"Невская губа представляет собой территориальную область системы стока великих озер Европы - Онежсного, Ладожского и озера Ильмень, то есть ее благосостояние как транзитной зоны миграции рыб и птиц чрезвычайно важно", - заявил сегодня на пресс-конференции в Санкт-Петербурге директор Ладожской орнитологической станции Института биологопочвенного факультета СПбГУ Георгий Носков. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, Носков отметил, что "Невская губа всегда сама боролась с очистками биогенов, которые поступали из данных озер". "Грубо говоря, действовала система биохимической очистки, когда водоплавающие птицы и рыбы потребляли излишнюю биомассу и уносили к себе в гнездовье или на нерест", - сказал он.

"Первый удар по этой системе был нанесен в 60-70 годах при намыве западного фасада Ленинграда. В настоящее время разрешение среды с намывом "Морского фасада" только усилилось", - заявил Носков. По его словам, оседание веществ, образовавшихся в ходе намыва территории, приводит к образованию больших мертвых зон. "В результате численность водоплавающих птиц, проходящих через Невскую губу, сократилась в 200 раз, - сказал специалист. - Им надо лететь, а лететь не на чем, так как нет корма. То же самое происходит и с рыбами".

Как отметил эксперт, Невская губа заслуживает звания международного водно-болотного угодья. По словам Носкова, присвоение подобного звания не значит, что Невская губа должна быть полностью изъята из хозяйственного пользования. "Просто осуществлять такую деятельность надо очень осторожно: биосистема губы сможет восстановиться только через пять лет при условии, что больше никаких работ по намыву там проводиться не будет", - добавил он.

Напомним, при подготовке технико-экономического обоснования проекта и начале работы был проведен экологический мониторинг проекта "Морской фасад". Проект прошел государственную экологическую экспертизу и содержит отдельный раздел "Охрана окружающей среды". Во время работ ведется простоянное наблюдение за акваторией Невской губы в районе намыва, осуществляется технико-экологический контроль и экологическое сопровождение дноуглубительных работ по проекту в Невской губе. Кроме того, контролируется замутнение воды, химическое загрязнение.

Напомним также, в начале 2004 года власти Санкт-Петербурга приняли решение начать работы по реализации проекта строительства паромно-пассажирского комплекса за счет расширения территории Васильевского острова. Объем инвестиций в проект Министерство транспорта РФ оценивает в 1 млрд долларов, а с учетом капитальных вложений в недвижимость на новой намытой территории - в 2 млрд долларов. Проект реализуется на началах частно-государственного партнерства. После окончания строительства порт перейдет в собственность администрации Санкт-Петербурга. Летом 2008 года предполагается открыть первую очередь пускового комплекса пассажирского порта, в сентябре 2008 года планируется принять первое судно. Морской пассажирский порт сможет принимать круизные и паромные суда длиной до 311 метров и осадкой до 9 метров. Всего будет построено семь причалов с общей длиной причальной стенки 2 108 метров. В рамках первой очереди в 2008 году будут введены в эксплуатацию два причала с сопутствующими береговыми сооружениями, а площадь намытой территории увеличится до 155 гектар. Пропускная способность порта в полном развитии в сезонный период составит около 12 тысяч туристов в день (свыше 1,5 млн пассажиров в год). Новый порт будет соответствовать всем существующим международным стандартам безопасности для пассажиров и судов.