышкова. В результате оказались подтопленными свыше 80 домов в хуторах Бузиновка Калачевского района и Шабалино -Октябрьского. Чтобы укротить потоки, пришлось подрывать лед - на это ушло полтонны тротила. Ущерб, причиненный стихией, превысил 3 миллиона рублей.

Чего ожидать теперь? К началу марта запасы воды в снеге по бассейну Дона были в пределах нормы. Но тревожил тот факт, что, например, по северу почва промерзла почти на 2 метра в глубину - в качестве впитывающей губки она выступить пока не сможет. Максимальные уровни воды на реках бассейна Дона ожидаются близкими к среднемноголетней величине, но выше прошлогодних на 1,5-3 метра. На реках Хопер и Медведица уровень может превысить норму на 1-1,5 метра.

Остается надеяться, чтобы не началось резкое потепление. В этом случае потоки талой воды, которые не впитает промерзшая земля, направятся прямиком в водоемы. Скатываться они станут поверх льда, заливая окрестности. До сих пор погода благоприятствовала региону: днем снег подтаивал, ночью все снова подмерзало. Но будет ли природа милостива к нам и дальше, никто гарантировать не может.

Особую озабоченность вызывает обстановка на реках Дон, Хопер, Медведица, Иловля, Терса, Тишанка, Лиска, Аксай и некоторых других. В случае неблагоприятного развития событий могут быть затоплены населенные пункты Даниловского, Еланского, Калачевского, Кумылженского, Ольховского, Суровикинского, Урюпинского и Фроловского районов.

Чтобы не допустить чрезвычайных ситуаций, на некоторых реках уже ведется расчистка русел. По всей области идет проверка готовности гидротехнических сооружений к пропуску паводковых вод. Там, где это необходимо, плотины и дамбы должны быть усилены.

Необходимо учесть, что в области есть 82 бесхозных пруда, за которыми никто не наблюдает. Начальник Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области генерал-майор Соснов предупредил, что, если хозяев водоемов отыскать не удастся, отвечать за их состояние будут органы местного самоуправления.

С прудами, между прочим, шутки тоже плохи. Достаточно вспомнить 1998 год, когда 8 марта прорвало дамбу пруда Титовский. Из двух промоин хлынул поток, высота которого достигала 1,2 метра. Удар принял на себя Новоаннинск, где в зоне подтопления оказалось 900 домовладений. Часть населения пришлось эвакуировать. В общем, "веселый" получился праздник. Кстати, тогда на подготовку к паводку району требовалось затратить более 100 тысяч рублей. Ущерб, получившийся в результате прорыва дамбы, превысил эту сумму в 60 раз.

Вообще-то, свинью могут подбросить и соседи. В марте 2000 года в Саратовской области произошел аварийный сброс воды на Лебедевском водохранилище. Предупредить об этом соседний регион саратовцы не удосужились. В результате в Старополтавском районе на реке Еруслан уровень вырос сразу на метр. Беды никто не ждал. Вода размыла 10 плотин и дамб, залила территорию, на которой проживало 218 человек. Сейчас взаимодействие с соседними областями вроде бы налажено, но тем не менее бдительность терять все же не стоит.

Что касается Волги, то здесь пик паводка приходится на май. Прогнозы на текущий год носят пока самый общий характер. Развитие ситуации на Нижней Волге будет зависеть от обстановки в верховьях. Пока лишь удалось выяснить, что снегозапасы в Волго-Камском бассейне не превышают среднемноголетней нормы.

Серьезные проблемы в Волго-Ахтубинской пойме, на территории Волгоградской области начинаются, когда сброс воды с плотины Волжской ГЭС превышает отметку в 28 тысяч кубометров в секунду. За последние два десятилетия самым сложным на великой русской реке был паводок 1994 года, когда расход воды превысил 30 тысяч кубов в секунду. Тогда площадь затопления составила 700 квадратных километров. Вода залила 187 населенных пунктов, в которых проживали 64 тысячи человек. Было разрушено 55 мостов, 94 дамбы, 58 километров автодорог.

Здесь стоит заметить, что, по мнению специалистов, строительство в Волго-Ахтубинской пойме поселков и дачных массивов вообще было большой ошибкой. На то она и пойма, чтобы ее заливало водой. Когда на реке еще не были построены гидроэлектростанции, во время весенних разливов под водой оказывались значительные территории. Согласно архивным данным, в 1894 году, например, уровень Волги поднимался на 10 метров 22 сантиметра. Пойма насыщалась влагой, уменьшалась засоленность почвы. Сейчас же даже при уровне сброса в 30 тысяч кубометров в секунду она заливается всего на 65 процентов. Неудивительно, что здесь начинают сохнуть деревья. Мало того, от паводка зависит нерест. Когда пойму заселили, возникла дилемма: или природа, или поселки и дачи. Понятно, что приоритет был отдан людям.

Нижне-Волжское бассейновое водное управление обратилось в межведомственную оперативную группу при Министерстве природных ресурсов с просьбой утвердить в этом году максимальный расход воды с плотины Волжской ГЭС в пределах 26-27 тысяч кубометров в секунду - тогда чрезвычайных ситуаций на Волге не возникнет. Настаивать на этом призвал областные власти и начальник Южного регионального центра МЧС генерал-лейтенант Иван Тетерин: "Руководство северных регионов будет призывать сбрасывать на Нижнюю Волгу как можно больше воды, ведь тогда у них паводок пройдет гладко".

Впрочем, каковы бы ни были прогнозы, в районах и городах области на всякий случай готовятся к любому повороту событий. Уже определены места возможного затопления. Подготовлены планы эвакуации населения в безопасные районы. Создаются резервы сил и средств. Очень хотелось бы, чтобы они так и остались невостребованными.