Деятельность правительства Юлии Тимошенко в топливно-энергетическом комплексе за первые 100 дней его работы носит непрофессиональный, поверхностный, откровенно популистский характер с признаками коррупции. Об этом говорится в анализе деятельности правительства экс-министра топлива и энергетики, депутата Верховной рады Украины шестого созыва Юрия Бойко, который есть в распоряжении ИА REGNUM. Представляем полный текст данного анализа:

"Продолжается начатая в 2005 году практика системного разрушения топливно-энергетического комплекса, в первую очередь - его нефтегазовой составляющей. Постоянно повышая налоги на НАК "Нафтогаз", правительство Тимошенко "залазит в карман" следующих поколений - именно они не получат украинский газ, деньги на разведку и разработку которого сегодня вымываются из "Нафтогаза" в бюджет. После Тимошенко придется изыскивать деньги для "пожарных" ремонтов газотранспортной системы, к тому же лишенной доходов от транзита российского газа - вследствие очередного газового конфликта Тимошенко с Россией.

При Тимошенко цены на нефтепродукты преодолеют рубеж в 6 гривень за литр. Созданный при правительстве Виктора Януковича стабилизационный резерв нефтепродуктов на сегодня отсутствует. Украина встречает ежегодное весеннее подорожание нефтепродуктов беззащитной - у страны нет резерва, которым можно поддержать аграриев, сбить ажиотаж на рынке. От Кабинета Тимошенко мы уже слышим знакомые "посылы" - прокуратуре, Антимонопольному комитету поручено разобраться со "спекулянтами", премьер-министр заговорила о сговоре трейдеров и т.д. Я призывал и призываю это правительство - упаси Бог, не вмешиваться в работу топливного рынка. Многие помнят май 2005 года - когда на несколько недель отдельные виды нефтепродуктов исчезли из продажи на большей части территории Украины. Я бы очень хотел, чтобы май 2008 не стал "дежа-вю" мая-2005.

Перейдем к системному анализу ошибок правительства Тимошенко в ТЭК.

1. Дестабилизация сферы поставок газа

1.1. На репутацию Украины легло пятно ненадежного партнера и неплательщика за газ.

1.2. Правительство Украины впервые применило угрозу сокращения транзита российского газа европейским потребителям "Газпрома".

1.3. Нашей стране придется заплатить за это высокую цену - строительство газовых магистралей в обход Украины неизбежно активизируется.

1.4. Доходы Украины от транзита составляют свыше $2 млрд. в год, после перехода на европейские ставки транзита - около $3,5 млрд. Из-за действий правительства Тимошенко потери транзитных доходов Украины составят $2-3 млрд. в год только по газу. Транзит нефти через Украину за 2 месяца 2008 г. уже упал на 14,8%. Таким образом, действия правительства Тимошенко наносят весомый урон экономическим интересам государства в транзитной сфере.

1.5. Несмотря на наличие договорной базы на 2008 год (с наиболее низкой ценой газа в Европе), правительство Тимошенко до сих пор не подписало соответствующие контракты.

1.6. В результате Украина по сей день не имеет гарантированного баланса газа на 2008 год; гарантий неизменности его цены до конца 2008 года; гарантий поставок на последующие годы.

1.7. Искусственно созданный правительством "газовый" кризис привел к образованию просроченной задолженности Украины за импортированный природный газ в объеме $1,5 млрд. за январь-март 2008 г.

1.8. Денег для оплаты импортного газа у НАК "Нафтогаз" сегодня фактически нет:

1.8.1. Во-первых, сверхвысокие налоги вымывают оборотные средства "Нафтогаза" в бюджет.

1.8.2. Во-вторых, инициатива Тимошенко по частичному погашению задолженности "Сбербанка" СССР перед населением путем списания задолженности за коммунальные услуги создала реальный кризис неплатежей населения в сфере коммунального хозяйства.

1.9. За январь-февраль 2008 г. оплата газа предприятиями теплокоммунэнерго составила 65%, населения - 77%. Для сравнения, за 2007 год теплокоммунэнерго оплатили свыше 87% стоимости полученного газа, население - 99%.

1.10. Популистская политика Тимошенко в сфере списания долгов за коммунальные услуги через "Ощадбанк" резко ухудшила собираемость платежей за газ и является одной из причин неспособности НАК рассчитываться за импортный ресурс. Задолженность всех потребителей за газ, потребленный с начала 2008 г., на 1 марта составила 530 млн. грн.

1.11. При этом доходов "Нафтогаза Украины" от реализации газа недостаточно для полной оплаты импортных энергоресурсов. Только за январь-февраль дефицит платежного баланса "Нафтогаза" по операциям по реализации природного газа составляет 1,5 млрд. грн.: Стоимость импортного газа 6 млрд. куб. м х $180 = 5 млрд. грн., стоимость отпущенного укр. потребителям газа = 4 млрд. грн., в т.ч. газ украинской добычи = 0,5 млрд. грн., дефицит платежного баланса НАК = 1,5 млрд. грн.

1.12. Этих средств у НАК "Нафтогаз" нет из-за высоких налоговых обязательств. Поэтому правительство Тимошенко обречено идти на затягивание конфликта с "Газпромом" и выдвигать ему все новые условия. Другого пути у правительства нет.

1.13. Задолженность Украины за импортный газ, потребленный в 1-м квартале 2008 г., составляет около 1,5 млрд. долл. = 7,5 млрд. грн.

Деятельность правительства привела к разбалансировке отношений в сфере импорта природного газа, причем ситуация имеет устойчивую тенденцию к ухудшению.

2. Дестабилизация работы НАК "Нафтогаз" и газовой отрасли в целом

2.1. Предыдущему правительству удалось стабилизировать ситуацию в НАК "Нафтогаз" в 2007 году. Прибыль НАК за 2007 г. составила 3,4 млрд. грн. Новые кредиты НАК в 2007 году не привлекались, было начато погашение долгов прошлых лет.

2.2. В бюджете-2008 прямые налоги на НАК "Нафтогаз" увеличены на 20% - с 8 до 10 млрд. грн. В сумме с косвенными налогами (НДС, налог на прибыль и т. д.) уровень налогообложения НАК составит порядка 13,5 млрд. грн. - до 35% от валового дохода.

2.3. Кроме увеличения налогов на "Нафтогаз", бюджет-2008 предусматривает недофинансирование НАК в части покрытия его убытков от поставки газа теплокоммунэнерго по регулируемым тарифам. Убытки "Нафтогаза" от этой деятельности в текущем году составят 5,7 млрд. грн., из них бюджет гарантированно покроет только 2 млрд.

2.4. Критический дефицит средств в головной компании вынудил правительство начать перераспределение в ее пользу средств дочерних предприятий НАК. Так, необоснованно были перераспределены доходы от добычи украинского газа компаний "Укрнафта" и "Черноморнефтегаз". Цены на газ для населения при этом не снижены. Все вышеизложенное свидетельствует об усугублении правительством системного кризиса НАК "Нафтогаз Украины", первопричиной которого являются сверхнормативные, совершенно не обоснованные налоговые изъятия из компании.

3. Дестабилизация нефтяного рынка и рынка нефтепродуктов

3.1. На рынке нефтепродуктов правительство проявляло полное бездействие вплоть до появления признаков приближающегося кризиса. Первое заседание экспертно-аналитической группы по рынку нефтепродуктов прошло 4 марта. До этого три месяца диалог с нефтяниками не велся. При правительстве В. Януковича заседания ЭАГ проходили не реже раза в месяц.

3.2. Правительство Тимошенко сорвало формирование стабилизационного резерва нефтепродуктов. При нормативе 150-200 тысяч тонн на начало весеннего сезона, запасы государственного стабрезерва на сегодня нулевые.

3.3. Украина стоит на пороге масштабного кризиса на рынке нефтепродуктов. Временная передышка в росте мировых цен не должна успокаивать ни правительство, ни потребителей. Украина совершенно не готова к надвигающемуся кризису. Запасы топлива в стране в марте на 20% меньше, чем год назад, - страна фактически беззащитна перед мировым подорожанием топлива.

3.4. Страна "села на импортную иглу". Сегодня доля импортных нефтепродуктов на рынке превысила 50%, в то время как в 2007 году не превышала 30%. Правительство не делает ничего для возобновления работы отечественных нефтеперерабатывающих заводов, которые могли бы сдержать рост цен на топливо на внутреннем рынке.

3.5. Вместо этого начата "охота на ведьм" - спекулянтов и т. д. Эта близорукая политика 2005 года - тогда она привела к полному исчезновению бензина из продажи.

Работа правительства на рынке нефтепродуктов носит поверхностный характер, который неадекватен проблемам, стоящим перед Украиной в этой сфере.