В Великом Новгороде 27-29 марта состоялась международная конференция "Международное сообщество и глобализация угроз безопасности", организованная Новгородским государственным университетом имени Ярослава Мудрого совместно с Университетом Робера Шумана (Страсбург, Франция), администрацией Великого Новгорода и мэрией Страсбурга (Франция) при поддержке Информационного бюро НАТО в Москве. Об основных темах, поднятых на конференции, в интервью ИА REGNUM рассказал профессор Университета Робера Шумана, директор Центра анализа проблем обороны и стратегии Ив Жанкло.

ИА REGNUM: Конференция на тему "Новые угрозы международной безопасности" проводится в Великом Новгороде уже в седьмой раз, в большинстве из этих встреч вы участвовали. Что нового произошло в мире за эти годы?

Впервые мы собрались в Великом Новгороде в 2001 году, и отправная точка нашего сотрудничества совпала с событиями 11 сентября 2001 года в США. К этой первой нашей встрече после теракта в Нью-Йорке сложился определенный консенсус в делах международных отношений. Получилось так, что теракт сплотил большие государства, включая Россию, на тему единой безопасности. И даже оппозиционные силы в мире - в Европе, в России - слились в одном голосе в поддержку укрепления международной безопасности.

Прошло уже семь лет с тех событий, а семерка является цифрой сакральной во всех культурах, и ситуация за эти годы немного изменилась. Каждая большая страна получила свою независимость в сфере международной безопасности и все больше стала рассматривать международную безопасности в призме своих собственных национальных интересов. В этом - самая большая трансформация, влекущая за собой новые угрозы.

Сегодня, в 2008 году, можно говорить об иллюзии, "хрупкости" международного мира, который в любой момент может взорваться. Эта хрупкость объясняется, во-первых, угрозами человеку (я имею в виду непосредственные угрозы жизни) и имуществу (энергетические опасности) и, во-вторых, появлением новых международных актеров. На международный уровень возвращаются Россия, Китай, Индия, а также такие страны, как, например, Бразилия и Нигерия. Появление многочисленных небольших государств с распадом Советского Союза, Югославии также может принести изменения - это "превращение в крошки" государственной безопасности.

ИА REGNUM: О каких новых угрозах международной безопасности можно сегодня говорить?

Это, во-первых, демографические проблемы, вызывающие огромные потоки миграции из-за нехватки рабочих мест. Можно также говорить о пищевой безопасности, о голоде, который может возникнуть, ведь недостаток пищи способен создать большие конфликты. Второй вопрос - нехватка воды, которая становится одной из больших угроз сегодняшнего мира. Ну и, наконец, мы не можем забывать об угрозах человеческому здоровью и распространению таких заболеваний, как например, птичий грипп.

Кроме того, в последние годы остро встают проблемы энергетической безопасности, связанные, прежде всего, с повышением цен на нефть. Это очень большая угроза на пути развития для таких крупных стран как Индия, Китай и Бразилия, которые страдают от этой ситуации и могут породить зону терроризма.

На современной арене появляются также такие актеры, которые не связаны с государствами: это международные и региональные организации, не только экономические, но и военные.

ИА REGNUM: Изменились ли влияние и значимость этих межгосударственных альянсов и союзов, в частности, НАТО, за эти семь лет?

Вопрос можно было бы задать по-другому: сохранили ли такие организации, как ООН, действенную власть? Сегодня у Организации Объединенных Наций преимущество в том, что она, как и прежде, остается местом обсуждения, местом диспутов и выработки предложений. До 1991 года ООН существовала в "замороженном состоянии", бдительность ООН была усыплена правом на использование вето. Затем был период эйфории, а с 1999 года опять возник период блокирования влиятельными державами ряда решений ООН.

Падение авторитета ООН, на мой взгляд, связано с поражением в вопросе Югославии. Слабость ООН в вопросах международной безопасности заключается в том, что ей остается лишь консультативная роль: не эффективно решать конфликты, а лишь советовать в вопросах их решения. Вместо ООН в вопросах укрепления мира в разных регионах привлекаются другие альянсы - НАТО или Европейский союз. Часто вместо ООН функции урегулирования и поддержания вопросов безопасности берут на себя региональные структуры - как, например, инициативы и действия Европейского союза по укреплению мира в рамках военных операций в различных регионах планеты (в частности, в странах Азии и Африки).

ИА REGNUM: Можно ли говорить об изменениях расстановки сил между ведущими державами? Каковы в этой связи возможные последствия вступления в НАТО таких государств, как Грузия и Украина?

Речь в данном случае будет идти об изменениях юридических и политических отношений. Учитывая, что Украина вместе с Россией участвует в ряде партнерств на тему мира - существуют взаимоотношения как "НАТО - Россия", так и "НАТО - Украина" - то ожидается юридически другая конфигурация, поскольку НАТО является милитаризованной организацией.

Однако есть еще и несколько других моментов. Все ли члены НАТО согласятся принять Украину в Альянс? Здесь нет консенсуса. Вызывает вопросы и место Украины в соглашении коллективной безопасности, существующим между странами СНГ. Это также будет зависеть от того, не будут ли заключены какие-то особые положения между Украиной и Россией, так как обе стороны участвуют в саммите в Бухаресте.

Западные аналитики сегодня задаются вопросом: "Какой приоритет выберет Россия - Шанхайский договор коллективной безопасности, Ташкентский договор или сотрудничество с НАТО?" Международная безопасность должна учитывать расстановку сил в мире. Для сегодняшнего мира очень важна ясность в этих вопросах, потому что все, что находится в тени, представляет угрозу для безопасности.

Особый вопрос - отношения между Россией и США. Сейчас они не отличаются особой дружественностью. Многие действия США в отношении России можно назвать провокационными, которые, естественно, вызывают ответную реакцию России. Я имею в виду, прежде всего, односторонний отказ США в декабре 2001 года от договора о противоракетной обороне (ПРО). Этот договор, подписанный в 1972 году после "холодной войны" между СССР и США, был главным документом, сохраняющим равновесие в мире. После установки Соединенными Штатами двух крупных пунктов противоракетной обороны в Польше и Чехии Россия должна была отреагировать, ведь создавалось ощущение закрывающегося вокруг нее кольца. Беспокойство за расширение НАТО, в которое собираются вступать бывшие республики Советского Союза, американское присутствие в Ираке и Афганистане, договоры американцев с африканскими странами, в основном, с центральной Африкой - все это ведет к пониманию того, что Россия сегодня обеспокоена нарушением равновесия в мире. В настоящее время действия как с российской, так и с американской стороны приводят к дезорганизации всемирной безопасности. Европейское сообщество, к сожалению, показывает свою слабость в решении этих проблем.

ИА REGNUM: Какие шансы может использовать Россия в плане укрепления безопасности?

У России есть шанс ресурсный (запасы полезных ископаемых). Кроме того, она активно использует развитие новых технологий. Сегодня "война", которая происходит между США, Россией и Китаем - это "война за трубы". Крупнейшие российские, американские, китайские и европейские компании ведут эту борьбу, чтобы иметь возможность контролировать потоки газа и нефти. Если бы мы попытались нарисовать картину гипотетических олимпийских игр за энергию, то Россия оказалась бы на первом месте, Китай на втором, Европа - на третьем, а США - на пятом или даже шестом месте.

Россия должна продолжать свою перестройку в промышленном плане и развиваться дальше. Во многих областях она, очевидно, достигает успехов: в аэрокосмической отрасли, в освоении космоса и космических технологиях. Примеров много: и создание автомобилей нового поколения, и проект нового гражданского самолета, разработанный в сотрудничестве с Францией и другими странами. Но во многих секторах Россия отстает. Мне кажется, она должна активнее налаживать международное сотрудничество, чтобы развивать ту же транспортную отрасль. Если Россия не торопится и считает, что у нее есть время для развития транспортной инфраструктуры, она может пытаться сделать это и в одиночку, но время поджимает.

Справка:

Центр анализа проблем обороны и стратегии действует при Университете имени Робера Шумана (Страсбург, Франция). Возглавляет центр Ив Жанкло, профессор права Университета имени Робера Шумана.