Политика. Азербайджан-Россия. Вокруг проблемы Карабаха и Резолюции ООН. Социум. Экономика

Политика

Из интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева агентству "Интерфакс":

"В октябре в Азербайджане пройдут президентские выборы. Как Вы оценили бы состояние Азербайджана сегодня.

По уровню роста ВВП за последний год Азербайджан является лидером в мире. За 4 года ВВП вырос на 96%, это нам позволило накопить достаточные финансовые ресурсы и проводить активную социальную политику. Наряду с этими впечатляющими цифрами для меня не менее важной цифрой является то, что за эти четыре года уровень бедности в стране снизился с 49% до 16%. Это в первую очередь показатель того, что все наши реформы в первую очередь направлены на улучшение социального положения наших граждан. А с другой стороны, исходя из того, что Азербайджан является нефтегазодобывающей страной, это показатель того, что доходы от продажи нефти распределяются равномерно. Иначе бедность не сокращалась, а наоборот, увеличивалась бы. Нам удалось практически победить безработицу. За 4 года было создано более 650 тыс. рабочих мест, из которых более 450 тыс. - постоянные рабочие места. Для страны с населением 8,5 млн человек это достаточно большой показатель. Успешно осуществляются крупные инфраструктурные проекты, мы осуществляем свою нефтяную стратегию, и сегодня Азербайджан имеет возможность экспортировать нефть по трем трубопроводам через три страны - Россию, Грузию, Турцию, а также построен газопровод, которые выводит наш газ впервые в истории на мировые рынки. С этими результатами мы идем к выборам. И мне как президенту есть что сказать, есть чем отчитаться, и ни одно данное мной обещание не было не выполнено. Может, некоторые из них казались нереальными. В частности, до выборов 2003 года я говорил о том, что будет создано 600 тыс. рабочих мест. Многие удивлялись, как такое возможно всего за пять лет. Я обещал, что через пять лет не будет ни одного палаточного лагеря беженцев, а там проживали десятки тысяч людей. Сегодня последний из 12 палаточных лагерей был ликвидирован, и все беженцы и вынужденные переселенцы расселены в новые дома...

Вопрос связан с возможной интеграцией Азербайджана в НАТО. Есть информация, что Вы можете поехать в Бухарест на апрельский саммит НАТО. И вообще тема возможной интеграции с НАТО - она существует. Вот хотелось бы узнать Ваше отношение?

Что касается саммита НАТО в Бухаресте, то я действительно получил приглашение и собираюсь принять участие. Но так же, как и другие главы государств бывшего СССР, в том числе, насколько я знаю, главы государств-членов ОДКБ также планируют принять участие в этом саммите. Это не первое участие в саммите НАТО, и это не показатель стремления той или иной страны стать членом этой организации. Мы сотрудничаем с НАТО достаточно давно, сотрудничество началось с программы Партнерство во имя мира. Сейчас мы перешли на стадию индивидуального плана партнерства. Мы участвуем в миротворческих операциях в Афганистане, до недавнего времени наши миротворцы участвовали в Косово, но после изменения политической ситуации в этом регионе по моему представлению парламент проголосовал за отзыв наших миротворцев из Косово. Сотрудничество с НАТО достаточно позитивное, оно позволяет нам осуществлять реформы в этой сфере, и мы удовлетворены нынешним уровнем сотрудничества. Азербайджан исходит из того, что членство в какой-либо организации должно осуществляться по взаимному согласию. Мы не планируем навязывать себя кому-то. Мы так же эффективно сотрудничаем и с Евросоюзом, и в программе Нового соседства ЕС Азербайджан так же, как и другие страны Южного Кавказа, осуществляет эту программу. Но опять же в плане евроинтеграции, если инициатива будет исходить от организации, то мы, конечно же, рассмотрим вопрос. Если нет, то мы навязывать себя никому не хотим. Мы обеспечиваем свою безопасность сами, мы самодостаточная страна и в экономическом, и в политическом, и в энергетическом планах. Поэтому исходим из того, что отношения должны строиться на основе равноправия, взаимоуважения и взаимных интересов. На сегодняшний день уровень нашего сотрудничества с НАТО нас устраивает. Что будет дальше, как будут развиваться события в мире, каковы будут процессы в нашем регионе, - это сказать трудно. Поэтому, исходя из сегодняшней ситуации, вопрос о членстве Азербайджана в НАТО не стоит..." (Day.Az)

Иран направил в Генеральную ассамблею Организации Объединенных Наций официальное письмо, где выражено намерение этой страны проголосовать за принятие резолюции по ситуации на оккупированных территориях Азербайджана. Об этом на мероприятии, посвященном обсуждению принятой на Генеральной ассамблее ООН резолюции по Карабаху, заявил исполнительный секретарь правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) Али Ахмедов (Day.Az). Ахмедов отметил, что Иран поддерживает резолюцию Генассамблеи ООН по вопросу Карабаха. Он подчеркнул, что подобной информацией он располагает от постоянного представителя Азербайджана в ООН Акшина Мехтиева. Али Ахмедов также отметил, что не стоит пока делать поспешных заявлений в связи с требованием отказаться от посреднических услуг стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

"Сожаление вызывает и тот факт, что из семи стран, проголосовавших против резолюции, три страны выполняют миссию посредников в урегулировании данного конфликта. Франция и Россия в ходе сессии Генассамблеи проводили пропаганду среди участников для того, что бы они проголосовали против резолюции", - отметил Ахмедов. Он добавил, что Азербайджан осуждает подобные действия сопредседателей. При этом исполнительный секретарь правящей партии, официальный Баку и сегодня является сторонником мирного урегулирования конфликта и заявляет, что потенциал для этого еще не иссяк. "Конфликт должен и может быть решен только и только в рамках территориальной целостности Азербайджана", - отмечает Ахмедов. С другой стороны, говоря о путях решения конфликта, представитель ПЕА отметил, что необходимо продолжить работу по развитию и укреплению армии и мощи государства ("525-я газета").

Совещательный орган, в котором представлено пять оппозиционных партий, требуют отставки правительства Азербайджана. Об этом сообщил председатель Демократической партии Азербайджана Сардар Джалалоглу (ИА "Тренд"). На собрании совещательного органа "пятерки" была принята совместная декларация. В документе говорится, что экономическая ситуация в стране ухудшается, рост цен безостановочно продолжается, население беднеет. "Пятерка" считает, что деятельность правительства ведет государство к краху, и правительство не в состоянии изменить ситуацию, поэтому совещательный орган предлагает, чтобы президент отправил правительство в отставку и заново сформировал Кабинет министров. "Мы считаем, что правительство должно быть сформировано из способных, превосходно знающих экономику, молодых, перспективных кадров", - заявил С.Джалалоглу. "Пятерка" также заявила, что последний отчет госдепартамента США о положении демократии и правах человека в Азербайджане отражает действительность. Совещательный орган также осудил страны - сопредседатели Минской группы, проголосовавшие против принятой ООН Резолюции о положении на оккупированных территориях Азербайджана. В Совещательном органе представлены форум "Во имя Азербайджана", Демократическая Партия (ДПА), "Тярягги", Партия национальной независимости (АМИП) и "Мусават".

"Я обеспокоен ухудшением ситуации в сфере свободы слова в Азербайджане. Демократия невозможна без свободы слова". Как передает Day.Az, со ссылкой на пресс-службу Совета Европы, об этом говорится в заявлении генерального секретаря Совета Европы Терри Дэвиса по ситуации в Азербайджане. "Я обеспокоен ухудшением ситуации в сфере свободы слова в Азербайджане. За последние месяцы несколько журналистов были осуждены на длительные сроки за публикацию критических статей. Поэтому не случайно, что многие наблюдатели, сравнивая положение дел в данной сфере с предыдущими годами, видят в нынешней ситуации попытку запугать недовольных граждан", - сказал он. Дэвис отметил, что такая ситуация неприемлема. При этом генсек Совета Европы подчеркнул, что власти Азербайджана приняли обязательство перед Советом Европы об уважении и соблюдении прав человека, включая свободу слова, гарантированную Европейской Конвенцией по Правам Человека. "Я надеюсь, что власти Азербайджана воздержатся от шагов, которые несовместимы с его обязательствами перед Советом Европы", - сказал он.

18 марта в Париже состоялось заседание Мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы, на котором содокладчики по Азербайджану рассказали о своем последнем, февральском визите в Баку. В итоге состоявшихся обсуждений, как сообщил в интервью "Эхо" один из содокладчиков, эстонский парламентарий Андрес Херкель, было решено, что в конце июне будет представлен промежуточный отчет по Азербайджану, который расскажет о последней ситуации в стране. Он подчеркнул, что в Париже докладчики рассказали о реальной ситуации, которую они увидели в Азербайджане во время последнего визита. По его словам, во время заседания Мониторингового комитета отдельно был затронут вопрос о политических заключенных. "Сейчас мы ждем новостей: будет помилование или нет? - заявил вчера эстонский парламентарий. - Я четко дал понять, что братья - журналисты (Ганимат и Сакит Захидовы), а также Эйнулла Фатуллаев должны быть освобождены немедленно". По его мнению, в данном случае речь идет о чистой фабрикации дел. "Мне искренне хочется, чтобы вопрос о политических заключенных был закрыт как можно скорее, так как есть много других вопросов, которые ждут своего решения",- подытожил свою мысль эстонский парламентарий.

Азербайджан-Россия

Из интервью "Эхо" российского политолога, эксперта Информационного центра по изучению СНГ МГУ Андрея Казанцева:

Вы наверняка знаете об итогах последнего голосования в Генеральной Ассамблее ООН по резолюции об оккупированных территориях Азербайджана. Интересно, что РФ проголосовала против принятия этого документа, который Баку считает исключительно важным для Азербайджана. Москва является посредником МГ ОБСЕ и участвует в процессе мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Может ли Россия оставаться равноудаленной от Баку и Еревана, если ее недавний выбор на заседании ГА совпал с позицией армянской стороны?

Россия традиционно более дружественна Армении. Так сложилось исторически, хотя ситуация сейчас несколько выправляется по ряду причин, в том числе из-за интереса России к энергетическим ресурсам Каспийского моря, а также в связи со сбалансированной политикой Азербайджана. Но, мне кажется, элементы чисто политического интереса РФ к Армении сохраняются в связи с тем, что, к примеру, Ереван остается членом Организации договора о коллективной безопасности, и Москва воспринимается одним из гарантов безопасности Армении. В то же время нельзя трактовать позицию России, в том числе в ООН, как однозначно проармянскую. Российская политика строится так, чтобы каким-то образом сбалансировать разные группы интересов в процессе сотрудничества с Арменией и Азербайджаном. С другой стороны, Азербайджан не может рассчитывать на то, что Россия поддержит преимущественно позицию Баку. Этот фактор необходимо учитывать.

Может Россия ввязаться в конфликт против Азербайджана?

Следует рассмотреть формат возможного конфликта. Если, к примеру, конфликт будет носить локальный характер, а Армении официально не будет в него втянута: в Ереване будут настаивать, что речь идет о противостоянии между армянами Карабаха и официальным Баку. Помимо этого, если Азербайджан не будет использовать еще и поддержку внешних сил, к примеру, Турции или НАТО, то каких-либо оснований для втягивания РФ в конфликт не будет. Однако в том случае, если конфликт будет позиционирован как межгосударственный: между Арменией и Азербайджаном, кроме того, в конфликт будут активно вовлечены Анкара и Североатлантический альянс, то Россия, возможно, предпримет какие-то шаги, чтобы помочь Армении. Речь в данном случае не идет о прямом военном вмешательстве, а прежде всего о каких-то дипломатических шагах, демаршах в отношении той же Турции и НАТО. В целом же, насколько мне известно, какой-либо четкой позиции у Москвы по данному вопросу нет.

То есть в Кремле пока не определились, что будут делать, если Армения и Азербайджан начнут воевать?!

Четкая позиция по данному вопросу пока не сформулирована. Опять же, если в конфликт не будут втянуты Турция и НАТО, то Россия вряд ли окажет военную поддержку Еревану. Если, конечно же, не считать поставку вооружения по внутрироссийским ценам, что предусмотрено договоренностями в рамках ОДКБ.

На ваш взгляд, сегодня Баку реально претендует на то, чтобы войти в НАТО? Как все это выглядит из Москвы?

Азербайджан, если для этого создадутся благоприятные международные обстоятельства, в НАТО вступит. Но вместе с тем Баку подождет и посмотрит, что будут делать Грузия и Украина, и после, в зависимости от увиденного, будет строить свою политику. Полагаю, это достаточно разумно. Азербайджан старается вести себя максимально разумно в отношении России, и мы должны это приветствовать.

В Баку побывал с официальным визитом председатель Исполнительного комитета СНГ Сергей Лебедев (ИА "АзерТАдж"). В Баку Лебедев сделал и ряд заявлений для журналистов. "Итоги голосования на сессии Генеральной Ассамблеи ООН по резолюции о ситуации на оккупированных территориях Азербайджана не окажут негативного воздействия на сотрудничество стран СНГ", - считает он. По словам Сергея Лебедева, страны СНГ - сторонники положительного решения нагорно-карабахского конфликта. "Страны СНГ желают решения проблемы в рамках интересов Азербайджана и Армении. Это общая проблема. Все зависит от Азербайджана, Армении и от уровня переговорного процесса". По его словам, страны СНГ прилагают все усилия для решения этой проблемы. "Необходимо создать единую экономическую модель Содружества независимых государств", - заявил, кроме того, журналистам исполнительный секретарь СНГ. "Это поможет странам быть более доступными для взаимного проникновения на рынки", - сказал Лебедев. Лебедев отметил также, что в ходе встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым он коснулся вопроса потребности в продукции Азербайджана в Москве. По его словам, этот вопрос будет обсужден на следующем заседании Экономического совета СНГ, которое пройдет в апреле.

Вокруг проблемы Карабаха и Резолюции ООН

В МИД Азербайджана считают ошибочной позицию сопредседателей Минской группы ОБСЕ по резолюции Генеральной Ассамблее ООН об оккупированных территориях Азербайджана. Как заявил в интервью "Эхо" глава пресс-службы внешнеполитического ведомства Хазар Ибрагим, в последнем заявлении сопредседателей МГ ОБСЕ говорится о поддержке территориальной целостности Азербайджана, что нашло свое отражение в пунктах резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. В этой связи, по словам представителя министерства, вызывает удивление выбор стран-посредников, которые проголосовали против принятия данного документа на прошлой неделе. "Мы считаем, что подобного рода действия сопредседателей являются ошибочными", - заявил пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим.

Упомянутая резолюция была принята на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В Баку уверены, что документ полностью отражает интересы Азербайджана, вновь указывает на незыблемость территориальной целостности страны и призывает Армению вывести оккупационные войска с захваченных земель. Вместе с тем среди стран, проголосовавших против данного документа, оказались все три государства - сопредседатели Минской группы ОБСЕ: Россия, Франция, США, которые изначально противились принятию такой резолюции на Генеральной Ассамблее. В этой связи накануне сопредседатели МГ ОБСЕ выступили с совместным заявлением, в котором попытались объяснить причины своего поведения. В частности, дипломаты полагают, что резолюция ГА содержит в себе опасность для мирного процесса в деле урегулирования армяно-азербайджанского конфликта (ИА "Тренд"). Кроме того, они называют резолюцию односторонней, что, по их выражению, вынудило посредников проголосовать против принятия данного документа. Вместе с тем дипломаты вновь говорят, что признают территориальную целостность Азербайджана и не признают суверенитет Нагорного Карабаха. В итоговой части сопредседатели МГ ОБСЕ предупреждают, что решение конфликта в любом случае потребует неизбежных компромиссов с обеих сторон. Но, видимо, объяснения сопредседателей МГ ОБСЕ не произвели впечатления на Баку и здесь советуют дипломатам заняться своими прямыми обязанностями.

Не менее жестко прокомментировал последнее откровение сопредседателей МГ ОБСЕ известный отечественный политолог Зардушт Ализаде. По его словам, страны-посредники не проголосовали за принятие резолюции, в которой говорится о важности территориальной целостности Азербайджана, так как под компромиссом посредники предусматривают некие формы отказа Азербайджана от своей территориальной целостности. "Вся их политика финансовой и военной поддержки агрессора служит тому, чтобы юридически оформить итоги агрессии Армении против Азербайджана",- полагает политолог. А то, что сегодня, на его взгляд, страны - посредники не в такой явной форме выступают против Азербайджана связано с их стремлением получить от нашей страны больше политических и углеводородных дивидендов. Он подчеркивает, что политика государств-посредников полностью противоречит коренным интересам армянского и азербайджанского народов. Политолог предупреждает, что дальше посредники вновь будут работать, как и прежде, как ни в чем не бывало. По словам Ализаде, в своем объяснении посредники, конечно же, признают, что плюнули нам в лицо, но в то же время предлагают воспринимать это как божью росу и продолжить работать с ними дальше ("Эхо").

Из интервью "Зеркало" посла Азербайджана в ООН Агшина Мехтиева:

"Существует ли все-таки какая-то связь между Косово и Карабахом, можно ли здесь проводить параллели, и уместно ли говорить о каком-либо влиянии событий вокруг Косово на эти действия Азербайджана в ООН?

Косово никоим образом не может быть каким-либо прецедентом для Карабаха. Самое главное различие заключается в том, что в случае нашего конфликта с Арменией речь идет о конфликте между двумя государствами, в котором одно - Армения, - опираясь на помощь и непосредственное участие третьего государства, наемников и групп международных террористов, оккупировало территории другого суверенного государства - Азербайджана, и пытается под разными предлогами аннексировать захваченные территории. При этом оккупанты осуществляют разработку природных ископаемых на захваченных территориях, присваивая доходы, разграбили и вывезли в Армению все имущество изгнанного с этих территорий азербайджанского населения, предпринимают действия, направленные на изменение демографической ситуации на упомянутых территориях, и, наконец, уничтожая культурное и историческое наследие, пытаются ликвидировать следы принадлежности этих земель азербайджанцам, то есть в данном случае речь идет о территориальном межгосударственном конфликте с оккупацией и попыткой аннексии. Разговоры о самоопределении здесь вообще неуместны. Если же кто-то хочет говорить о возможных параллелях или делать сравнения, то я бы сравнил действия армян в Карабахе с действиями нацистов во второй мировой войне. Вспомните Данцигский коридор - Лачинский коридор, судетские немцы - карабахские армяне, расовое превосходство арийцев и исключительность армян, аншлюс миацум, антиазербайджанские и антитурецкие заявления представителей политической элиты Армении и Геббелесовская пропаганда. Разве не похоже? По-моему, очень похоже. Но главное, что надо всегда помнить, чем все это закончилось для "арийцев"..."

Ряд политический партий Азербайджана предложили отказаться от услуг Минской группы ОБСЕ. Согласно информации ИА "Тренд", в итоговой декларации, принятой политическими партиями - участниками "круглого стола" говорится: "Политические партии Азербайджана резко осуждают позицию Минской группы ОБСЕ по отношению к резолюции об оккупированных территориях Азербайджана". В декларации отмечается, что азербайджанский народ надеялся, что переговоры в рамках Минской группы дадут положительный результат, армянская сторона освободит оккупированные территории Азербайджана. "Несмотря на то, что на многочисленных встречах под эгидой ОБСЕ в различные периоды принимались определенные документы по справедливому решению конфликта, но в результате неконструктивной политики Армении согласие не было достигнуто". Помимо этого в документе указывается, что в соответствии с мандатом МГ ОБСЕ, основная обязанность посредников заключается в достижении решения конфликта мирным путем, на основе норм и принципов международного права. "К сожалению, в некоторых случаях сопредседатели не демонстрировали достаточной последовательности в этом направлении. Заявления сопредседателей, искажающие суть конфликта так или иначе отрицательно действовали на ход мирных переговоров и как бы поощряли страну-захватчика". В принятом заявлении подчеркиваться, что голосование стран-сопредседателей против документа, представленного Азербайджаном на Генеральной Ассамблее ООН, привело к серьезному недовольству в стране. Таким поведением сопредседатели подвергли объективность своей деятельности серьезному сомнению и продемонстрировали солидарность с захватнической Арменией, открыто нарушающей право мирного соседского проживания и принцип территориальной целостности.

Армении не следует ставить условия перед Азербайджаном. Об этом на традиционном пресс-брифинге в МИД АР заявил глава пресс-службы внешнеполитического ведомства Хазар Ибрагим ("Эхо") говоря нашумевшее заявление главы МИД Армении Вардана Осканяна. Глава армянского внешнеполитического ведомства в телеинтервью заявил, что если Азербайджан будет вести переговоры на основе резолюции ГА ООН, то Армения выйдет из переговорного процесса, и пусть Баку ведет переговоры с "Нагорным Карабахом", то есть его армянской общиной. Как подчеркнул Хазар Ибрагим, "никто не удерживает Армению насильно в переговорном процессе. Азербайджан уже более десяти лет идет на компромисс, продолжая переговоры с Арменией. После чего напомнил, что сегодня Армении не следует ставить условия перед Азербайджаном. Этого ей не позволяют ни переговорый процесс, ни внутренняя ситуация. В настоящее время в Армении действует режим чрезвычайного положения, напомнил он, там цензура, там были жертвы, политическая ситуация весьма напряженная. К тому же весьма сомнительным является статус и самого Осканяна, и теперь непонятно, какие силы и какие предложения выдвигают. И руководству Армении, уверен Хазар Ибрагим следует не выдвигать условия Азербайджану, а занять более конструктивную позицию и осмыслить ситуацию. Если же Армения будет продолжать так говорить с Азербайджаном, то наша страна примет ответные меры, пообещал он. Хазар Ибрагим также заявил, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ неоднократно заявляли, что признают территориальную целостность Азербайджана, и что армянские оккупационные войска должны быть выведены с территории нашей страны. На этом фоне голосование сопредседателй против резолюции ГА ООН, во-первых, вызывает недоумение, а во-вторых, является ошибкой. Комментируя по просьбе журналистов разницу между мадридским документом, предложенным сопредседателями, и резолюцией Генассамблеи ООН, Хазар Ибрагим напомнил, что основные положения резолюции никоим образом не расходятся с предложениями посредников из Минской группы. Вместе с тем он подчеркнул, что мадридский пакет документом в строгом смысле слова не является: это предложения, и документом они станут только тогда, когда будут подписаны и утверждены. Резолюция же - это официальный международный документ.

Глава Национального форума НПО Азербайджана, депутат парламента (Милли меджлис) Азай Гулиев говоря о резолюции ООН отметил, что в документе еще раз подчеркивается, что карабахский конфликт должен быть решен в рамках территориальной целостности Азербаджана ("Зеркало"). "Там еще раз в качестве агрессора указана Армения. Кроме того, в документе отмечено, что эта страна должна вывести свои войска с оккупированных территорий Азербайджана, а изгнанные азербайджанцы должны быть возвращены в свои дома". А.Гулиев выразил благодарность всем странам, которые поддержали позицию Азербайджана. Помимо этого он подверг критике деятельность Минской группы ОБСЕ. По его мнению, представители МГ не должны были поддерживать сторону, которая оккупировала часть территории другого государства. "Итоги голосования показали, что за столом переговоров Азербайджан противостоит не только Армении, но и трем странам- сопредседателям МГ ОБСЕ", - отметил Гулиев. При этом он добавил, что голосование против принятия резолюции со стороны МГ ОБСЕ ставит под сомнение эффективность самой группы, принцип ее нейтральности. По словам Азая Гулиева, у Азербайджана есть право отказаться от услуг Минской группы ОБСЕ. "Теперь уже ясно, откуда на Азербайджан исходит давление относительно проведения референдума о статусе Нагорного Карабаха". Помимо этого Национальный форум НПО Азербайджана выступил с заявлением относительно принятой Генассамблеей ООН резолюции о положении на оккупированных территориях Азербайджана. В заявлении указана важность демонстрации Генассамблеей ООН приверженности основным принципам международного права. В документе выражен протест позиции стран-сопредседателей МГ ОБСЕ и содержится призыв к властям страны отказаться от этой миссии в качестве посредника.