25 марта на заседании комиссии Московской городской думы по городскому хозяйству и жилищной политике были обсуждены результаты проверки Контрольно-счетной палатой Москвы эффективности расходования средств, выделенных на внедрение автоматизированной системы контроля проезда пассажиров (АСКП). Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, аудитор Контрольно-счетной палаты Москвы Сергей Корнюхин отметил, что предметом проверки стали бюджетные средства, выделенные в 2006 году и в I полугодии 2007 года Департаменту транспорта и связи города Москвы и ГУП "Мосгортранс".

По результатам выполнения работы с 1 мая 2006 года все маршруты наземного городского пассажирского транспорта, включая пригородные маршруты, были переведены на работу по технологии АСКП, отмечалось на заседании. По состоянию на 20 июля 2007 года АСКП полностью укомплектован наземный пассажирский транспорт столицы в объеме 7300 единиц подвижного состава, в том числе 4755 автобусов, 1618 троллейбусов и 927 трамваев. На внедрение АСКП за период с 2004 года, включая I полугодие 2007 года, израсходовано 3 млрд 116 млн 250 тысяч рублей. Расходы на эксплуатацию за этот период составили не менее 1,2 млрд рублей, или более 41% от объема средств, израсходованных на внедрение.

При анализе финансово-экономической деятельности ГУП "Мосгортранс" в период внедрения АСКП установлено, что существует устойчивая тенденция увеличения выручки по отношению к каждому предшествующему периоду, констатировали специалисты КСП. В результате полного внедрения АСКП в 2006 году предприятием были получены дополнительные доходы в сумме 590,2 млн рублей. В ходе проверки было изучено общественное мнение жителей Москвы по теме "Определение уровня положительной/отрицательной оценки населения города Москвы работой наземного транспорта, оснащенного автоматизированной системой контроля проезда пассажиров" путем социологического исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Контрольно-счетной палаты Москвы. В ходе проверки был установлен ряд нарушений и недостатков при разработке, внедрении и эксплуатации АСКП, подчеркнул Корнюхин. Погашение основного долга кредита, привлеченного ГУП "Мосгортранс" на внедрение АСКП, в сумме 2,1 млрд рублей осуществлялось не за счет дополнительных доходов от внедрения АСКП, а в большей степени за счет полученных доходов в связи с ростом тарифов. В настоящее время не решены вопросы имущественных прав города на систему как объект интеллектуальной собственности. По итогам проверки, заметил Сергей Корнюхин, было выяснено, что экономическая эффективность не была достигнута в полной мере. Аудиторы КСП Москвы предлагают департаменту транспорта и связи провести анализ текущего состояния АСКП и оценку экономической целесообразности интеграции АСКП с другими автоматизированными системами ГУП "Мосгортранс".

По словам генерального директора ГУП "Мосгортранс" Петра Иванова, при внедрении АСКП основной задачей являлось увеличение сбора платы за проезд. По оценкам "Мосгортранса", за счет внедрения системы в 2007 году было получено дополнительных доходов на сумму более 3 млрд. рублей, что позволило решить социальные вопросы, в частности, увеличить заработную плату водителям. Кроме того, существенная часть дополнительных доходов направлялась на приобретение подвижного состава. Кроме того, после введения АСКП количество безбилетников в общественном наземном транспорте сократилось более чем в два раза, отмечалось на заседании. При этом москвичи жалуются на то, что скорость посадки с момента внедрения АСКП сократилась в три раза. Отвечая на вопрос депутата Сергея Никитина, Петр Иванов заметил, что расходы на внедрение системы АСКП окупились еще в прошлом году.

По словам председателя комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Степана Орлова, необходимо урегулировать отношения между ГУП "Мосгортранс" и разработчиками АСКП. По его словам, внедрение системы позволило получить точные данные о количестве пассажиров, в том числе льготных. Депутат предложил принять полученную информацию к сведению, а в дальнейшем вернуться еще раз к рассмотрению этого вопроса.