С 21 по 22 марта в Кузбасской государственной педагогической академии (Новокузнецк, Кемеровская область) проходила международная научно-практическая конференция "Историко-культурное взаимодействие народов Сибири", посвященная 80-летию со дня рождения выдающегося ученого-филолога, исследователя фольклора тюркских народов Саяно-Алтая профессора Андрея Чудоякова. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе новокузнецкой мэрии, в рамках конференции 22 марта на территории летнего городского пляжа "Водная" на реке Кондома прошел шорский ритуально-обрядовый праздник Чыл-Пажи (Новый год).

Этот праздник проводился кузнецкими шорцами последний раз в 1925 году в месте слияния рек Томь и Кондома. Также известно, что этот обряд еще в 50-х годах проводился в поселке Ак Тыг Ал Таштагольского района. По инициативе Центра шорской культуры "Аба-Тура" и Новокузнецкой городской общественной организации "Шория" этот праздник празднуется с 2002года. Активисты шорского движения восстановили его по материалам этнографических экспедиций и воспоминаниям старейшин.

В старину, накануне праздника, в течение недели совершались обрядовые действия, приводились в порядок жилища и окрестности, в этот период запрещены ссоры как в семье, так и в обществе, нельзя было употреблять вино: с ним могли войти в человека темные силы. К празднику все должны освободиться от всех низменных чувств, очистить свою душу для вхождения всего нового, чистого.

Традиционно программа праздника "Чыл-Пажи" включает в себя показательные ритуалы для участников и массовые народные мероприятия. До захода солнца будет проведен обряд благопожелания с участием гостей праздника. Обряд связан с ритуалом сожжения черных чалам (полоски из ткани) и проведением очищения жизненного пространства. Ритуальные обрядовые действия связаны с проводами и встречей солнца.

По древним традициям кам разводил три ритуальных костра: для очищения, кормления и общения с духами. Заранее готовились четыре ленты - "Чаламы". По словам старейшин, она должна быть длинною "в два локтя", голубого (символ неба), желтого (символ солнца), белого цвета (олицетворяет чистые помыслы) и черного цвета. Каждый человек на черной ленте завязывает узлом все свои болезни, обиды, беды и другие проблемы, освобождая себя от них. Эти черные ленты сжигаются в специально разведенном костре, символизируя процесс очищения человека от зла в самом себе.

Следующий ритуал - процесс создания Нового мира. Участники ритуала с мыслями о благополучном будущем привязывали свои "Чаламы" на священную березу или коновязь, причем каждый человек сначала произносил благопожелание всем людям, живущим на планете, потом для страны, потом региона, своему роду, семье и только в последнюю очередь самому себе. Обращались к духам земли, воды, гор, леса, степей с просьбой укрепить дух рода, семьи, принести удачу и дать здоровье для достижения поставленных целей в наступающем году. После обряда следовало угощение всех присутствующих. Люди веселились, состязались в силе и смекалке. Молодые люди знакомились, заключались свадебные соглашения между родственниками. Лучшие исполнители песен состязались в своем мастерстве. Знаменитые кайчи (сказители) всю ночь под звуки кай-комуса рассказывали героические сказания.