Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда приступила к рассмотрению жалобы инициативной группы граждан, жителей Северска и Томска, на действия Федерального надзора РФ по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор). Истцы рассчитывают добиться отмены действия лицензии, выданной ФГУП "Сибирский химический комбинат" (СХК) в 2001 году на подземное захоронение жидких радиоактивных отходов (ЖРО). Как заявил корреспонденту ИА REGNUM один из участников инициативной группы, председатель Томского центра экологической и общественной безопасности Владимир Губа, Госатомнадзор не имел права выдавать лицензию СХК на закачку ЖРО в подземные водоносные горизонты, расположенные в опасной близости к Томскому подземному водозабору. Данные действия, по словам эколога, запрещены действующим федеральным законодательством.

По итогам первого дня слушаний адвокат Константин Лебедев, представляющий в суде интересы истцов, сообщил, что крупномасштабное подземное захоронение жидких радиоактивных отходов (общая активность более миллиарда Кюри), осуществляющееся более 30 лет в водоносные горизонты на глубину 280-400 метров. Делящиеся материалы интенсивно сорбируются песчано-глинистыми породами и скапливаются в устье скважин. Учитывая, что вода является замедлителем нейтронов, это создает угрозу накопления критической массы, достаточной для возникновения самоподдерживающейся цепной реакции". Всего за время работы СХК произошло 23 аварии, 4 из которых были 3 уровня опасности по шкале МАГАТЭ.

Закачка производится на стационарных объектах 18 и 18а СХК с 60-х годов. До 19 июля 2001 года комбинат не имел лицензии Госатомнадзора на захоронение ЖРО в подземные водоносные горизонты и обосновывал легитимность своей деятельности лицензией на недропользование, срок действия которой истек в марте 2001 г. Присутствовавший на суде представитель Северского отдела инспекций Госатомнадзора Сергей Коньков сообщил в перерыве заседания, что СХК предоставил в комиссию по лицензированию все требуемые документы: заключения государственной экологической и государственной геологической экспертиз, материалы общественных слушаний по проблеме глубинного захоронения ЖРО (они прошли в Северске 28 марта 2001 года), а также заключения экспертов по промышленной безопасности Западно-Сибирского управления Госгортехнадзора. Кроме этого, специальная проектная организация ВНИПИПТ подготовила проект эксплуатации полигона до 2015 года. Между тем, Сергей Коньков признал, что объективными данными о том, что действительно происходит с ядерными отходами на глубине 400 метров, в настоящее не обладает никто.

"Для нас не имеет значения, на что выдана лицензия: на право осуществления деятельности по захоронению ЖРО или на право пользования недрами для их захоронения, поскольку и в том и в другом случае затрагиваются наши права и интересы на благоприятную и безопасную окружающую среду и создается реальная угроза не только для нашей жизни и здоровья, но и для будущих поколений." - заявил Владимир Губа.

В ходе слушаний истцы намерены обратить внимание суда на сам факт нарушения закона при выдаче лицензии, а так же на то, что и эта деятельность запрещена законом. Константин Лебедев отметил, что в части гарантий безопасности функционирования производств СХК, фигурирующих в "экспертных заключениях", обосновывающих продление сроков захоронения ЖРО в подземные водоносные горизонты, необходимо обращаться не к частному мнению геологов или физиков, а к закону, защищающему жизнь, здоровье граждан и их детей. В частности, ч.2 ст. 51 федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещает сброс радиоактивных отходов в поверхностные и подземные водные объекты, водосборные площади, в недра и на почву.