Армения признает Карабах?: Нагорный Карабах за неделю

Баку, 25 марта 2008, 15:46 — REGNUM  

На линии фронта

По сообщению бакинской "525-й газеты", подразделения вооруженных сил Армении 17 марта с 21:30 до 21:35 по местному времени с позиций, расположенных на территории Бердского района Республики Армения подвергли обстрелу противоположные позиции Азербайджанских вооруженных сил на территории села Коха Няби Товузского района. В тот же день, пишет газета, с 20:40 до 21:40 с позиций, расположенных на безымянных высотах, на территории Ходжавендского района, с 22:10 до 22:50 с позиций, расположенных на безымянных высотах на территории Физулинского района армянские подразделения армянских вооруженных сил подвергли обстрелу противоположные позиции вооруженных сил Азербайджана. Согласно газете, ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.

18 и 19 марта подразделения вооруженных сил Армении, с позиций, расположенных вблизи села Ашагы Вейселли и с безымянной высоты Физулинского района, с позиций вблизи села Гызыл Оба Тертерского района, с безымянной высоты в Ходжавендском районе, с сел Шыхлар и Джавахирли Агдамского района обстреляли расположенные напротив позиции азербайджанской армии. ("Day.Az").

Азербайджан продолжает нарушать режим прекращения огня на разных участках линии соприкосновения Вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана, обстреливая позиции армии НКР мелкокалиберным оружием. Об этом сообщает Karabakh-Open, ссылаясь на начальника пресс-службы Армии обороны НКР, полковника Сенора Асратяна. По словам Асратяна, несмотря на то, что азербайджанские войска продолжают обстреливать позиции Армии обороны НКР мелкокалиберным оружием, положение на линии соприкосновения нормальное, и оно полностью контролируется силами Армии обороны НКР.

Министр обороны Азербайджана, генерал-полковник Сафар Абиев в беседе с заместителем директора Международного военного штаба НАТО, начальником Управления сотрудничества и региональной безопасности, генерал-майором Джорджем Лебелом заявил, что "в результате неконструктивной позиции агрессора-Армении" в направлении мирного урегулирования конфликта пока не достигнуто никаких конкретных результатов: "Сохранение подобной ситуации создаст условия для усиления напряженности в будущем. Азербайджан никогда не смирится с оккупацией своих территорий. Пусть даже силой, но мы изгоним оккупантов с нашей земли". ("525-я газета").

Ситуация на линии соприкосновения Вооруженных сил Армении и Азербайджана остается без изменений. Об этом корреспонденту АрмИнфо заявил пресс-секретарь министра обороны Армении полковник Сейран Шахсуварян. По его словам, пока на линии соприкосновения сохраняется некоторая напряженность.

Пленные

По факту пленения в марте текущего года Вооруженными силами Армении азербайджанского военнослужащего Ягуба Мухтарова в международные организации направлены официальные обращения, предпринимаются необходимые меры. Как передает "АПА", об этом говорится в распространенном заявлении Госкомиссии Азербайджана по делам пленных, пропавших без вести и заложников. В сообщении подчеркивается, что по информации Международного Комитета Красного Креста (МККК), сотрудники армянского представительства этой организации несколько раз посещали Мухтарова и интересовались условиями его содержания и здоровьем. Другая часть сообщения Госкомиссии посвящена теме критике ее деятельности в СМИ. Структура вновь выступила с критикой органов медиа, даже обвинила СМИ и НПО Азербайджана в ситуации с Самиром Мамедовым после его пленения и в том, что он избрал третью страну. Представители структуры подчеркнули, что Госкомиссия, как единственная структура по делам пленных и заложников, предпринимает необходимые шаги по освобождению пленных, в том числе и Мухтарова, и в подходящее для этого время будет информировать общественность. "С учетом сказанного, Госкомиссия рекомендует прессе при распространении информации по данной проблеме выступать с позиции общих интересов, не допуская публикации непроверенной и безосновательной информации", - сообщил он.

По словам руководителя Рабочей группы Госкомиссии Армении по вопросам пленных, без вести пропавших и заложников Армена Каприеляна, в настоящее время с Ягубом Мухтаровым ведется определенная работа со стороны соответствующих государственных органов, целью которой является выяснение истинных причин его появления на армянской стороне. "Уместно отметить, что на теле Ягуба Мухтарова имеются многочисленные следы побоев и телесных повреждений, что, по нашей информации, является следствием неуставных отношений, царящих в азербайджанской армии. Мухтаров подвергался побоям со стороны командиров", - отметил Каприелян. Он также напомнил, что Министерство обороны Армении своевременно сделало официальное заявление относительно пленения Мухтарова. Этот вопрос был также затронут в ходе недавней встречи с журналистами министра обороны Армении Микаэла Арутюняна. "Что касается выдачи Мухтарова, то в случае соответствующего решения официальных властей Армении наша Рабочая группа, согласно уставу и принятой практике, займется организацией процесса выдачи", - отметил Каприелян. В связи с этим, руководитель Рабочей группы напомнил, что в ходе предыдущего процесса, при котором армянской стороне с азербайджанской был передал военнослужащий Амбарцум Асатрян, в армянскую сторону были произведены два выстрела. "Мы глубоко озабочены и возмущены этим обстоятельством. После данных гарантий безопасности, как только армянская сторона начала продвигаться к месту передачи, в ее направлении были произведены два выстрела, что и было запротоколировано участвовавшими в процессе передачи представителями МККК", - отметил Армен Каприелян. (АрмИнфо).

Оценки резолюции ГА ООН

Как сообщает газета "168 Жам", 14 марта сессия Генеральной Ассамблеи ООН 39 голосами "за", при семи "против" и 100 воздержавшихся по инициативе делегации Азербайджана одобрила резолюцию "Положение на оккупированных территориях Азербайджана". "Генеральная Ассамблея призывает государства-члены ООН уважать и поддерживать суверенитет и территориальную целостность Азербайджана в пределах его международно-признанных границ. Генассамблея заявляет, что ни одно государство не должно признавать законной ситуацию, сложившуюся в результате оккупации территории Азербайджана и не содействовать или способствовать сохранению этой ситуации",- говорится в документе. В резолюции подчеркивается необходимость "немедленного, полного и безоговорочного вывода всех армянских сил со всех оккупированных территорий". Резолюция также подтверждает "неотъемлемое право населения, изгнанного с оккупированных территорий Азербайджана на возвращение в свои дома" и подчеркивает необходимость создания надлежащих условий для этого возвращения.

"Большой дипломатической и политической победой" назвал президент Азербайджана Ильхам Алиев принятие Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций резолюции по ситуации на оккупированных территориях Азербайджана. "Позиция Азербайджана - справедливая. Вопросы урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта только и только в рамках территориальной целостности Азербайджан нашли свое отражение в указанной резолюции, и являющийся ведущей международной организацией в мире ООН принял этот документ. Это является нашей большой дипломатической и политической победой", - сказал Алиев, выступая перед общественностью страны по случаю праздника Навруз байрамы. По его словам, принятие в ООН резолюции, с одной стороны свидетельствует об увеличивающемся международном весе Азербайджана, "потому что поддерживающие нас государства однозначно заявили о нашей правоте, несмотря на то, что на некоторые страны оказывалось серьезное давление". Как отметил Алиев, "принятие Генассамблеей ООН резолюции, в которой содержатся требования о безоговорочном освобождении от оккупации азербайджанских территорий и решения конфликта в рамках и с соблюдением территориальной целостности Азербайджана, еще более усиливает наши позиции". "Мы неоднократно заявляли, и сегодня я еще раз повторяю, что Нагорный Карабах никогда не станет независимым, мировое сообщество еще раз сказало свое веское слово по этому вопросу. Азербайджан никогда не позволит этого", - заявил Алиев. ("Analitika.az").

В свою очередь, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян высоко оценил позицию стран, проголосовавших против принятия Генассамблеей ООН представленной Азербайджаном резолюции по Карабаху. "Эта резолюция носит необязательный, рекомендательный характер, и не думаю, что она может повлиять на процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта, если конечно Азербайджан не будет заниматься обманом или самообманом", - отметил Осканян. По его словам, это несвоевременный, бесполезный и бессмысленный шаг как с точки зрения карабахского процесса, так и с точки зрения содержания самого документа. "Если они намерены применять эту резолюцию не только для внутреннего пользования и если они сами себя убедили в том, что международное сообщество будет защищать азербайджанские односторонние стремления, включенные в резолюцию, то это может создать серьезные проблемы в переговорном процессе. Азербайджан должен понять, что никакие резолюции не могут заставить Нагорный Карабах свернуть с пути самоопределения. Покажите мне хоть один пример, когда конфликт был урегулирован посредством представления или принятия резолюции со стороны международной организации или третьей страны. Такого никогда не было и уж точно не будет в случае Нагорного Карабаха. Настаивая на принятии этой несогласованной и бесполезной резолюции, Азербайджан продемонстрировал, что стремится избежать процесса карабахского конфликта в рамках Минской группы и, следовательно, лежащего на столе переговоров документа, а также то, что не готов сотрудничать на основе компромиссов", - заявил Осканян в интервью газете "Аздак". (PanARMENIAN.Net).

"Даже если бы резолюция на Генеральной Ассамблее ООН была принята с преимуществом в один голос, она все равно является международным документом. Поэтому принятие документа "О положении на оккупированных территориях Азербайджана" на Генеральной ассамблее ООН в любом случае можно считать провалом армянской дипломатии", - заявил экс-министр иностранных дел Карабаха Арман Меликян. Как сообщает АрмИнфо, по его словам, властям Армении нельзя закрывать глаза на принятую в ГА ООН резолюцию. Тем мне менее, политик заметил, что данная мера не является для Армении катастрофой, и можно найти достойный выход из сложившейся ситуации. "Армении необходимо взять на себя инициативу по разрешению конфликта и предпринимать более активные шаги в этом направлении. Республике нужны новые подходы и новые люди для участия в переговорах. Нужны такие люди, которые не давали никаких обещаний и не связаны никакими договорами. У нас на руках все козыри, и никто не может их отклонить, тем более, что Азербайджан занял достаточно агрессивную позицию в переговорном процессе", - резюмировал Меликян.

После итогов голосования в ООН по резолюции, предложенной Азербайджаном, мы намерены поднимать вопрос оккупированных Арменией азербайджанских земель и в других международных организациях, сказал на брифинге в МИД глава пресс-службы Хазар Ибрагим. Как сообщает 1news.az, Ибрагим заявил, что резолюции, подобные принятой в ООН, будут готовиться со стороны Азербайджана для рассмотрения в международных, европейских организациях, парламентах различных стран мира. "Вместе с тем еще раз хочу подчеркнуть, что ни о каких переговорах по статусу Нагорного Карабаха нет и речи до тех пор, пока согласно международному праву, со всех оккупированных территорий, в том числе и Нагорного Карабаха, не будут выведены все войска. Затем должны вернуться на свои земли все, кто подвергся этническим чисткам со стороны армян и вынужден был покинуть родные очаги. Только после всего этого можно будет сесть за стол переговоров по статусу Нагорного Карабаха в рамках территориальных границ Азербайджана. Это наше принципиальное и неизменное мнение, которое должны понять в Ереване", - отметил Ибрагим.

Ответным шагом Армении на действия Азербайджана может стать признание Нагорного Карабаха и заключение с этой республикой договоров, в частности, в военной сфере. Об этом, передает АрмИнфо, в ходе пресс-конференции заявил президент Армении Роберт Кочарян, комментируя резолюцию ООН по Нагорному Карабаху. Нынешняя активность Азербайджана в международных структурах, в частности, в ООН, связана с проблемой Косово. В частности, азербайджанская сторона пытается создать противовес косовскому прецеденту и продемонстрировать, что Косово не может являться прецедентом для Карабаха. Но они просчитались, поскольку большинство стран воздержались и не поддержали резолюцию. "У НКР больше прав на независимость, чем у Косово. Карабаха провозгласил свою независимость в 1991 году, у него есть госструктуры, НКР самостоятельно защищает свои границы, раньше начала процесс приобретения независимости", - сказал Кочарян.

Бакинская газета "Зеркало" пишет, что, по словам азербайджанского конфликтолога Арифа Юнуса, еще в прошлом году Армения устами того же Осканяна заявляла, что если Азербайджан не изменит свою позицию, то официальный Ереван будет вынужден признать Нагорный Карабах. "С такими же угрозами выступал и сам Кочарян. Практика показывает, что это всего лишь пропагандистская шумиха, на которую не нужно обращать никакого внимания. Армения будет продолжать переговоры, потому что на сегодняшний день для нее это единственная возможность решить карабахскую проблему. Потому что военным путем она своего добилась - Карабах под ее контролем. И теперь Армения заинтересована в том, чтобы путем мирных переговоров закрепить свою победу уже юридически", - сказал конфликтолог. По его мнению, Осканян своими заявлениями пытается шантажировать Азербайджан. "Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН является победой Азербайджана. Нам нужно добиться принятия еще нескольких резолюций, в которых будет отражен принцип территориальной целостности. Это не позволит Армении со временем использовать косовский вариант в отношении Нагорного Карабаха", - сказал бакинский конфликтолог.

Как отмечает газета "Айоц Ашхар", "за" этот документ проголосовали лишь часть исламских стран, члены ГУАМ и Сербия, т.е., образно выражаясь, лишь "азербайджанское лобби" и "разделяющие участь Азербайджана". Более того, пишет газета, ключевые три государства (США, Россия и Франция), которые в рамках Минской группы представляют заинтересованную международную общественность, проголосовали против резолюции. "Получается, что международная общественность, будучи на словах "за" территориальную целостность Азербайджана, на деле фактически не признает ее, т.к., как прокомментировало МИД России, "в резолюцию включены лишь некоторые базовые принципы урегулирования, которые соответствуют интересам Азербайджана, и не упоминается, например, уточнение правового статуса Нагорного Карабаха путем проведения плебисцита с целью обеспечить свободное и реальное волеизъявление народа", пишет "Айоц Ашхар".

"Принятие Генассамблеей ООН резолюции по Нагорному Карабаху не может оказать положительного влияния на переговорный процесс. Хотя все ранее принятые в ООН резолюции по нагорно-карабахскому конфликту и носили рекомендательный характер, тем не менее, появление подобного рода документов дают определенные преимущества нашим оппонентам в информационной войне", - сказал бывший заместитель министра иностранных дел Масис Маилян в интервью Karabakh-Open.com. Дипломат счел позитивным моментом позицию стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, представители которых единодушно проголосовали против принятия азербайджанского проекта. "Поскольку азербайджанская сторона намерена продолжить политику "проталкивания" аналогичных решений в различных международных структурах, НКР и Армении следовало бы реализовать комплекс мер по эффективному блокированию таких проектов", - подчеркнул Маилян.

"В результате обсуждений в ООН Азербайджан фактически потерпел очередное поражение, хотя пытается представить это собственному народу как моральную победу. Считаю, что имело место чрезвычайное событие - несмотря на то, что Минская группа ОБСЕ предупреждала о том, что нельзя представлять в ООН односторонний документ, Азербайджан сделал это. За проект проголосовали 39 стран, а около 150 стран (среди которых основные страны Евросоюза) либо были против, либо воздержались от голосования. Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ также проголосовали против. Думаю, Азербайджан получил четкий сигнал о том, что методы одностороннего давления не проходят". Об этом заявил министр иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Георгий Петросян, комментируя карабахской газете "Азат Арцах" принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции по Нагорному Карабаху. Глава МИД НКР отметил, что Азербайджан еще раз доказал, что он против мирного урегулирования и выступает за силовой метод решения проблемы.

На вопросы АрмИнфо отвечает глава МИД Армении Вардан Осканян АрмИнфо: Резолюция, представленная в Генеральной Ассамблеи ООН Азербайджаном прошла. Как вы оцениваете этот факт, способна ли она изменить положение вещей?

Вардан Осканян: Я негативно оцениваю фактическое принятие резолюции. Она была излишней, неуместной, вредной - как процесс, и как результат. Вместе с тем, я удовлетворен тем, что ряд стран не поддержал данную резолюцию. Я позитивно расцениваю решение этих стран. Резолюция Генеральной Ассамблеи не имеет обязательной силы, она носит консультативный характер. Я не думаю, что документ окажет влияние на процесс, если только Азербайджан вовлечен не просто в обман, а в самообман. Если они намерены использовать данную резолюцию не просто в целях внутригосударственной политики, если им удалось убедить себя, что международное сообщество искренне поддерживает односторонние устремления, перечисленные в тексте резолюции, тогда это вызовет серьезные проблемы в переговорном процессе. Один факт Азербайджан должен четко себе уяснить - никакое количество резолюций не вынудит Нагорный Карабах отклониться от пути самоопределения.

АрмИнфо: Насколько, на Ваш взгляд, азербайджанская сторона серьезно относятся к переговорному процессу?

Вардан Осканян: К счастью, нам скоро представится повод узнать это. Есть возможность, что избранный, но еще не вступивший в должность президент Армении Серж Саркисян встретится с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Бухаресте в рамках саммита НАТО. Мы заявили нашу готовность принять участие в этом мероприятии, и я знаю, что сопредседатели МГ ОБСЕ сделают соответствующее предложение о встрече, и мне также известно, что азербайджанская сторона также намекнула, что готова продолжить диалог на высшем уровне. Во время первой встречи этот вопрос можно прояснить. Серж Саркисян может поставить перед президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым вопрос ребром: "Если вы искренне верите в содержание резолюции, принятой на Генассамблее ООН, и именно ее возьмете на заметку в качестве руководства, тогда нам не о чем разговаривать, и давайте не будем терять время. Однако, если вы все еще привержены документу, который находится сегодня на переговорном столе, тогда давайте будем серьезными, и пройдем то короткое расстояние, которое осталось". В самом деле, текст резолюции, принятой в ГА ООН и содержание документа, который лежит на переговорном столе, несовместимы. Большая часть представителей международного сообщества признают это, и именно поэтому не поддержали данную резолюцию. Существует один документ, способный разрешить нагорно-карабахский конфликт - это документ, который будет подписан Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией. Позвольте снова заметить, что этот документ сейчас находится на переговорном столе. Он был предоставлен сторонам на высоком уровне в Мадриде, передан в секретариат ОБСЕ. Документ должен быть руководящим принципом для действительно стабильного разрешения конфликта. (АрмИнфо, с сокращениями).

Принятой на 62 сессии ГА ООН антиармянской резолюциией Азербайджан не победил, но проиграла Армения. Как сообщает "Ноян Тапан", такое мнение высказал на пресс-конференции 18 марта политолог Левон Мелик-Шахназарян. По его словам, не в пользу Армении звучит в первую очередь заглавие резолюции - "Ситуация на захваченных территориях Азербайджана". По мнению политолога, если до сих пор принятые в ООН 4 резолюции по проблеме НКР касались только ситуации в Карабахе, то эта своим содержанием существенно отличается от предыдущих. Принятие этой антиармянской резолюции, по убеждению политолога, можно было предотвратить, поскольку Россия, США и Франция изначально были склонны голосовать против и как крупные державы, и как страны Минской группы ОБСЕ. В таких благоприятных условиях, как отметил Мелик-Шахназарян, для армянского дипекорпуса не представляло особой трудности помешать принятию резолюции. Было возможно также заранее вести пропагандистскую работу с представителями тех стран, для которых проблема НКР и резолюция относительно нее не представляли особой важности и, следовательно, можно было легко их уговорить голосовать против. К таким странам, в частности, относятся Парагвай, Замбия, Малайзия и другие. Однако дипломатический корпус Армении, по словам политолога, упустил этот шанс. Вообще, по его мнению, Армения, имея множество фактов против Азербайджана, не умеет довести их до международных структур, в то время как Азербайджан безо всяких оснований всячески старается "очернить" Армению. Мелик-Шахназарян сообщил, что данная резолюция должна обсуждаться на следующей сессии ГА ООН также, и есть вероятность, что тогда уже за нее проголосуют больше стран. Это обстоятельство, по его словам, должны учесть армянские дипломаты и соответствующим образом организовать свою работу.

На вопросы газеты "168 Жам" отвечает политолог Агаси Енокян

"168 Жам": Что изменило принятие Генеральной ассамблеей ООН резолюция "Положение на оккупированных территориях Азербайджана"?

Агаси Енокян: Я хотел бы обратить ваше внимание на три основных фактора. Во-первых, Азербайджану все же удалось провести свою резолюцию в ООН. 2-3 года Азербайджан грозился внести вопрос в повестку ООН, а Армения и Минская группа убеждали его этого не делать. Теперь, фактически, Азербайджан почувствовал, что Армения достаточно ослабла, и настал удобный для него момент. Позиции Армении сегодня, в связи с внутриполитическими проблемами, действительно ослабли во внешнем мире, в дипломатии. Во-вторых, хочу обратить внимание на то, что в формате переговорного процесса по Карабаху постепенно происходит изменение. Если раньше вопрос обсуждался в рамках Минской группы ОБСЕ, то теперь делается попытка перевести его в другую инстанцию - в ООН. Правда, пока еще формально, пока еще в Генеральной ассамблее, которая, как неоднократно отмечали наши дипломаты, не имеет силы императива, однако это создает политический и психологический фон для принятия императивных решений. Все это указывает на то, что вопрос можно обсуждать не только в довольно удобном для нас формате Минской группы ОБСЕ, но и в других инстанциях, что, думаю, довольно плохо для Армении. И третий фактор заключается в том, что, фактически, "против" проголосовали лишь 7 государств - Армения, три страны-сопредседатели МГ ОБСЕ и еще 3 каких-то государства. Это показывает на чрезвычайно низкий уровень нашей дипломатии. То есть, мы не провели какой-либо работы в ООН, не было никакого лоббинга, не было обсуждений с послами других стран.

"168 Жам": Какие последствия может иметь принятая резолюция?

Агаси Енокян: В дипломатии вопросы сразу не решаются. Первый шаг в направлении изменения переговорного формата совершен, и возможны другие определенные шаги, в результате которых мы будем вынуждены отказаться от удобной для нас арены переговоров.

"168 Жам": Как можно все это предотвратить?

Агаси Енокян: Для этого надо развернуть на 180 градусов все указанные мной факторы: во-первых, Армения должна иметь сильную власть с высоким уровнем легитимности; во-вторых, внешнеполитическое ведомство Армении должно заниматься тем, чем должно заниматься, то есть защитой интересов Армении на внешнеполитической арене. Нужно вести серьезнейшую работу в сфере внешней политики, что в последние годы у нас совершенно отсутствует. ("168 Жам").

Минская группа ОБСЕ может сменить формат?

Минская группа ОБСЕ считает, что резолюция "О положении на оккупированных территориях Азербайджана" принятая на 62-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН представляет опасность для мирного процесса по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. "Страны-сопредседатели Минской группы голосуют против односторонней резолюции. Они вновь подтверждают свою поддержку территориальной целостности Азербайджана и не признают независимость Нагорного Карабаха", - говорится в заявлении Минской группы ОБСЕ. Сопредседатели в своем заявлении повторяют, что мирное, равноправное, и долгосрочное урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе будет требовать "неизбежных компромиссов". В заявлении МГ напоминает, что в то время, когда серьезные столкновения происходят на линии соприкосновения войск с человеческими потерями, "обе стороны должны воздержаться от односторонних действий". ("525-я газета").

Официальный Баку считает, что, выступив против Резолюции сопредседатели Минской группы ОБСЕ поставили себя в очень затруднительное положение. Об этом, сообщает бакинская "525-я газета", заявил журналистам замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. "Сопредседатели в течение уже многих лет занимаются только тем, что дают обещания, которые сами же не сдерживают", - сказал Азимов. По его словам, сопредседатели являются участниками политических игр. Позиции стран, которые они представляют, не совпадают. У каждой свои интересы в регионе. По мнению Азимова, передает газета, Минская группа в данном формате потеряла свою эффективность. "В Минскую группу входят и такие страны как Турция и Германия, которые имеют более здравую позицию по конфликту", - сказал он.

Азербайджан может пересмотреть отношения со странами, представляющими сопредседателей минской группы ОБСЕ - Россией, Францией, США в связи с их отрицательной позицией по проекту резолюции Баку по нагорно-карабахскому конфликту. "В процессе обсуждения и принятия этой резолюции мы столкнулись с серьезным сопротивлением. Это сопротивление было оказано не только со стороны Армении. Почему-то к этому сопротивлению присоединились Россия, США и Франция, являющиеся сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Подобной позицией эти страны показали враждебность Азербайджану, и мы это запомним", - сказал замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. По его словам, работа МГ ОБСЕ должна быть продолжена на основе принятой Советом безопасности резолюции по Нагорному Карабаху. Сопредседателям МГ ОБСЕ предстоит продолжить работу по восстановлению территориальной целостности Азербайджана, отметил он. "Эта миссия возложена на них международным сообществом, в том, числе Советом Безопасности ООН", - заявил Азимов. (Armenia Today)

Активисты азербайджанской "Организации освобождения Карабаха" (ООК) возложили к посольствам США, России и Франции в Баку желтые венки, перевязанные черной лентой и передали дипломатическим миссиям этих стран свои петиции. Как передает Turan, таким способом ООК выразила протест этим странам, проголосовавшим против резолюции "Положение на оккупированных территориях Азербайджана", представленных официальным Баку на Генассамблее ООН 14 марта. Как отмечено в петициях, "ООК расценивает позицию стран-сопредседателей как неуважение территориальной целостности Азербайджана и поддержку аннексионистских устремлений Армении". ООК считает, что "США, Франция и Россия больше не имеют морального права оставаться сопредседателями Минской группы ОБСЕ". ООК требует прекращения деятельности указанных стран в качестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Карабахскому урегулированию.

В Баку, по инициативе партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) состоялся круглый стол представленных в парламенте политических партий, посвященный голосованию странами-сопредседателями МГ ОБСЕ против принятой на 62-й сессии Генассамблеи ООН резолюции "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана". Отмечая, что представители каждой из трех стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ - США, России и Франции - проголосовали против этой резолюции, бакинская "525-я газета" заключает: "То есть косвенно - против территориальной целостности Азербайджана". Согласно газете, круглый стол от имени партий принял заявление, в котором осуждается выступление сопредседателей против резолюции и требуется внести ясность в эту позицию. В целом, пишет газета, все политические партии призвали сопредседателей Минской группы ОБСЕ положить конец двойным стандартам, служить мирному урегулированию нагорно-карабахской проблемы, и не предпринимать необдуманных шагов. В документе сказано, что в соответствии с мандатом Минской группы ОБСЕ, основная обязанность посредников заключается в достижении решения конфликта мирным путем на основе норм и принципов международного права: "К сожалению, в некоторых случаях сопредседатели Минской группы ОБСЕ не демонстрировали достаточной последовательности в этом направлении. Заявления сопредседателей, искажающие суть конфликта, так или иначе, отрицательно действовали на ход мирных переговоров, и как бы поощряли страну-захватчика".

Минская группа ОБСЕ исчерпала свой ресурс и не способна выполнить те задачи, решение которых на нее было возложено, сообщил 1news.az азербайджанский политолог Зардушт Ализаде. "По сути, деятельность МГ ОБСЕ заключается в том, чтобы уговорить Азербайджан согласиться с отделением Нагорного Карабаха. Изменить формат МГ ОБСЕ можно только с согласия обеих сторон конфликта, на что Армения не согласится. Особой альтернативы МГ ОБСЕ нет, при этом от сопредседателей мало что зависит, ведь они всего лишь посредники. В этой ситуации Азербайджану остается вести такую политику, чтобы все больше стран мирового сообществе считались с имиджем, авторитетом страны. Эта политика заключается в демократизации государства, налаживании политического диалога и контактов с армянской общиной Нагорного Карабаха. Диалоги, встречи, сотрудничество нужно вести не со ставленниками ФСБ в лице Бако Саакяна, а именно с общиной: неправительственными организациями, простыми жителями Карабаха, которых мы считаем нашими гражданами. Нужно не отторгать, а экономически связывать этих людей с Азербайджаном", - считает Ализаде.

Бакинский конфликтолог Ариф Юнус считает, что резолюция ГА ООН позволяет Азербайджану изменить формат переговорного процесса. "Мы должны отказаться от Пражского процесса. Он крайне опасен для Азербайджана. Особенно это касается пунктов о проведении референдума и положения о введении миротворческих сил в регион, что позволит Армении претворить в жизнь косовский вариант решения проблемы. Идею референдума нужно похоронить в зародыше. Это означает потерю Карабаха, но уже правовым путем", - заявил Юнус. Вместе с тем, он считает, что от самого института сопредседательства Минской группы отказываться не стоит. "Можно пойти на замену в этой группе России и Франции", - полагает конфликтолог. Комментируя такое заявление, бакинская "Зеркало" пишет, что "Азербайджан имеет полное право потребовать изменения формата посреднической миссии в лице сопредседателей Минской группы ОБСЕ, однако вряд ли надо торопиться с этим шагом". По мнению газеты, сегодня необходимо потребовать от сопредседателей Минской группы ОБСЕ только одного: чтобы они четко и однозначно заявили, что армянское население Нагорного Карабаха имеет право на самоопределение, но только в рамках территориальной целостности Азербайджана. Без этого, пишет бакинская газета, после создания косовского прецедента, никакие поэтапные варианты урегулирования армяно-азербайджанского конфликта с размещением миротворческих сил не приемлемы для Азербайджана.

По мнению президента Армении Роберта Кочаряна, лучшего формата, чем Минская Группа ОБСЕ нет. "Если формат не устраивает азербайджанскую сторону, то это не означает, что мы должны развалить формат. Если они не хотят вести переговоры, они могут не делать этого", - отметил Кочарян, добавив, что Баку должен подумать о будущем и о том, кто будет в таком случае нести ответственность за дальнейшее развитие событий. (АрмИнфо).

Тот факт, что Азербайджан обратился в секретариат ОБСЕ с предложением о роспуске Минской группы, скорее, навевает на размышления, чем требует оценок, сказал депутат парламента НКР Гегам Багдасарян в беседе с газетой Karabakh-Open.com. По мнению депутата, гораздо важнее понять причинно-следственные связи и ожидания от данного шага. "В конце концов, для армянских сторон ничего страшного не произошло и не произойдет, если даже Азербайджан такой ценой достигнет своей тактической цели - разрушить формат Минской группы ОБСЕ и перевести обсуждение конфликта в рамки ООН. Ни для кого уже не секрет, что вынесенный на стол переговоров пакет предложений МГ содержит достаточно много выгодных для Азербайджана элементов и, мягко говоря, вызывающих сомнение предложений для карабахской стороны", сказал Багдасарян. По мнению депутата, Азербайджан не может не понимать, что страны-сопредседатели МГ ОБСЕ играют ключевую роль и в ООН, так что, просто смена "игровой площадки" не может изменить правила игры, тем более, что США, Россия, Франция, а также целый ряд проголосовавших против предложенной Азербайджаном резолюции или воздержавшихся при голосовании стран-"тяжеловесов" еще раз подтвердили свое намерение соблюдать правила игры. "Таким образом, необходимо понять, что заставляет Азербайджан в столь неблагоприятных условиях брать на себя ответственность за срыв переговорного процесса и повышение вероятности возобновления боевых действий. Я не исключаю наличие "подводных течений", вероятность закулисных игр, поскольку Азербайджан, мягко говоря, не является государством, которое может позволить себе подобные самостоятельные и рискованные шаги". В любом случае, по мнению депутата, в обозримом пространстве ничего опасного для армянских сторон нет, даже наоборот - неконструктивная позиция Азербайджана дает им в руки дополнительные козыри. "Хотя не помешало бы заглянуть и за кулисы, если, конечно, в данном случае кулисы имеются".

Азербайджан обратился в секретариат ОБСЕ с инициативой о роспуске Минской группы по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Об этом, передает ИА REGNUM, заявил в парламенте глава МИД Армении Вардан Осканян. По его словам, эта информация пока не афишировалась, однако Армения в курсе намерений Азербайджана. "Азербайджан давно начал предпринимать шаги с целью провалить формат МГ ОБСЕ и перевести рассмотрение конфликта в ООН", - отметил он. По словам министра, резолюция, которую недавно приняли на сессии Генассамблеи ООН, уже два года, как была в этой структуре, и каждый раз Азербайджан отказывался от вынесения проекта на голосование, поскольку их не устраивала расклад 30 "за" и более сотни воздержавшихся. По мнению министра, причина тому, что Азербайджан на сей раз решился внести на голосование проект резолюции заключается в боязни, что Косово могут рассматривать как прецедент, и поэтому лишь согласился на столь пораженческий расклад 39 "за", 7 "против" и 150 "воздержавшихся".

Процесс урегулирования

Сопредседатели МГ ОБСЕ от США, Франции и России опубликовали заявление по итогам встреч с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана в Париже 15 марта. Как сообщает АрмИнфо, в заявлении, в частности, сопредседатели напомнили, что страны МГ ОБСЕ - Россия, США и Франция признают территориальную целостность Азербайджана и не признают независимость Нагорного Карабаха, и одновременно с этим поддерживают идею о том, что будущий статус НК является предметом переговоров между сторонами. Сопредседатели убеждены, что любое мирное и справедливое решение урегулирования конфликта потребует неизбежных компромиссов сторон. Сопредседатели подчеркивают необходимость срочно возобновить переговорный процесс после перерыва, который был сделан по причине проведения президентских выборов в Армении. В этом плане сопредседатели с удовлетворением отмечают готовность глав МИД Армении и Азербайджана продолжить обсуждения между сторонами. "Сопредседатели МГ ОБСЕ сделали предложение главам МИД стран организовать первую встречу между лидерами Армении и Азербайджана как можно скоро. Сопредседатели выражают свою искреннюю надежду, что эта встреча, которая, в принципе, была принята сторонами, состоится и приведет к возобновлению переговорного процесса с целью мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе "Документа по основным принципам мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта", представленного сторонам 29 ноября в Мадриде", - отмечается в заявлении. В связи с перестрелкой на линии соприкосновения, унесшей жизни людей, сопредседатели указывают на необходимость воздержаться от односторонних и маргинальных действий, от милитаристской риторики и призывают полностью и твердо соблюдать положениям, обозначенным в соглашении о режиме прекращения огня.

Встреча руководителей Азербайджана и Армении возможна только при условии выдвижения со стороны Армении конкретных предложений интересующих нас. Об этом, согласно азербайджанскому агентству 1news.az, заявил пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. По его словам, "вместо того, чтобы выступать с пустыми высказываниями и обвинениями в адрес официального Баку, армянское руководство должно внести конкретный пакет предложений". "Пока что этого нет, поэтому говорить о встрече глав государств не вижу смысла", - заявил Ибрагим.

В то время, как европейские и другие международные организации посредством своих эмиссаров пытаются оказать давление на Армению, выходящую из режима чрезвычайного положения, сопредседатели Минской группы ОБСЕ "в срочном порядке" пытаются возобновить переговоры. "А что, разве пожар? К чему такая спешка?" - задается вопросом Karabakh-Open.com. "Кто должен вести переговоры с армянской стороны, если срок полномочий нынешнего министра иностранных дел Вардана Осканяна завершается, новое правительство еще не сформировано, действующий президент уходит, а новый пока не вступил в должность? Да и не ясно еще, удастся ли Армении безболезненно выйти из сложной внутриполитической ситуации. Логика подсказывает, что если посредники действительно хотят справедливых решений, они не должны воспользоваться ситуацией и искусственно торопить события. Значит ли это, что посредники пытаются заставить Армению принять заведомо невыгодный для нее вариант урегулирования? Если да, то зачем Армении продолжать переговоры в этом формате? Создается ощущение, что армянские политики увлеклись дипломатической и информационной составляющей переговоров и совершенно утеряли из виду их смысл и цель. А изначальная цель - после установления перемирия в 1994 году - состояла в документализации итогов войны, в заключении мирного договора, основанного на капитуляции Азербайджана. Мирный договор не подписан: Азербайджан не только не признал капитуляцию, но и выступает сейчас с позиций выигравшей стороны, предъявляя претензии не только на территории вокруг бывшей НКАО, но и на сам Нагорный Карабах. Постороннему человеку, не знакомому с ходом переговорного процесса, сложно сейчас объяснить, каким образом случилась такая трансформация. Как удалось проигравшей стороне завлечь выигравшую сторону в дипломатические дебри, где она затеряла багаж реальных аргументов?" - пишет карабахское издание.

Американский сопредседатель раскрыл суть последних предложений по Карабаху, пишет бакинская "525-я газета", комментируя интервью сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза радиостанции "Голос Америки". "Комплекс принципиальных предложений Минской группы ОБСЕ должен привести к освобождению оккупированных территорий Азербайджана и возвращению беженцев на родные земли. Также планируется открытие коридора, объединяющего Нагорный Карабах и Армению и размещение в регионе международных миротворческих сил", - сказал, согласно "525", "Голосу Америки" Брайза. По его словам, пишет газета, Минская группа никогда так интенсивно не работала, чтобы выработать конкретные предложения. Брайза отмечает, что "на повестке дня - принципиально новые предложения, которые лягут в основу мирного договора, способствующего процветанию региона". Вместе с тем, сопредседатель заявляет, что "связи между косовским кризисом и обострением ситуации в Нагорном Карабахе нет". Представитель Госдепа также призывает стороны придерживаться договоренности о приостановке военных действий. "Мы были серьезно обеспокоены тем, что договор о перемирии был нарушен, произошли серьезные боестолкновения между армянскими и азербайджанскими подразделениями. Мы хотим быть уверенными, что статус-кво будет восстановлен. Для обеих сторон важно снизить напряженность и держать войска подальше от разделительной линии. Никто не должен пытаться извлечь политическую выгоду из произошедших трагических столкновений", - считает американский посредник. Согласно "525", Брайза также отметил, что между проблемой Косово и ухудшевшийся ситуацией в последние дни в Нагорном Карабахе нет ничего общего. Он выразил серьезное недовольство по поводу нарушения перемирия в начале марта и призвал стороны положить конец перестрелкам: "Я не вижу связи между претендентом Косово и событиями, происходящими в Нагорном Карабахе". Газета отмечает, что это заявление американского дипломата было сделано после принятия постановления "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана" в Генассамблее ООН.

Позиция сопредседателей МГ ОБСЕ явно диссонирует с громкими оптимистичными заявлениями руководителей Азербайджана о том, что Баку удалось переломить ситуацию на переговорах и уже международное сообщество поддерживает позицию Азербайджана, пишут в бакинской газете "Зеркало" аналитики агентства "Туран". По их словам, результаты голосования в ООН и последующий комментарий замминистра иностранных дел Араза Азимова показали, что ситуация вокруг карабахского урегулирования не столь обнадеживающая. В ответ на заявления сопредседателей о том, что документ, представленный Азербайджаном, не был "сбалансированным", Азимов упрекнул посредников в том, что их предложения сами по себе не были сбалансированными. Далее Азимов раскрыл часть переговорного процесса, сообщив, что предложения сопредседателей не предполагают освобождение Кяльбаджара и Лачина при наличии Лачинского транспортного коридора, а также возвращения азербайджанского населения в Нагорный Карабах. "Это заявление Азимова не стыкуется с предыдущими заявлениями Ильхама Алиева. С другой стороны, откровения Азимова несколько приоткрывают завесу над переговорным процессом. Можно предположить, что в настоящее время сопредседателями обсуждается вопрос об освобождении 5 районов вокруг Нагорного Карабаха. Освобождение Кяльбаджара увязывается с подписанием соглашения о промежуточном статусе НК. А вопрос о Лачине и Лачинском коридоре, судя по всему, отодвигается на будущее и увязывается с вопросом об окончательном статусе НК. Камнем преткновения на переговорах остается вопрос о выработке статуса НК. Рассматривается вариант проведения референдума. Азербайджан в принципе соглашается с этим. Однако из источников в правительстве стало известно, что голосование может быть проведено только после возвращения в регион бывших жителей НК азербайджанской национальности и правом голосования должны обладать потомки изгнанного населения", - отмечают аналитики "Туран". По их словам, по примеру плебисцита на Кипре, мнения армянской и азербайджанской общин должны учитываться отдельно. Если они совпадут, то вопрос будет внесен на общенациональный референдум в Азербайджане. Если позиции не совпадут, то через некоторое время может быть проведен повторный референдум. Армянская же сторона настаивает на проведении референдума в НК и принятии решения простым большинством голосов. "С учетом взаимоисключающих позиций, сопредседатели предлагают концепцию промежуточного статуса НК. Она позволяет НК самостоятельно решать вопросы политической, экономической жизнедеятельности и вопросы безопасности, избрания лиц для управления НК, предоставления региону статуса наблюдателя в ОБСЕ, получать помощь от иностранных государств и международных организаций, привлекать инвестиции, обладать правом доступа на международные рынки. Сопредседатели полагают, что промежуточный статус способствовал бы возвращению беженцев и укреплению мер доверия, формированию обстановки для проведения референдума. Однако очевидно, что временный статус закрепляет существующие реалии и предопределяет конечный статус", - заявляют аналитики "Туран".

Армения и Нагорный Карабах должны начать процесс по признанию независимости НКР. Как сообщает АрмИнфо, такое мнение на пресс-конференции в Ереване выразил экс-глава МИД Нагорного Карабаха Арман Меликян. По его словам, начало данного процесса не будет означать автоматического признания независимости Карабаха, но процесс неминуемо приведет к этому результату. "Я уверен, что в случае признания Арменией независимости Карабаха, многие страны последуют этому примеру", - отметил Меликян. Он добавил, что существуют правовые механизмы и международные документы, посредством которых Армения может придать правовое обоснование отношениям с Карабахом. "Например, Конвенция о специальной дипломатической миссии, к которой Армения, насколько мне известно, не присоединилась, является весьма весомым международным документом, который предоставляет нам широкие возможности для сотрудничества с властями Нагорного Карабаха без обязательного признания его независимости. Эти отношения сразу приобретут форму международного сотрудничества", - отметил Меликян. Он добавил, что не понимает того, что президент Армении угрожает Азербайджану признанием независимости Карабаха, апеллируя к данной мере в качестве ответной реакции на попытку Баку сохранить радикальную позицию. "Если вы собираетесь признать независимость Нагорного Карабаха, не стоит делать из этого предусловия. Необходимо начать процесс, который ни в коем случае не противоречит посреднической миссии Минской группы ОБСЕ и в целом международным интересам", - отметил Меликян. Он добавил, что Россия и США не заинтересованы в передаче каких-либо территорий Азербайджану. "В наших же интересах сохранить эти территории, что мы вполне можем сделать. В первую очередь, нам необходимо заселять эти земли, предоставив карабахское гражданство армянским беженцам из Азербайджана", - подтвердил Меликян свою позицию о судьбах обездоленных людей. "Сегодня переговорный процесс по урегулированию нагорно-карабахского конфликта соответствует интересам ЕС, в то время как США в данном вопросе скорее конкурент Европы, чем союзник. Если США потеряет свое влияние в регионе, что вполне вероятно, возрастет влияние России. Тем не менее, в вопросе Карабаха мало что изменится по причине схожести позиций США и России по данному вопросу", - отметил Меликян.

Все дискуссии об оккупации Азербайджана будут продуктивными лишь при одном условии - отказе от формально-юридического детерминизма, считает заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук Сергей Маркедонов. По его мнению, в урегулировании столь сложных проблем, как конфликт в Нагорном Карабахе, на первый план выходит не формально-правовая принадлежность определенных территорий тому или иному государству, а такая рационально труднопостигаемая материя, как доверие между сторонами. "Почему Степанакерт, превращенный в 1991-начале 1992 гг. в "Сталинград", заново отстроен, а населенная до конфликта преимущественно азербайджанцами Шуша нет? Потому, что Шуша - тактически господствующая над Степанакертом высота, а армяне опасаются "мирного урегулирования" в виде возвращающихся "шушалары" - шушинских азербайджанцев. Почему армянская сторона так упорно не желает освобождения оккупированных территорий? Потому, что никакие миротворцы, особенно европейские, не удержат полмиллиона азербайджанских беженцев от возвращения в родные города и села. Считать же, подобно профессиональным "миротворцам", что за демилитаризацией "оккупированных территорий" и введением туда миротворческих контингентов не последует массовое возвращение беженцев, мечтающих свести счеты с армянскими "оккупантами", нет никаких оснований. Без ответа остается и вопрос о готовности армян взять азербайджанские паспорта, а азербайджанцев - признать своих вчерашних врагов согражданами. В этой связи любая резолюция, включая и ООН-овскую, становится PR-оружием конфликтующих сторон. Одна сторона будет ссылаться на поддержку своих устремлений высокой международной инстанцией, вторая сомневаться в качестве этой поддержки. Обе стороны будут перекладывать ответственность за разрешение конфликта либо на своего оппонента, либо на третьи силы. А сам конфликт при таких исходных данных не будет разрешаться, если понимать под разрешением компромисс, а не победу одной стороны", - считает Маркедонов. (Politcom.гu).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.